№ 8 (214) Май (1-15) 2013 года.

Танец любви в свободном полете

Просмотров: 13618

Знаменитый хирург Лейла Адамян считает танец лекарством от многих недугов человека. И от болезней общества тоже

– Век сейчас очень жестокий. Красоты не хватает катастрофически! Телевизор включишь – там сплошные боевики. Даже по тем каналам, от которых ждешь «разумного, доброго, вечного». Да и не в одной красоте, конечно, дело. В нашей жизни вообще очень мало позитива. А он нужен людям как воздух, иногда – даже больше, это я вам как врач говорю. Мир человека должен быть интеллигентным, красивым, рождающим положительные эмоции. Я уверена, что красота действительно спасет мир – если это красота взаимоотношений в семье, красота движения, красота человеческого тела и души, красота наших чувств… Можете называть ее иначе – гармонией, комфортом. Но без этой красоты, без любви, без тепла человек не живет, а всего лишь выживает. И мы с вами видим это буквально на каждом шагу…

Подавляющее большинство людей, 99 из ста, 999 из тысячи, после таких слов сделали бы скорбное лицо и горестно пожали бы плечами. Мол, что поделаешь, мир несовершенен, но – неисправим… Но Лейла Владимировна Адамян плечи расправляет. На ее лице улыбка победителя.

Накануне у нее был момент настоящего триумфа. Не камерного, не личного и не домашнего. Перед полутора тысячами зрителей в прекрасном зале Московского Дома музыки, под аплодисменты прошел спектакль – перформанс «Танец любви». Ее идея, ее творение, ее осуществившаяся мечта. Мир стал ощутимо прекраснее и ярче, и теперь еще долго не поблекнет. В этом шоу соединились в единый сплав самые разные жанры – бальные танцы в исполнении звезд первой величины, победителей международных конкурсов, художественное слово, литературная классика, прекрасная музыка, современная «инновационная» сценография – и еще что-то неуловимое, но единственно важное. Благодаря чему спектакль, состоящий из 22 новелл, пролетел как будто на одном дыхании. Любовь, наверное. Что же еще. Больше нечему.

Между тем буквально к каждой фразе в рассказе об этом спектакле въедливый редактор наверняка бы приделал сноску: «Так не бывает!» Особенно в наше прагматичное время, когда каждому свое, а до чужого никому и дела нет.

Прежде всего «не бывает» так, чтобы продюсером профессионального, технически и композиционно сложного спектакля выступил человек, не имеющий отношения ни к миру шоу, ни к миру бизнеса, а уж к шоу-бизнесу и подавно. Лейла Владимировна – знаменитый хирург-гинеколог, академик РАМН. Папарацци за ней не гоняются, поклонники-экзальте автографы не клянчат… только когда она легкой походкой входит в холл Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова, за спиной обычно тихий шепот: «Это же сама Адамян!» Список ее работ и профессиональных регалий займет несколько страниц убористым шрифтом. Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный специалист по акушерству и гинекологии Министерства здравоохранения РФ (то есть в просторечии – главный акушер-гинеколог России), зам.директора уже упоминавшегося НЦАГиП им. Кулакова – ведущей клиники страны, зав. кафедрой репродуктивной медицины и хирургии в Московском государственном медико-стоматологическом университете… Под ее руководством коллеги-медики защитили около 90 докторских и кандидатских диссертаций. Им было чему учиться: Лейла Адамян – хирург высочайшего уровня, причем хирург-универсал, чьи открытия и разработки двинули вперед сразу несколько основополагающих направлений в медицине. Таких врачей, как она, в мире – наперечет. Это с ее подачи микрохирургические операции в гинекологии научились проводить без разрезов – так, чтобы не лишать пациентку шанса все-таки испытать счастье стать матерью. Ее методы лечения эндометриоза, одной из тяжелейших женских болезней, ведущих к бесплодию, признаны во всем мире: Лейла Адамян председательствует сразу в нескольких международных медицинских сообществах этого профиля. У пациентов свой «международный рейтинг». Поэтому уже 40 лет подряд по четвергам доктор Адамян ведет прием больных, съехавшихся в Москву на улицу Опарина из разных городов и стран. Успевает осмотреть человек по 30–40, чтобы не отказать никому. Хирурги не склонны к высоким словам, однако для себя этот день Лейла Владимировна лаконично именует «святым четвергом» и соблюдает тоже свято.

Медицина – и танец? Скальпель – и балетный станок? Медицинские конгрессы – и постановка шоу? Зачем и ради чего? Академик Адамян терпеливо и в который уже раз объясняет… Хотя нет, ничего она не объясняет. Просто говорит, что «случайностей в мире не бывает». «Видимо, наступил момент, когда нужно было дать какой-то толчок для развития новых эмоций».

И все-таки сердится:

– Вы неправильно ставите вопрос! Я не «ввязалась» во что-то чужое. Я свою великолепную работу в медицине, которой я отдала 42 года жизни, никуда не дела! Она та соломинка, которая меня держала и держит всю жизнь, и в юности, и сейчас. У меня за плечами колоссальная школа, врачи, хирурги, 27 международных конгрессов по хирургии, 7 конгрессов по репродукции. Но я просто решила свои средства, эмоции и время потратить на то, что необходимо людям. Вот на этой художественной стезе. Я считаю, что каждый человек должен сделать что-то прекрасное. Я не одна, кому этого не хватает. А я по натуре хирург. Решила и сделала.

Так и говорит – «по натуре». Не только по профессии. Если бы еще «натура» была для людей страховкой от ударов судьбы… Увы, нет. Редко бывает, чтобы резкие повороты человек совершал без боли и абсолютно легко. Так вышло и здесь. Несколько лет назад внезапно ушел из жизни муж Лейлы Владимировны. Кто терял близких, тот знает, а не терявшим лучше до поры и не знать, чем и как такое отзывается. Чтобы как-то ее отвлечь от тяжелых мыслей, друзья подарили Лейле Адамян платиновую карту-абонемент для занятий танцами. О чем она сначала и думать не хотела. Но… выкроила время, собралась с силами и пришла в зал. И удивительная вещь: танцы стали лучшим лекарством от тоски, стресса, невыносимого напряжения.

Человеком она, надо сказать, всегда была спортивным, держала себя в форме, занималась теннисом. Никогда не скрывала свой возраст – во многом потому, что красивая, легкая, подвижная женщина может паспортных цифр не бояться: они реальности не отражают. Но было и еще более важное. Лейла Адамян убеждена: танец – высшее проявление успеха и счастья. На стыке физиологии и психологии это лекарство от множества болезней. И его надо сделать доступным как можно большему числу «пациентов», которые даже не подозревают, что сильно нуждаются в помощи. А раз человека можно вылечить – врач должен вмешаться!

«Чувство радости и счастья – вот основные звенья большой цепи, которые могут поправить наше здоровье и качество жизни вообще, – говорит Лейла Владимировна сейчас. – Просто как любовь у каждого своя, так и танец должен строиться с учетом индивидуальности. Кому-то подойдет танго, другому – хип-хоп, третьему – венский вальс… надо лишь вслушаться в собственное тело, понять и принять себя, достичь внутренней гармонии».

Хирург по натуре – это даже не «диагноз», а судьба и образ мыслей. Конечно, академик Адамян не была бы сама собой, если бы и тут не взяла инициативу в свои руки. Как в медицине сначала меняют подход к проблеме, а потом – набор инструментов, так было и здесь. Танец, считает Адамян, – это не «тренировка» и не «досуг». Ему противопоказана суета и теснота, вульгарность и скука. «Первая дискотека Наташи Ростовой» – можно ли себе такое представить? У любого человека, в любые времена должно быть первое свидание, и первый бал, и душевный трепет, и вихрь чувств… Только всему этому современных людей (и юных, и взрослых, и даже пожилых) приходится учить с азов. Но они учатся.

Не прошло и нескольких месяцев, как у Лейлы Адамян родилась идея создания собственного Дома Танца – с особой атмосферой и, если хотите, философией. Такого, где «стены помогают» всем поколениям обитателей. И он открылся в центре Москвы, на улице Тимура Фрунзе, получив название «Дуэт со звездами». Человек, который умеет планировать сложнейшие операции и собирать международные конгрессы, уж как-нибудь решит все оргвопросы. В отличие от медицины, принцип «по анкете и на паркете» здесь был только в плюс: в Доме Танца действительно появился один из лучших в Москве паркетных зеркальных залов для обучения хореографии, а занятия стали вести мастера бальных танцев, звезды первой величины. Достаточно назвать таких танцоров международного класса, как Дмитрий Черныш (финалист чемпионата мира по латиноамериканской программе среди профессионалов), Нунэ Акопян (призер и финалист российских и международных турниров, чемпионка Армении-2011), Анастасия Мельникова, Даниил Лунев, Дмитрий Каяфа, Марина Ананьева, Руслан Хайруллин и другие танцоры, преподаватели, хореографы, за плечами которых множество побед в международных соревнованиях. К звездным учителям пришли не только обычные, но и звездные ученики (актеры, музыканты, спортсмены, известные тренеры), слава нового Дома Танца разошлась по всей Москве. Одна беда – прекрасным танцорам явственно не хватало зрительского внимания.

И снова – «так не бывает», но так удалось. У Лейлы Адамян родилась идея поставить при участии блестящих танцоров, преподающих в Доме Танца, шоу на большой сцене – для влюбленных, для молодежи, для семейных пар. Шоу в танце – настоящую love story, трепетную и без коммерческого налета, которым грешат все растиражированные постановки или мюзиклы. От идеи до ее воплощения прошло два месяца. И этого не бывает, и опять практика опровергла скептичную теорию.

В качестве хореографа пригласили звезду первой величины: балетмейстера Талята Тарсинова, прославленного танцора, который с 90-х годов живет и преподает в США, создает постановки на Бродвее, а в Москве появляется лишь изредка. Лейла Адамян встретила его в октябре прошлого года в Кремле на Кубке мира по латиноамериканским танцам, где он представлял несколько своих пар… Что-то не припомнит история случаев, когда Лейле Владимировне люди отказывали в ее просьбе, не узнала и на этот раз. Таляту Тарсинову, по его собственным словам, идея постановки шоу с одной сквозной линией, передающей все оттенки и эмоциональные краски любви, показалась невероятно интересной. Работал он азартно, и с танцорами они друг друга понимали с полуслова. Да и не только с танцорами.

У всего на свете есть душа. У постановок тоже. В новое шоу эту душу смогли вдохнуть все, кто с ним соприкасался. Но спектакль никогда бы не получился настолько искренним и эмоциональным, не найди Лейла Адамян совершенно особенного молодого композитора Михаила Степаняна. Тонкий и трепетный звуковой «нерв» «Танца любви» – это его заслуга в первую очередь.

Далеко искать не пришлось: Михаил Степанян приходится Лейле Владимировне родным внуком. Но это был именно тот случай, когда отбор шел не «по-родственному», а в совершенно иной логике. Миша талантлив и Миша искренен. Или, точнее, очень талантлив, а искренен – абсолютно. Без сочетания этих качеств музыку к такому шоу написать невозможно. Миша справился. Свои авторские баллады он объединил с известными современными произведениями так, что шоу стало единым, полноценным и полнокровным.

Михаилу Степаняну двадцать два года. Двадцать из них он прожил в Америке, учился в музыкальной школе, а затем в английском Оксфорде штудировал философию, психологию и социологию. Он хоть и молодой, но достаточно опытный композитор, певец, саунддизайнер и гитарист. Говорит искренне, легко и свободно, пусть и с явственным акцентом, иногда вставляя английские слова. Говорит о самом важном, без чего и музыка не музыка, и танец не танец, и человек не человек.

– Понимаете, для меня это шоу стало замечательной возможностью выразить те чувства, которые как-то не принято сейчас афишировать. Люди их стесняются, хотя стесняться надо совсем другого. Музыка становится все более вульгарной, жесткой. И совсем нет популярной романтической музыки для человека, который только готовится к первому свиданию, волнуется, как все пройдет… Мы свой спектакль начинаем песней о том, как человек раскрывается в любви, как она для него жизненно важна …

Мы же все хотим изменить мир. И я не исключение. Но только слово это понимаем неодинаково. Есть что-то такое абстрактное, общее и недостижимое – ну, например, чтобы войны кончились или политики пришли к согласию. Есть наш физический мир, с которым не поспоришь. А есть мир внутренний, как микрокосмос. И мне очень хочется именно его изменить к лучшему. Всегда хотелось. Даже в ту пору, когда я был подростком и меня переполняли, как любого совсем молодого человека, то меланхолия, то тоска, то одиночество, то наоборот – эйфория… Мы же все это проходим...

А потом Михаил говорит, что люди разные и что для одних – трагедия, для других всего лишь скетч. Рассказывает, как долго учился у своих музыкальных кумиров, как бредил «Призраком оперы», как старался что-то сочинить и мучился собственным бессилием. И как в 11 лет хотел даже бросить музыку… а она его все равно дождалась и сама его не бросила… Рассказывает, что поначалу, когда ему предложили написать музыку к этому шоу, «во мне каждая кость говорила: Миша, не надо, не нужно, откажись, ты не справишься… а я сказал: «Да!» И насколько это вообще человеку необходимо – быть самим собой, до глубины, не упрощая и не размениваясь…

«Миша – уникальный человек, – скажет чуть позже о молодом композиторе режиссер «Танца любви» Вячеслав Стародубцев. – Он «без кожи», именно эта чувствительность придает его музыке высокий романтический стиль, так редко встречающийся на современной эстраде. Он все воспринимает настолько обостренно и искренне, что за него даже немного страшно. Но я не представляю, как бы все получилось без него».

Авторские композиции Михаила Степаняна создают некий музыкальный «каркас», в который вплетены самые разные музыкальные фрагменты, под которые разворачивается танцевальное действо: вальс, фламенко, румба, ча-ча-ча, джайв, хип-хоп, фокстрот, адажио… По замыслу режиссера, «Танец любви» сопровождается художественным словом: выдержками из любовной переписки великих российских поэтов ХХ века – Есенина, Цветаевой, Высоцкого и др. Взаимоотношения мужчины и женщины проходят все стадии – от первой влюбленности до бурной разлуки и новой встречи… И пока танцоры воплощают все оттенки любовных чувств в движении, молодые театральные актеры Марианна Вагида и Илья Беляев ткут драматическую канву спектакля. А затем их сменяют актеры зрелые, опытные и умудренные – Дмитрий Харатьян и Ольга Кабо… Связь времен не рвется, «яблоко» зреет, танец продолжается…

Режиссер Вячеслав Стародубцев тоже переступил через «так не бывает». На всю подготовку спектакля у него было две недели и одна общая репетиция. Но, стоя за кулисами, когда шоу уже началось, он почему-то, по его словам, точно знал: все получится, все пройдет успешно. И дело было даже не в опыте – хотя, конечно, этого режиссера уж точно не отнесешь к начинающим:  Стародубцев – выпускник и педагог ГИТИСа, доцент, кандидат искусствоведения, художественный руководитель Театра драмы и оперы, в качестве режиссера он работает в «Геликон-Опере».  Опыт бесценен – но азарт незаменим. Для Вячеслава Стародубцева работа в новом шоу тоже открыла массу новых граней в привычном порядке вещей. Ему, как и Лейле Адамян, претил чисто «спортивный» подход к бальным танцам, который у нас, похоже, вошел в привычку. Танец как искусство, эмоции как высшая ценность, любовь как открытие – все это в его постановке нельзя не почувствовать. А удачу сложно определить словами: в данном случае она просто есть, и она неоспорима.

А дальше? Что дальше? Дальше будет еще один «Танец любви – 26 сентября в Светлановском зале МДМ, своего рода «повтор на бис». Возможно – гастроли. Очень хотелось бы – свой театр, постоянную площадку для репетиций и постановок, хотя так далеко даже Лейла Адамян с ее неуемной энергией пока не загадывает (а может, просто до поры не хочет сглазить). И – новые проекты, достаточно дерзкие.

Уже напечатаны билеты и подготовлены афиши. 26 и 27 июня Лейла Адамян как продюсер и Талят Тарсинов как художественный руководитель впервые в России представят в Государственном Кремлевском дворце проект «Звездный дуэт». В Россию приедут мировые легенды танца, звезды первой величины, чемпионы мира по бальным танцам. 12 танцующих пар, которые потрясли и изменили мир (Лейла Адамян только что специально на 2 дня летала в Америку, чтобы увидеть их выступление «вживую», вернулась в восторге). В России такого шоу не было еще никогда – возможность показать его имели пока лишь Токио и Нью-Йорк, а билеты обычно исчезали из продажи за считаные минуты. В Москве знатоков и ценителей бальных танцев не меньше, чем в Японии и Америке…

Танец – искусство, язык которого не нуждается в переводе. Чтобы его постичь, требуются лишь усилия души и работа сердца. А что касается того, что за подобный «перевод» берутся люди, которые состоялись совершенно в другой сфере и к успеху идут не по накатанным рельсам шоу-бизнеса… Все закономерно. Известно же: «Титаник» построили профессионалы, а Ноев ковчег – любители. Хорошо известно, какой в итоге «корабль плывет», куда и зачем.

Екатерина Добрынина, специально для «НК»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 27 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты