Десятый, юбилейный «Золотой абрикос» оказался самым урожайным
В Ереване завершился Десятый международный кинофестиваль
Главный приз – «Золотой абрикос» – в конкурсе игровых фильмов достался
сербскому кинорежиссеру Срджану Голубовичу за фильм «Сердцевина».
Картина эта рассказывает о событиях, произошедших в 1993 году, когда во время войны в Боснии и Герцеговине сербский солдат Марко становится свидетелем насилия трех солдат над мусульманином. Марко вмешивается и спасает иноверца, однако разъяренные солдаты убивают его.
«Серебряный абрикос» получил иранский кинорежиссер Маджид Барзераг за фильм «Парвиз» – психологическую драму о сложных отношениях отца и сына.
Турецко-французско-немецкая кинокартина режиссера Ешима Устаоглу «Араф – где-то посередине» – социальная драма, рассказывающая о проблемах сегодняшней молодежи, – удостоилась специального приза жюри.
Московский режиссер Мария Саакян получила Гран-при в номинации «Армянская панорама» за фильм «Я собираюсь менять свое имя» (производство Армении, России и Дании). Героиня этой ленты – девушка-тинейджер, снимая на телефон жизнь своей матери, вынужденно соприкасается со сложными отношениями взрослых.
«Серебряный абрикос» в этой же номинации получила режиссер Лусин Динк за ленту «Saroyan Land». Этот фильм был снят при содействии Киноплатформы «Армения – Турция» в 2012 году.
В номинации «Документальное кино» главный приз достался болгарскому режиссеру Святославу Стоянову за картину «Последние пираты Черного моря» – современная сказка об охотниках за морскими сокровищами.
Британский режиссер Махди Флейфель удостоился специального приза за фильм «Не наш мир».
В номинации «Абрикосовая косточка» «Золотой абрикос» получил израильский кинорежиссер Леон Прудовский за короткометражный фильм «Добро пожаловать и… наши соболезнования». Фильм этот – об эмигрантах из Советского Союза, в годы перестройки решивших осесть на Земле обетованной.
Приз жюри получили польский режиссер Лукаш Остальский за фильм «Мать» и Эльмар Иманов из Германии за фильм «Качели гробовщика». А специальный приз достался в этой же номинации немецкому режиссеру Эрику Шмидту.
Приз ФИПРЕССИ получила картина иранского режиссера Салема Салавати «Последняя зима».
Главный приз экуменического жюри присудили кинорежиссеру Русудану Чконии за фильм «Улыбайтесь» (Грузия – Франция).
Британский совет в свою очередь присудил приз Тамаре Степанян за работу «Места нет».
Фильм Дживана Аветисяна «Прерванное детство» удостоился специального приза фонда «Гранта Матевосяна».
На целую неделю в июле столица Армении погрузилась в настоящее кинопредставление. Первый же день кинофестиваля «Золотой абрикос» совпал с самый любимым в народе летним праздником – Вардаваром (дословно «розы в цвету»). Ничего не подозревавшие гости, в основном кинодеятели и гости фестиваля, были застигнуты врасплох – их «атаковали» водой, льющейся со всех сторон прямо из машин, окон и с балконов домов, да и просто прохожие, для которых этот веселый праздник связан с обрядом обоюдного благословения и очищения. Как и прежде, открытие фестиваля началось с освящения абрикоса в церкви Св. Зоравор. Неизменными площадками для кинопоказов были кинотеатр «Москва» и его летний зал, открывшийся в этом году специально к фестивальной неделе, а также «Наири».
В первый же день фестиваля Шарль Азнавур, окруженный многочисленной публикой, принял участие в открытии своей именной звезды, которая была заложена на одноименной площади Шарля Азнавура перед кинотеатром «Москва». А затем на церемонии открытия кинофестиваля канадский режиссер Атом Эгоян торжественно вручил французскому шансонье «Параджановский талер» «За достижения в кинематографе».
УЧАСТНИКИ И ФИЛЬМЫ «ЗОЛОТОГО АБРИКОСА»
Нидерландский кинорежиссер и сценарист Йос Стеллинг уже четвертый раз в Армении. Он признается, что приезжает на «Золотой абрикос» как на «радостный праздник», где можно и пообщаться с коллегами, и обрести новых армянских друзей. В Голландии у него есть приятели-армяне, однако более всего он дорожит дружбой с Айком Бальяном, который, будучи талантливым режиссером, работает еще и директором Амстердамского зоопарка (по наблюдению Стеллинга, такая разносторонность интересов и дарований очень присуща армянам). Благодаря другу он многое узнал об истории Армении. «Ваша страна постепенно становится все более оригинальной и европейской, – признается Стеллинг, – и каждый раз, посещая Армению, я замечаю все новые и новые позитивные изменения в ней». Что же еще привлекло внимание режиссера в нашей стране? Пиво! Оказывается, он обожает армянское пиво. Режиссер был искренне удивлен, что, выращивая столь ароматные и вкусные абрикосы, мы еще не приступили к изготовлению абрикосового пива... Однако это, считает Стеллинг, поправимо: он собирается взять с собой образцы армянского абрикоса и приступить к пивоварению у себя на родине. И нисколько не сомневается, что получится изумительно вкусный и полезный напиток.
К армянским игровым фильмам Стеллинг относится сдержанно, больше доверяет армянскому документальному кино. А еще особую прелесть он находит в армянских лицах, которые для него «глубоки и сосредоточенны, как армянская природа». Напоследок нидерландский кинорежиссер признался, что случайно познакомился с одной армянской актрисой и даже успел с ней пообщаться. Как знать, быть может, в следующий свой приезд в Армению Стеллинг удивит киношную публику своим новым фильмом, где главной героиней окажется армянка...
Маргарет фон Тротта – немецкий кинорежиссер, актриса и сценарист. Скандальная и воинствующая феминистка, она продолжает быть верной своим социал-демократическим воззрениям и без устали снимает все новые фильмы.
Во время фестиваля Арутюн Хачатрян, вручил Маргарет фон Тротте «Параджановский талер», подчеркнув, что она – одна из достойнейших режиссеров в мире.
Маргарет фон Трота рассказала удивительную историю о том, как один из ее армянских приятелей подарил ей книгу Франца Верфеля «Сорок дней Муса-дага». Прочтя эту героическую книгу, у Маргарет появилось неистребимое желание увидеть своими глазами Армению и ближе познакомиться с ее народом. Можно представить, каковы были ее удивление и радость, когда она получила приглашение от Арутюна Хачатряна поучаствовать в Ереванском международном кинофестивале.
В рамках «Золотого абрикоса» был показан ее фильм «Ханна Арендт». Режиссер выбрала единственный сюжет из жизни знаменитого философа и писателя: приезд Арендт в Израиль для дачи показаний на суде над Эйхманом.
Как работает Маргарет фон Тротта? Она приступает к сценарию, исходя из конкретной реальной темы, а затем насыщает фабулу наблюдениями и ощущениями из собственного опыта. «И вдруг оказывается, что ты открываешь в себе те качества и характеристики, о которых раньше и не догадывался», – говорит она.
Относительно армянок у немецкого режиссера также сложилось мнение: «Мне кажется, согласно вашим укоренившимся традициям, армянки еще не настолько раскованны, чтобы диктовать обществу свои условия. – И тут же добавила: – Так, должно быть, хотят мужчины, а женщины не смеют препятствовать их воле».
Маргарет фон Тротта принимает и ценит фильмы своих коллег – женщин-режиссеров Хельги Зандер, Катрин Брейя, Киры Муратовой… Но при этом она без обиняков заявляет, что больше всего ей нравится мужское кино, и в частности, фильмы Андрея Тарковского. «Мы были очень хорошо знакомы с ним, часто вели острые политические споры и в Москве, и затем в Италии, – рассказывает режиссер. – Но когда он умер, я пошла в церковь и зажгла за него свечи… Одна из свечей почти догорала, когда я прошептала: «Дай мне немного от твоей творческой силы, Андрей, немного от себя…»
Во время фестивального мастер-класса Маргарет дала несколько советов молодым армянским режиссерам. «Очень важно, чтобы каждый молодой человек, который хочет стать режиссером, попробовал бы себя и на стезе актера, – сказала она. – Только так можно понять, что творится в душе актера, что он переживает, когда стоит перед камерой и при этом обязан полностью обнажить свою душу».
В Армении Тротта впервые. Пообщавшись с армянами, она пришла к заключению, что армяне – народ веселый и искренний: «Я не видела, чтобы у нас в Германии могли бы так радоваться жизни, хотя немцы живут куда лучше, чем армяне»…
Вручение специальной премии Армянской Апостольской Церкви «Да будет свет» заслуженным деятелям искусства уже стало ежегодной традицией кинофестиваля «Золотой абрикос». Вот и на этот раз приз был вручен Артавазду Пелешяну Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II.
Журналисты знают – взять у Пелешяна хотя бы небольшое интервью практически нереально. Многие на этот раз рассчитывали на пресс-конференцию, которая должна была состояться в рамках кинофестиваля, но в последний момент режиссер-документалист ее отменил…
Однако после ретроспекции его фильмов, Пелешян вынужденно сдался.
Режиссер был очень краток в своих ответах, а «дежурные» вопросы и вовсе игнорировал. Собственно, он больше молчал, чем говорил, совсем как в своих фильмах, где практически нет слов. По этому поводу Пелешян сказал: «Использование слова, да и сам диалог должны соответствовать «размеру» кадра. А это разрушает образ, сковывает его выразительность». «Именно поэтому, – продолжил мастер, – я избегаю слов. Голос, звук, сама картинка, смена действий – они играют большую роль, чем слова». И все же какая тема в фильме нынче значима для Пелешяна? «Природа – только она сама и ничто другое», – сказал он.
А еще режиссер признался, что собирается вернуться в Армению. Кто-то из присутствующих не выдержал: «А когда это произойдет?» «Терпение – вещь хорошая», – ответил он.
Известный польский кинорежиссер Кшиштоф Занусси заявил о том, что «армянам в кинематографе есть что сказать и есть к кому обратиться». Столь же решительно прозвучало его мнение о том, что от армянских режиссеров никто не ждет коммерческих фильмов, наподобие американских. «Пора делать эксклюзивное, авторское кино, достойное нации высокой духовной культуры, – продолжил режиссер. – Только такое кино в состоянии зацепить зрителя в любой точке мира».
«В искусстве мы всегда прячем свои мысли: говорим одно, а хотим-то сказать другое», – говорит Занусси. И поэтому, по мнению польского режиссера, «в кино важен подтекст – то, что ты не говоришь, но подразумеваешь»… Однако при этом должна оставаться загадочность. Самое же большое мастерство для режиссера – «показать трагедию человека без страданий».
«Инородное тело» – так называется его новая картина. Это совместный итальяно-польско-российский проект. Фильм этот будет показан на разных фестивалях и конкурсах, однако Кшиштоф Занусси пожелал, чтобы его премьера состоялась в Ереване на будущем фестивале «Золотой абрикос».
Иштван Сабо, мэтр венгерского кино, возглавил жюри игрового кино на кинофестивале. В рамках «Золотого абрикоса» была представлена его ретроспектива, включающая в себя фильмы «Отец», «Мефисто», «Полковник Редль», «Доверие», «Мнения сторон» и «Быть Джулией».
На ереванской пресс-конференции Сабо, говоря о состоянии современного кинематографа, сравнил сегодняшних кинорежиссеров с врачами, которые лишь «ставят диагноз, но не лечат». По мнению венгерского режиссера, в кинематографе, как и в жизни, надо научиться говорить правду. Однако «слишком часто те, кто кричит правду безучастному миру, в конце концов не выдерживают, умолкают или начинают сомневаться в ясности собственного рассудка…»
Иштван Сабо пожелал, чтобы больше внимания уделяли молодым армянским режиссерам, которые, по его мнению, «не просто талантливы, но и обладают редкостным для людей кино качеством – врожденной интуицией». «Нельзя отчаиваться и сдаваться» – таков девиз Сабо, ибо «там, где правда – там и истина». «В общем-то сказать можно все, – рассуждает венгерский кинорежиссер, – надо лишь правильно выбрать время, иначе правда станет хуже лжи»...
Великий киноэкспериментатор и интереснейший американский режиссер-документалист Годфри Реджио привез на кинофестиваль красочный фильм о дикой природе, который представлял собой своеобразную философскую притчу о жизни. Он уверен, что, посмотрев фильм, зритель проникнется глубинным пониманием реальности, а его сознание будет «закодировано» на метафизическое восприятие окружающего мира. Собственно, подобная манера метафоричности и завуалированности сказалась и на его речи: ни одной законченной фразы, ни одной завершенной мысли… Реджио считает, что именно так можно «разбудить» человека, «вытряхнуть из него инерцию», вызвать на диалог. «Только при помощи диалога можно развиваться в этом мире», – уверен американский режиссер-документалист. При этом он убежден, что слово сегодня потеряло свой смысл, потому что «язык не в состоянии описать тот мир, в котором мы живем». «У каждого народа свое восприятие мира – у итальянца одно, у армянина совершенно другое. В кино само слово уже не способствует установлению контакта между людьми. Одна картинка в фильме способна заменить тысячу слов». Тем не менее, Годфри Реджио любит поэзию, да и сам не прочь создавать стихи. Когда семь лет назад он приехал в Армению, под впечатлением от увиденного
написал стихи – они были об Армении и армянах. Реджио признается: «Первое, что меня удивило при посещении вашего города, это то, как неторопливым и размеренным шагом люди передвигаются по городу. У меня было ощущение, что я попал в другую эпоху, где установлены свои понятия пространства и времени… Попробуй точно так же пройтись по Нью-Йорку – сметут, собьют с тротуара… Однако в этот свой приезд я четко почувствовал, что ереванцы изменили свой темп. Соответственно этому изменился и общий облик города. Мне было обидно осознавать, что прежний уютный город постепенно теряет свою индивидуальность, растворяясь в общей мировой суете и суматохе»…
Ульрих Зайдль – режиссер, сценарист, продюсер трилогии «Рай», которую он привез на десятый кинофестиваль. На трех главных европейских кинофестивалях – Каннском, Венецианском и Берлинском – он уже успел показать эту скандальную трилогию. Фильмы «Вера», «Надежда», «Любовь» заслужили такую репутацию по той причине, что в них австрийский режиссер высмеивает мещанский религиозный фанатизм соотечественников. Себя же Ульрих Зайдль называет реалистом, который «и не думает обманывать общество». «Не мне суждено переделывать мир, я только показываю то, что вижу», – убеждает австриец.
Ульрих Зайдль признается, что очень любит путешествовать. По приезде в Армению он попросил у армянских коллег устроить ему поездку в какую-нибудь близлежащую армянскую деревушку. Ему очень хотелось пообщаться с простыми людьми, не имеющими никакого отношения к кино. Так оно и вышло. «Это было очень непосредственное общение с людьми, вечно соприкасающимися с землей. Я понял, что именно земля их подпитывает и очищает духовно. Для меня общение с этими людьми было намного значимее и более наполнено содержанием, чем бесконечные интеллектуальные беседы с людьми кино», – признался австрийский кинорежиссер.
Десятый Международный кинофестиваль «Золотой абрикос» завершился. Торжественное его закрытие состоялось в Национальном академическом театре оперы и балета им. А. Спендиарова в Ереване.
Нынче делается все возможное по созданию интерактивной версии «Web-Абрикос», представляющей собой разносторонние проекты для молодых киноведов, кинокритиков и журналистов. На этот раз в дни фестиваля можно было увидеть и прочесть газету «Золотой абрикос», в которой был представлен занимательный обзор происходящих событий не только нынешнего фестиваля, но и всех прошедших. Грядущий фестиваль «Золотой абрикос» обещает быть не только еще более урожайным, но и подключить к работе все действующие кинотеатры столицы Армении.
Кари Амирханян, специально для «Ноева Ковчега»
Оставьте свои комментарии