«Завтра победит тот, кто уже сегодня одержит победу в своей душе»
Десятки членов общины собрались в ташкентской церкви Св.Филлипоса, чтобы отметить Успение Пресвятой Богородицы – один из пяти главных праздников Армянской Апостольской Церкви – и вновь поддержать старинную, уходящую своими корнями вглубь веков традицию Благословения винограда. Значение одного из главных символов народа столь велико, что виноград нового урожая армяне предпочитают отведать лишь в церкви.
Совершенный священником обряд Благословения винограда явился логическим продолжением отмечавшегося неделей ранее Навасарда. В современной Армении он приобрел статус государственного праздника и стал именоваться Днем национальной идентичности.
В этот день редакция журнала армян Узбекистана «Депи Апага» традиционно привечает читателей, чтобы продолжить разговор о возможных путях сохранения армянами в диаспоре своей национальной идентичности.
Государством сильная идентичность приравнивается сегодня к стратегическому ресурсу. Что касается обычных житейских качеств, отличающих «типичного» армянина, то крепкая семья, уважение к старшим, готовность постоять за товарища, мужская честь по-прежнему остаются достойными подражания. Скажем прямо: сохранять неповторимые этнические особенности в Спюрке в условиях происходящих под влиянием глобализации динамичных общественных процессов становится все сложнее. Диаспора продолжает свое движение. Редеют эффективные армянские общины на Ближнем Востоке, а армяне в России и развитых странах Запада подвержены скоротечной ассимиляции. И если за океаном идея толерантности и разнообразия давно стала государственной преференцией, то на постсоветском пространстве, и в особенности в России, приходится наблюдать рост националистических настроений. Здесь сформировались свои новые патриоты из числа так называемых славянофилов, западников, консерваторов, в сознании которых выстроилась модель будущей «идеальной» России, в которой нет места мигрантам и прочему понаехавшему славянскому «неформату». Компанию поборников решительных мер дополняют молодые националисты-скины и прочие «плохие парни». Для них – бескомпромиссных «борцов» с горящими глазами и с лозунгом «С нами Бог» – принадлежность к коренной национальности, когда «чужие здесь не катят», определяется готовностью к максимальному проявлению ярости и ненависти. Им, творцам будущей национальной матрицы, готовым не только к смене вех, но и к смене всех, не мешало бы уразуметь, что согласие в многонациональной стране – первооснова ее мирного развития, экономического процветания и геополитической безопасности. В такой атмосфере, когда слова о «нерушимых узах» звучат как минимум иронично, армяне диаспоры, как могут, сохраняют свой национальный культурный стержень. Абсолютное большинство армянства пребывает в Спюрке, и для всех очевидно, что жизнедеятельность этого организма напрямую зависит от физического выживания Армении и проживающего в ней народа. Духовный фактор всегда был важнейшей чертой армянской цивилизации, но сегодня своей защиты требует идентичность и в самой Армении.
Среди новостного потока последнего времени два события вызвали серьезный общественный резонанс, в том числе в социальных сетях и форумах. Первое касается телепередачи, прошедшей на федеральном канале «Культура», в которой устами российского историка по фамилии Мейер прозвучала неновая, но щедро тиражируемая и ангажированная Турцией версия, отрицающая факт геноцида мирного армянского населения, учиненного турецкими властями в Османской империи в 1915-1922 гг. Говоря о втором, признаем: нынче при любом затрагивании темы защиты прав человека не обойтись без слова «гендер». «Под давлением европейских держав, вершащих новую политику на континенте, так называемая «гендерная идеология» проникла и в Армению, и в разные уголки диаспоры. Ее воздействие пагубно сказывается на христианской морали и на наших традиционных семейных ценностях», – заметил во время диспута о сохранении идентичности священник Тер Гарник Лорецян, комментируя принятый в мае парламентом Армении и вызывающий недоумение «Закон о гендере». «Духовные ценностные ориентиры формировались и культивировались армянами веками, но принятый в угоду Европе закон угрожает самому существованию традиционной армянской семьи», – заключает духовный наставник армян Узбекистана.
И все же понятия «бессилие» и «безысходность», все чаще определяющие нашу действительность, не могут оставаться ключевыми. Нам следует отказаться от концепции нации-жертвы при рассмотрении любой из горячих тем дня, таких как Восток и Запад, государство и личность, геополитическое противостояние. Вновь осознать, что никакие развиваемые нынче теории и тем более существующие законы исторического развития не могут выдержать серьезного столкновения с живым историческим материалом, пройденным армянским народом. Одной из таких теорий является теория мультикультурализма. К ней как к современной ценности европейской цивилизации активно апеллируют, хотя общеизвестно, что со времен колониализма немалое число европейцев, рассуждавших о генетической неполноценности отдельных рас, были безусловными расистами. Армянам этому обучаться не надо. Вместе с численным ростом диаспоры веками мы учились существовать в атмосфере этой «ценности», и каждый новый век открывал новые возможности и способности мирного и продуктивного сосуществования армян с представителями различных рас и культур на всех земных континентах. Наряду с этим в связи с отсутствием государства как такового наше национальное самосознание, наша идентичность и ее главный фактор – армянский язык – продолжали жить даже при отсутствии надлежащей государственной поддержки. Хоть мы народ и небольшой, с учетом особенностей текущего момента мы вновь осознаем: в современном мире без твердой воли, укрепленной культом действия и поступка, не обойтись. И помогут нам в этом наша долгая история и наши блистательные подвижники прошлого, без которых в будущем не может быть ни национальной культуры, ни национальной гордости.
С другой стороны, в нынешнее со всеми его страстями время, а вернее, и не время вовсе, а безвременье, уже стало реальностью чересчур упрощенное понимание национальной сущности. Становится все сложнее передать сыну, внуку и правнуку высокую ноту служения своему народу, а непреложной реальностью стали изменившиеся до неузнаваемости значения слов «патриотизм», «родина», «единство», «вера». Сложилась прочная «вертикаль» единодушия среди отдельных индивидов, максимально упростивших в своем сознании понятие патриотизма. Эти «истинные патриоты» могут до хрипоты горячо доказывать друг другу правоту своего представления об истинном чувстве Родины, а дальше, не забывая себя любимого, под ласкающие душу рабизовские переливы в уютном застолье продолжать рассуждать о Родине в судьбоносный для нее момент. «Вертикаль» эта ржавая и готова обрушиться внезапно и быстро. В такой момент вряд ли уместны слова, сказанные в далеком 1855 г. Рафаелем Патканяном в его знаменитом труде «Армянин и армянство», или любая из цитат Гарегина Нжде об истинном сыне нации: «Кто является армянином? Не тот ли, кто говорит по-армянски, чья фамилия оканчивается на «ян» и кто каждодневно поедает армянские блюда? Быть по рождению армянином еще не дает тебе права называться таковым. Если ты армянин, то непременно должен уважать армянство, Армения должна быть твоей звездой надежды. Люби нацию не словами, люби как свое главное сокровище. Не щади жизни своей и сделай так, чтобы нация была тобой довольна».
«Есть тема, которая волнует меня вот уже тридцать с лишним лет. Это – Спюрк и родной язык. Чаще всего говорится, мол, нынешнее поколение уже не владеет армянским и с уходом бабушек и дедушек в Спюрке умирает прежде всего язык. А без родного языка – конец всему. Даже там, где есть школа, даже самая фешенебельная, современная, оснащенная всем необходимым и где подчас абсолютное большинство детей не знает родного языка». Это приметил и продолжает утверждать не понаслышке знакомый с темой Зорий Балаян, начальник научно-исследовательской экспедиции «Месроп Маштоц» на борту парусной яхты «Армения», совершившей первое кругосветное плавание по дорогам армянской диаспоры.
Оставаться самим собой на изгибе времени нелегко. Однако не все еще потеряно, если молодежь, приходящая в церковь поддержать вековую традицию, стремится не оставаться безликой массой, а ощутить в себе ту самую сущность, которая определяет их национальную принадлежность. В этнической подпитке им не приходится надеяться ни на семью, ни на общинную школу, а в личной вовлеченности и заключается фундаментальная составляющая армянской идентичности. Отмечая наступление 4505 года армянского летосчисления, они начинают ощущать почву, духовную основу, генетическую память своего народа. Именно для них, вкусивших освященные плоды потомков патриарха-родоначальника армянского народа Айка-Наапета, уместным напутствием звучат слова пророка нации Гарегина Нжде из его знаменитых «Открытых писем армянской интеллигенции»: «Завтра победит тот, кто уже сегодня одержит победу в своей душе». Положив руки на плечи друг друга, двигаясь по кругу в «шурджпаре», молодые начинают осознавать национально-этнический, культурно-исторический и религиозный смысл знамения векового завета.
Георгий Сааков, Ташкент
Оставьте свои комментарии