Наша задача – обеспечить высокий уровень безопасности НКР
Интервью Президента Республики Арцах Бако Саакяна газете «Ноев Ковчег»
– Г-н президент, на пути своего становления молодой, независимой Нагорно-Карабахской Республике приходится бороться с многочисленными вызовами современного мира. Какой самый актуальный вопрос сегодняшней политической повестки НКР?
– Нагорно-Карабахская Республика, как и всякое другое государство, решает многочисленные вопросы военно-политического, социально-экономического, культурного, гуманитарного и иного характера. Некоторые вопросы нам удается решить в относительно короткие сроки, другие требуют большего времени.
Но, в отличие от целого ряда государств, которые решают стоящие перед ними проблемы в относительно мирных условиях, мы, ввиду специфики своего окружения, в частности, наличия такого соседа, как Азербайджан, который постоянно заявляет о намерении уничтожить наше государство и наш народ, периодически нарушает мир и стабильность в регионе, вынуждены в качестве первостепенной задачи рассматривать обеспечение высокого уровня безопасности нашей страны и высокой степени боеготовности вооруженных сил НКР. Все остальные проблемы в нашем случае являются производными от этой сверхзадачи.
Среди других важнейших задач я бы хотел упомянуть международное признание независимости Республики Арцах, налаживание взаимовыгодных связей с внешним миром и разными государствами, создание надежной базы для поступательного развития народного хозяйства, в основе которой лежит рыночная экономика с сильной социальной составляющей, продолжение укрепления демократических институтов и гражданского общества. Хочу особо подчеркнуть, что основой всех наших успехов является триединство Армения – Арцах – диаспора, и мы и впредь будем делать все возможное для дальнейшего его усиления.
– Недавно американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик отметил, что Азербайджан имеет конфликт именно с Нагорным Карабахом. Означает ли это, что посредники приходят к мнению о необходимости прямого диалога между Баку и Степанакертом? Готовы ли Вы сесть за стол переговоров с президентом Азербайджана?
– Для урегулирования любого конфликта в первую очередь необходимо осознать его суть, и подмена понятий в данном контексте только препятствует этому. В случае с нами основными сторонами конфликта выступают Азербайджан и Нагорный Карабах. Именно поэтому достижение всеобъемлющего урегулирования азербайджано-карабахского конфликта попросту невозможно без непосредственного участия в переговорном процессе Нагорно-Карабахской Республики. Официальный Степанакерт при этом должен участвовать на всех стадиях переговорного процесса. Нашу позицию мы постоянно озвучиваем на встречах с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, в разных международных инстанциях и странах.
То, что американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик охарактеризовал конфликт как азербайджано-карабахский, несомненно, весьма важно и, надеемся, окажет положительное влияние на процесс восстановления полноценного переговорного формата.
Что касается готовности сесть за стол переговоров с президентом Азербайджана, то думаю, что восстановление полноценного переговорного формата выгодно всем сторонам конфликта, в том числе и самому Азербайджану. Мы готовы рассматривать любые вопросы, хотя должен отметить, что вопросы нашей независимости и безопасности не могут быть предметом каких бы то ни было переговоров.
– Как Вы оцениваете, как Верховный главнокомандующий вооруженными силами, уровень безопасности НКР? Не беспокоит ли Вас рост вооружения Азербайджана?
– Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики является основным гарантом независимости и безопасности нашей страны. Наши вооруженные силы надежно охраняют рубежи государства и готовы в любой момент пресечь любую агрессию противника.
Что касается увеличивающихся военных расходов соседней страны, то сказать, что мы равнодушны к этому, было бы неправильно. Непрекращающаяся милитаризация Азербайджана, возведенная в ранг государственной идеологии, политика армянофобии и нацизма представляют серьезную угрозу миру и безопасности во всем южнокавказском регионе.
Мы не хотим возобновления войны не потому, что мы не в состоянии защитить свою свободу, независимость и достоинство. Просто мы перенесли все тяготы и лишения, связанные с этим, и любой вменяемый и нормальный человек не хотел бы повторения трагедии. Но если Азербайджан все же еще раз посмеет развязать войну, то получит достойный отпор.
– В мае исполняется 20 лет Бишкекскому соглашению о перемирии. Тем не менее, по сей день на передовой линии гибнут военнослужащие. Что мешает трансформации хрупкого перемирия в стабильный мир?
– Как я уже отметил, главным препятствием на пути установления прочного мира в регионе является деструктивная политика официального Баку. Пока Азербайджан не пересмотрит свои подходы, кардинально не изменит философию своего государственного строительства, невозможно будет урегулировать конфликт и установить прочный и долгосрочный мир в регионе.
– Как факт самоопределения Крыма может отразиться на карабахском урегулировании?
– Самоопределение народа Крыма является очередным правовым прецедентом практического осуществления права наций на самоопределение. Чем больше будет правовых прецедентов самоопределения народов, тем короче будет путь признания независимости Нагорно-Карабахской Республики.
– В последнее время азербайджанская сторона спекулирует на трагических событиях в населенном армянами сирийском городе Кесаб, в частности, утверждая, что власти НКР намерены заселить сирийскими беженцами завоеванные в ходе войны территории. Насколько подобного рода утверждения соответствуют действительности?
– Во-первых, хочу отметить, что мы не завоевывали какие-либо территории. Мы вынуждены были освободить ряд районов, которые были превращены противником в военные плацдармы для осуществления агрессии против народа Карабаха.
Что касается событий в Кесабе и спекуляций азербайджанской стороны, то здесь в очередной раз мы имеем дело с армяноненавистничеством. Какой-либо программы целенаправленного заселения района Республики Арцах беженцами из Сирии не существует. Другое дело, что в Арцахе обосновался ряд спасшихся от гибели и притеснений наших соотечественников из Сирии. Мы помогаем им как можем и считаем, что это является не только нашим национальным долгом, но и действием, всецело соответствующим основополагающим принципам гуманитарного права.
– Каким Вам видится будущее Арцаха в ближайшей и долгосрочной перспективе?
– Будущее Арцаха и мной, и всеми гражданами нашей республики видится достойным, светлым и надежным. Мы вместе с Матерью Арменией и диаспорой сделаем все возможное для достижения именно такого будущего.
Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии