Прошлое и будущее Артура Багдасаряна и его партии
Выход возглавляемой Артуром Багдасаряном партии «Оринац еркир» из правящей коалиции с Республиканской партией Армении и отставка самого Багдасаряна с поста секретаря Совбеза Армении вызвали оживление и перестроения в политической жизни страны. Реальный и честный ответ на вопрос о причинах, побудивших Багдасаряна расстаться с постом секретаря Совета безопасности Армении, четвертого лица в государстве, дал сам лидер ОЕ на своей последней пресс-конференции. Он назвал пять факторов, которые, по его оценкам, радикально изменили ситуацию в Армении.
Это, во-первых, публичный отказ действующего президента Сержа Саргсяна не только баллотироваться в президенты в 2018-м, но и претендовать на пост премьера в будущем правительстве. Последствиями такого решения Багдасарян считает предстоящую реформу Конституции, решение Конституционного суда по закону «О накопительных пенсиях». И, наконец, главное – отставка правительства и формирование нового кабинета министров. Минимум четыре из этих пяти факторов могут непосредственно сказаться на политическом будущем экс-секретаря Совбеза, поставив крест на его политических и властных амбициях.
По слухам, гуляющим в парламентских кулуарах, должность премьера была обещана Багдасаряну «сверху» еще несколько лет назад, когда он и его партия вступили в коалицию с республиканцами, поддержав их после выборов президента в феврале 2008-го. Остальная оппозиция по понятным причинам выборы признавать отказалась. Поэтому Багдасарян претендовал именно на должность премьера и, почему нет, президента. После апрельской отставки правительства и премьер-министра Тиграна Саркисяна аппетиты и ожидания Багдасаряна выросли. Однако назначение на должность главы кабинета спикера НС Овика Абрамяна резко изменило безмятежно-упорядоченную коалиционную жизнь придатка РПА в лице «Оринац еркир».
Люди, знающие близко Багдасаряна, указывают на амбициозность в качестве определяющей черты его характера. Лидер ОЕ проявлял ее неоднократно, еще будучи спикером НС, что и стало причиной его отставки в 2006 году. Поэтому теперешний отказ президента и лидера РПА Сержа Саргсяна усадить Багдасаряна в премьерское кресло и вызвал неминуемый демарш, завершившийся выходом ОЕ из правящей коалиции и отставкой лидера партии с поста секретаря Совбеза. Говорят, президент предлагал Багдасаряну оставаться на этом посту, но амбиции последнего побудили его поступить согласно принципу «всё или ничего».
Предстоящая конституционная реформа и переформатирование Основного Закона сделают кресло премьер-министра ключевым в политической вертикали – именно оно сегодня является залогом обладания всей полнотой власти в стране завтра. В первую очередь, как честно об этом заявил сам Багдасарян, из-за отказа Сержа Саргсяна принимать участие в президентских выборах 2018 года.
После выхода партии из коалиции все три министра – представители ОЕ предпочли покинуть партию. Министр МЧС Армен Ерицян был переназначен на пост в новом правительстве. Глава Минсельхоза Серго Карапетян, судя по его тесным связям с новым премьером, также останется на должности. Меньше повезло министру градостроительства Армении Самвелу Тадевосяну, которого от отставки не спасло даже бегство из ставшей опальной ОЕ.
Впрочем, есть версия, что в принятии решения Багдасаряну «помогли». Буквально за два дня до отставки мать одного из 10 погибших в результате первомартовской трагедии – Гора Клояна – Азатуи Клоян заявила в интервью, что в смерти ее сына «особенную роль сыграл Артур Багдасарян». «В 2008-м наша семья голосовала за Багдасаряна, как молодого, разумного человека, но потом разочаровалась, когда вместо того, чтобы выйти на улицы, он вошел в коалицию и получил должность. Сейчас Багдасарян опять собрался в оппозицию, но как мне связывать с ним надежды, если в марте 2008-го он был участником того преступления», – заявила Клоян.
Теперь будущее партии и ее лидера выглядит туманно. Багдасарян наверняка попытается вновь разыграть оппозиционную карту, так как возвращение в правящую коалицию даже теоретически будет возможно лишь после парламентских выборов 2017-го. Лидер «Оринац еркир» уже заявил о готовности к сотрудничеству с так называемой «четверкой» в лице партий Армянский национальный конгресс, «Дашнакцутюн», «Наследие» и «Процветающая Армения». Его не смутила даже давняя вражда с лидером ПА олигархом Гагиком Царукяном. «В политике вечных врагов не бывает», – заявил Багдасарян.
Давид Степанян
Оставьте свои комментарии