№12 (242) июль (1–15) 2014 г.

В Армении формируется двухполюсная политическая система

Просмотров: 4774

Оппозиция жаждет перемен, но об отставке президента уже не говорит

Весенняя сессия Национального Собрания Армении завершилась. Газеты отметили, что государственный гимн, прозвучавший в ходе церемонии, лучше всего исполнил вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов, знающий его наизусть. Остальные депутаты молчали либо невнятно пропевали отдельные строки.

Впрочем, отдых депутатам придется несколько отложить: правительство предложило провести еще одно, внеочередное заседание, во время которого будет рассмотрен ряд законопроектов, оставшихся в парламентской повестке с февраля, а главное – определиться с рядом новых законов. Среди них – проект окончательных изменений в очень спорный и даже скандальный закон «О накопительных пенсиях» (ставший поводом к отставке прежнего правительства), пакет законов о льготах для малого и среднего бизнеса и пересмотр штрафов за нарушение правил дорожного движения, давно уже вызывающих яростную критику автомобилистов.

Вполне вероятно, что все инициативы нового правительства будут отличаться более либеральными, нежели раньше, подходами. Ведь именно драконовские меры, которые с невероятной легкостью предлагал на утверждение Национальному Собранию прежний премьер-министр Тигран Саркисян, породили в стране волну широкого недовольства. После того, как это стало выражаться в многочисленных уличных акциях гражданских активистов, создавших движение «Я – против!», стало понятно, что проявления недовольства, день ото дня становящиеся все многочисленнее, в перспективе способны привести к реальной дестабилизации. Тогда-то и была решена судьба премьера-монетариста.

Впрочем, назначение главой правительства экс-спикера парламента Овика Абрамяна оппозиция сочла «пожарной мерой», неспособной оказать реального влияния на набирающие силу в экономике и социальной жизни негативные тенденции. Другой вопрос, что, назначив Абрамяна, власть фактически поделилась если не полномочиями, то изрядной долей влияния с бывшим президентом Робертом Кочаряном. Ведь Абрамян – сват ведущего олигарха, лидера партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна, за которым явственно просматривается фигура реального создателя этой политической силы – второго президента Армении. Предполагалось, что Овик Абрамян, давно уже грезивший о должности главы правительства, осуществив свою «голубую мечту», в знак благодарности сумеет оторвать Царукяна от оппозиции, вернуть «Процветающую Армению» во властное поле и тем снизить накал растущего в стране недовольства.

Пока, однако, этого не произошло. Царукян отказался возвращаться в правящую коалицию, хотя, по слухам, ему предлагали несколько министерских портфелей и два губернаторских поста. Более того, реальные руководители оппозиции, Роберт Кочарян и первый президент Левон Тер-Петросян, выступили с рядом очень жестких заявлений в адрес действующей власти. При этом мишенью критических стрел стали не только социально-экономические, но и внешнеполитические обстоятельства. Благо, происходящие события давали для этого немало поводов.

Показательна в этом отношении обширная аналитическая статья Левона Тер-Петросяна, опубликованная одним из электронных изданий страны. Первый президент подверг очень резкой критике поведение Сержа Саргсяна в процессе сближения Армении с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). По мнению Тер-Петросяна, ошибкой стало молчание действующего главы государства на заседании в Астане, когда казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев зачитал письмо Ильхама Алиева, в котором тот настаивал, что принимать Армению в новое интеграционное объединение следует «в признанных ООН границах», то есть – без Карабаха. «Серж Саргсян пришел в замешательство и не ответил Назарбаеву, хотя ответ Армении должен был быть уже готов, поскольку вопрос уже поднимался Назарбаевым и Лукашенко еще 25 октября 2013 года на саммите по Таможенному союзу в Минске. Саргсян еще больше углубил свое унижение и оказался в смешном положении, когда через два дня после Астаны жаловался на Назарбаева, оценив его заявление, как «неприятное» и «неправильное», о чем не посмел сказать на месте», – пишет экс-президент. Тер-Петросяна беспокоит, что упоминание в таком контексте карабахского конфликта опровергает утверждения Сержа Саргсяна о том, что членство Армении в Таможенном союзе продиктовано проблемой безопасности Карабаха. Отметим, что по этому поводу резкое заявление последовало и со стороны канцелярии Роберта Кочаряна. В нем говорилось, что конечной целью карабахского движения изначально являлось объединение Арцаха с Арменией, и этот непреложный факт никем и никак под сомнение ставиться не может. Но главное то, что Левон Тер-Петросян безоглядно обрушился на новоназначенного премьер-министра, утверждая, что на должность главы правительства Овик Абрамян назначен лишь для того, чтобы «продолжить грабить страну с большим размахом, сфальсифицировать будущие выборы и возможный референдум по конституционным реформам», а также связать руки «Процветающей Армении» и лично Гагику Царукяну. Но ожидания не оправдались, поскольку Царукян в правящую коалицию возвращаться не пожелал.

В ответ Овик Абрамян назвал Тер-Петросяна «отцом хищений, который везде ищет грабеж, чтобы продвинуть свои мелкие интересы». Высказывания первого президента он назвал позорной, пропитанной желчью и ехидством чепухой, которая «унижает сам институт первого президента страны». Симптоматично, однако, что поддержки со стороны соратников Абрамян не получил, и даже наоборот. Спикер парламента Галуст Саакян сказал, что позиция первого президента «для нас неприемлема», однако это вовсе не означает, что ему следует отвечать «с помощью эпитетов». Это, считает Саакян, «не делает чести нашей политической жизни, мы не хотим отвечать необоснованными и жесткими словами». Правда, какие именно слова Абрамяна он считает необоснованными, спикер уточнять не стал. Но и без уточнений понятно, что в складывающейся обстановке власть не желает идти на конфронтацию с оппозицией.

Дело в том, что все четыре непровластные парламентские партии – АРФ «Дашнакцутюн», «Процветающая Армения», Армянский национальный конгресс и «Наследие» – после продолжительных дискуссий и обсуждений выступили с совместным заявлением из 12 пунктов, отражающих подходы к наиболее насущным вопросам внутри- и внешнеполитической повестки. Оппозиция, в частности, требует устранить обязательный компонент накопительной пенсионной системы и вернуть гражданам уже сделанные отчисления; пересмотреть всю систему фиксации дорожных правонарушений и начисления штрафов, которые не должны превышать 10% от размера минимальной заработной платы; минимум втрое снизить налог на товарооборот, прекратить процесс взимания НДС на границе; исключить возможность повышения тарифов на проезд в общественном транспорте; ликвидировать монополии; проводить выборы в парламент по 100% пропорциональной системе; не подписывать никаких документов, ставящих под угрозу Нагорно-Карабахскую Республику; предоставить оппозиции функции контроля. Это – основные требования, под флагом которых оппозиция намерена осенью начать «широкое наступление», в связи с чем уже достигнута принципиальная договоренность о проведении в сентябре совместного митинга четырех партий.

Ведущие функционеры непровластных партий подчеркивают, что принятие совместного заявления знаменует собой начало эпохи перемен в жизни страны, результатом чего должно стать «оздоровление всей системы». Отставку экс-премьера оппозиция также ставит себе в заслугу. Говорится о том, что этим «четверка» на определенном этапе исчерпала свою единую повестку, а принятие совместного заявления означает, что сотрудничество будет продолжено. При этом главной целью станут «экстренные меры по пресечению экономического спада и миграции». Интересно другое – оппозиция при всем том не требует, как было ранее, отставки президента Сержа Саргсяна, подчеркивая, что она стала «посредницей между обществом и властями», а отставка президента – это вовсе не панацея. И это вполне объяснимо. При всей своей «оппозиционности», при всех утверждениях относительно того, что «родственные отношения не есть категория политическая», олигарх Гагик Царукян, разумеется, на полный разрыв с властью не пойдет и мостов сжигать не станет. А без участия «Процветающей Армении» оппозиционное поле ослабнет принципиально, можно даже сказать, что оно практически исчезнет. Потому-то и согласилась оппозиция на роль посредника, а не ниспровергателя. Но, конечно, это обстоятельство сопровождается множеством красивых слов о том, что существующие проблемы не стоит персонифицировать, нужно работать в направлении изменения системы, повышая при этом уровень участия граждан в общественно-политической жизни. Словом, подход хорошо и давно известный по истории и деятельности многих (особенно социал-демократических) партий стран развитой демократии. Не станем утверждать, что такая позиция принципиально ущербна, напротив, она может вполне оправдать себя в будущем.

Другое дело, что с подобным подходом говорить о решении назревших проблем экономики и социальной сферы в ближайшей перспективе вряд ли приходится. К тому же вопрос, судя по ряду признаков, так и не ставится. Думается, что речь идет о начале формирования в Армении двухполюсной политической системы, чему могут способствовать и вероятные изменения конституционного характера, превращение страны в парламентскую республику. В этих условиях та же «Процветающая Армения» может рассчитывать на очень серьезное представительство в законодательном органе, а с союзниками – возможно, что и на большинство. Такой путь возвращения во власть для всех партий «четверки» (которые, заметим, в то или иное время во власти успели побывать) обещает быть не скорым, зато надежным. В противном случае никому из них власти, скорее всего, вообще не видать.

Все это крайне выгодно правящей Республиканской партии, которая в таком случае и после завершения второго (и последнего) срока пребывания на президентском посту Сержа Саргсяна не отправится в политическое небытие, а продолжит играть серьезную роль в политической жизни страны. Не случайно руководитель парламентской фракции Республиканской партии Вашрам Багдасарян позитивно оценил 12 пунктов требований оппозиции, назвав их «здоровыми». «Наконец-то оппозиция выступила со здоровыми требованиями, которые можно сделать предметом для обсуждений и работать над их реализацией. Не могу пока сказать, можем ли мы реализовать все эти требования, но они подлежат обсуждению», – заявил Багдасарян. Более того – «большая часть требований оппозиции уже находится в процессе реализации, они включены в программу правительства или представлены ему в качестве предложений от правящей партии». А все спорные вопросы продолжат оставаться предметом обсуждений и «работы с оппозицией и гражданским обществом».

Так что совсем не исключено, что в конечном итоге в Армении вновь окажется у руля «кочаряновское крыло» в лице «Процветающей Армении». Правда, произойти это может не скоро, и никто пока не возьмется сказать, какая судьба ожидает при этом все остальные оппозиционные силы. Очень может быть, что они станут партиями-спойлерами руководящей на данный момент политсилы. А протестное движение, которое неизбежно станет разрастаться с расширением социально-экономических и демографических проблем, окончательно окажется «приватизировано» мобильными движениями гражданских активистов, постепенно набирающими все большую популярность.

Армен Ханбабян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты