Евразийская интеграция как путь к новому межцивилизационному синтезу в XXI веке
6 июня в Москве, в Красном зале «Президент-Отеля» состоялась организованная при содействии Государственной Думы РФ международная конференция «Евразийский экономический союз: новые возможности и перспективы». На конференции с докладом «Евразийская интеграция как путь к новому межцивилизационному синтезу в XXI веке» выступил президент Ассоциации политологов Армении, депутат второго и третьего созывов Национального Собрания РА, доктор политических наук Амаяк Ованнисян.
Предлагаем вниманию читателей полный текст выступления Амаяка Ованнисяна.
– Прежде всего хочу поблагодарить организаторов этой весьма представительной конференции за приглашение. Проводимые в ее рамках обсуждения имеют особое значение, поскольку проходят по следам прошедшего в Астане заседания Высшего евразийского экономического совета, на котором приняты важнейшие политические решения.
Ассоциация политологов Армении как первая в новейшей истории нашей страны неправительственная организация, которой в этом году исполнится 25 лет и которую я имею честь возглавлять, поддержала сделанное 3 сентября 2013 года в ходе визита в Москву заявление президента Армении Сержа Саргсяна о стремлении нашей страны к полномасштабному членству в Евразийском экономическом союзе. Для нас и тогда было очевидным, и сегодня не вызывает никаких сомнений, что совместное участие наших стран в реализации евразийского интеграционного проекта, обоснованного президентом Российской Федерации В.В. Путиным в опубликованной 3 октября 2011 года в газете «Известия» программной статье, откроет новые горизонты для укрепления российско-армянского стратегического партнерства как действенного фактора безопасности, стабильности и мира в кавказском регионе.
Осознавая важность экономической интеграции как важнейшего стимула реиндустриализации, открытия новых рабочих мест, выравнивания условий экономической деятельности во всех странах – членах Евразийского союза, мы должны помнить великую заповедь: не хлебом единым. Экономические скрепы наших союзнических отношений, несомненно, важны, однако их прочность зависит прежде всего от нашей способности возродить объединяющие наши народы на протяжении многих веков духовные скрепы.
Тысячу с лишним лет назад представитель армянской династии византийских императоров Василий в ознаменование принятия Киевской Русью в качестве государственной религии христианства выдал свою сестру Анну замуж за киевского князя Владимира. Так уже на заре становления новой уникальной цивилизационной модели, названной впоследствии Святой Русью, впервые обозначилась нетленная и в последующие исторические эпохи многократно приумноженная армянская лепта в развитие российской государственности и культуры.
В свете многочисленных неопровержимых исторических фактов духовного взаимодействия и общности наших народов несуразными, попросту смехотворными выглядят утверждения о якобы отсутствии духовно-ценностных основ интеграции наших стран. Нам нет необходимости высасывать из пальца идеологию нашей общности как некую разработанную в кабинетной тиши искусственную конструкцию. Она, эта идеология, в качестве неизбывной исторической памяти закреплена в наших генах. Нам остается только внимательно прислушиваться к зову собственной идентичности, старательно избегая порождаемых современной глобализацией и массовой культурой антинациональных мутаций.
Этой цели должно служить качественное образование, в котором наряду с высококвалифицированным преподаванием точных наук первостепенное внимание следует уделять преподаванию гуманитарных дисциплин – гуманитарному воспитанию молодежи. Проект создания в Ереване филиала Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, который стоит в повестке российско-армянского сотрудничества и получил поддержку президентов наших государств, если будет реализован на должном уровне, может преодолеть проявившиеся в 90-е и нулевые годы опасные тенденции к порожденному коммерциализацией образования сползанию к бездуховности, культу прагматизма, игнорированию гуманитарных аспектов образования. Болонская система образования и ее методики, которые почему-то стремятся представить в качестве европейского эталона, на самом деле являются тупиковой ветвью постмодернистской Европы – материализовавшимся пророчеством Герберта Маркузе о культе одномерного человека, вытеснившем ренессансный идеал гармонично и всесторонне развитой личности.
Столкнувшись с проявлениями заката западноевропейской цивилизации, предсказанного другим великим философом и культурологом Освальдом Шпенглером раньше, чем Герберт Маркузе написал свою известную книгу о грядущем одномерном человеке, мы должны понять: это вовсе не конец Европы. Это вовсе не конец европейской цивилизации, потому что изначально европейская духовность существовала в двух ипостасях – западнохристианской и восточнохристианской. Первый Рим и Второй Рим, или Византия, являлись двумя мощными духовными источниками европейской цивилизации, взаимно питающими и обогащающими друг друга. Когда один из этих источников приходил в упадок, как это произошло после захвата турецкими ордами Константинополя в 1453 году, немедленно включалась иммунная система европейской цивилизации, заставляя другой источник с удвоенной силой генерировать энергию европейской духовности. В этом взаимодействии, подпитывании друг друга цивилизационной энергией двух направлений европейской цивилизации – западнохристианского и восточнохристианского – лежит ключ к пониманию реформ Петра Великого, мальтийских пристрастий императора Павла, переписки Екатерины Второй с корифеями французского
Просвещения.
Сегодня Западная Европа нуждается в восточнохристианской духовной подпитке ровно в той мере, в какой в западнохристианской модернизационной подпитке нуждалась Россия в эпоху Петра, Павла, Екатерины. Пока Европа не осознала эту свою нужду, но уже завтра, когда однополые браки и гедонистический уклад жизни окончательно истощат иммунную систему западноевропейской цивилизации, это осознание обязательно придет. Нам необходимо к этому времени возродить и приумножить восточнохристианское духовное наследие, исходя из того, что только на этом пути можно спасти от гибели нашу общую традиционную европейскую цивилизацию.
Важнейшим источником спасения постмодернистской Европы от духовной деградации и разложения, ее возвращения к традиционным устоям европейской духовности является возможность уже в нынешнем XXI столетии нового евразийского межцивилизационного синтеза, основанного на абсорбции уникального культурного наследия народов Азии, Дальнего и Ближнего Востока, таких крупнейших стран с богатейшим духовным опытом, какими являются Китай, Индия, Иран. Возможность в исторической перспективе такого межцивилизационного синтеза предвосхищали светлые умы века минувшего. Так, Чингиз Айтматов эпиграфом к впервые опубликованному в журнале «Новый мир» своему роману «И дольше века длится день» взял строки из «Книги скорби» великого армянского средневекового мыслителя и поэта-страстотерпца Григора Нарекаци. В романе автор описывает обращение главного героя к Корану, к традиционному исламу, а эпиграфом взял слова Григора Нарекаци – по определению Алексея Федоровича Лосева, восточнохристианского предтечи высокой культуры европейского Ренессанса.
Приведу другой пример провидческого предвосхищения сегодняшних проблем человечества. Еще в середине двадцатого века крупнейший французский писатель и философ Альбер Камю в своем знаменитом эссе «Изгнанничество Елены», как бы предвосхищая проблемы утратившей традиционные ценности и равновесие, преступившей собственные пределы постмодернистской Европы наших дней, писал: «В крайностях своего умопомрачения мы мечтаем о равновесии, которое давно оставили позади, и по невежеству своему уповаем обрести его на исходе наших заблуждений. Вот уж поистине детское самомнение, и не случайно народы-дети, наследники наших безумств, направляют сегодня ход нашей истории». Действительно, Камю был прав: народы-дети, история которых насчитывает каких-нибудь двести – триста лет и которые сегодня в детском самомнении стремятся навязать всем свою волю, неспособны вернуть миру утраченное равновесие. Это равновесие может быть восстановлено лишь на путях нового евразийского синтеза, основанного на традиционных ценностях великих мировых религий, прославляющих добро, справедливость, гармонию, умеренность, отказ от культа мамоны, гедонизма и чрезмерного потребления.
Каждый раз, когда я бываю в Тегеране, посещаю Дом-музей основателя Исламской Республики Иран, великого имама Хомейни, чтобы снова и снова увидеть ветхую тахту, на которой он отдыхал, простенький коврик, на котором совершал намаз. Аскетическая обстановка дома-музея напоминает мне убранство древних армянских церквей, где нет ничего лишнего – все скромно и даже убого. Эти ассоциации вновь и вновь убеждают меня в общности духовных основ традиционных религиозных конфессий. Разве не о том же свидетельствует бережное отношение в Исламской Республике Иран к духовному наследию первохристианского армянского народа? Убежден, что присоединение к Евразийскому союзу Исламской Республики Иран возможно уже в обозримой перспективе.
В заключение своего выступления хочу особо подчеркнуть роль России и личную роль ее харизматического президента в продвижении проекта евразийской интеграции. Россия – не только цивилизационный оплот, цитадель евразийского геополитического пространства, но и уникальная страна, в которой представлены, гармонично взаимодействуют и развиваются все традиционные религиозные конфессии – христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Продуцируемая этим взаимодействием духовная энергия не уступает размерам территории и богатству природных ресурсов земли русской. Эти факторы, помноженные на политическую волю и личностную харизму президента В.В. Путина, могут и должны обеспечить успех в реализации грандиозного проекта евразийского межцивилизационного синтеза в XXI веке.
Оставьте свои комментарии