№17 (247) сентябрь (16–30) 2014 г.

Информационные технологии на вооружении железной дороги

Просмотров: 4729

XXI век –время высоких технологий и инноваций, понимая это, ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» с начала своей работы в Армении начала внедрение современных информационных систем. Это целый спектр автоматизированных систем управления (АСУ) и автоматизированных рабочих мест (АРМ). Открыт компьютеризированный Дорожный центр управления перевозками, а оптоволоконная сеть охватывает весь полигон дороги.

Всего на ЮКЖД с 2008 года было введено в эксплуатацию 15 автоматизированных систем управления работой в различных сферах деятельности железной дороги. И это притом что до начала работы ЮКЖД в Армении подобные системы не применялись. Их внедрение осуществлялось, что называется, с чистого листа. Начиная с 2008 года на 19 станциях железной дороги (в Айруме, Алаверди, Санаине, Ванадзоре, Спитаке, Гюмри, Арагаце, Даларике, Армавире, Масисе, Кармир-Блуре, Ереване, Арарате, Канакере, Абовяне, Раздане, Севане, Варденисе и Зоде) были задействованы автоматизированные системы управления (АСУ) грузовой работой. Внедрение в ЗАО «ЮКЖД» АСУ позволило осуществить комплексную автоматизацию технологических цепочек операций с объектами перевозочного процесса, с созданием полного набора автоматизированных рабочих мест для работников, принимающих участие в организации перевозочного процесса и его документальном оформлении на станциях. Система позволяет вести в реальном времени первичную базу данных единой модели перевозочного процесса. Проще говоря, можно контролировать весь процесс движения грузовых составов, начиная с момента его формирования, все остановки на станциях, а также производимую с грузом работу. Также в кассах Еревана, Армавира, Гюмри и Ванадзора введены в эксплуатацию АСУ продажей билетов, что позволяет автоматизировать и осуществлять гибкое управление операциями с билетами на пассажирские поезда. В частности, посредством этих систем ведется учет бланков международных пассажирских билетов, формируется схема поезда с определением числа требуемых мест в СВ, купе и плацкартах, осуществляется нормирование и распределение мест. Данная система позволяет осуществлять операции по продаже билетов и их возврату в случае необходимости, бронированию международных пассажирских билетов с учетом дополнительных услуг, а также осуществлять покупку билетов через интернет.

На железной дороге активно внедряется и система видеонаблюдения. В частности, в экспериментальном порядке видеонаблюдение за работой локомотивной бригады установлено на одном из электровозов ЮКЖД. Три камеры снимают дорожное полотно по пути следования локомотива, рабочее место машиниста, что дает возможность следить за показаниями приборов, а также общий вид кабины машиниста для наблюдения за действиями машиниста и его помощника. Система позволяет оперативно фиксировать толчки в трех плоскостях и предупреждать о превышении заданных допустимых показателей, осуществлять передачу оперативной и записанной информации через GPRS на подключенные к ней устройства. Контроль осуществляется и за всеми служебными переговорами. Эти направления также контролирует специальная автоматизированная система, внедренная на станциях Айрум, Ванадзор, Гюмри, Масис, Кармир-Блур, Ереван, Дорожном центре управления перевозками и АТС. Предназначенная для регистрации переговоров поездных диспетчеров с машинистами и с центром управления перевозками, система нацелена на повышение ответственности управляющих процессом перевозок работников, а также анализ работы сотрудников в случае возникновения нештатных ситуаций. Система видеонаблюдения, состоящая из 13 камер, установлена и на вокзале Еревана. При помощи видеомониторинга осуществляется контроль за ситуацией в зале ожидания, в кассах продажи билетов, в коридорах вокзала Еревана и на привокзальной площади. Видеонаблюдение и программное обеспечение медицинских пунктов предрейсового осмотра в Ереване, Айруме, Варденисе, Масисе, Санаине, Гюмри и Раздане позволяют посредством специально созданной программы вводить и накапливать в базе данных результаты осмотров для последующего анализа состояния здоровья персонала и принятия решения о допуске к работе или отправлении на лечение.

Широкий спектр автоматизированных систем управления действует на ЮКЖД в самых разных областях. Например, автоматизированная информационно-измерительная система учета электроэнергии на тяговых подстанциях (АИИС КУЭ) производит учет электроэнергии, каждые 30 минут выдавая результаты, которые впоследствии используются для анализа и контроля за расходом электричества. Аппаратно-программный комплекс (АПК) «Борт» в непрерывном режиме осуществляет контроль за техническим состоянием дизель-генераторных установок тепловозов, расходованием топлива. А установленная на 50 единицах занятой на строительстве железных дорог в Армении железнодорожной техники система контроля и управления транспортом М2М позволяет в режиме реального времени контролировать состояние техники и ход выполняемых работ. Не остается без внимания и сфера контроля за состоянием железнодорожной инфраструктуры – здесь работает система управления и мониторинга объектов эксплуатационной инфраструктуры ЮКЖД (ЕСУМ), которая представляет собой автоматизированную систему управления процессами мониторинга, диагностирования и устранения возникших при этом инцидентов в хозяйстве инфраструктуры ЗАО «ЮКЖД». Внедрение системы направлено на повышение эффективности бизнес-процессов управления диагностированием объектов путевого хозяйства за счет их автоматизации, оптимизацию действий персонала, сокращение времени восстановления и эксплуатационных расходов, повышение эффективности использования диагностических средств, повышение уровня безопасности движения.

За время работы ЮКЖД в Армении с 2008 года был существенно обновлен парк серверов ИВЦ и парк персональных компьютеров. На станциях Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Санаин, Айрум, Арарат, Масис, Абовян, Раздан, Севан, Кармир-Блур, Даларик, Армавир, Арагац, Канакер были произведены строительно-монтажные и пусконаладочные работы в рамках создания второй очереди корпоративной сети передачи данных на 526 точках. Были введены в эксплуатацию автоматизированные системы учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами в межгосударственном сообщении, разработана программа взаиморасчета по вагонам принадлежности СНГ и ЮКЖД, введены в эксплуатацию серверные комплексы, комплекс резервного хранения информации, система виртуализации серверов и лицензионные программы. За эти годы была модернизирована система электроцентрализации с применением микропроцессорной и полуавтоматической блокировки, специалисты ЮКЖД модернизировали систему ЭЦ с установкой автоматизированных рабочих мест дежурных по станции, подключением подсистем диспетчерского управления на 4 станциях, еще на одной станции была установлена система диспетчерского контроля. Также была проведена оптоволоконная линия на участке Севан–Зод, организована первичная сеть связи по оптоволоконному кабелю на базе цифрового оборудования на участках Ереван–Арарат и Ереван–Зод. Тем самым была завершена работа по формированию единой оптоволоконной сети передачи данных на всем полигоне железной дороги Армении. Оперативно-технологическая связь была модернизирована на 42 объектах железной дороги, на двух объектах была обновлена система телеграфирования с применением технологий IP-телеграфии с установкой автоматизированных рабочих мест. В настоящее время ведутся работы по модернизации автоматизированной интегрированной системы бухгалтерского и налогового учета на базе 1С.

Внедрение на железной дороге современных информационных технологий является приоритетным направлением деятельности ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога». Их использование в работе железной дороги позволит обеспечить новое качество предоставляемых ЮКЖД услуг, привлечь новые объемы грузоперевозок, существенно повысить уровень конкурентоспособности железнодорожных перевозок по сравнению с автомобильными.

Материал подготовлен отделом по связям с общественностью
ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога»

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 4 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты