№17 (247) сентябрь (16–30) 2014 г.

Осетинский застольный этикет

Просмотров: 42116

Осетины до нынешних дней сумели сохранить довольно сильные патриархально-родовые связи, традиции и обычаи своих предков. Одной из самых интересных и значимых составляющих этих традиций является осетинский застольный этикет со многими его «можно–нельзя», «принято–не принято». Причем традиции могут несколько меняться в зависимости от ущельского происхождения данной общины, а иногда даже отличаться в соседних селах. Но основа у них одна, уходящая корнями в глубь веков, раскрывающая характер и внутренний мир древнего народа.

Традиционное застолье никогда не было для осетин только местом для еды, питья и общения. Оно тесно связано с их верой, укладом жизни и нормами общественного поведения. Для того, кто прежде не сталкивался с осетинским застольным этикетом, наличие многих неписаных правил и ограничений, которых в Осетии до сих пор придерживаются за официальным столом, может показаться непривычно странным и излишне строгим. Но для осетина эти нормы – часть его бытия и мировоззрения, часть его духовно-нравственного наследия.

Так как официальные религии утвердились в Осетии сравнительно недавно, именно за столом осетины чаще всего молились Богу и святым покровителям. Отсюда и место застолья «фынг» (дословно – «стол») также являлось как бы святым местом, за которым не допускались вольности или же недостойное поведение.

Итак, с чего начинается осетинское застолье?

С накрытого стола, конечно. И если столы обычно накрываются с учетом предполагаемого количества гостей и их вкусов, в Осетии в добавок к этому сам процесс также регламентирован традициями и другими нормами.

Первым делом на стол ставятся солонки с солью. Затем, если для застолья было забито какое-то животное (корова, бычок, баран), на стол возле места старшего ставится широкая тарелка с тщательно очищенной и сваренной головой (без нижней челюсти и языка) и шейной частью животного.

После этого на стол, начиная от места старшего, ставятся традиционные три пирога и напитки. Также на стол ставятся тарелки со сваренным мясом. Сверху на три пирога возле старших кладут правую плечевую часть жертвенного животного («базыг»), поджаренные на огне три правых ребра цельным куском и шампур с шашлыком из печени, легких и сердца животного, завернутых в жировую пленку.

Когда стол накрыт, об этом оповещают главного распорядителя или при небольших застольях – хозяина дома. Они же в свою очередь приглашают гостей за стол, начиная с заранее назначенного старшего стола. Причем это место не обязательно должен занимать самый старший по возрасту.

Если в дом приходят гости и застолье накрывается по этому поводу, на месте старшего сидит хозяин дома или кто-то из его ближайших родственников. В случае же свадеб, больших праздников («куывд») старший застолья заранее назначается главным распорядителем или же хозяином дома. В осетинском застолье это весьма почетная и очень ответственная обязанность. Исполнять ее не каждому по силам. Потому что именно от старшего застолья зависит порядок за столом, соблюдение осетинских норм и традиций, веселье и в конечном итоге – настроение гостей. Кроме этого, он также должен быть довольно «выносливым» в отношении спиртного.

Старший застолья громко возносит молитву Богу и всем святым, которым поклоняются осетины, и освящает три пирога. Каждая фраза, сказанная старшим, сопровождается дружным возгласом присутствующих «Амен Хуыцау!» (Аминь) до тех пор, пока старший не закончит молитву. После чего кто-то из младших должен символически откусить от края верхнего пирога и взять из рук старшего чашу с пивом и базыг.

Те, кому передали бокалы старших, начиная с первого, коротко, в двух словах благодарят старших, славят Бога и выпивают или пригубливают из бокалов. После этого они должны попросить обслуживающего наполнить бокалы и передают их обратно соответственно трем старшим.

Только после первого бокала можно начинать трапезу. До этого нельзя ни пить, ни есть. До того, пока старший не вознесет молитву Богу и не освятит три пирога, к пище на столе не притрагивается даже ребенок.

Всегда, когда старший произносит тост, принято приостановить прием пищи, прервать разговор и внимательно слушать. Вообще, во все времена осетины относились к пище весьма сдержанно, аскетически. В ходу была поговорка: «На пир уходи сытым, возвращайся голодным». Она подчеркивает тот факт, что обжорство было в большом позоре, и если даже очень голоден (а кто был сыт в старые времена?), за общественным застольем было принято принимать пищу сдержанно, не спеша, не показывая своего аппетита. То же самое – находясь в гостях.

Второй тост за осетинским праздничным столом всегда произносится за покровителя мужчин, путников и воинов Уастырджи. С приходом в Осетию христианства этот образ часто стал олицетворяться с образом св. Георгия. Уастырджи является самым почитаемым среди осетин святым. Тост за него обычно произносят и пьют стоя.

Третий тост – «хистар» – произносится за повод, по которому собралось застолье (за благосклонность того святого, в честь которого праздник, за счастливый брак молодых, за благополучное возвращение из армии, за новорожденного, за юбиляра и т.д.

После третьего тоста старший из соображений народной демократии и уважения к присутствующим может предоставить слово второму старшему. На этом месте обычно сидит представитель принимающего рода-фамилии («фысым»), поэтому чаще всего своим тостом он произносит заздравную всем гостям торжества, благодарит их за оказанную своим присутствием честь этому дому и всему роду. При этом от имени хозяина дома или старших своей фамилии он может преподнести всем присутствующим за столом гостям почетные бокалы. Этот бокал в Осетии – знак особого уважения и признательности. Отказаться от него – значит обидеть преподносящего. Сказать, что ты уже сыт и больше пить не хочешь – признак дурного тона.

После первых 3-4 тостов старший обычно последовательно возносит молитву:

– «Бынаты хицау» (покровителю дома), чтобы оберегал дом хозяев и дома всех присутствующих от невзгод.

– За здоровье, благополучие и процветание принимающей семьи.

– «Хоры Уацилла», «Фосы Фалвара» (покровителю урожая Уацилла и покровителю домашних животных Фалвара).

– «Мады Майрам» (чаще за женским столом), чтобы женщины были здоровы, счастливы и растили своих детей такими же.

Глава застолья может произнести тост за старших, пожелав здоровья и долгих лет жизни тем, кто здравствует, и вечной памяти тем, кого уже нет. За осетинским застольем также часто произносят тосты за здоровье и благополучие всех присутствующих, за здоровье и долголетие всех соседей и односельчан (поскольку без их поддержки и взаимопомощи осетинскую жизнь трудно представить), за процветание членов принимающей фамилии, за мир во всем мире, за единство, благополучие и процветание Осетии, за незыблемость и сохранение традиций предков («агъдау»).

Словом, тостов за осетинским столом может быть довольно много, и в зависимости от района Осетии, где проходит застолье, набор их также может слегка меняться. Однако в эту программу должны вклиниться еще несколько обязательных элементов, которые нельзя упускать.

Где-то в середине застолья старший от гостей (особенно если это происходит на свадьбе, выданье невесты или фамильных торжествах) просит главу стола разрешить гостям поблагодарить женщин, готовящих еду на кухне («афсинта»), во многом благодаря кому это застолье состоялось. Придя на кухню, где афсинта (обычно несколько соседок) пекут пироги, готовят другие блюда для застолья, один из уполномоченных от имени своих старших и других гостей произносит заздравную в их честь, благодарит за вкусно приготовленную пищу и желает им всегда показывать свое кулинарное искусство только на праздниках и свадьбах.

После этого трое молодых людей преподносят свои благодарственные бокалы трем старшим женщинам. В ответ на это те также благодарят гостей за оказанную честь, желают им и впредь придерживаться норм высокой морали и чести («агъдау»), соблюдая красивые традиции своего народа.

За время их отсутствия застолье идет своим чередом. Произносятся тосты, звучат песни, шутки, рассказываются разные истории.

После того как старший выпьет свой бокал, к тосту присоединяются все остальные участники застолья, начиная со второго старшего, как обычно – «эстафетой» по три человека. Причем, если старший (-ие) выпил (-ли) стоя, из уважения и остальные должны встать, присоединиться к тосту и выпить стоя.

После того как этот тост прошел по всему застолью до конца стола, старший произносит тост за Къасары Уастырджи (хранителя порога). Он желает, прежде всего, этому дому, а потом и всем присутствующим, чтобы через их пороги никогда не переступало несчастье и чтобы дома всегда были полны гостей, приносящих счастье и радость. Этот тост, также как и все предыдущие, проходит по всему столу. В последнее время для сокращения заключительной части застолья, но только с разрешения старших младшие начали добавлять этот тост к тосту за изобилие. То есть, когда до них доходит очередь пить за изобилие, они объединяют эти два тоста.

После этого участники застолья стоя произносят тост за Фандагсар Уастырджи, просят его покровительства и желают всем приехавшим издалека счастливой дороги, благополучно доехать до дому и застать свою семью в добром здравии. Выпив за это, садиться за стол больше не принято.

Некоторые правила осетинского застолья

Все то, что считается неприличным для любого цивилизованного застолья, не принято и за осетинским столом. Но кроме этого, для осетина...

– Стол – святое место. За ним нельзя сквернословить, ругаться, злословить. Не принято также упоминать собак, ослов, пресмыкающихся или каких-либо других «грязных» животных. А если что-то такое вырвалось невзначай, нужно обязательно извиниться («Фынг бахатыр канад»).

– За один стол в Осетии не садились дед и внук, отец и сын, дядя и племянник, тесть и зять, родные братья. Нарушая этот обычай, младшие по возрасту или же по положению выказывают неуважение к старшим.

– Нельзя напиваться допьяна. Нужно знать свои возможности и, пользуясь принятыми традициями и нормами, вовремя останавливаться. Те же, кто напивается якобы для поддержки осетинских традиций («агъдау»), и являются их первыми нарушителями. Непьющий в Осетии никогда не считался ущербным, а вот пьяницы всегда были в позоре.

– Нельзя приходить уже явно выпившим. Обычно сам человек в таком состоянии плохо себя контролирует, и те, кто отвечает за застолье, должны проявлять достаточно твердости, чтобы держать таких подальше от стола. Они ведь могут испортить все застолье и настроение гостям.

– Если кто-то опоздал к началу застолья, он независимо от возраста должен сесть в конце стола. Если же к застолью прибыл гость издалека, его подводят к старшим чтобы поздороваться и пожелать всем встречаться на таких торжествах. Старшие преподносят ему «амбалаггаг» (встречный) бокал. Гость после короткого пожелания участникам застолья всегда встречать гостей, приносящих счастье, выпивает бокал и садится там, где ему приготовят место.

– На официальное осетинское застолье не принято приходить в неподобающей одежде (шорты, спортивная форма). Не подобает также делать то, что идет вразрез с общими нормами поведения осетина в обществе (например, кричать на кого-то или оскорблять, спорить со старшими или, сидя за мужским столом, сажать детей на колени или рядом). – Нельзя произносить свои тосты или давать почетные бокалы без ведома старших или в промежутках между их тостами. Нельзя пить «без очереди», в промежутках между тостами (исключение – если человек хочет попить воды или сока). Это ломает основы вековых осетинских традиций, давая любителям напиваться возможность своевольничать за столом. Попытки выпить лишнее или заставить кого-то делать это должны пресекаться сразу же и вполне категорично.

– Если старшие встают, чтобы произнести очередной тост, все остальные должны также встать. В последние десятилетия в Северную Осетию с юга пришла традиция, когда один из младших остается сидеть (символически «сторожа» стол). Следует ее соблюдать или нет, это вопрос спорный. Полностью унифицировать застольный этикет под все осетинские общества и населенные пункты, наверно, невозможно. Но там, где эта традиция соблюдается, нужно знать: как только старший, выпив свой бокал, садится, «охраняющий стол» должен немедленно встать. При этом, когда в самом начале старший освящает три пирога и застолье еще не началось, встают все участники застолья без исключения.

– В осетинских традициях держать бокал или передавать его полагается всегда правой рукой. Соответственно наполняют его тоже из левой в правую.

– Нельзя произносить тост или выпивать до того, пока не выпил сидящий за столом выше. Когда тот произносит тост, необходимо внимательно слушать, чтобы понять, о чем речь.

– Нельзя указывать или подсказывать старшим, выражать недовольство ходом ведения застолья. Вместе с тем нельзя потакать грубым нарушениям осетинских традиций с чьей-либо стороны, особенно когда кто-то заставляет выпить лишнее.

– Во время произнесения тоста кем-то из старших молодые дружно и громко поддерживают тост возгласом «Амен Хуыцау!» или «Амен уад!». Однако этого никогда нельзя делать на поминках.

– Если сидящий за столом видит, что старший высказывает какие-то благодарственные слова в его направлении, должен встать и стоя выслушать говорящего до конца. При этом он может скромно вставлять свои «Стыр бузныг» («Большое спасибо») или «Хуыцау загъад не’ппатан дар» («Дай Бог нам всем»).

– На стол по случаю осетинских народных праздников (Джеоргуыба, Хетаджы Бон, Реком, Уацилла и других) не ставят курятину, рыбу. Продукты, изготовленные из них, во время этих праздников осетины не употребляют. Все мясное в эти дни должно быть приготовлено из говядины или баранины.

На столе во время традиционных осетинских праздников никогда не должно быть свинины и изготовленных из нее продуктов. В качестве обычного продукта питания она допустима на пикниках, днях рождения и других подобных неофициальных мероприятиях. Но и здесь продукты из свинины ставятся на стол только после того, как старший вознесет молитву Богу и освятит три пирога или же произнесет первые три тоста.

– Застолье по хорошему поводу всегда сопровождается весельем, песнями, шутками. В основном в этом усердствуют молодые. Но им не подобает начинать, скажем, песню до того, как это сделают старшие. В некоторых случаях старшие, отказываясь от своего первого права, сами просят молодых спеть что-то или сыграть на каком-то инструменте. – Когда во дворе или в доме шумит полным ходом веселье, молодые гости, сидящие за столом, после 3-5 тостов могут попросить разрешения старшего навестить «хъаст» (место веселья, танцев). И старший всегда на это дает свое разрешение, формально посоветовавшись со вторым и третьим старшими.

Обязанности обслуживающих застолье

В официальных осетинских празднованиях обычно участвует довольно большое количество людей. И без помощи определенной группы молодых людей из числа соседей и родственников (обязательно – зятья данной фамилии) здесь трудно обойтись. Они распределяют стол между собой («от сих до сих»), и каждый обслуживает свой участок. Обычно они стоят вдоль стола с правой стороны с сосудами араки в левой руке. Видимо, поэтому их называют «уырдыглаууаг» (дословно – «стоящий»). По мере продвижения тоста от старшего вниз по столу обслуживающий берет и наполняет бокалы каждого сидящего на его участке в строгой последовательности следования тоста. Одновременно должно быть наполнено 3 или 5 бокалов, но никак не четное количество. Бокал держат и передают только правой рукой. Время от времени, по мере опорожнения сосуда с аракой, уырдыглаууаг идет в «къабиц» (помещение для хранения всех продуктов и напитков, предназначенных для празднования) и просит «къабицы хицау» (ответственного) наполнить «графин».

Обслуживающий застолье также смотрит за тем, чтобы на столе было всего в достатке. Он может восполнять нехватку того или иного продукта или блюд опять же через «къабицы хицау». Они же приносят «лывза» (осетинский аналог рагу), «фыдджынта» (пироги с мясным фаршем) и «бас» (бульон, обычно по просьбе сидящих за столом). Все это подается горячим по ходу застолья.

Раньше уырдыглаууаг был неотъемлемым атрибутом любого застолья. Мужчины пили в основном один напиток – араку (осетинский самогон, по вкусу близкий к виски). Пиво же обычно ставили на стол. В наше время столы обычно заставлены разнообразными напитками и уырдыглаууаг с аракой уже не так необходим. Обычно после 3–5 тостов старшие отпускают его, так как каждый сидящий за столом выбирает напиток по душе со стола.

Но наливать самому себе не принято. И поэтому делает это кто-то из сидящих рядом, но «ниже». При этом 2–3 человека из числа молодых, не участвующих в застолье, все же присматривают за столом, частично выполняя функции уырдыглаууаг.

Некоторые особенности осетинского поминального стола

Для поминок по усопшему человеку, которые справляются со дня его смерти и до годовщины, каждый раз накрывается специальный поминальный стол. Он несколько отличается от праздничного. Семья покойного, а также близкие родственники готовят различные яства и выпивку. Среди этих яств обычно: пироги, торты (в четных количествах), всевозможные фрукты, мясо, возможна рыба, курица, конфеты и другие сладости. Считается желательным поставить на стол все то, что при жизни любил усопший. Напитки также ставятся на стол четными количествами (например: 2 бутылки водки, две бутылки вина, две – сока и т. д.). В этот день забивается баран или бычок. Голова и шейная часть ставятся на поминальный стол (шея справа от головы). На этом столе обязательно должна быть соль, нож и стакан (чашка) с чистой водой.

Старший стола обычно начинает с вознесения молитвы Всевышнему и тоста за Единого Большого Бога. Поскольку это в Осетии не делается с четным количеством пирогов, на столе возле старших их должно быть три. После того как старший закончит свою молитву и выпьет, один пирог передается дальше по столу, возле старших остается

два пирога.

Второй тост произносится старшим стола за упокой души и за царство небесное («рухсаг») покойнику. Каждый должен встать, стоя сказать «рухсаг у» и капнуть при этом из своего стакана на стол, на тарелку или (как делали раньше) на кусок пирога или хлеба. Необходимо быть немногословным и лаконичным, не очень громко, но четко высказывая свои слова поминания покойника следующему по столу. Закончив, нужно сесть и выпить сидя.

Стоя на поминках не пьют. Нельзя также чокаться стаканами и говорить старшим «Амен!» или «Амен Хуыцау!» Это все – атрибуты праздников. В отличие от них, на поминках пьют четными количествами. То есть одновременно должны держать стаканы 2 или 4 человека.

Третий тост старший произносит за здоровье и благополучие тех, кого покойник оставил после себя: членов семьи и ближайших родных.

Четвертый тост – за царство небесное («рухсаг») тем, кто ушел в мир иной до поминаемого покойного, и тем, кому он сам желал царства небесного за такими столами.

Следующий тост может быть произнесен за здоровье и благополучие тех, кто оказал семье помощь, взяв на себя огромную тяжесть приготовлений и похорон, а также тех, кто, оставив свои неотложные дела, пришел почтить память усопшего и выразить соболезнование семье.

Во время этого тоста хозяин дома (или старший представитель фамилии) может отдельно поблагодарить всех и преподнести благодарственные бокалы. Если он не сидит за столом, тогда обычно он просит одного или трех человек (вместе – четное число) из числа соседей пройти вместе с ним к столу. Они берут «хай» (обычно – небольшой кусок отварного мяса) и в таком составе подходят к старшим стола. Один из подошедших объясняет присутствующим цель их прихода, желание хозяина дома поблагодарить сидящих за столом. После этого они просят их выпить благодарственные бокалы. Вне этого никакие другие бокалы за поминальным столом не преподносятся.

Последний тост старший стола произносит за Мыкалгабырта и хлеб-соль в этом доме. Он просит изобилия для этого дома и чтобы отныне здесь принимали гостей только по праздничному поводу.

Поминальное застолье заканчивается этим тостом, и если кому-то вздумается выпить еще и после этого, такие попытки необходимо сразу же пресекать.

Как только сидящие за столом младшие выпьют за Мыкалгабырта, все встают, выходят из-за стола и становятся (обычно во дворе) по две стороны. Со стороны дома – хозяева, их родственники и соседи. По другую сторону – все гости. Тот, кто сидел за старшего от гостей, делает шаг вперед. Он коротко, в трех-четырех предложениях благодарит хозяев за приверженность осетинским традициям поминания усопшего и желает им, чтобы постигшее их горе было последним на многие годы. Чтобы поминки в их доме сменились праздниками.

В ответ на это старший поминального стола также благодарит гостей за то, что они разделили с ними горечь утраты, и желает им благополучно добраться домой и застать свои семьи в добром здравии.

На этом все расходятся.

Руслан Кучиты www.ossetians.com

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 104 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты