№22 (252) декабрь (1–15) 2014 г.

С чего начинается личность…

Просмотров: 3758

В Москве в издательстве «МГИМО-Университет» вышла в свет книга Роберта Енгибаряна «Время жить – выбор судьбы»

Роберт Енгибарян – директор Международного института управления МГИМО(У) МИД России, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, почетный доктор национальных академий и университетов ряда зарубежных стран. Он – автор более 150 научных трудов, статей, учебных пособий, учебников и монографий, многие из которых широко известны и используются в?научно-преподавательской деятельности. Одна из наиболее известных и основательных работ Енгибаряна – «Сравнительное конституционное право» – получила одобрительный резонанс в научно-правовой среде.

Также Роберт Енгибарян известен как автор беллетристической литературы. В 2013 году один за другим вышли его романы «О, Мари!» и «Мужчина и женщина: нескончаемый диалог».

Новая книга Роберта Енгибаряна – сборник эссе об истории и становлении современной России, о ее определяющей роли в судьбах и формировании бывших советских республик, о решающем влиянии личностного фактора на эти процессы. «Речь пойдет о нас, русско-советских подданных различной этнической принадлежности, о нашей стране, о наших взаимоотношениях с властью, – пишет в предисловии автор. – Я намеренно употребляю слово «подданные», а не «граждане», – и это не оговорка и не опечатка. Дело в том, что советский человек по своему политико-правовому положению никогда не дотягивал до статуса гражданина, за исключением разве что конца 80-х гг. прошлого века. Более того, на мой взгляд, при царской власти российский подданный имел больше прав…»

В разделе «История одной семьи – история страны» автор рассказывает о своих родителях, военных, послевоенных годах.

Книга будет интересна как специалистам, преподавателям и студентам гуманитарных вузов, так и самому широкому кругу читателей. Ряд эссе, а именно: «Исповедь русского патриота», «Качественное образование – главное условие динамичного развития общества и его конкурентности», «Наука и образование в XXI веке. Новые реалии и подходы» – дан с переводом на английский язык.

Мы предоставляем вашему вниманию одно из эссе, вошедших в раздел «С чего начинается личность».

Динамика ассимиляции

Отмечу, что фактор религиозной принадлежности более глубоко затрагивает сущность человека (даже неверующего), чем его национальность. Попробуем ответить на такой теоретический вопрос: возможно ли, чтобы завтра во главе Франции или США встал нехристианин, даже если он заявит о своей нерелигиозности и светскости? Можно смело предположить, что этот фактор вообще оттолкнет от него избирателей. Уверен, что если бы Барак Обама не объявил себя верующим христианином, то, каким бы политическим талантом он ни обладал, он вряд ли смог бы набрать больше 3% голосов избирателей (как раз эти 3% составляет доля мусульман в населении США). Из всех американских президентов лишь один не принадлежал к протестантскому направлению христианства – Джон Кеннеди. Не было среди президентов США ни одного еврея, несмотря на их значительное количество (7 млн) и политическую активность в этой стране, а также ни одного человека какой-то иной религиозной принадлежности.

В политической теории немалый интерес представляет вопрос о том, как определяется национальность. Ответов много. Сгруппируем их следующим образом: во-первых, если человек является носителем культуры и языка конкретной национальности; во-вторых, если он разделяет судьбу этой нации или народа. То есть этот вопрос индивид вне зависимости от места своего пребывания решает лично. Национальная самоидентификация – результат цивилизационных запросов и ментальности конкретного человека.

Значительно более сложная проблема возникает, если этническая родина и гражданская родина относятся к различным ареалам цивилизации – скажем, христианству, исламу, иудаизму или буддизму. Христиане в христианской среде растворяются быстро, особенно если страна пребывания по культурно-экономическим параметрам выше, чем та, откуда прибыл индивид. Одно-два поколения – и человек уже мыслит на языке своей новой родины и живет ее интересами и культурными запросами. Сужу на примере такой устойчивой к ассимиляции нации, как армяне.

Столетия жизни армян в мусульманской среде, прекрасное знание языка и обычаев и даже зачастую высокое социальное положение не могли склонить их к принятию ислама. Так, в 1922 году первым премьер-министром только что получившего независимость Египта стал Нубар Кулпекян, этнический армянин из Карабаха (один из богатейших людей мира, входивший в первую десятку тогдашних миллиардеров), сохранивший при этом свою веру и национальность.

А вот в России, тем более в США, мало кто из армян в третьем поколении остается представителем своего этноса. Как правило, сохраняются только фамилия и воспоминания о дедушке и бабушке, говоривших по-русски с акцентом; во многих случаях под нерусской фамилией указывается национальность «русский». Вынужден отметить, что человеку с русской фамилией жить в России значительно удобнее, чем с инонациональной. Это, к сожалению, очевидный факт, не нуждающийся в комментариях.

У евреев ситуация другая: если еврей верующий, то он уже иудей, т. е. по религиозному признаку находится в чужой среде. Для него первый шаг в сторону ассимиляции с доминирующим населением (нацией) – уход от своей веры, отличающейся от традиционного религиозного направления страны пребывания, и только потом окончательное слияние с местным населением, усвоение его культурных и иных ценностей, обычаев, образа жизни.

Многие евреи в России приняли православие, в Америке – протестантизм, в Европе – католицизм, многие остались вне религии. Обычно, когда еврей перестает быть иудеем, его потомки через одно-два поколения полностью ассимилируются, хотя не исключено, что они все же будут ощущать своего рода этническую двойственность.

Таким образом, можно констатировать, что главным тормозом для глобализационных процессов, поглощения или ассимиляции большими социумами малых является именно религиозно-цивилизационное, а не этническое различие.

Материал подготовила Елена Князева

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 10 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты