Духовный предводитель Арцаха: Благословляя, мы посылали людей защищать нашу Отчизну, нашу жизнь, нашу свободу, нашу землю, нашу веру
В 2014 году в Нагорно-Карабахской Республике отметили 25-летие воссоздания Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви. 28 сентября в Гандзасарском монастырском комплексе предводителю Арцахской епархии ААЦ архиепископу Паргеву (Мартиросяну) был торжественно вручен орден «Золотой орел» и присвоено высшее звание «Герой Арцаха». Архиепископ Паргев – выдающийся церковный и общественный деятель, достойно продолжающий героическое дело великих предводителей исторического Гандзасара. Сегодня он отвечает на вопросы газеты «Ноев Ковчег».
– Ваше Высокопреосвященство, освободительное движение всколыхнуло арцахцев, времена воинствующего атеизма остались позади, люди устремились к свободе – не только политической, но и духовной. Они стали возвращаться к вере и к Богу. В советскую эпоху Нагорный Карабах был единственным регионом СССР, где при наличии десятков церквей и монастырей не было ни одного действующего храма. Сейчас, с возрождением Арцахской епархии, восстановительно-реставрационный процесс набирает все большие обороты. Расскажите, пожалуйста, как идет церковное строительство в независимом Арцахе.
– За 25 лет возрождения исторической Арцахской епархии ААЦ нам уже удалось отреставрировать и построить 70 церквей, монастырей и часовен. При церквах сооружаются помещения для священников, подсобные помещения, где продается литература, свечи и т.д. Резиденции епархии действуют в Шуши и Степанакерте.
Что касается церковного строительства в духовном плане, то у нас имеются церковно-приходские советы, епархиальный совет, общинные советы. Через них мы пытаемся вести духовное обучение нашего населения, катехизацию. За эти годы наша епархия издала свыше 80 книг, мы еженедельно ведем две телепередачи в Армении и Арцахе – «Духовная безопасность» и «Духовные беседы», вещаем по «Радио Вем». Действует богословский центр «Гандзасар». С 1998 года в учебных заведениях Арцаха преподаем историю религии. У Армянской Апостольской Церкви есть молодежное крыло, сотрудничающее с молодежными структурами Арцаха. У нас действует детский центр, обучающий различным специальностям, скажем, компьютерному делу, обработке камня, вышиванию и т.д.
Мы также ведем проповедническую деятельность в армии. Это, конечно, одна из наших первоочередных обязанностей.
– Несколько лет назад в Степанакерте состоялась закладка православного храма Покрова Божией Матери. Когда начнется возведение храма и что он даст арцахской земле?
– Каждый христианский храм – благословение от Бога. Это очень хорошо. Я поддерживаю это начинание, чем скорее начнется строительство храма, тем лучше будет для всех нас, Богоматерь будет присутствовать на нашей земле в этом храме. Но сроков, когда начнется сооружение церкви, я не знаю.
– Немаловажную роль в победе Арцаха в навязанной ему войне сыграла Церковь. Вы благословили операцию по освобождению Шуши… Война и религия, меч и крест. Насколько совместимы эти понятия, не исключают ли они друг друга?
– Вы знаете, мы никого на войну не посылали. Благословляя, мы отправляли людей защищать нашу Отчизну, нашу жизнь, нашу свободу, нашу землю, нашу веру. Мы не шли никого захватывать, грабить, насиловать. Мы не хотели присвоить себе то, что не принадлежит нам, а лишь пытались отстоять свои человеческие права. Нет тут абсолютно никакого противоречия. Есть такие слова Иоанна Крестителя: «Блажен тот, кто положит жизнь за друга своего». И другая фраза: «Продай последнюю рубашку и купи меч». В христианстве мученик во имя веры, во имя Родины, солдат становится мучеником Церкви. Это самый высокий святой сан, который дается человеку. И мы все должны знать это.
– В чем Вы видите миссию Апостольской Церкви в сегодняшней жизни, полной всевозможных вызовов? С какими из вызовов следует бороться в первую очередь?
– Вы знаете, вызовы всегда вставали перед нами, их и сегодня много, включая радикальный исламский фундаментализм и т.д. А наша миссия какой была, такой и остается. Перед нами один вызов – вести духовное борение против демонических сил, в основном невидимых, неявных. А как они проявляются? Они проявляются по-разному. Каждый год, каждый век они приобретают разные формы. Они воюют против нас разными методами. Так что у нас миссия – нести слово Божие, евангелие и молиться, чтобы вера была крепкой и чтобы люди всегда были бдительными; обучать основам христианства, чтобы люди были защищены, могли бы видеть врага и знать, как против него бороться.
– Вы утверждаете, что «армянин для армянина должен быть святыней». В чем это конкретно, на практике должно выражаться?
– Во всем. Это уважение друг к другу, любовь друг к другу, постоянная готовность помочь, молиться за знакомого и незнакомого, где бы он ни был. И это должно происходить в повседневной жизни, в реалиях наших.
– Как быть с теми, кто откололся? Речь о членах сект. Ведь они тоже граждане нашей республики…
– Прежде всего необходимо молиться за них. Это долг, обязанность любого христианина. И второе – вести правильную разъяснительную работу. У нас есть случаи, когда люди возвращались из сект к Церкви, и до сих пор возвращаются. Надо, конечно, активнее работать, но необходимо также крепко защищать свои позиции.
– Как Вы относитесь к смене вероисповедания. Это грех?
– Если человек изменяет христианству, изменяет своему вероисповеданию, то это страшный грех. Лучше быть некрещеным, чем крещеным, но потом отказаться от своей веры. Это самая страшная вещь.
– Какова роль армянской диаспоры и, в частности, проживающих в России армян в становлении государственности Арцаха?
– Наши соотечественники живут по всему миру, и большое их количество – в России. Конечно, они помогают Арцаху как морально, так и материально. Своими значительными вкладами они укрепляют Арцах. А это в свою очередь укрепляет веру, надежду и дух нашего населения. Это и есть государственное строительство. За то, что делают наши братья и сестры из крепкой, влиятельной и очень большой российской диаспоры, им большое спасибо и глубокий поклон.
– Возможно ли, на Ваш взгляд, в ближайшие годы решение карабахской проблемы и каким способом?
– В Арцахе мы все, от мала до велика, являемся сторонниками мирного разрешения конфликта, за столом переговоров. Это наша позиция. Я не оракул, не пророк и не могу сказать, будет ли решение в ближайшее время. Но мы, конечно, рассчитываем на это. Мы все хотим решить вопрос политическим путем, не войной, потому что война – самая худая, самая страшная вещь в мире. Не дай Бог никому увидеть войну.
– Что Вы пожелали бы армянам мира в наступающем, 2015 году?
– Понятно, в 2015 году мы все надеемся, что большинство стран мира признают геноцид на официальном политическом уровне.
Армянам мира я желаю единения, крепкой веры, сил, здоровья и удачи!
Да благословит Господь наш народ!
Беседу вел Ашот Бегларян, Степанакерт
Оставьте свои комментарии