Баку вынудил Армию обороны Карабаха одержать блестящую победу
Инцидент на линии соприкосновения показал, что международное сообщество не в силах повлиять на провокационную политику Азербайджана
12 ноября во время крупномасштабных совместных учений карабахской и армянской армий два вертолета Армии обороны НКР, совершая учебно-тренировочный полет и не имея на борту оружия, близ линии соприкосновения с противником подверглись обстрелу с азербайджанской стороны. Один из них был сбит и упал на нейтральной территории. Этот инцидент, как и все последовавшие события, вернул карабахско-азербайджанский конфликт в фокус внимания мировых СМИ и всего международного сообщества.
Члены экипажа винтокрылой машины – командир майор Сергей Саакян, старший лейтенант Саргис Назарян и лейтенант Азат Саакян – погибли. Разумеется, армянская сторона попыталась вынести их тела с места падения вертолета, но натолкнулась на активное противодействие противника. Плотный огонь со стороны азербайджанских позиций не давал возможности приблизиться к обломкам. Политическое и военное руководство Армении и Арцаха, омбудсмен республики обратились за поддержкой к посредникам Минской группы ОБСЕ, личному представителю действующего председателя ОБСЕ Анджею Каспршику и Международному Комитету Красного Креста. Изначально было очевидно, что эвакуация тел погибших – сугубо гуманитарная операция, ее проведение полностью укладывается в требования международного права. Однако в Баку царила шапкозакидательская эйфория. Местные СМИ взахлеб твердили о «беспрецедентном ударе», который удалось нанести армянской стороне, подчеркивали, что за все время противостояния это был первый армянский вертолет, уничтоженный «азербайджанскими героями». Сержант, сбивший винтокрылую машину, мгновенно был награжден медалью, а небо над Карабахом было объявлено «бесполетной зоной», и это дало повод предполагать, что, следя за проходящими учениями, зная, что армянские вертолетчики проводят тренировочные полеты, Баку планировал эту провокацию загодя.
Постепенно, впрочем, эйфория стала сходить на нет – уж слишком невыгодной для азербайджанской стороны оказался международный резонанс. Серьезную обеспокоенность происходящим выразили генсек ООН Пан Ги Мун, сопредседатели Минской группы ОБСЕ – послы Игорь Попов (Россия), Джеймс Уорлик (США) и Пьер Андрие (Франция), генсек ОБСЕ Ламберто Занньер, генсек ОДКБ Николай Бордюжа, МИД России, Госдеп США, МИД Франции… При этом во всех заявлениях подчеркивалось, что происшедшее несет серьезный риск обострения замороженного конфликта и нового витка эскалации, является опасным проявлением насилия и нарушением договоренностей о прекращении огня. Аналогично осветили ситуацию ведущие мировые СМИ. Bloomberg написал, что после подписания соглашения о прекращении огня в зоне конфликта происшедшее стало «наихудшим инцидентом», в то время как регион просто не может позволить себе нового этапа обострения после значительных столкновений летом нынешнего года.
По мнению Reuters, инцидент угрожает поставкам нефти и газа в Европу. Схожие комментарии появились в публикациях Associated Press, Deutsche Welle Eurasia.net, BBC, The Washington Post, Guardian, The Huffington Post, The Daily Mail и ряда других ведущих изданий.
«Теперь уже невозможно предугадать, что произойдет в регионе завтра», – сказал министр обороны Турции Исмет Йылмаз. А произошло то, что должно было произойти – в ответ на заявление о «бесполетной зоне» в Степанакерт направился на своем вертолете главком армянской армии, президент Серж Саргсян. Здесь, на полигоне «Тигранакерт» вместе с карабахским лидером Бако Саакяном он наблюдал за совместными учениями армий двух армянских государств. Выступая перед военными, президент сказал, что ничто не будет забыто и для противника неизбежно настанет час расплаты за совершенное преступление.
Между тем попытки организовать гуманитарную операцию и вынести с места падения вертолета тела пилотов продолжались. Анджей Каспршик заявил о готовности провести мониторинг на месте инцидента, но тут произошло нечто невероятное: азербайджанская сторона отказалась предоставить руководителю миссии ОБСЕ и его полевым офицерам-наблюдателям гарантии личной безопасности. Ничего не получилось и у миссии Красного Креста. Азербайджанские военные держали место падения вертолета под плотным огнем. Стало ясно, что Баку глубоко наплевать на мнение международного сообщества. И тогда армянская сторона решила оставить последнее слово за собой.
На десятый день после падения вертолета, 22 ноября, карабахские коммандос провели специальную операцию, в результате которой, как сообщил министр обороны Арцаха генерал Мовсес Акопян, с места происшествия были вынесены тело одного из членов экипажа, останки тел двух других пилотов, а также некоторые части вертолета. В ходе спецоперации двое азербайджанских военнослужащих были убиты.
О некоторых подробностях операции рассказал эксперт Грант Мелик-Шахназарян. По его данным, сначала армянские военнослужащие детально изучили местность, дислокацию сил противника, возможные засады, численность и степень вооруженности противника. Были разминированы некоторые территории, чтобы суметь подойти к вертолету. Спецоперация готовилась несколько дней. Непосредственно к вертолету пошли четверо спецназовцев, но их прикрывали передовые армейские отряды армии.
По мнению Мелик-Шахназаряна, эта операция «станет хрестоматийной для вооруженных сил других стран, разведчиков и спецподразделений». Пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян охарактеризовал операцию как «блестящую». Он отметил, что азербайджанцы, видимо, ожидали чего-то подобного и устроили в месте падения вертолета засаду, но это им не помогло. И первой реакцией на происшедшее со стороны Баку стало, по словам Ованнисяна, отстранение от должности командира 190-й бригады азербайджанской армии, которая стоит в обороне на этом участке фронта.
Совершенно ясно, что высокопоставленный военный стал «козлом отпущения», потому что именно Баку, наплевав на элементарные нормы международного гуманитарного права, буквально вынудил карабахцев одержать эту победу. «Мы были вынуждены прибегнуть к спецоперации, поскольку все мероприятия оказались безрезультатными», – заявил Мовсес Акопян. По словам политолога Сергея Минасяна, спецоперация стала свидетельством того факта, что армянская сторона убедилась в бессилии посредников и международных организаций разрешить вопрос мирным путем. Кроме того, политолог убежден, что осуществленная спецоперация еще отнюдь не является тем ответом, о котором предупреждала армянская сторона. «Показательно, что удалось провести операцию достаточно успешно под самым носом у противника, который ждал в засаде, однако сам понес потери. Я думаю, что это показывает решимость Карабаха сдерживать азербайджанскую сторону, и одним из элементов этого сдерживания будут неизбежные акции возмездия», – сказал Минасян.
В Баку полученный удар перенесли крайне болезненно и очень нервно. Там решили уйти, как говорится, в сухой отказ и стали утверждать, что ничего такого просто не было – ни спецоперации, ни увольнения командира бригады, ни каких-либо потерь… Мол, все это – «ложь и провокация врага с целью успокоить армянское общество». И говорится это несмотря на то, что в сети уже появились документальные кадры с подробностями операции. При этом, как обычно, «аргументация» приводится запредельно циничная. «Мы предполагали, что армянская сторона будет демонстрировать какие-то останки, выдавая их за тела погибших вертолетчиков, но в то же время заявляем, что это, скорее всего, останки от предыдущих потерь», – говорится в заявлении оборонного ведомства Азербайджана. Однако известно, что отец лейтенанта Азата Саакяна опознал тело погибшего сына, которое находилось в бронированном сегменте кабины и меньше пострадало от взрыва. Тела двух других пилотов сохранились хуже. Между тем, азербайджанцам было бы очень легко доказать свою правоту и «армянскую ложь», если бы они, наконец, допустили к месту падения вертолета представителей МККК и полевых офицеров из миссии Анджея Каспршика. Однако этого не делается, и понятно, почему: стразу станет ясно, кто именно лжет и пытается успокоить свое общество. Удивительно, что такие простые соображения не приходят в голову азербайджанскому руководству. Впрочем, скорее всего, в Баку все понимают, но пойти на попятную уже просто не могут. Не случайно бакинские эксперты отнюдь не склонны верить заявлениям своего военного ведомства, они такую версию просто не рассматривают всерьез.
Во всей этой истории есть один достаточно неприятный аспект. Как известно, вертолет был сбит из российского самонаводящегося переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела». В этой связи эксперт Рубен Меграбян напомнил, что, в отличие от многих иных государств, Россия не ввела эмбарго на поставки оружия Азербайджану.?В результате армянских бойцов – как на линии соприкосновения, так и на границе двух стран – азербайджанцы, как правило, убивают из оружия, поставляемого им нашим ближайшим стратегическим союзником. При этом указания российских представителей на то, что поставки оружия – это обычный бизнес, критики не выдерживают. Уж очень кровавым получается этот бизнес, стоимость которого в нынешнем году достигнет 5 млрд долларов.
Сегодня многие политики и эксперты утверждают, что очередное обострение ситуации в Карабахе не станет причиной начала новой войны. Так, например, президент научного общества кавказоведов России Александр Крылов полагает, что действия Азербайджана нацелены на то, чтобы измотать армянскую сторону и продиктовать Еревану условия мира. О широкомасштабных военных действиях, результатом которых может стать не только разгром всей энергетической структуры Азербайджана, но и полный военно-политический крах этой страны, таким образом, речь пока вроде бы не идет. Ведь для этого апшеронскому правителю, как минимум, надо заручиться гарантией невмешательства со стороны ведущих мировых игроков. Это, разумеется, крайне проблематично. Но проблема в том, что жизнь не всегда развивается по законам формальной логики. Постоянное повышение градуса напряженности на линии соприкосновения войск в Карабахе и на границе двух стран может привести к тому, что ситуация просто выйдет из-под контроля. И если азербайджанская армия попытается войти на армянскую территорию, скажем, в районе Тавушской области под Иджеваном, Россия, согласно существующему между Москвой и Ереваном договору о взаимной помощи, а также исходя из того, что Армения является членом ОДКБ, просто обязана будет принять участие в отражении агрессии. Стоило бы задуматься над тем, что в этом варианте огромные объемы российских вооружений, поставленных Азербайджану, будут направлены в том числе и против российских военных. Как считает российский политолог Андрей Епифанцев, сегодня Ильхам Алиев все больше начинает напоминать Михаила Саакашвили 2004-2005?гг. Его не устраивает статус-кво, изменить его мирным путем он не в состоянии и поэтому начинает раскачивать ситуацию. И эта очевидная тенденция усилилась после начала конфликта на Украине. «События на Украине приковали внимание мирового сообщества, а это неприемлемо для Баку, а значит, конфликт нужно постоянно актуализировать, создавать там мини-кризисы». Тактика проста: совершить какой-либо военный акт и обвинить в этом Армению – «оккупанта». Если Ереван проглотит – это принесет Баку моральное удовлетворение, а если ответит – опять обвинить армянскую сторону. И если не ставить перед собой цель полномасштабной войны, то эта тактика для Баку довольно безопасна, в том числе и потому, что всегда есть перспектива нового Сочи (напомним, в августе нынешнего года президент России Владимир Путин провел переговоры с президентами Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым, что позволило несколько разрядить ситуацию, обострившуюся из-за масштабных обстрелов армянских приграничных деревень) и в нужный момент можно просто обратиться к Москве, которая всех опять помирит. Временно. «Однако с каждым таким инцидентом поле для маневров для азербайджанского президента сужается. Он годами настраивал общественное мнение у себя в стране на то, что если армяне не отдадут территории миром, то он возьмет их силой, а теперь общество само подталкивает его к началу военных действий и игнорировать этот запрос он не может. Если не будет найден компромисс, то рано или поздно война неминуема», – сказал эксперт агентству «Новости-Армения».
Президент Арцаха Бако Саакян посмертно наградил членов экипажа сбитого вертолета медалями «За отвагу». Панихиду по ним провел в ереванской церкви Св. Саркиса Католикос Гарегин Второй. На похороны в военном пантеоне «Ераблур» пришли более 10 тысяч человек. Но считать эту трагическую историю исчерпанной пока рано. Ведь азербайджанскую сторону еще должно постигнуть возмездие за совершенное преступление. Однако прежде многие вопросы должны быть изучены в рамках начавшегося уголовного следствия и армейского служебного расследования, сообщил Сейран Оганян. После этого результаты расследования будут предоставлены международному сообществу, чтобы были сделаны соответствующие выводы в отношении совершенного азербайджанцами преступления. Таким образом, речь не идет о мести по принципу «око за око». Ответить должны те, кто планировал и осуществил кровавую провокацию.
Армен Ханбабян
Оставьте свои комментарии