Турция, 24 апреля 2015 года: циничный «креатив» с негодными целями
Турецкая государственная «политика памяти» (а точнее – ее отрицания) накануне приближающейся трагической даты – столетней годовщины геноцида армян в Турции – приобретает все новые формы, включающие самые разные направления деятельности.
Так, накануне 2015 года стало известно об инициативе Центра стратегических исследований Новой Турции, уполномочившего восемь турецких историков собрать материалы, которые должны будут составить объемистое исследование из 20 глав, которое планируется выпустить в свет на семи языках. Целью труда, как о том несложно догадаться, является опровержение аргументов армянской стороны относительно геноцида армян в Западной Армении, которую в Турции предпочитают именовать Восточной Анатолией. Координировать работу турецких авторов будет бывший министр просвещения страны Хасан Челал Гюзель, что, безусловно, свидетельствует в пользу высокого государственного внимания к этой проблеме. Ранее, напомним, в Турции на основных европейских языках издавались сборники документов, призванных подкрепить турецкую точку зрения на армянский вопрос. Конечно, все это исходит из «генеральной линии» турецкого руководства, по мнению которого высказываемые Турцией «благие намерения», оказывается, не находят поддержки армянской стороны…
Можно предположить, что не останутся в стороне от трагической даты также и различные организации, которые обобщенно принято называть «гражданским обществом». Основной пафос их деструктивной деятельности будет направлен на популяризацию в разных странах Востока и Запада (в основном, конечно, там, где наличествуют многочисленные и влиятельные армянские общины) известной точки зрения, высказанной премьер-министром Эрдоганом 23 февраля 2014 года. Примерно этим же занят и главный советник премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу – Этьен Махчупян, напомнивший о том, что «…впервые в истории страны премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с обращением по данному вопросу, в котором он выразил соболезнования и назвал эти события вековой давности общей болью двух народов».
По словам турецкого высокого представителя с армянской фамилией (что уже само по себе, видимо, призвано произвести эффект), «это определенная планка, ниже которой турецкая сторона не опустится в любом случае». Заявив, что границы между двумя странами могут быть открыты только в случае пакетного урегулирования карабахского вопроса, он обвинил армянскую диаспору в «обострении радикализма» и «бескомпромиссных позициях». В этом и других заявлениях прослеживается давняя линия турецкой дипломатии, направленная на противопоставление официального Еревана и зарубежных армянских общин, а особенно тех, которые наиболее активны в продвижении требований о признании геноцида странами проживания. По мнению директора Музея-института геноцида армян Айка Демояна, Турция всеми способами пытается внести раскол между армянскими диаспоральными структурами, саботировать многочисленные мероприятия – научные конференции, выставки, форумы, эти попытки становятся все очевиднее.
При этом главным направлением усилий турецких властей является максимальная политическая и информационная «нивелировка» мероприятий, организуемых в Ереване, а также в странах, для которых проблема армянского геноцида является частью их собственной национальной истории – а это США, многие страны Европы и, разумеется, Россия, воевавшая с Турцией на Кавказском фронте в годы Первой мировой войны. Как известно, президент Армении Серж Саргсян пригласил на 24 апреля в Армению многих мировых лидеров, что, конечно, не могло не вызвать тревогу в Анкаре. Приглашение, среди прочих, было направлено и Эрдогану, что вышеупомянутый Этьен Махчупян прокомментировал следующим образом: «Приезд в Армению 24 апреля – это важный жест, который требует множества других предварительных жестов. В этом случае... ситуация назреет, и президент поедет в Армению. Однако если быть реалистом, то я не считаю это возможным, поскольку ожидается, что в 2015 году Армения проявит большую жесткость. И именно по этой причине турецкое руководство воздержится от визита... Многое нужно сделать обеим сторонам. Если Армения просто пригласит и будет ждать, то не думаю, что президент поедет». Также Махчупян уверял, что бытующее в Армении мнение о первостепенной важности армянского вопроса в Турции не соответствует действительности: «Если провести классификацию имеющихся в Турции проблем по степени их важности, то армянский вопрос будет проблемой средней важности».
Однако шаги, предпринятые турецким руководством, со всей очевидностью свидетельствуют о том, что господин Махчупян, мягко говоря, лукавил. 16 января газета Hurriyet, сославшись на дипломатический источник, сообщила, что президент Турции пригласил своего армянского коллегу в числе более сотни глав других государств на церемонию празднования 100-летней годовщины битвы при Галлиполи (по-турецки Чанаккале). Причем запланированы эти торжества аккурат на 23 и 24 апреля 1915 года, в то время как традиционно в Турции соответствующая дата отмечается 18 марта, когда англо-французский флот подошел к Дарданеллам и приступил к обстрелу турецких береговых позиций. Смысл переноса датировки был разъяснен министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу в середине минувшего декабря, когда он объявил о стремлении провести поминовение павших при Чанаккале в содержательном и позитивном ключе. Упомянув о 100-летии со дня «принудительного переселения османских армян, которое привело к сотням тысяч смертей», он объявил о приверженности своей страны идеалам мира и терпимости.
Однако что-то мешает поверить во всю эту благость. Длительная история отрицания турецкими властями очевидных вещей слишком хорошо известна, да и манипуляции с датами заставляют задуматься об истинных целях организаторов сего действа. По мнению армянского парламентария Артака Закаряна, Армения не нуждается в ответе на подобные действия и шаги Турции, которые демонстрируют ее цинизм. «Намерение отмечать 100-летие битвы при Галлиполи имеет целью отвлечь внимание международного сообщества и продолжить политику отрицания геноцида армян», – подчеркнул он, добавив, что в ходе Первой и Второй мировых войн Турция сыграла противоречивую роль и ее действия не были однозначными. «Во-вторых, бои при Галлиполи начались 18 марта 1915 года и продолжались до января 1916 года. Нынешним намерением отмечать этот день 24 апреля, естественно, они попытаются препятствовать проведению ряда мероприятий, посвященных 100-летию геноцида армян», – сказал Закарян.
Напомним, длившаяся почти год Дарданелская (или Галлипольская) операция, унесшая более 100 тысяч жизней, была, несомненно, важным эпизодом как Первой мировой войны, так и турецкого государства. Авантюра Британии и Франции, стремившихся самостоятельно, без участия России, захватить Босфор и Дарданеллы с целью обретения более выгодных позиций, обернулась настоящей катастрофой, встретив упорное сопротивление турецких войск. В их рядах (в частности, в артиллерии) сражались и армяне, подданные Османской империи, чего, кстати, не забыл источник Hurriyet. Однако в контексте всех последующих событий ссылки на «османское единство» проживавших на территории империи народов звучат, согласимся, более чем двусмысленно…
Дарданелская операция, завершившаяся, в конце концов, выводом иностранных войск с территории Турции, неизменно оценивается местными историками и политическими публицистами в восторженных эпитетах. События из истории других стран и народов подчас обуславливаются ею. Так, один из авторов газеты «Заман» в свое время обосновывал мнение о том, что битва при Чанаккале изменила, ни много ни мало, ход мировой истории, примерно следующим образом. Мол, если бы османская армия проиграла сражение у берегов Галлиполи, она наверняка должна была капитулировать в самом начале Первой мировой войны, что было чревато ее распадом уже в 1915 году, и аналог Севрского договора был бы заключен на четыре года раньше, когда силы союзников были еще не столь истощены, а разногласия относительно будущего Турции – столь велики. Если бы союзные державы (Великобритания, Франция, Россия) прошли бы через пролив Чанаккале, то и большевистская революция, дескать, не состоялась бы, и Россия сокрушила бы Восточный фронт центральных держав (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя). Со всеми, как говорится, сопутствующими последствиями. Словом, «битва при Чанаккале произошла на полуострове Галлиполи, но ее итог повлиял на весь мир. Это сражение – демонстрация способности турок к упорству и сопротивлению против врагов». При этом, как правило, упоминается, что британское вторжение в Чанаккале – на самой западной оконечности Османской империи – произошло в то же самое время, когда русские войска, поддержанные «армянскими повстанцами», «вторглись» в Восточную Анатолию… Вот такое, мягко говоря, однобокое прочтение прошлого…
Конечно, история не терпит сослагательного наклонения, однако не приходится сомневаться в том, что турецкое руководство предпримет все возможное для того, чтобы по максимуму использовать эту дату для демонстрации национального духа, а заодно – собственного политического веса и влияния. Вот только пойдут ли главы других государств на поводу у политиков, трактующих события столетней давности весьма своеобразно, – это большой вопрос. По мнению Артака Закаряна, инициатива Турции не увенчается успехом, поскольку битва при Галлиполи – явление, малоизвестное миру, в то время как геноцид – преступление против человечности, и это то преступление, которое является мишенью борьбы для всего человечества.
Предыдущая «круглая» годовщина начала операции по высадке союзников и сухопутных боев при Галлиполи пришлась на апрель 2005 года, когда почтить павших на берегах Дарданелл прибыли премьер-министры Австралии и Новой Зеландии Джон Ховард и Хелен Кларк, а также британский принц Чарльз. Действительно, события столетней давности являются важным фактором идентичности жителей Австралии и Новой Зеландии, воевавших в составе британского экспедиционного корпуса и понесших значительные потери. 25 апреля отмечается в этих странах как специальная памятная дата.
Конечно, на сей раз усилия Анкары по привлечению, хотя бы и символическому, иностранных лидеров на турецкую землю будут иметь еще более серьезный характер. Красивая картинка в современный век информационной глобализации означает порой куда больше, нежели подлинная суть и смысл того или иного мероприятия.
Президент Армении оперативно откликнулся на демарш Эрдогана, направив ему развернутый ответ, в котором затронул в том числе и вопрос о совместном участии армян и турок в боях под Галлиполи. Подтвердив получение приглашения со стороны президента Турции, Серж Саргсян отметил, что Первая мировая война была одной из самых ужасных страниц истории человечества, ставшей причиной миллионов невинных жертв и искалеченных судеб. «Участником битвы при Галлиполи был и армянин, артиллерист в войсках Османской империи, капитан Саргис Торосян, офицер, посвятивший себя обеспечению обороны и безопасности империи. За преданную службу и подвиги он был удостоен Османской империей военных наград. Между тем, достигшая своего пика в том же году заранее запланированная и осуществленная Османской империей в отношении армянского народа волна погромов и насильственной депортации не обошла и Саргиса Торосяна. В числе 1,5 миллионов армян, ставших жертвой геноцида, были и его родители, которых жестоко убили, а его сестра погибла в пустыне в Сирии», – говорится в письме.
Президент Армении также напомнил о международно-правовой квалификации определения «геноцид», предложенной Рафаэлем Лемкиным. «По Вашему мнению, бои при Галлиполи не только для Турции, но и для всего мира являются особым примером дружественных отношений, возникших из войны, а поле битвы – памятником мира и дружбы, напоминающим о горьком наследии войны? Оставив в стороне значение битвы при Галлиполи или спорную роль Турции в Первой и Второй мировых войнах, необходимо помнить, что мир и дружба в первую очередь должны быть основаны на смелости взглянуть в лицо своему прошлому, исторической справедливости, а также общечеловеческой памяти, не избирательном, а полном признании», – говорится в послании главы армянского государства.
Однако этого, увы, нет, несмотря на применяемые турецкими лидерами замысловатые словесные конструкции. По мнению президента Армении, в Анкаре продолжают свою традиционную политику отрицания, год за годом «совершенствуя» свой инструментарий искажения истории. Манипуляции с датами в полной мере укладываются в эту нечистоплотную политику, преследуя «примитивную цель отвлечь внимание мирового сообщества от мероприятий 100-летней годовщины геноцида армян… до инициирования мероприятий памяти, Турция имеет гораздо более важную обязанность перед собственным народом и всем человечеством, а именно: признание и осуждение геноцида армян», – пишет президент Армении. В постскриптуме содержится напоминание о приглашении Эрдогану посетить Армению 24 апреля для того, чтобы вместе почтить 24 апреля 2015 года память невинных жертв геноцида армян.
24 апреля в Ереване с участием президента Армении пройдут мероприятия в связи со 100-летней годовщиной геноцида армян в Османской империи. Конечно, в эти дни в Армении будут присутствовать иностранные делегации, но, очевидно, не турецкая. Циничная и безнравственная попытка превратить дату, трагическую не только для армян, но и для других народов, ставших жертвами массовых истреблений, в нечто прямо противоположное, несомненно, потерпит крах.
Что же касается лидеров других держав, то можно предположить, что по большей части они останутся дома, и турецкий президент вряд ли получит то, к чему он так стремится. Конечно, лидеры Азербайджана, Пакистана, возможно, еще пары-тройки стран в Галлиполи приедут, но не более. В то же время не следует недооценивать возможностей и намерений и далее продвигать политику, направленную на отрицание очевидных исторических фактов. Сложная международная ситуация, в которой оказалась сегодня Армения, лишний раз свидетельствует в пользу формирования эффективного механизма, который позволил бы в полной мере использовать серьезные лоббистские структуры зарубежных армянских организаций. К сожалению, в этом направлении в последние годы если что и сделано, то лишь частично. Что, в свою очередь, приводит к тому, что не только армянские общины в третьих странах, но и официальный Ереван и в дальнейшем могут стать объектами различных манипуляций.
Андрей Арешев
Оставьте свои комментарии