Зорий Балаян как атлет и спортивный деятель
10 февраля Зорию Гайковичу Балаяну – 80 лет
Знаменитый писатель, врач и путешественник Зорий Гайкович Балаян в юности зачитывался Антоном Чеховым и Джеком Лондоном. Может, он потому и стал врачом, чтобы, как Чехов, отправиться на Дальний Восток и лечить людей. Или, как Лондон, служить на флоте. И Джека Лондона, и Зория Балаяна притягивал Север – они исколесили его вдоль и поперек на собачьих упряжках. Просто их разделяло время и... Берингов пролив.
Оба мечтали о кругосветном путешествии. Лондону не довелось его совершить, Балаяну удалось – на парусной яхте «Армения», в 76 лет. Уточнение о возрасте не случайно. Оно для тех, кто и в 36 лет не рискнет пуститься в дальнее плавание, скажем прямо, изнурительное и опасное. Знаю, что Зория поддерживало в пути его спортивное прошлое, физическая подготовка. Отсюда и мой интерес к этому человеку – уже не как писателю, врачу и путешественнику, а спортсмену. Ведь Зорий Балаян – мастер спорта СССР по двум видам спорта, судья всесоюзной категории и заслуженный мастер спорта Армении – этого звания он удостоился после путешествия по семи морям на паруснике «Киликия», построенном по чертежам и описаниям средневековых армянских судов.
Более того – он один из основателей Ереванской спортивной школы олимпийского резерва самбо и дзюдо и первый президент Федерации самбо Армении (с 1979 года, после 1991-го – почетный президент), награжден несколькими медалями и грамотами Международной федерации самбо. Известно, что из всех наших спортивных федераций больше всех чемпионов и призеров подготовила Федерация самбо, возглавляемая Зорием Гайковичем и заслуженным тренером СССР, судьей международной категории экстра-класса Левоном Айрапетяном. Однако сам Зорий Балаян никогда об этом не писал и не говорил.
Знание спорта, его современных проблем присуще Зорию Балаяну и как общественному деятелю, и как писателю. Спортивные темы нередки в его произведениях. Один из его камчатских рассказов «Позывные Мехико», рассказ об оленеводе-коряке Иване Кававе – заядлом болельщике я читал не раз. Это были времена, когда не было не то что интернета – даже телевизор в тундре был редкостью, а с миром знакомились по транзистору, как это и делал Кавава. И, несмотря на это, оленевод с Камчатки в мельчайших подробностях знал историю драматических дуэлей тяжелоатлетов Власова и Жаботинского, прыгунов в длину Бимона и Тер-Ованесяна…
– Что для Вас спорт? – спрашиваю Зория Гайковича.
– Полвека назад, в начале шестидесятых годов на Камчатке я основал и на общественных началах редактировал ежемесячное спортивное приложение «Эстафета» к молодежной газете «Камчатский комсомолец». Оно публиковало и статьи об истории античных Олимпийских игр, и советы по спортивной медицине, и даже философские раздумья о физкультуре и спорте. И сегодня, спустя десятилетия, хотел бы вернуться к теме философии спорта. Конечно, спорт – это составная часть физической культуры, средство физического воспитания. Но спорт, по моему глубокому убеждению, это еще и образ жизни, действенная философия, уроки преодоления себя. Спорт – это храм, где строго соблюдают правила и каноны, где уважают противника. И конечно же, спорт – это величайшее искусство с настоящими шекспировскими страстями и зрелищностью. Долгие годы для меня спорт был сутью и смыслом моей жизни, и вот уже семьдесят лет с гаком я каждое утро делаю зарядку…
– Даже в море?
– Спросите моих товарищей по экипажу «Вулкана» и «Гейзера», «Киликии» и «Армении» – они подтвердят.
– А как Вы пришли в спорт?
– Не было ни одного мальчишки в Степанакерте, который не занимался бы спортом. У большинства из нас были значки разрядников и призеров республиканских чемпионатов по разным видам спорта. У меня сохранились многие грамоты и дипломы за победы по гиревому спорту, тяжелой атлетике, легкой атлетике (метание копья и диска).
– У Вас в юношескую пору были спортивные кумиры? И есть ли они сейчас?
– До сих пор помню имена многих легендарных спортсменов, чемпионов и рекордсменов мира и СССР сороковых, пятидесятых, шестидесятых годов. Разве можно забыть такие имена, как Григорий Новак и Грант Шагинян, Юрий Власов и Альберт Азарян, Валерий Брумель и Владимир Енгибарян, Пауль Андерсон и Ласло Папп. Много их было. Но лично для меня поистине вечной легендой были и остаются Серго Амбарцумян и Юрий Варданян.
Я много писал о пределах спортивных рекордов. Это были целые исследования. Один из первых в стране предвидел рекорд в тяжелой атлетике Василия Алексеева, преодолевшего шестисоткилограммовый рубеж в сумме троеборья. Публикация в «Советском спорте» так и называлась – «615 – реальность». Статья о спортивных пределах под названием «Очевидное – невероятное» помещена в третьем томе моего восьмитомного собрания сочинений, которое недавно было издано в Москве. Словом, я просто жил и даже сейчас живу спортом.
– А каким был спортивный Степанакерт тех лет?
– Он был поистине спортивным городом. Когда проводили финал какой-нибудь спартакиады, весь город, его улицы, площади и бульвары были отданы спорту. Степанакертские девушки влюблялись только в спортсменов.
– А сегодня в кого влюбляются? Это я к слову.
– Напрасно думаете, что я скажу, мол, влюбляются в толстосумов. Все это пошлые сказки. Девушки как в моем Степанакерте, как в моем Ереване, так и повсюду по-прежнему влюбляются в спортивных, мудрых, чистых и честных юношей.
– Хочется верить, но это другая тема. Расскажите о поре Ваших активных занятий спортом – во время службы на флоте, во время учебы в медицинском институте в Рязани и работы врачом на Камчатке.
– Сохранились многие мои спортивные грамоты и медали. Теперь до скончания века буду помнить, что двухпудовую гирю в морской форме поднимал 62 раза. Крутил семь раз подряд «солнце» на перекладине. В сумме троеборья по тяжелой атлетике – 335 килограммов. Личный рекорд в толчке 152,5 килограммов. Взял на грудь 157,5 килограммов, но не сумел толкнуть, точнее, удержать над головой. Это было уже на Камчатке. А в Нагорно-Карабахской автономной области был чемпионом по двухпудовым гирям. В метании диска и копья выступал на Спартакиаде в Баку, на стадионе имени Сталина. Чемпионом по штанге стал среди курсантов военно-морских учебных заведений, также чемпионом Балтийского флота, Студенческих игр в Рязани. Короче, хватит хвастаться... Хотя досказать должен – мастером спорта по тяжелой атлетике стал в Узбекистане.
– Кажется, Вы стали мастером спорта СССР и по другому виду спорта...
– Это уникальный вид спорта. Учрежден он был всесоюзным обществом ДОСААФ. Помните, была такая важная и серьезная организация – Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту? А вид спорта назывался так: дальнее спортивное плавание на спортивных лодках. Речь шла о расстоянии более тысячи километров. А мы с моими камчатскими друзьями Гаврилиным и Сальниковым на самодельных трехметровых лодках «Вулкан» и «Гейзер» преодолели более тридцати тысяч километров. Второй значок «Мастер спорта» получил из рук председателя ДОСААФ трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина.
– Храните значки?
– Увы, оба потерял. Но сохранил удостоверения.
– Около сорока лет Вы вместе с Левоном Айрапетяном возглавляете Федерацию самбо Армении. Что скажете о состоянии самбо и спорта в целом в Армении?
– Я уже говорил, что спорт – это составная часть физической культуры. Это значит, речь идет о совокупном здоровье всего народа. А ведь мы забыли о самой сути физической культуры. Нельзя итоги работы в области развития государственной физической культуры сводить к количеству медалей и кубков. Конечно, спортивные показатели имеют огромное значение для нас, не говоря уже о победах на Олимпиадах и мировых чемпионатах. Речь здесь идет о национальной гордости, о национальном достоянии. Но мы говорим о другом. Мы забываем о том, что количество спортивных побед находится в прямой зависимости от состояния общей физической культуры всей страны, всего населения.
С распадом СССР мы выплеснули вместе с водой и ребенка. Вспомним, сколько у нас было специализированных спортивных школ, сколько было бесплатных спортивных залов. Их посещали практически все дети. Это как надо не любить людей, чтобы ликвидировать в центре Еревана, столицы республики, плавательный бассейн и боксерский зал. Кстати, именно в этом зале выросли знаменитые боксеры, в том числе олимпийский чемпион Владимир Енгибарян. Сегодня ребенок заточен, как узник, в закрытой наглухо комнате. А это не только печально и грустно. Но и опасно.
Государственных бесплатных спортзалов нет, на улицу не выйдешь, ибо там чудовищные потоки машин, все дворы застроены. Наши медики, особенно педиатры, хорошо знают, что на малышей за последние годы просто нахлынула чума гиподинамии. Но я верю, что положение можно исправить. Нужна капитальная реформа физической культуры на государственном уровне, и этим ответственным, стратегическим делом должны заниматься исключительно нравственные, высокообразованные профессионалы, наставники от Бога, которые искренне обеспокоены будущим нашей родины.
Что касается моего родного самбо, то этот вид спорта усилиями заслуженного тренера СССР и Армении, судьи международной категории Левона Айрапетяна и его сподвижников продолжает развиваться. С 1980 года, когда Гарник Оганесян стал чемпионом мира, завоевав первую золотую медаль среди пахлеванов Армении всех борцовских стилей, наши самбисты с мировых и европейских первенств без наград не возвращаются. Четыре десятка лет армянские самбисты стабильно добиваются высоких результатов. Последние годы эстафету побед успешно подхватили самбисты Арцаха, воспитанники Степанакертского филиала нашей школы самбо и дзюдо, которую нам с Левоном Айрапетяном удалось создать в 1989 году, на заре карабахского движения. Чемпионами мира стали Ашот Даниелян (дважды) и Маврик Насибян, а Сосе Баласанян – бронзовой медалисткой.
В 1979 году меня избрали президентом Федерации самбо и дзюдо Армении, на что я согласился в первую очередь потому, что безгранично верил в организационный и наставнический талант Левона. И, к счастью, не ошибся. Я никогда не оставлю Левона и его питомцев, буду служить этим сильным и мужественным ребятам, благодаря которым в разных уголках мира, сначала в честь Советского Союза, а затем независимой Армении и независимого Карабаха, звучал гимн и поднимался флаг родины.
Обидно, конечно, что этот поистине мужественный вид спорта до сих пор не включен в программу всемирных Олимпийских игр. Нисколько не сомневаюсь: настанет час, когда воспитанники Левона Айрапетяна станут «олимпиониками».
– Как по-Вашему, современный футбол – это спорт, шоу или политика?
– Футбол – это любимая игра человечества, игра миллионов, как принято теперь говорить.
Футбол – это образ мысли, жизни. Увы, его политизировали, превратили в бизнес. Футбол ведь может объединять народы, замечено же, что в день важных матчей прекращаются кражи.
– Кто Ваш любимый футболист, лучший армянский игрок всех времен? Назовите Вашу символическую сборную Армении...
– Любимый игрок – это мой друг, форвард степанакертского «Карабаха» и ереванского «Спартака», доктор технических наук Карлен Адамян. После ухода из футбола он возглавлял камвольный комбинат, был заместителем председателя Госстандарта Армении. Сегодня он читает лекции студентам. Лучшим армянским футболистом считаю Эдуарда Маркарова, хотя самые важные, легендарные мячи забивал за «Арарат» Левон Иштоян. Символическая сборная – это весь состав «Арарата» 1973 года во главе с Никитой Симоняном – единственным среди армян олимпийским чемпионом по футболу. Плюс те звезды, что играли до них, такие как Сергей Затикян, Манук Семерджян, Саркис Овивян и, конечно, Хорен Оганесян из 80-х годов. Без них, без «Арарата-73» не было бы всенародной любви к сегодняшней сборной Армении.
– Дорогой Зорий Гайкович, от имени редакции газеты «Ноев Ковчег» и ее многочисленных читателей позвольте поздравить Вас с юбилеем и пожелать здоровья, карабахского долголетия, новых творческих успехов, а нашему Арцаху – Мира и Независимости!
Беседу вел Александр Григорян
Оставьте свои комментарии