№2–3 (254–255) февраль 2015 г.

Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!

Просмотров: 3158

Почти во всех городах мира, где пролегают туристические маршруты, приезжим настойчиво советуют побывать на воскресных распродажах, иначе говоря, блошиных рынках. А уж там с удовольствием предложат самый разнообразный ассортимент от местных кустарей. Конечно, это далеко не высокий арт, но шедевров самобытного творчества здесь хватает. И сколько бы ценители прекрасного ни называли такие изделия китчем, желающих их приобрести меньше не становится.

В лихолетье первых лет перестройки такие стихийные рынки стали возникать и в Ереване. Но в какой-то момент разрозненные островки городской торговли решили объединить в один воскресный выносной развал, прозванный в народе Вернисажем. История умалчивает о том, кто назвал его этим французским словом, но то, что Вернисаж уже давно и прочно прописался в центре Еревана, остается неоспоримым фактом. По выходным дням зона отдыха недалеко от главной площади столицы превращается в одну большую ярмарку, где продаются отнюдь не французские штучки. В торговых рядах всегда можно встретить уникальную вещицу или раритетный сувенир из прошлого: старинные угольные утюги и керосиновые примусы XIX столетия, а рядом «ширпотреб» бытовой техники века ХХ…

Интеллектуальные посетители предпочитают духовную пищу книжного отдела, где мирно сосуществуют современный глянцевый гламур и потрепанные временем издания советского дефицита. Здесь же торговцы принимают-покупают оптом и в розницу старые книги сообразно собственному ценнику, логику которого в здравом уме понять трудно:

«Ленин. Покупаю – за 600, продаю – за 1000 драмов,
Жюль Верн. Покупаю – за 400, продаю – за 500 драмов,
Пушкин. Покупаю – за 300, продаю – за 400 драмов,
Паустовский и др. Покупаю – 1 кг за 20 драмов».

Конечно, первая позиция указанного ценника рассчитана на кошелек заезжего иностранца, падкого на советскую экзотику, но… Когда-то для приобретения всего лишь одного томика Пушкина обычному советскому гражданину приходилось сдавать 20 кг макулатуры из старых исписанных тетрадей, магазинной оберточной бумаги и даже конфетных фантиков. Однако в эпоху тотального, как принято сейчас говорить, дефицита никому и в голову не могла прийти мысль сдать книгу классика для переработки в гигиеническую продукцию.

Паустовского в те времена все же читали, а не считали, как теперь, на макулатурные килограммы. Судя же по выставленному на Вернисаже прейскуранту, получается, что Ленин и теперь живее всех живых. Заблудившийся когда-то в Центральной Европе призрак почему-то пытается воскреснуть именно в этом уголке армянской столицы.

Но не будем о страшном, потому что дальнейшая прогулка по Вернисажу не только завораживает, но и поднимает настроение. Здесь все поделено на сектора. Есть художественный вернисаж, где мастера кисти предлагают свои картины. Чуть дальше разносится собачий лай. Тут всегда многолюдно. Кто-то ищет преданного друга, кто-то приценивается к породистым мопсам, а кто-то с умилением смотрит на обычную дворнягу, дружелюбно виляющую хвостом каждому, кто обратит на нее внимание. Веселое многоцветье разложенных и развешанных товаров даже в слякотную погоду не выглядит уныло. Разнообразные кухонные украшения, коллажи с традиционными стебельками кукурузы и плодами граната, красочные карпеты ручной работы, кофейные сервизы из необожженной глины, ювелирные изделия из поделочных камней и серебра, знаменитые хачкары из туфа, инкрустированные нарды с видом Арарата привлекают внимание добротным качеством.

Притягивает товар и насыщенным национальным колоритом. Кстати, лидирующие позиции в рейтинговых предпочтениях заезжих гостей занимают теперь не забавные чертики в виде шаблонных пепельниц или зажигалок, а истинные изделия народного творчества, выполненные на первый взгляд с кажущейся простотой и наивной бесхитростностью. Именно их с удовольствием покупают туристы. Особенно нравятся поделки из черного обсидиана, крупные залежи которого встречаются в основном в Мексике и Закавказье. Кстати, проезжая по трассе Ереван – Севан, очень часто у подножия гор, покрытых россыпью черных камней, можно увидеть автобусы с иностранными номерами. Это туристы разглядывают диковинный вулканический минерал, который в Армении несметным богатством лежит на поверхности земли. В народе его прозвали «ноготь сатаны» или «чертов камень». Но, несмотря на грозное название, именно у нас обсидиан получил наибольшее распространение в декоративных оформлениях изделий. Здесь из него делают женские украшения, оригинальные канцелярские наборы для деловых кабинетов, изысканные вазы для домашнего обихода, сувенирные брелки и многое другое.

Национальный дух поддерживают музыканты, играющие на зурне или дооле. Это мастера народных инструментов, демонстрирующие их звучание. Как с гордостью говорит уста Вартан, пришедшие на Вернисаж гости всегда с удовольствием слушают его дудук. «Впервые надрывные звуки этого народного инструмента мир услышал в фильме «Гладиатор», и с тех пор дудук стал еще одним узнаваемым символом Армении. Делать его надо только из абрикосового дерева, которое придает такое неповторимое звучание инструменту. Это очень древний армянский инструмент, который впервые был вырезан из древесины абрикосового дерева именно в Армении. Не зря его часто называют тиранапайт, то есть абрикосовая дудочка, – говорит собеседник. И в подтверждение сказанному веско добавляет, что еще в Древнем Риме знали про диковинный плод «арменика»: – Это название с легкой руки шведского ученого Карла Линнея вошло в научный обиход и стало официальным названием местной культуры. Древние греки тоже любили «армянское яблоко», которое на самом деле было абрикосом». Трудно сказать, откуда у варпета столь обширные познания, но научная лекция впечатляет. А заодно и добавляет покупателей.

Внешнее разноцветье ереванского Вернисажа выглядит более красочным изнутри. Завсегдатаи главной ереванской ярмарки знают еще и о том, что не обязательно знать гостям. Поговаривают, что на территории столичного развала действует негласный кодекс чести, запрещающий обворовывать или обманывать туристов. Конечно, обязательное коммерческое правило никто не отменял. Торги тут вполне уместны и проходят честно как для продавца, так и для покупателя: тот и другой торгуются с особым удовольствием. После соблюденного ритуала последний обычно выходит победителем, гордо показывая покупку товарищам. А тем временем народный умелец гордо сообщает коллегам по цеху, что теперь за границей будут больше знать об Армении, потому что иностранец увезет к себе на родину настоящий армянский сувенир. Созданные руками местных самородков поделки, возможно, и не претендуют на награды в почетных номинациях престижных международных премий, но это не столь существенно. По мнению мастеров народного творчества, главный секрет успеха их промыслов заключается в том, что при сотворении своего шедевра каждый из них щедро вкладывает в него кусочек собственной души, которая принадлежит Армении.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты