№4–5 (256–257) март 2015 г.

Информационная война Запада против российско-армянских отношений будет только нарастать

Просмотров: 2940

Украинский кризис привел к резкому обострению международной обстановки и возродил, казалось бы, уже давно забытую логику холодной войны в отношениях между Западом и Россией. Информационная война стала неотъемлемой частью этого нового глобального противостояния. Причем, в отличие от предшествующего периода конфронтации, в нынешней холодной войне роль информационной составляющей существенно возросла. Не случайно поэтому, что в новой военной доктрине России прямо говорится о том, что «наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство».

Это объясняется не только тем, что сейчас размах и способы распространения информации на порядок превосходят то, что имело место в 60-80-х годах прошлого века. Но и тем, что информационная составляющая является важнейшим элементом новых т.н. «гибридных войн», которые применяет Запад в своей силовой политике. Сутью гибридных войн является, как известно, минимальное использование собственных вооруженных сил, которые призваны играть лишь вспомогательную роль для местных повстанческих и оппозиционных групп, действующих на территории страны-противника.

Как справедливо указывается в новой военной доктрине РФ, характерной чертой современных военных конфликтов является «комплексное применение военной силы, политических, экономических, информационных и иных мер невоенного характера, реализуемых с широким использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций». При этом использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях предусматривает «деятельность по информационному воздействию на население» с целью подрыва национальных традиций и ценностей, а также «провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды».

Понятно, что успех слабо вооруженных повстанческих группировок даже при поддержке натовского спецназа возможен лишь в условиях, когда руководство страны-противника и большинство ее населения деморализованы и не способны сплоченно и мотивированно противостоять прозападным силам. Поэтому основной целью информационной войны является внести сумятицу в общественные настроения страны-противника, породить недоверие населения к властям, вызвать раскол в политической элите, спровоцировать пораженческие настроения как в элите так и в обществе. Одним словом – лишить противоположную сторону единства и способности к эффективному сопротивлению.

Важно учитывать, что особенностью нынешней информационной войны является ее гораздо большая ожесточенность и избирательность по сравнению с периодом противостояния Запада и СССР. Тогда, например, не было случаев оскорбительных личных нападок на руководителей стран-оппонентов, что можно сейчас наблюдать в остервенелой критике президента России Владимира Путина, против которого выдумываются различные небылицы и которого публично оскорбляют представители политического класса западных стран. Понятно, что это направлено на то, чтобы попытаться запугать и деморализовать руководителя России, вывести его из равновесия, заставить допускать ошибки. Другой особенностью нынешней информационной войны стало применение персональных санкций против видных представителей российской политической и экономической элиты. Делается это для того, чтобы вызвать внутриэлитный раскол в стране-противнике, в данном случае в России.

В отличие от прежних времен в ход идет откровенная ложь. Представители администрации США не утруждают себя подбором фактов и доказательств. Эти факты сочиняются на ходу. А для убеждения сомневающихся используются ссылки на публикации в социальных сетях и газетные утки, которые инспирируются самим Западом. При этом факты, которые идут вразрез с официальной линией Вашингтона и европейских столиц, замалчиваются и игнорируются. Общественности сообщается о «незнании», «неуверенности», «необходимости уточнить» и прочее, чем особенно прославилась звезда пресс-службы государственного департамента США Дж. Псаки.

Ну и наконец, важнейшим элементом информационной войны стали жестокие провокации, призванные взорвать общественное мнение различных стран. Наиболее масштабной такой провокацией стало уничтожение 14 июля 2014 года пассажирского самолета малайзийских авиалиний, летевшего через зону боевых действий на Украине, в результате чего погибли 298 человек. Не то чтобы таких провокаций не было в период первой холодной войны. Был, например, корейский «Боинг», якобы сбитый советской ПВО в 1983 году в районе Сахалина. Однако в те времена такие провокации использовались в исключительных случаях, являлись штучной «работой».

Сейчас же подобные провокации со стороны Запада и его сателлитов превратились в повседневную реальность. Что в Сирии, что на Украине, что до этого в Ливии постоянно приходили сообщения о каких-то зверствах правительственных войск или «пророссийских сепаратистов» по отношению к мирному населению. Постоянно всплывала и продолжает всплывать тема использования оружия массового поражения, то химического, то бактериологического. Украинские пропагандисты договорились даже до того, что при штурме Луганского аэропорта донбасские ополченцы применили ядерный боезаряд.

Одной из важных задач информационной войны является также внешнеполитическая изоляция страны-противника, отрыв ее от союзников и других дружественных стран. Поэтому информационная война против России не могла не затронуть ее союзников по ОДКБ, включая Армению. Это вполне естественно, так как стратегической целью Запада является недопущение реинтеграции постсоветского пространства и превращения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в новый центр силы, способный успешно конкурировать с Евросоюзом и США. Казалось бы, тут ничего нового нет. Политика воспрепятствования интеграционным процессам в СНГ проводится западными державами с середины 90-х годов прошлого века. С этой целью информационные усилия Запада были направлены на то, чтобы посеять недоверие между бывшими республиками СССР и Россией, спровоцировать этнические конфликты между русским и титульным населением стран СНГ, внушить мысль о преимуществах участия в военно-политических и экономических соглашениях с ЕС и НАТО по сравнению с участием в ОДКБ и ЕАЭС.

Однако сейчас западная пропаганда против процессов интеграции на постсоветском пространстве приобрела новое качество. Осознав, что традиционные методы не дали желаемого результата – ОДКБ разрушить не удалось, а ЕАЭС успешно формируется, – Запад перешел от пропаганды к информационной войне. А отличие информационной войны от пропаганды, как уже отмечалось, состоит в том, что на войне в ход идет любая ложь, а для ее распространения используется местная прозападная пятая колонна, иногда неплохо оплачиваемая из-за рубежа. При этом могут применяться самые жестокие провокации, в том числе с человеческими жертвами.

Все это в последние месяцы можно было воочию наблюдать в Армении, которая после своего решения присоединиться к ЕАЭС превратилась в объект информационной войны Запада. Наиболее наглядным примером этой войны стала ситуация, возникшая в связи с убийством армянской семьи военнослужащим российской военной базы в Гюмри Пермяковым. Сейчас пока преждевременно говорить о том, была ли эта провокация специально спланирована западными спецслужбами или явилась трагической случайностью. Надо дать следствию закончить свою работу. Однако первый вариант пока исключать нельзя с учетом связи семьи Пермякова с религиозными сектантами из США.

Как бы там ни было, но данная ситуация была максимально использована Западом в информационной войне против российско-армянских отношений. Чисто бытовой эпизод был мгновенно раздут до уровня межгосударственных взаимоотношений России и Армении. Воспользовавшись дефицитом информации, вызванным нерасторопностью российских и армянских властей, прозападные НПО стали распространять лживые слухи о том, то Россия стремится скрыть Пермякова от правосудия и вывезти его в Россию. Москву упрекали в неспособности выполнять свои союзнические обязательства по обеспечению военной безопасности Армении, вспоминали о поставках российских вооружений Азербайджану, призывали к закрытию военной базы в Гюмри. Предвзятая трактовка событий тиражировалась многими электронными СМИ за пределами Армении, в том числе в Европе и США, а также на Украине и в Грузии.

Интересно, что на эту информационную провокацию поддались и многие дружественно настроенные к России политологи и журналисты. А те, кто имел какую-то обиду на Россию, например, лишившись работы в российской организации, вообще стали исходить злобой и клеветой, приписывая Москве самые невероятные намерения вроде стремления отмазать Пермякова или воспрепятствовать справедливому суду над ним. И хотя эти обвинения не имели и не могли иметь под собой никаких реальных оснований, они спровоцировали возмущение в армянском обществе.

На этом фоне прозападные провокаторы попытались раскрутить в Гюмри «армянский Майдан», направив возмущенную толпу на штурм российской военной базы. Целью этой акции было спровоцировать стрельбу по людям и, возможно, антиправительственное восстание в Ереване. Благо армянские правоохранительные органы проявили четкость и слаженность своих действий и не допустили выхода ситуации из-под контроля. Затем при вмешательстве ряда депутатов Национального Собрания и армянского священнослужителя страсти удалось утихомирить. Тем не менее, очевидно, что эта информационная атака довольно негативно отразилась на атмосфере российско-армянских отношений.

И хотя сейчас основной ажиотаж вокруг события в Гюмри спал, совершенно очевидно намерение Запада наращивать информационную войну против российско-армянских отношений. Характерным примером может служить провокационная публикация грузинского интернет-издания «Наша Абхазия», очерняющая военнослужащих военной базы РФ в Абхазии. В данной публикации, явно по аналогии с инцидентом в Гюмри, сообщалось о якобы имевшем место в конце января сего года разбойном нападении российских военнослужащих на армянские семьи в селе Ачадара Сухумского района. Это сообщение было мгновенно растиражировано другими СМИ Грузии, а также СМИ Армении и Азербайджана.

И хотя факты, изложенные в публикации, были немедленно опровергнуты властями и представителями армянской диаспоры Абхазии, данная провокация внесла свою лепту в культивирование антироссийских настроений в Армении. Дело в том, что прозападные СМИ указанных стран опровержение распространять не стали и некоторые незадачливые читатели этих газет и интернет-ресурсов, возможно, и не узнали, что никакого нападения на армян в Абхазии не было. А если и узнали из других источников, то, возможно, засомневались в достоверности этого опровержения. Как говорится в известной поговорке, «Ложки-то нашлись, но осадочек остался». Вот с такими методами информационной войны приходится иметь дело России и Армении в настоящий момент.

Можно предположить, что и сюжет с Пермяковым получит дальнейшее развитие. Впереди судебный процесс и приговор. Ситуация вокруг этих событий будет искусственно подогреваться и использоваться Западом и пятой колонной в Армении для раскручивания антироссийских настроений. Следует ожидать не менее опасных информационных провокаций и по другим «горячим» темам – Нагорному Карабаху, отношениям с Азербайджаном и Турцией, положению армян в России и тому подобное. Одним словом, армянскому обществу важно быть начеку, не поддаваться первым порывам эмоций, внимательно анализировать ситуацию и не дать использовать себя в геополитических играх западных держав, преследующих в Закавказье свои корыстные интересы.

Михаил Александров

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты