Время читать великих
В октябре журнал «Депи Апага», издающийся в Ташкенте, решил по мере сил поддержать армянскую переводческую традицию. Читатели собрались у «Нашего Очага» – живой версии издания армян Узбекистана, – чтобы познакомиться с творчеством писателя Агаси Айвазяна на примере рассказов из сборника «Евангелие от Авлабара». Большинство слушателей впервые встретились с этим тонким, влюбленным в Тифлис романтиком XX века, а прозвучавшая в программе музыка другого знаменитого тбилисца – Микаэла Таривердиева, – усилила восприятие хорошей литературы.
С X века Тифлис был тесно связан с судьбами армян, а к началу прошлого столетия город с его неподражаемым духом, страстями и бурно протекавшей общественной жизнью получил статус южной столицы империи. «Бывший долгие годы столицей Армении на чужой земле, Тифлис всегда являлся художественной ареной не только для выражения армянского духа, но и для создания его художественного образа. Волею судьбы он во многом исказил строгую и сдержанную фактуру армянского облика, но и сам приспособился, видоизменился, скроился по его образу и подобию. В Тифлисе организовывалась армянская мысль, а его образ вызывал ностальгию и уже превратился в пестрое собирательное понятие», – писал А. Айвазян в одном из своих эссе.
Национальная перезагрузка произойдет в более поздние советские годы. Но до тех пор в густом этническом замесе Тифлиса армяне преобладали не только численно, они определяли характер города, что подтверждали вывески и афиши с армянскими фамилиями знаменитых местных предпринимателей и деятелей культуры.
«С Авлабара видно все. Весь Тифлис с его закоулками: Шайтан-базар, Эриванская площадь, Мыльная улица, Нарикала, церковь Святого Саркиса, Сион, греческая церковь... видны дома господ Хатисова, Мелик-Казарова, караван-сарай Тамамшева, театры Тер-Осипова и Зубалова, гогиловские бани. Видны тифлисские свадьбы и похороны, болезни и сны. На Авлабаре люди строго придерживаются законов чести. И любят здесь так же неистово, как ненавидят...». Свое нежное трепетное чувство к городу, к его неповторимому многосословному городскому быту писатель передал через типаж своего главного героя – маленького человека, наивного, но мудрого и никогда не унывающего бессребреника и весельчака.
В нынешнем году одному из крупнейших армянских прозаиков Агаси Семеновичу Айвазяну исполнилось бы 90 лет. Он оставил после себя 10 повестей и романов, 200 рассказов, 23 пьесы и столько же сказок, 25 сценариев, около 100 живописных полотен и 4 авторских фильма – огромное творческое наследие большой и малой прозы, драматургии и живописи, у которого сегодня нет постоянного пристанища.
Впрочем, мемориальных музеев нет и у многих других известных армянских литераторов, что наводит на мысль о необходимости создания единого культурно-просветительского центра под условным названием «Дом армянского писателя». Такой центр, открытый в столице Армении, мог бы стать не только общенациональным литературным ресурсохранилищем, но и послужить оживлению и поддержке интеллектуально ослабленного организма диаспоры.
При этом создание в Ереване литературного очага должно стать привилегией самой диаспоры. Очевидно, что координацию деятельности литературного центра могло бы осуществлять Министерство диаспоры, отметившее недавно семилетие с момента своего создания. По его инициативе за относительно короткий срок началась реализация многих общенациональных проектов, в т.ч. такой важной культурно-образовательной программы, как «Наши Великие», позволяющей армянам диаспоры, и в особенности ее молодому поколению, знакомиться с жизнью и деятельностью выдающихся сынов армянского народа. Такой центр может стать домом и для молодых современных армянских писателей, не измельчавших и вполне достойных новых и непохожих друг на друга творцов.
Художник слова как никто другой способен чувствовать время и людей, живущих в нем, а армянская литература всегда играла роль очистителя душ в многовековой судьбе диаспоры. Великолепные прозаические произведения, созданные в XIX веке и в особенности в XX, продолжают наполнять нашу жизнь светом и вызывать ностальгию. Раффи, Григор Зограб, Мурацан, Серо Ханзадян, Аксель Бакунц, Гурген Маари, Дереник Демирчян, Грант Матевосян и другие – обласканные памятью поколений, непревзойденные имена, являющиеся совестью нации.
Великие творцы пропускали через свои сердца судьбу родины и ее народа, а читатели, потерявшие родину и лишившиеся ее живительной силы, в этом хоре голосов искали взаимосвязи судеб и времен; их жизненная сила не давала отчаяться даже в самые смутные времена, убеждая людей в том, что свет все равно сильнее.
В постсоветский период ломки системы рынок весьма преуспел в целенаправленном огрублении вкусов, опустошении интеллекта и, как следствие, в снижении культурного уровня. В новой реальности, когда понятие «большая литература» стало архитектурным излишеством, а самосознание людей стал формировать голубой экран, мы говорим о падении интереса к литературе, принимая за точку отсчета семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века. «Самая читающая» в недавнем прошлом страна опустилась на уровень развивающихся малограмотных стран Азии и Африки. «Точка невозврата» пока не пройдена, но скоро деградация может стать необратимой. Так что мы поспешим напомнить реформаторам: по-настоящему гражданином мира способен стать лишь тот, у кого за спиной стоит вся мощь собственной культуры.
Создание «Дома армянского писателя» при участии меценатов усилиями общинных институтов из разных стран стало бы важным стимулом для самой диаспоры как части нации, не замыкающейся в своей самодостаточности; стало бы достойным вкладом в интеллектуальную сферу. Не водружение на родине самого высоченного в мире креста, не возведение рекордного числа церковных храмов, но осуществление серьезного литературно-просветительского проекта. Ведь литература может вернуть молодежи память, в т.ч. историческую. Познакомить ее с именами выведенных из тени армянских классиков, подарить возможность почувствовать вкус армянского литературного слова, которое по-прежнему остается воином духа. И тогда они, подобно герою Агаси Айвазяна художнику Грикору, испытают заветное откровение и, возможно, сумеют понять, что значит быть армянином.
Георгий Сааков, Ташкент
Оставьте свои комментарии