Армаис Камалов: Престижно быть здоровым!
Армаис Камалов, директор Университетской клиники МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой урологии и андрологии факультета фундаментальной медицины МГУ, президент общественной организации «Мужское здоровье», член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, рассказывает о современной урологии, мужском здоровье, медицинском сообществе, науке, воспитании молодого поколения врачей.
– Армаис Альбертович, Вы являетесь основателем нового направления в медицине – науки о мужском здоровье, за эту работу были награждены в 2006 году премией «Лучший врач России». Расскажите об этом нововведении.
– Когда в 2003 году мы начинали этот проект, медицинская статистика, касающаяся мужского населения страны, была настолько плачевной, что не заниматься этим вопросом на государственном уровне было уже невозможно. Поэтому вместе с моим учителем академиком Николаем Алексеевичем Лопаткиным, создателем урологической школы Советского Союза и России, мы инициировали и разработали проект, который так и назвали «Мужское здоровье». Этот проект объединил врачей самых разных специальностей – урологов, эндокринологов, кардиологов, терапевтов, дерматологов и других – на единой платформе. Ведь самые сложные и самые неизученные явления – кстати, это касается и женского здоровья – находятся на стыке различных медицинских направлений. Я стал президентом нового медицинского объединения.
Мы четко идентифицировали проблемы, с которыми сталкиваются наши мужчины. Сегодня очевидно: роль медицинских аспектов лишь на 25-30 процентов отражается на здоровье людей, их заболеваемости и продолжительности жизни. Остальные связаны с образом жизни, окружающей средой, качеством питьевой воды, загрязнением воздуха, стрессами. По данным проведенного статистического анализа, видно, что после крупных экономических катаклизмов в стране смертность среди мужского населения резко возрастает. Именно мужчина несет бремя семейного «добытчика» и тяжелее всех переносит экономические проблемы. Что такое 56-57 лет? А это была средняя продолжительность жизни мужчин в России в 2003 году. Шла жуткая депопуляция, когда количество умерших превышало количество рождаемых.
За годы работы нашего общества удалось многое сделать. В первую очередь мы консолидировали медицинскую общественность, привлекли различные институты государственной власти к решению вопросов мужского здоровья. Было проведено 12 конгрессов с международным участием и множество различных школ, которые так и назывались – «Дни мужского здоровья в Российской Федерации». Мы объездили практически всю Россию, выступали с лекциями для врачей, проводили пресс-конференции для журналистов. Наша задача была привлечь внимание к проблеме здоровья мужчин, прежде всего, внимание их самих. Много было сделано, конечно, и на государственном уровне – разработаны программы, направленные на увеличение рождаемости и снижение смертности. Сегодня большая работа ведется Министерством здравоохранения РФ по вопросам демографии в стране.
Мы привлекли к общему делу коллег из стран постсоветского пространства – Армении, Казахстана Узбекистана, Молдавии, Грузии, Белоруссии, Киргизии, объединившись на единой платформе. Хотел бы отдельно выделить конгресс, прошедший в 2012 году в Ереване, который был первым конгрессом СНГ, на который съехались 1500 врачей из многих стран. Многочисленной была и армянская делегация, 200 человек. Данное направление очень активно было поддержано в Армении, и в первую очередь Арменом Мурадяном, нынешним министром здравоохранения Армении, занимавшим на тот момент должность главного уролога страны. Конгресс врачей патронировал президент Армении Серж Саргсян. Медицинский форум имел большой успех. Это были продуктивные дни обсуждений, обмена опытом, профессиональными знаниями и, конечно, знакомства с Арменией. Многие впервые открыли ее для себя. Следующий конгресс состоялся в Санкт-Петербурге. Затем мы собрались в Белоруссии, где нас поддержало правительство республики. Следующее мероприятие прошло в Сочи. На очереди – Казань. Мы уже встречались с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, который взял под свой патронат проведение конгресса в республике в 2016 году.
– Пирогов считал, что «будущее принадлежит медицине профилактической». В 2002 году в Москве начала действовать целевая программа по выявлению ранних заболеваний предстательной железы. Она работает сегодня?
– Мы инициировали эту программу в 2002 году. Любой мужчина, который обращался в поликлинику в возрасте 50 лет и старше, был обязан сдать анализ на простатоспецифический антиген – маркер, позволяющий выявить рак предстательный железы на ранней стадии. Всем пациентам с повышенными цифрами этого маркера выполнялась биопсия предстательной железы, и в зависимости от диагноза выбирался соответствующий метод лечения. Это привело к тому, что значительно возрос показатель выявления рака предстательной железы на ранних стадиях и снизился процент пациентов, у которых, к сожалению, болезнь диагностировалась уже слишком поздно. Но я считал, что надо идти дальше и создавать специализированные мужские консультации, где кардиологи, эндокринологи и урологи могли бы сообща решать проблемы пациентов. Конечно, это требовало дополнительного финансирования. Программа действовала вплоть до 2013 года. К сожалению, в настоящее время она свернута. И ситуация с урологией пересматривается в целом – во многих поликлиниках урологи выводятся из первого звена и замещаются врачами общей практики.
– Это не ошибочно?
– Мне кажется, что это неправильно. Я считаю, что роль урологии как отдельного направления медицины несправедливо принижается.
– Мы говорим о мужском здоровье, а как же женщины? Есть разделение понятий? Насколько женщины подвержены таким заболеваниям?
– Урология – это наука не о мужском здоровье, а о заболеваниях мочевыводящей системы. Как мужчины, так и женщины подвержены мочекаменной болезни, опухолевым заболеваниям мочевых путей, различным воспалениям за исключением того, что заболеваниями половых органов у женщин занимается гинеколог, а у мужчин – уролог. Вот именно в этом урология и является основной специальностью по изучению мужских заболеваний. В целом урология – очень важная наука, ее нельзя сравнивать с хирургией, потому что многие урологические заболевания могут быть излечены с помощью консервативных методов лечения, медикаментозной терапии. Вместе с тем, урология – высокотехнологичное направление медицины, с использованием широкого арсенала различных оперативных малоинвазивных вмешательств: эндоскопических, лапароскопических с использованием роботических систем. Урология – важная составляющая общей медицины, которая «переплетена» с другими специальностями по многим вопросам. И совершенно правы врачи старой школы, которые говорят, что надо лечить не заболевание, а надо лечить организм в целом.
– Можно ли сегодня говорить о росте урологических заболеваний среди мужчин или с годами мало что изменилось? Проблемы мужского здоровья связаны с образом жизни?
– Мужчины, к сожалению, очень поздно обращаются к врачам, а многие вообще не обращаются, и в этом отношении они отличаются от женщин не в лучшую сторону. В этом контексте следует вспомнить слова Пирогова и других медицинских светил о том, что медицина должна быть в первую очередь профилактической, то есть превентивной – легче заболевание выявить на ранних стадиях, чем лечить уже в запущенных случаях. И поэтому мне кажется, что профилактика должна быть основой не только для здравоохранения, но и для образа жизни.
Наши мужчины очень любят престиж во всем – хороший костюм, хорошая машина, хорошие часы... Но надо ввести в обиход новое понятие – престижно быть здоровым. Мужчины всегда находят время и деньги на техосмотр любимых машин, а на собственное «ТО» найти не могут или считают необязательным. Конечно, важен и образ жизни. Алкогольные напитки потребляются в огромных количествах, и чаще сомнительного качества. Я не осуждаю тех, кто за обедом предпочитает бокал красного вина или рюмочку хорошего коньяка, но при этом считаю, что надо пить напитки такого качества и в таком количестве, чтобы от алкоголя можно было «забрать» больше, чем он «заберет» у нас.
Курение однозначно является губительным. Сигарета, особенно когда это пачки сигарет, страшный вред. У курящих пациентов, например, чаще, чем у других, возникает рак мочевого пузыря. Я уже не говорю о заболеваниях дыхательных путей, сердца, сосудов. От курения надо избавляться.
– Вы сказали, что здоровье должно стать престижным. Это можно сделать мужским девизом?
– Да, и это надо тиражировать.
– Есть ли кабинеты «Мужское здоровье» в Армении? Вы сотрудничаете с армянскими медиками?
– Медицина Армении находится на достаточно высоком уровне, в том числе и направление урологии, и благодаря армянскому обществу урологов лучшие традиции сохраняются. Большинство клиник многопрофильные, и это плюс. Вместе с тем, насколько я знаю, в Армении на сегодняшний день не так много государственных клиник, где могли бы проводиться фундаментальные исследования и изучение инновационных направлений в медицине. Большинство лечебных заведений приватизировано и находится в частных руках. А собственник рассматривает клинику в первую очередь как бизнес и уже потом как научно-практическое учреждение. Вместе с тем, в Армении есть много талантливых ученых. Сохранились научные лаборатории, институты, в которых необходимо продолжать фундаментальные исследования, так как только это является основой для медицины будущего. И я горжусь своим членством в Национальной академии наук Республики Армения, где работают удивительные люди, обладающие большим профессиональным и человеческим потенциалом.
Что касается кабинетов «Мужского здоровья», попытки их создания в Армении были, но не в государственном масштабе. Создание подобных кабинетов и центров должно быть направлено на своевременное выявление заболеваний, проведение профилактических и оздоровительных программ и создание медицинской доступности для мужчин. И такие кабинеты должны быть, безусловно, рентабельными. А рентабельность их заключается как раз в ранней диагностике, что позволит сэкономить большие средства на лечение уже имеющихся заболеваний.
– Вы сказали, что в Армении есть много хороших специалистов. Многие армянские медики из Грузии, Армении, Азербайджана сегодня работают в России, что говорит о том, что медицина в советское время была качественной уже на образовательном уровне.
– Да, это действительно так. Я бы с удовольствием назвал многие и многие фамилии наших соотечественников, работающих в России, талантливых врачей в разных областях медицины, которые могут положить начало своим школам в Армении и передавать накопленные навыки и опыт. Мост, который сегодня прокладывается между министерствами здравоохранения России и Армении, очень важен еще и потому, что он позволит усилить межгосударственное взаимодействие в рамках здравоохранения, тем более что в 2015 году в Армении открылся филиал МГУ имени М.В. Ломоносова, что открывает новые горизонты в совместной научно-образовательной деятельности.
– Наряду с лечебной деятельностью Вы занимаетесь наукой – 250 опубликованных научных работ, 4 учебника, 7 книг, 4 руководства для врачей. У Вас 5 изобретений. Что это за направления?
– В моей жизни было несколько этапов научной работы. Я благодарен НИИ урологии Минздрава РФ, в котором проработал 26 лет под руководством академика Николая Алексеевича Лопаткина. Во многих направлениях урологии мы были пионерами, школа Лопаткина была одной из самых сильных, многие его ученики являются сегодня ведущими специалистами не только в России, но и за рубежом. Я занимался разработкой и внедрением новых эндоскопических методов лечения, мы изобретали уникальные методики, которые сегодня широко используются в практическом здравоохранении. Мы стали делать уникальные эндоскопические, малоинвазивные операции у взрослых и детей, разработали отечественную модель дистанционного литотриптера и многое другое.
После моего назначения заведующим отделом андрологии – науки о мужчине и мужском здоровье – вектор исследований переместился в эту область, проблем репродуктивного и сексуального здоровья, заболеваний нижних мочеполовых органов у мужчин и др.
И третий этап связан с моей работой в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Ректор академик Садовничий В.А. первым своим приказом в 1992 году воссоздал медицинское образование в стенах Московского университета, был создан факультет фундаментальной медицины, который возглавляет академик Ткачук В.А., а в 2013 году в МГУ введен в эксплуатацию медицинский научно-образовательный центр «Университетская клиника», первая в стенах классического университета. Сегодня меня в большей степени интересуют фундаментальные исследования в медицине – регенеративная медицина, клеточные технологии, поиск новых опухолевых маркеров. Именно изучение фундаментальной медицины позволяет по-новому осознать возможности медицины будущего. Я абсолютно уверен, что количество оперативных вмешательств со временем будет уменьшаться, и через 15-20 лет мы увидим совершенно другую медицину и другую категорию врачей, которые будут опираться на инновационные способы предотвращения заболеваний и их лечения.
Студенты факультета фундаментальной медицины МГУ имеют совершенно уникальную возможность получать образование, которое отличается от других медицинских вузов. Свои знания они получают на факультетах химии, биологии, физики и многих других, углубленно изучая эти фундаментальные науки. Это не кафедры при медицинском институте, а целые самостоятельные факультеты. И наших выпускников, мы считаем «золотым фондом» отечественной медицины, их с радостью приглашают на работу крупнейшие клиники. Образовательное направление – это еще одна моя новая жизнь, которая появилась с переходом в Московский университет. Я стал преподавателем, возглавил кафедру урологии и андрологии, кстати, академик Лопаткин последние годы был профессором нашей кафедры и уделял большое внимание воспитанию и обучению студентов.
– Вы проводите активную общественную международного работу, занимаетесь благотворительностью. Недавно Вы были на своей малой родине в Тбилиси, расскажите об этой поездке.
– Я врач, не бизнесмен, но считаю, что всегда надо иметь возможность помогать людям. Конечно, врач, в первую очередь, помогает своими знаниями, головой, руками, избавляя от недугов страждущих людей, но вместе с тем, есть благотворительные проекты, которые мне очень близки по духу. Например, образовательный проект по созданию международной школы в Дилижане, там обучаются не только армянские мальчики и девочки, но и иностранцы и преподавание ведется по европейским стандартам. Это помогает интеграции в армянскую культуру, в армянские традиции, и эти люди станут носителями этой культуры, истории, литературы, музыки, где бы они ни жили. Армения дала миру целую плеяду замечательных ученых, военных, художников, композиторов, писателей, артистов, и эту историческую память прерывать нельзя.
Другой проект – восстановление храмового комплекса Сурб Геворг в Тбилиси. Мне эта церковь очень близка, я и мой брат венчались в ней, мы посещали храм с нашими родителями, там похоронены Саят-Нова, Лорис Меликов, Бейбут Шелковников и многие выдающиеся люди. Эта церковь – настоящий музейный шедевр, под старой штукатуркой на стенах оказались древние фрески. Я был на церемонии переосвящения, в которой принимали участие президент Армении Серж Саргсян, Католикос всех армян Гарегин Второй, бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили, который много сделал для возрождения церкви. Главным инициатором и меценатом этих и многих других аналогичных проектов является Рубен Варданян, чей вклад в сохранение армянской истории и культуры огромен.
Сегодня многие наши успешные соотечественники, такие как Левон Айрапетян, Камо Авагумян, Самвел Карапетян, Сергей Саркисов и другие, активно участвуют в благотворительных акциях по восстановлению памятников архитектуры и строительству новых сооружений для инфраструктуры Армении и Карабаха.
Я стараюсь поддерживать армянских студентов-медиков, которые учатся в Армении, и выделением им стимулирующей стипендии. Задумываюсь и над тем, как поддержать медицину в Карабахе, и может быть, эти ребята после завершения учебы отправятся по распределению на несколько лет в Карабах, там нужны умные молодые кадры. Кто знает, может, кто-то из них захочет остаться там – на земле их предков.
– Вы родом из Тбилиси. Чем живет армянская община сегодня?
– От поездки в Тбилиси у меня сложилось двоякое впечатление. С одной стороны, ты восхищаешься красотами города, отремонтированными старыми улочками. Красивый облик Тбилиси есть… а «начинки» стало меньше. Красота Тбилиси была всегда связана с людьми, которые там проживали, со своеобразным колоритом, который там был. Неважно, какой ты национальности, ты был тбилисец. Ситуация в корне изменилась, когда руководство страны в 90-е годы разделило население на грузин и не грузин. Грузинский народ всегда был для армян братским народом, очень многое в культуре и истории переплетено. И нельзя это забывать.
– А как Ваша семья оказалась в Грузии?
– Корни моего деда по отцовской линии идут из Шуши, сам он учился в Манташевской школе в Тбилиси. С 13-летнего возраста ему пришлось работать. Он стал в городе очень уважаемым и известным человеком, 45 лет руководил хрустальным магазином на проспекте Шота Руставели, его называли «хрустальный» Арамаис. Он не получил полного образования, помешала революция и события, с ней связанные, но дал его своим детям и внукам. Мой отец с дядей получили высшее образование в Тбилиси, а мы с братом уехали учиться в Москву в медицинский институт, сестра чуть позже закончила Институт иностранных языков. Мое становление и дальнейшая жизнь связаны уже с Россией, русским народом и культурой, но я не забываю о своих корнях как армянин и как человек.
Беседу вел Григорий Анисонян
Оставьте свои комментарии