№ 22-23 (274-275) декабрь 2015 г.

Новое видение будущего

Просмотров: 4043

Обращение к соотечественникам министра диаспоры Республики Армения Грануш Акопян

Дорогой читатель, уважаемый соотечественник!

Решила взять ручку и поделиться с тобой размышлениями о происходящих в Армении правовых и политических процессах: знаю, что после напряженного трудового дня, учебы ты не избегаешь получать вести с Родины.

Знаю, что каждая позитивная перемена и прогресс радует, а озабоченность, неудача огорчает. Знаю также, что главными для тебя являются вопросы безопасности Армении и Арцаха и ты весьма обеспокоен, когда получаешь сведения о постоянных нарушениях противником хрупкого перемирия.

Не сомневаюсь, что в глубине души ты всегда испытываешь гордость, что родился армянином, что армянские гены многое дали тебе. В то же время не только ты, но и наши соотечественники, живущие в любой стране мира, думаете о том, чтобы иметь более могучую и защищенную Родину, максимально признающую и гарантирующую права и свободы человека, государство, безоговорочно обеспечивающее деятельность демократических институтов.

Конечно, знаешь также, что нашему государству всего 24 года и первые годы его становления прошли в процессах устранения последствий Спитакского землетрясения, победы в навязанной нам карабахской войне, преодоления энергетического кризиса, закладки основ нового, свободного и независимого государства.

Сложным и трудным было построение государства, формирование ветвей власти, уточнение их функций и обеспечение определенной сбалансированности между органами государственной власти. Первый парламент, который назывался Верховный Совет, по праву сыграл важную роль в деле принятия крайне необходимых законов, в создании института президента, распределении верховной власти между парламентом, правительством и судебной системой. Однако главным ключом к становлению правового государства является существование Конституции, которая, будучи Основным Законом страны, не только регламентирует важные и необходимые взаимоотношения между человеком и государством, определяет основные принципы жизнедеятельности общества и государства, но и определяет структуру государственной власти, системы государственных органов.

Страна, делающая первые шаги на пути демократии, в то же время оказавшаяся на военном положении, в блокаде, в 1995 году приняла Конституцию независимой Армении. Конечно, она не могла быть совершенной по сравнению с конституциями стран, имеющих демократию на протяжении 200 и более лет. Тем не менее Конституция РА начала функционировать, определяя функции и полномочия органов государственной власти, весь комплекс целостной системы их сбалансированности, сдержек и противовесов, недостатки которой со временем дали о себе знать.

Президенту были предоставлены большие полномочия, вследствие чего он мог в любой момент освободить от работы премьер-министра, принять отставку правительства либо распустить избранный народом парламент, обладающий первичным мандатом, и т. д.

Однако нашей целью является окончательное построение суверенного, демократического, социального и правового государства, а также плавная интеграция в мировое сообщество. Учитывая приоритеты нашего развития, мы шаг за шагом стали членами ряда международных структур. Взяли на вооружение принципы демократии – принципы признания человека как наивысшей ценности, защиты прав человека и гражданина, перехода на рыночные отношения, вступив в Евросовет, приняв и ратифицировав Европейскую конвенцию о правах и основополагающих свободах человека и т. д.

В Евросовете мы взяли на себя ответственность привести наши законы, в том числе Основной Закон, в соответствие с международными критериями. С целью совершить переход от президентской системы правления к полупрезидентской в 2003 году был выработан проект конституционной реформы, который, однако, по итогам референдума не был принят.

В течение почти 10 лет функционирования Конституции РА выявились пробелы, ошибки нашего законодательства, крайне персонифицированный характер системы управления, несоразмерное распределение полномочий между органами государственной власти. Все это, наравне с международными обязательствами Республики Армения, послужило основой для новой реформы Конституции.

Дорогой читатель!

Реформированная в 2005 году Конституция, несомненно, стала шагом вперед, поскольку расширились рамки прав и свобод человека, полномочия правительства РА, премьер-министра, возросли контрольные функции парламента. Однако последующие развития показали, что эта модель управления также содержит в себе опасные «мины», создает серьезные проблемы. Так, в ходе всех президентских выборов (за исключением 1991 года) общественность была расколота, серьезные противостояния возникали между победившими и проигравшими командами. Победивший в президентских выборах в перевесом всего в 2-3% получал большие полномочия, а проигравший со своим колоссальным электоратом оставался не у дел. Общество раскалывалось на два сегмента, и процесс его возвращения в нормальное русло оказывался довольно сложным и долгим.

Золотое правило демократии – контроль за избранными и сформированными властями, должностными лицами. Однако нынешняя Конституция позволяет его обойти. Приведу один пример: по действующему Основному Закону, институт президента может стать неконтролируемым. Единственный случай, когда главу государства возможно сместить – предательство Родины или совершение иного тяжкого преступления, что на практике почти невозможно, поскольку трудно представить главу государства, совершающего государственную измену. При парламентской же форме правления президент избирается парламентом, его основные полномочия передаются премьер-министру, который становится главным действующим в стране должностным лицом. Однако, в отличие от ныне действующей формы правления, в случае предлагаемой новой системы он не становится бесконтрольным и несет непосредственную ответственность перед парламентом. В случае принятия этих реформ любой провал становится предметом обсуждения в парламенте, и может быть поставлен вопрос вотума недоверия премьер-министру, правительству, министру. Таким образом, при данной модели управления имеется возможность исключить бесконтрольность, безнаказанность, политическую и конституционную безответственность.

Хочу сказать еще об одном возможном противоречии, способном привести к конституционному кризису. При действующей системе управления, если парламент и президент из одной команды, противоречий между двумя этими институтами, естественно, не возникает. Возможна, однако, ситуация, что президент республики и парламентское большинство окажутся представителями разных политических сил, являющихся антиподами. В этом случае не исключено возникновение в стране ситуации, когда парламент, в том числе и сформированное им правительство, решит не обеспечивать конституционные полномочия президента: к примеру, будучи Верховным главнокомандующим, президент требует мобилизовать государственные ресурсы для обороны страны, а правительство в данный момент не считает целесообразным решать этот вопрос в соответствии с поручением президента. В итоге в стране может возникнуть неразрешимая, безвыходная ситуация, способная создать угрозу даже безопасности страны.

Очевидно также, что, находясь на противоположном полюсе, президент не может отправить в отставку премьер-министра (он назначается, это лицо, пользующееся доверием парламентского большинства), не может распустить парламент, парламент же не может объявить вотум недоверия президенту, поскольку он избран всенародно, и т. д. Перечисление подобных кризисных ситуаций можно продолжить.

Нынешние реформы учитывают все подобные случаи, нормы, способные привести к тупиковой ситуации, и предложены новые механизмы, так что в случае перехода к парламентской форме правления подобные противоречия будут исключены.

Хочу сообщить, что начиная с 2013 года Конституционная комиссия изучила все имеющиеся предложения, международный опыт, обсудила варианты, проконсультировалась с лучшими специалистами международного права, комиссией «Демократия – посредством права», функционирующей при Совете Европы (Венецианская комиссия), и предложила наиболее обобщенный, совершенный проект конституционных реформ РА. Он обогатился более чем сотней статей, подавляющее большинство которых касается прав и свобод человека, изменения системы правления, порядка формирования и независимости судебной власти, вопросов территориальных и местных властей.

Наконец, если народ говорит этим реформам «да», это означает, что в будущем он будет избирать только орган законодательной власти – парламент, да и то исключительно по пропорциональной системе, наделенный широкими парламентскими контрольными полномочиями. Парламент, избирая премьер-министра и президента страны, возлагает на правительство ответственность за решение всех вопросов, связанных с внешней и внутренней политикой страны, что и приводит к устранению биполярности (по действующей Конституции ответственность несут и президент, и правительство).

Проект предусматривает такие механизмы между парламентом и правительством, которые не приведут к конфронтации, противостоянию. В случае неудовлетворительной работы парламент, прислушиваясь к недовольству народа, может выразить недоверие правительству, избавиться от любого неспособного и не воспринимаемого народом премьер-министра и соответственно правительства.

Еще одним важным преимуществом и существенным подходом этого документа, содействующим углублению демократии, является то, что парламентской оппозиции предоставляются широкие права, пост вице-спикера парламента, многие основополагающие решения парламентское большинство неспособно будет принять без сотрудничества с оппозицией и т. д.

Еще одно важное обстоятельство: наилучшим решением для утверждения внутренней стабильности в стране, предотвращения политических конфронтаций является избрание президента республики парламентом. Президент должен быть беспартийным, осуществлять роль беспристрастного арбитра между правительством и парламентом, следя за соблюдением в стране Конституции.

Дорогой соотечественник, хотела бы также сообщить, что статья проекта конституционной реформы, касающаяся диаспоры, переработана – в ней зафиксировано, что Армения проводит с диаспорой политику, направленную на всестороннее развитие и укрепление связей, нацеленных на сохранение армянства, содействуя репатриации. В этой статье зафиксирована еще одна важная обязанность государства – содействовать сохранению в других странах армянского языка, армянских культурных и исторических ценностей, а также развитию армянской образовательной и культурной жизни.

Принимая важнейшие принципы демократизации, мы стремимся развивать демократические институты, расширить и углубить власть народа для построения сильной и защищенной Армении.

Той Армении, к которой стремится весь армянский народ, в том числе и вы, дорогие армяне диаспоры, той Армении, которая является Родиной всего армянства.

Подождем и будем надеяться, что народ верно сориентируется и примет и претворит в жизнь конституционные реформы, нацеленные в будущее, конституционное строительство даст желаемые результаты и реформированная Конституция станет действующей реальностью.

Министр диаспоры РА Грануш Акопян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 9 человек