№3 (278) март 2016 г.

Ларри, король всемирного арт-рынка

Просмотров: 5393

В середине января 2016 года в мире искусства разразился грандиозный скандал. В легендарном нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA) уже четвертый месяц проходила выставка скульптур Пикассо, когда все мировые СМИ наперебой стали писать о том, что один из центральных экспонатов выставки, большой гипсовый бюст возлюбленной Пикассо, Марии-Терезы Вальтер, продан королевской семье Катара.

Созданный мастером в 1931 году бюст Марии-Терезы, до этого момента находился в собственности его дочери, Майи Видмайер-Пикассо, и репортеры узнали, что еще в ноябре 2014 года она заключила контракт с королевской семьей Катара, по которому должна была получить 38 миллионов евро. После этого вдруг выяснилось, что на бюст Марии-Терезы претендует другой покупатель, который в мае 2015 года купил скульптуру за 106 миллионов долларов и уже выплатил Майе Видмайер-Пикассо аванс в 79 миллионов долларов. Оказалось, что член семейства аль-Тани, правящего Катаром с 1850 года, шейх Яссим бин Абдулазиз аль-Тани, жена которого управляет всеми катарскими музеями, перешел дорогу другому королю… королю всемирного арт-рынка, арт-дилеру № 1 в мире, владельцу галерей в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Сан-Диего, Париже, Лондоне, Риме, Гонконге, Афинах, самому влиятельному человеку в мире искусства… могущественному Ларри Гагосяну.

Внук эмигрантов из Еревана, перебравшихся в США в начале XX века, Ларри Гагосян имеет репутацию человека, к рукам которого деньги липнут сами… как говорят американцы, человек «Go-Go».

Лоуренс Гилберт «Ларри» Гагосян родился 19 апреля 1945 года в Лос-Анджелесе в армянской семье. После окончания школы Ларри в 1963-м поступает в университет Лос-Анджелеса UCLA, где изучает английскую литературу. Во время учебы он перебивается временными заработками в музыкальном и книжном магазинах, супермаркете, на парковке, пока не знакомится с парнем, торгующим киноплакатами и постерами, и сам начинает ими торговать у университетского кампуса. После окончания университета Гагосян открывает свой первый магазин постеров. Покупая плакаты за 2 доллара, он вставляет их в рамки и продает за 15. Закрыв в 1976 году магазин постеров, Гагосян в том же году открывает свою первую галерею Broxton Gallery в пригороде Лос-Анджелеса Вествуде и начинает торговать работами латвийской художницы Вии Цельминя, американцев Алексиса Смита и Элин Циммерман, продвигать концептуалистов Джона Бальдессари и Брюса Наумана.

В 1978 году Гагосян открывает галерею на Ла Бреа-авеню в Западном Голливуде, где показывает работы все той же Вии Цельминя, калифорнийца Криса Бурдена, ньюйоркцев Эрика Фишля, Синди Шерман, Жан-Мишеля Баския. В том же году он покупает чердак в Нью-Йорке в Сохо на West Broadway, напротив галереи влиятельного Лео Кастелли.

Позже Гагосян будет рассказывать про Кастелли: «Я многим обязан тому времени, которое провел на первом этаже особняка Кастелли. Мы тусовались с его ребятами, перекидывались в карты и потихоньку совершали всякие мелкие сделки. Я все время держал ушки на макушке – и многое понял, просто наблюдая за тем, как вел себя Лео».

В начале 1980-х годов Гагосян начал быстро возводить свою империю, перепродавая произведения искусства «голубых фишек» – современных художников, именно тогда заслужив прозвище «Go-Go».

Невероятная успешность Гагосяна объясняется его чутьем и умением быстро и рискованно вкладываться в современное искусство, при этом Ларри сам формирует моду в искусстве. Благодаря Ларри Гагосяну любители искусства узнали о Сесиль Браун, Джеффе Кунсе и Дэмиене Хёрсте.

Как признается Ларри, «нереально заставить того или иного художника писать определенные картины, но можно задать правильное направление… Художника всегда надо воспринимать серьезно и прислушиваться к нему. Да, мы работаем с деньгами, деньги здесь играют роль, как и в любом другом профессиональном бизнесе. Но это своего рода такой забавный танец, игра с деньгами. Ты хочешь достичь успеха, и художники тоже хотят быть успешными».

«Бизнес, которым я занимаюсь – это комбинация разных вещей: смешение интуиции, знаний о художниках, их искусства, знание рынка искусства. Надо знать также, кто может быть потенциальным покупателем, в какой стране. Это целый комплекс всего, и интуиция – только его часть. Я трачу много энергии на свой бизнес, много путешествую, общаюсь с покупателями, но мне нравится мой бизнес, я получаю огромное удовольствие, занимаясь им. Самое главное – надо любить то, что ты делаешь, иначе ничего не получится».

Ларри Гагосян работает и с произведениями мэтров… Уорхол, Миро, Пикассо, Твомбли и Кабаков. В 2012 году Гагосян приобрел знаменитую картину Эдварда Мунка «Крик» за 119 миллионов долларов. Гагосян купил работы Энди Уорхола за $200 млн.

В настоящий момент сеть галерей Гагосяна самая большая в мире среди галерей современного искусства, годовой доход которой составляет около одного миллиарда долларов.

Как признался недавно известный эксперт в области современного искусства Филипп Сегало, «Ларри занимает уникальное положение, которое ни один дилер не занимал в истории искусства и которое ни один не займет после него. Он самый великий на рынке. Это настоящая военная машина».

Осенью 2007 года Ларри привез в Москву свою первую выставку под названием «Проникновение?», которая прошла в Барвихе, в здании Альфа-Банка. Гагосян дружит с Михаилом Фридманом, которому продал работу Хёрста «Происхождение Мидаса» – натуральные бабочки, вмонтированные в позолоченный холст.

До этого Ларри дважды бывал в Петербурге, в Эрмитаже, отметив в одном из своих интервью: «У меня прекрасные отношения с доктором Пиотровским, ведь он наполовину армянин. Для меня быть армянином – значит иметь родственную связь с Россией».

Микаэл Айрапетян, Нью-Йорк

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты