№9 (284) сентябрь 2016 г.

Вазген Сафарян: Наш народ должен сегодня консолидироваться

Просмотров: 4245

О социально-экономическом положении Армении, необходимости разработки новой политики в экономике страны, торговом сотрудничестве с Россией, позиции армянских коммунистов перед парламентскими выборами рассказывает Вазген Сафарян, председатель Прогрессивной объединенной компартии, председатель Союза товаропроизводителей Армении, член Общественного совета РА.

– Вы состоите в Коммунистической партии Армении, что предлагают армянские коммунисты сегодня?

– Армянские коммунисты, как и многие жители Армении, недовольны сегодняшней социально-экономической ситуацией, социальной несправедливостью, которая доминирует в республике, многие именно по этой причине уезжают из Армении. Уровень безработицы не снижается, социальные вопросы в стране медленно решаются. Мы считаем, что для того, чтобы Армения стала самодостаточной, необходимо разработать новую экономическую политику, опираться на собственные ресурсы, активно использовать частно-государственное сотрудничество, внедрить индикативное планирование. Наши предприятия должны вывозить готовую продукцию, а не сырье, которое преобладает в экспорте страны. Без возрождения и развития реального промышленного сектора вряд ли возможно обеспечить рабочие места и дать возможность нашим соотечественникам вернуться на свою родину.

Коммунисты моего поколения, жившие в советское время, знают, какие социальные гарантии предоставляло государство – бесплатное образование, бесплатная медицина, Конституция гарантировала каждому человеку право на труд. Сегодня все это отменено, потому что выбрана рыночная модель экономики, причем не социально ориентированная, а шоковая терапия, которая привела нас к хаосу.

Известный экономист, лауреат Нобелевской премии, шеф-экономист Всемирного банка Джозеф Стиглиц считает, что та модель, которая была предложена международными финансовыми структурами постсоветским республикам, ошибочна и себя не оправдала. Всемирный банк и Международный валютный фонд в 1997 году в Гонконге, обобщив итоги развития постсоветских республик, пришли к выводу, что свободный рынок без границ исчерпал себя, и предложили новую концепцию – умелое управление, сильная экономика. Но армянские либералы к этому не прислушались.

– Коммунисты Армении сегодня даже не представлены в парламенте. Как они могут влиять на ситуацию?

– Коммунисты были представлены в парламенте дважды – в 1995 и в 1999 годах, за нас голосовало более 12% избирателей. Сегодня у коммунистов есть иные рычаги воздействия на общество. Это, во-первых, Союз товаропроизводителей Армении, который я возглавляю с 1999 года. Он объединяет интересы около 300 директоров предприятий реального сектора экономики, совместно мы выносим «горячие» вопросы для обсуждения в обществе и таким образом создаем общественное мнение.

Мы были активно задействованы в разработке первой концепции промышленной политики, принятой правительством РА в 2011 году. В итоге страна получила такую концепцию, которая в тот период ее устраивала. Сейчас мы работаем над новой концепцией мобилизационной экономики, предусматривающей развитие широкой внутренней кооперации и со странами Евразийского экономического союза.

Другая наша трибуна – Общественный совет республики Армения, в котором я возглавляю комиссию по экономическим и бюджетным вопросам. В рамках этой комиссии мы также поднимаем вопросы развития промышленности, транспорта, строительства и многие другие, волнующие общество.

– Вы перевели политическую деятельность в экономическую сферу?

– Политика – производная экономики. Мы не собираем митинги, не даем народу нереальных обещаний, что с нашим приходом к власти все сразу станет хорошо, как делают многие политики. Мы считаем, что экономика – это основа государства и страна может проводить независимую внешнюю политику только тогда, когда располагает сильной экономикой. Наша цель – улучшить качество жизни человека, выступаем с конкретными предложениями и добиваемся их реализации.

– Какой процент населения поддерживает сегодня коммунистов?

– Старшее поколение, которое считает «советский период» лучшим в своей жизни, надеемся, нас поддержит на выборах. Молодые, окончившие школу или институт, не знают того времени и имеют о нем представление только по рассказам старших. Когда мы им говорим, что в советской Армении было бесплатное лечение, бесплатная учеба и другие социальные блага, они с трудом в это верят, потому что сегодня в нашем обществе платно все. И наша задача – донести до молодежи правду.

– Коммунисты могут набрать необходимое число голосов на предстоящих выборах, чтобы пройти в парламент?

– Для прохождения в парламент партия должна набрать 5%, партийный блок – 7%. Варианты могут быть разными: мы можем идти на выборы единым списком или в блоке с другими партиями социалистической направленности, создав единый фронт левых сил.

– В апреле 2017 года состоятся парламентские выборы в Армении, чего можно ожидать?

– В соответствии с новой конституционной реформой парламент отныне будет избирать главу государства – премьер-министра, к которому переходит вся власть, и, конечно, все политические партии учитывают это. Предстоит острая и жесткая борьба за парламентские мандаты.

Опираясь на наше прошлое, мы можем предложить новое. Сегодня в мире коммунисты у власти в более, чем 20 государствах, мы готовы наладить эффективное сотрудничество с ними. Совместно поднимать на международном уровне, в первую очередь в ООН, вопросы, в том числе и национального характера – признание геноцида, право наций на самоопределение. В Африке более 50 государств получили независимость, опираясь именно на этот принцип. Именно коммунисты Армении подняли в 1994 году в Государственной думе РФ вопрос о признании геноцида, в результате чего 23 марта 1995 года российским парламентом было принято заявление, осуждающее геноцид армян.

Я считаю, что наше присутствие в парламенте будет полезным и в экономическом, и в политическом, и в международном плане.

– Насколько армянский бизнес зависим от внешних факторов, например от МВФ, а также других международных финансовых структур?

– Зависимость армянского бизнеса от этих структур очевидна, кредиты на развитие реального сектора экономики, насколько я знаю, Запад не давал никогда, кредиты предоставляются на развитие инфраструктуры. Приведу пример. Завод «Наири», который производил хлоропреновый каучук и был в СССР монополистом. Его производственная мощность составляла 45-50 тысяч тонн продукции ежегодно (всего в мире производится около 300 тонн хлоропренового каучука). Сегодня предприятие могло бы производить не более 12 тысяч тонн каучука, завод не работает уже 5 лет. Между тем эксперты Всемирного банка вынесли вердикт, что завод эффективно работать не сможет. Почему? Потому что обслуживаются в первую очередь интересы немецких (Bayer), американских (Dyupon) и японских (Denka) производителей хлоропренового каучука, и поддерживать их конкурентов не хотят. А ведь пять лет тому назад завод работал, его продукцией можно было обеспечить Россию в условиях санкций. Кстати, мы получили соответствующее письмо из госкорпорации «Ростех», в котором говорится, что российской стороне необходимо 40 тысяч тонн хлоропренового каучука, но практических шагов пока не последовало.

На сегодняшний день внешний долг Армении превышает 5 млрд долларов США. Это более 50% ВВП страны. Цифра угрожающая. Если брать кредиты и при этом не увеличивать ВВП, можно прийти к тому, что кредитов больше не дадут по причине неблагонадежности. Пример тому – Греция, Испания. Мы выступаем за увеличение ВВП.

– Армения с напряжением следила за недавними событиями в Ереване – захватом оппозицией здания полка ППС, как Вы считаете, подобные акции могут повториться? Что необходимо предпринять, на Ваш взгляд, для их предотвращения?

– Я считаю, что подобные акции повторяться могут. Та социально-экономическая ситуация, которая сложилась в стране – безработица, миграция, социальная несправедливость, затянувшийся конфликт в Нагорном Карабахе, слухи о сдаче определенных позиций, которые доходят до народа, – может стать причиной повторения подобных инцидентов.

Опасность в том, что определенные страны могут воспользоваться недовольством народа и организовать в Армении «цветную революцию», как это было в Грузии, на Украине, в результате чего Грузия потеряла Осетию и Абхазию, Украина – Крым, открыт вопрос о статусе Донбасса. Армения также может что-то потерять. Я считаю, что наш народ должен сегодня консолидироваться. Мы должны объединиться перед лицом внешних угроз.

Социальные проблемы, конечно, необходимо решать. И президент, и простой гражданин – все должны сделать соответствующие выводы, как изменить нашу жизнь.

– Как Вы оцениваете торгово-экономические отношения между Арменией и Россией? Что способствует/препятствует их развитию?

– В 2014 году торговый оборот Армении с Россией составил 24%, а по итогам прошлого года – 24,8%. В 2015 году мы экспортировали в Россию 15,2% всего экспорта, импорт российских товаров составил около 30% всего импорта, это энергоносители, газ, топливо и многое другое. За 5 месяцев 2016 года торговля с Россией увеличилась вдвое. Если за тот же период прошлого года мы вывезли в Россию товаров на сумму 65 млн долларов США, то в этом году – уже на сумму 135 млн долларов США.

Три года тому назад, когда российский рубль был силен и не терял своих позиций, экспорт армянских товаров в Россию достигал 334 млн долларов США. Конечно, промышленникам в Армении хотелось бы, чтобы российский рубль укрепился, чтобы наш товарооборот, особенно армянский экспорт готовых товаров, возрос.

– Какие совместные армяно-российские проекты в экономике Вы могли бы назвать? Российские инвесторы идут в республику? В каких сферах возможно привлечение инвестиций из России?

– Российский капитал доминирует в Армении. Иностранные инвестиции в республике достигли 10 млрд долларов США, из них 4,1 млрд долларов США – российские. Крупнейшие инвесторы – компания «ГеоПроMайнинг», эксплуатирующая золотые и медно-молибденовые рудники, алюминиевая компания «Арменал» (РУСАЛ), «Газпром», банки – ВТБ и «Газпромбанк», телекоммуникационные компании «Билайн» и «МТС», «Тройка-Диалог», страховые компании «Ингосстрах» и «Росгосстрах», Южно-Кавказская железная дорога и т.д. Мы надеемся, что в ближайшее время возрастут инвестиции в промышленный сектор. Россия сегодня делает акцент на Армению, так как в условиях санкций станки, промышленное оборудование из Германии и других западных стран она импортировать не может, как и с Украины.

– А Армения производит эту продукцию?

– Из всего перечня продукции сегодня Армения мало что может производить. Но при активном участии и содействии российских инвестиционных компаний, в частности «Ростеха», республика может восстановить эти производства.

Мы тесно сотрудничаем с Объединенной судостроительной компанией в течение 40 лет. Завод «Аналитприбор MEK» в Гюмри поставляет солимеры, которые определяют уровень соли в жидкости и устанавливаются на подводных лодках. Сегодня «Аналитприбор MEK» обратился к нам с просьбой провести переговоры с Министерством промышленности и торговли России о возможности производства на армянском предприятии солимеров для российских подводных лодок уже 4-го и 5-го поколений.

– Вы упомянули Общественный совет РА, в котором Вы состоите, какие задачи решает он?

– Общественный совет имеет 12 комиссий, они охватывают все стороны общественно-экономической жизни республики. По своей сути и по уставу он является своего рода посредником между обществом и властью. Мы обсуждаем и ставим перед властью страны вопросы, которые волнуют общество.

– Какие?

– Всем известно, что новое руководство международного аэропорта Звартноц хотело снести старое здание. Мы изучили этот вопрос, и выяснилось, что здание аэропорта – образец советского модернизма и в Австрии, например, оно было признано одним из лучших. Мы представили вопрос обществу, руководству аэропорта и президенту, и решение о сносе было отменено. Другой пример. Правительство продало здание Министерства иностранных дел. У нового владельца были планы оборудовать здание под гостиницу. А между тем, на главной площади республики, где оно находится, уже есть две гостиницы. Мы выступили против и сумели убедить оппонентов. В здании будет располагаться музей. Еще один пример – летний кинотеатр «Москва», который собирались снести. Мы доказали, что кинотеатр является объектом архитектурной ценности, и отстояли его.

– К мнению Общественного совета прислушиваются?

– Мы изучаем общественное мнение, создаем площадки для всестороннего обсуждения вопросов и обсужденный материал доводим до властных структур. Общественный совет занял четкую позицию и во время недавнего захвата здания полка ППС. Мы твердо стояли на том, чтобы разрешить конфликт мирным путем, без кровопролития.

– Вы занимаетесь издательской деятельностью, под Вашим началом вышла в свет энциклопедия «Россия – Армения, регионы России и марзы Армении», какие еще книги Вы издаете?

– Энциклопедию «Регионы России, административные округа» издал Международный институт содружества.

Главный редактор энциклопедии господин M. A. Севрук обратился к нам с предложением перевести книгу на армянский язык (до этого книга была переведена на английский, немецкий, испанский, болгарский и многие другие языки). Мы в свою очередь предложили изменить формат и включить аналогичные материалы по «армянской» части. Главный редактор охотно согласился. Книга вышла в свет под названием «Россия – Армения, регионы России и марзы Армении» и посвящена 180-летию объединения Восточной Армении с Россией.

Беседу вел Григорий Анисонян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 8 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Не знал,что в Армении ещё сохранились коммунисты и претендуют войти во власть.Интересно.
  2. Всё-таки в Армении есть думающие люди,а не только нацеленные на грабёж народа.Хорошее интервью.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты