№9 (284) сентябрь 2016 г.

В НКР предпочитают президентскую модель управления

Просмотров: 4392

В начале февраля сего года, следуя примеру Республики Армения, парламентское большинство Национального собрания Нагорно-Карабахской Республики (Арцаха) инициировало подготовку конституционной реформы.

Еще в конце 2015 года премьер-министр и лидер ведущей политической силы НКР – партии «Свободная родина» – Араик Арутюнян заявил, что предполагается реформирование судебной системы и повышение роли постоянного (профессионального) парламента, на который республика перешла после парламентских выборов в мае того же года.

Уже в начале февраля 2016 года «Свободная родина» провела первые обсуждения по ряду актуальных вопросов, касающихся конституционной реформы, а в марте по просьбе представленных в парламенте республики пяти партий и ряда внепарламентских сил президент НКР Бако Саакян подписал указ о создании специализированной комиссии по конституционной реформе во главе с председателем Национального собрания НКР и лидером Демократической партии Арцаха Ашотом Гуляном.

На созванном Бако Саакяном специальном рабочем совещании по конституционной реформе глава государства отметил, что «в Арцахе, как и в любом другом государстве, общественные отношения постоянно меняются, требуя новых решений правового регулирования, часть которых порождает необходимость в конституционных преобразованиях».

«При любом изменении нужно исходить из императива укрепления безопасности страны, народовластия и общественного единства. Это обязывает ставить государственные интересы превыше всего», – подчеркнул президент.

Глава государства также отметил, что в основу конституционных реформ должны лечь дальнейшее укрепление демократии и верховенства права, баланс ветвей власти, повышение эффективности государственного управления, при этом добавив, что необходимо сделать все для осуществления процесса в открытой и прозрачной атмосфере взаимного уважения.

«Власть в Нагорно-Карабахской Республике принадлежит народу, и именно он определяет свое будущее. Система ценностей нашего народа, его история и пройденный путь, оптимизм и вера в собственные силы позволят ему сделать правильный выбор», – резюмировал Саакян.

Согласно указу президента, специализированной комиссии по конституционной реформе было поручено до 1 мая 2016 года представить президенту концепцию конституционных преобразований и после одобрения концепции до 10 сентября 2016 года проработать и представить главе государства проект конституционных преобразований. Однако масштабная военная провокация Азербайджана в начале апреля заставила скорректировать планы, и начатые в марте работы по разработке концепции конституционной реформы пришлось на время отложить. После стабилизации ситуации специализированная комиссия сочла целесообразным обратиться к президенту с просьбой продлить ранее назначенный срок представления концепции сначала с 1 мая до 1 июля, а затем – еще на месяц. 29 июня по указу президента этот срок был продлен до 1 августа.

25 июля по инициативе специализированной комиссии в Национальном собрании состоялись первые общественные обсуждения вокруг конституционной реформы с участием представленных в парламенте и внепарламентских политических сил.

Ашот Гулян представил проект, состоящий из предисловия и пяти глав, касающихся фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, системы госуправления, судебной власти, местного самоуправления и референдума. Свои мнения и позиции высказали участвовавшие в дискуссиях представители пяти парламентских и трех внепарламентских политических сил.

Публичные дискуссии, направленные на формирование вокруг проекта изменений Конституции общественного консенсуса, продолжились с участием представителей различных ветвей власти, общественности, молодежных структур и экспертов до 30 июля.

Подчеркнув важность участия общества в деле разработки документа, Ашот Гулян заметил в ходе дискуссий, что НКР должна быть готова к стремительно развивающимся геополитическим процессам и постоянным изменениям, предпринимая соответствующие шаги и предлагая новые решения.

Многие из участников дискуссий, считая конституционные реформы в Республике Армения и переход на парламентскую форму правления передовым шагом, одновременно высказались против механического повторения шагов Армении с учетом того, что общественно-политическая ситуация в Нагорном Карабахе во многом отличается от ситуации в Армении. В частности, отмечалось, что в НКР президент не принадлежит какой-либо партии и не руководит политической силой, претендующей на власть.

Основная дискуссия развернулась вокруг модели государственного управления – президентской или парламентской. Надо отметить, что в данном вопросе представители политических сил и общественности придерживаются разных, зачастую полярно противоположных мнений. Однако многие считают необходимым иметь сильную президентскую власть в условиях неурегулированности конфликта с Азербайджаном и фактически продолжающейся войны. При этом отмечается, что кардинальная смена системы власти в условиях «ни войны, ни мира» чревата многими явными и скрытыми угрозами.

30 июля специализированная комиссия обобщила итоги общественных дискуссий вокруг проекта конституционной реформы, утвердила концепцию конституционных реформ и отправила ее на одобрение президента НКР. При этом, с учетом большого общественного интереса, комиссией сразу было объявлено, что концепцией предлагается президентская модель управления в НКР.

Комментируя, исходя из чего специализированная комиссия отдала предпочтение президентской модели госуправления и какие преимущества дает это НКР, Ашот Гулян отметил: «Выбору наиболее оптимальной формы правления и предложению ее главе государства предшествовала активная и скрупулезная работа. Специализированная комиссия в течение последних месяцев рассмотрела возможные варианты системы управления, которые наиболее полно учитывают особенности нашей республики. По итогам консультаций и публичных обсуждений и с учетом ситуации «необъявленной войны» Азербайджана против Арцаха комиссия предложила главе государства президентскую модель управления. Наше предложение основывается на намерении усовершенствовать действующую форму правления, и мы уверены, что эта модель наилучшим образом обеспечит стабильное развитие Нагорно-Карабахской Республики и эффективную деятельность государственных институтов».

В случае одобрения президентом НКР концепции специализированная комиссия продолжит работу по разработке проекта конституционных реформ. А до этого сам Бако Саакян проводит встречи с представителями различных сфер, исходя из того, что широкие обсуждения позволяют учитывать различные мнения и идеи в ходе осуществления конституционных реформ.

Надо отметить, что не все политические силы НКР изначально выступали за осуществление в НКР конституционной реформы. К примеру, оппозиционная партия «Национальное возрождение» посчитала, что «нельзя менять Конституцию каждые 10 лет... это плохо отразится на образе Арцаха».

Комментируя подобные утверждения, спикер парламента Ашот Гулян обосновал необходимость реформ следующим образом: «Конституция НКР, принятая 10 декабря 2006 года, сыграла важную роль в деле укрепления государственности самоопределившегося Арцаха, утверждения правовых и демократических порядков в стране, доказала свою жизнеспособность, тем не менее, за этот период возникла необходимость дальнейшего улучшения правового регулирования конституционных норм, что продиктовано новыми реалиями общественной жизни, новыми императивами обеспечения безопасности и прогресса в стране и направлено на повышение эффективности управления, укрепление суверенитета страны, дальнейшее развитие демократических процессов».

Партия АРФ «Дашнакцутюн» (фракция в парламенте – вторая по численности и влиянию после «Свободной родины») изначально выступала сторонницей введения системы парламентского правления. Представитель центрального комитета АРФ «Дашнакцутюн» Давид Ишханян поддержал необходимость изменений, но заявил, что предстоит еще определиться, в какой форме, каким путем, в каком формате нужно делать это, а вопрос модели правления, по его словам, требует серьезного обсуждения.

Противники парламентской модели управления напоминают об уже имеющемся у НКР опыте парламентской формы правления.

«В первые годы своего существования Арцах являлся парламентской республикой. Об этом не любят вспоминать, но в условиях войны возникли серьезные проблемы вследствие неспособности фракций парламента договориться между собой. Значительная доля вины за катастрофические потери 1992 года, когда было потеряно до 60% территории Арцаха, лежит на главном политическом органе – парламенте, который оказался не в состоянии принимать быстрые решения и брать на себя ответственность за последствия. В конечном счете, Арцах преодолел глубокий военно-политический кризис через создание органа военного времени – Государственного комитета обороны, способного брать на себя ответственность за результаты ведения войны», – утверждает эксперт по безопасности Рачия Арзуманян.

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что в процессе подготовки концепции реформы возобладала мысль о том, что Нагорно-Карабахской Республике, фактически находящейся в состоянии войны с Азербайджаном, необходима сильная президентская власть, которая, по мнению большинства, эффективнее в плане оперативного и четкого принятия жизненно важных решений.

Между тем проектом новой Конституции Республики Армения расширяются полномочия премьера, который в условиях войны возлагает на себя также функции Верховного главнокомандующего ВС страны. Он же возглавит Совет безопасности Армении. Президенту же практически достается роль арбитра, призванного обеспечить естественный ход реализации Конституции страны.

Арцаху же, с учетом стоящих перед ним вызовов и проблем, нужен сильный президент.

Конечно, за последние годы в НКР назрела необходимость ряда преобразований, направленных на оптимизацию государственного управления, деятельности органов самоуправления и улучшение социально-экономического положения. Но при этом у истеблишмента НКР есть понимание необходимости учета ряда важных особенностей и факторов, самым ключевым из которых является вопрос безопасности в условиях все усиливающейся угрозы широкомасштабной войны. Апрельская четырехдневная война способствовала более ясному осознанию данного факта.

Примечательно, что вопреки традиционному общественному мнению, склонному к тому, что в НКР, ссылаясь на единое политическое и общественное поле, «скопируют» проект конституционных изменений, представленный в Армении, в Арцахе предпочли выбрать более реальный вариант.

А это означает, что Нагорно-Карабахская Республика вступает в качественно новый этап своего развития и уверенно смотрит в свое будущее.

Ашот Бегларян, Степанакерт

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 13 человек

Оставьте свои комментарии

  1. А тут и нечего предпочитать. Первая Республика была полнейшим бардаком и скончалась за два года как раз в первую очередь из-за того, что выбрала игры в либерастический парламентаризм посреди войны! Арцах правильно поступил, что остался президентской республикой; к слову сказать, один из усвоенных уроков апрельскихй боев (и пожалуйста, перестаньте называть это "четырехдневной войной", это идиотизм! Если это была война, то мы ее продули вчистую! Нельзя сранивать 4 дня боев с 4 годами настоящей войны в 1990-1994 гг.! Тем самим вы ставите знак равенства между ними!). Уверен, что Армения поиграется в "парламентский республиканский" бардак, и как и Молдова, снова вернется к президентской форме правления... скорее всего с какими-то потерями.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты