Нагорный Карабах в центре региональной безопасности
Меморандум по итогам круглого стола в пресс-центре ИА REGNUM
Затягивание окончательного признания Нагорно-Карабахской Республики (НКР), императивно диктуемого Уставом ООН и международным правом, угрожает международно-правовому мирному урегулированию азербайджано-карабахского конфликта.
Его гарантом служит непременное участие Степанакерта – НКР – в качестве полноправного участника переговоров под эгидой Минской группы ОБСЕ. Об этом прямо свидетельствуют официальные документы ОБСЕ, касающиеся урегулирования (решения Будапештского саммита декабря 1994 г. и Пражское резюме действующего председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 г. о переговорах в трехстороннем формате – Нагорный Карабах, Азербайджан, Армения), а также само соглашение о прекращении огня и дополнения к нему 1994–1995 годов.
Понимая необходимость взаимного компромисса в деле урегулирования, полагаем официальный отказ НКР от присоединения к Армении возможным компромиссом со стороны Еревана и Степанакерта. Современная практика разрешения этнополитических конфликтов основывается на проведении референдума о независимости. НКР образовалась в результате всенародного референдума о государственной независимости, проведенного
10 декабря 1991 года в полном соответствии с международным правом и законодательством существовавшего в тот момент СССР. Таким образом, Степанакерт и Баку провозгласили независимость практически одновременно и в правовом плане аналогично другим республикам СССР. Логичным компромиссом является взаимное признание Азербайджана и НКР.
Односторонние территориальные уступки НКР в пользу Баку подрывают безопасность НКР и ее населения и не создают никаких гарантий от возобновления войны, а наоборот, провоцируют Азербайджан на новую широкомасштабную агрессию. Кроме того, согласно международному праву, именно Нагорный Карабах имеет полное право на восстановление своей территориальной целостности и самоопределение в своих естественных исторических границах, в которых он был противоправно оккупирован, аннексирован и расчленен Азербайджаном в 1921–1923 годах.
Поэтому вопросы, связанные с территориальным размежеванием сторон, должны решаться исключительно на взаимной основе после взаимного признания НКР и Азербайджана.
Оставьте свои комментарии