№12 (287) декабрь 2016 г.

«Инициативы» официального Баку по Карабаху: агрессивная дипломатия на фоне роста внутренних угроз

Просмотров: 2404

Состоявшийся 26 сентября референдум по изменениям в Конституцию Азербайджана, похоже, стал очередной отправной точкой в очередной эскалации напряженности вокруг Нагорного Карабаха. Ежедневные обстрелы исчисляются десятками, причем помимо стрелкового оружия используются также минометы и гранатометы. По сообщению Минобороны Азербайджана, 4 ноября «на военных полигонах фронтовой зоны» начались учения танков и боевых машин с боевыми стрельбами. Только в ночь с 10 на 11 ноября противник более 85 раз нарушил режим прекращения огня, произведя по карабахским оборонительным позициям более 1100 выстрелов.

В период с 12 по 18 ноября в Азербайджане состоялись крупномасштабные военные маневры с привлечением 60 тысяч человек личного состава, более 50 самолетов и вертолетов, более 150 единиц танков и бронетехники, а также до 700 систем ракетных войск и артиллерии. Таким образом, речь идет о выведении в режим боевой готовности почти всего личного состава азербайджанской армии и боевой техники, что, по мнению главы армянского МИДа, «является грубейшим нарушением международных обязательств контроля над вооружением». Ранее, в начале октября, в Нахичеване также прошли масштабные военные учения дислоцированной там отдельной общевойсковой армии.

Вообще, после всем запомнившегося сентябрьского парада в Ереване Азербайджан всячески стремится продемонстрировать свою растущую военную мощь. В частности, по словам командующего ракетными войсками и артиллерией Захида Гусейнова, с рядом стран, включая Пакистан, ведутся переговоры о приобретении оперативно-тактических ракетных комплексов с дальностью стрельбы до 500 км. Впрочем, усиленную милитаризацию официальный Баку камуфлирует очередным политико-дипломатическим и информационным наступлением, призванным продемонстрировать якобы компромиссный характер выдвигаемых им так называемых «инициатив». «Разумный компромисс возможен: обеспечение безопасности населения Нагорного Карабаха, их жизнедеятельности, самоуправления, осуществления различных инвестиционных проектов со стороны Азербайджана, – заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью генеральному директору МИА «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву. – И мирное взаимодействие между двумя народами при условии освобождения территорий за пределами Нагорно-Карабахской автономной области – вот так нам видится урегулирование конфликта». При этом, по словам Алиева, не может быть компромисса по вопросам территориальной целостности Азербайджана, однако «может быть компромисс по вопросам местного самоуправления, самоуправления Нагорного Карабаха; в будущем, если мы договоримся, это может быть автономная республика». Одновременно «сенсационное» заявление сделал на пленарном заседании Милли Меджлиса депутат Захид Орудж: «Нам следует разрешить въезд в Баку армянам, которые с уважением относятся к нашим законам, Конституции, хотят приехать и склонить голову в Аллее шехидов».

Что бы все это могло означать? Конечно, в интервью азербайджанского лидера не обошлось без традиционных пропагандистских измышлений, жонглирования вырванными из исторического контекста отдельными фактами, касающимися как давней, так и не очень давней истории народов региона и карабахского конфликта в частности. Все это более чем известно, и более важным для нас представляется иное. Информационные ресурсы и комментаторы, отражающие точку зрения официального Баку, акцентируют внимание на якобы «многообещающем» характере его так называемых «дипломатических инициатив» и на «более мирном» тоне заявлений, не забывая обвинять Ереван и Степанакерт в торможении переговорного процесса. Нет недостатка в призывах «не терять темп переговорного процесса», «подхватывать любую прорывную инициативу и наполнять ее реальным содержанием».

Снова в регион зачастили сопредседатели Минской группы ОБСЕ. С визитами в Баку и Ереван наведался представитель ЕС по Южному Кавказу Герберт Зальберт, который, посетив поселение беженцев, указал на «необходимость достижения мира, согласия и сосуществования между обеими общинами Нагорного Карабаха», что крайне важно для их совместного проживания на общей территории в будущем. Достаточно активно по поводу «инициатив» азербайджанского лидера высказывается сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Джеймс Уорлик: «Мы приветствуем это заявление Алиева не потому, что это последнее слово в дискуссии, а потому, что этот вопрос делается темой широкого обсуждения. Мы желаем искренних и полноценных обсуждений не только на встречах президентов с сопредседателями, но и обществами. Позиции сторон могут не совпадать, но эти вопросы должны быть представлены на суд общества и в Армении, и в Азербайджане, и населению Нагорного Карабаха. Мы должны вести искренние обсуждения относительно статуса Нагорного Карабаха». Интересно, что пафосные заявления господина Уорлика о желательности «политической воли» и «прогресса» в урегулировании конфликта, судя по всему, не вполне разделяются его шефом – уходящим вместе с администрацией Обамы Джоном Керри, удостоившимся в указанном интервью Ильхама Алиева немалой критики. Напомним, господин Керри считает, что время для урегулирования конфликта еще не пришло.

Как и несколько лет назад, заявления американского дипломата в большей мере соответствуют логике азербайджанской стороны, настаивающей на «освобождении оккупированных территорий» с откладыванием всех прочих вопросов на потом. Заметим здесь, что в подобной логике действует также официальный Киев, требующий восстановления в приоритетном порядке своего контроля над границами Донецкой и Луганской народных республик с Россией и опирающийся в своих максималистских устремлениях на полную поддержку Вашингтона. Высказывая свое видение четырехдневной апрельской войны у границ Нагорного Карабаха, американский дипломат отметил, что хотя она «отняла много жизней, но ни одна сторона не должна обвинять другую». «Апрельская трагедия показывает, что большую важность представляют мирные переговоры. После апрельской трагедии на линии соприкосновения ситуация была сравнительно спокойная. Это важная основа для переговоров, которые мы хотим инициировать. И думаем, что уважение в отношении соблюдения перемирия продолжится», – сказал Уорлик, демонстративно игнорируя многочисленные нарушения режима прекращения огня. Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ находит предложения Ильхама Алиева важными и конкретными, выразив надежду на скорейшее проживание азербайджанцев и армян на одной территории, их мирном сосуществовании в Карабахе, неявно приписывая поддержку видения ситуации Ильхамом Алиевым своим коллегам-сопредседателям.

Между тем, представляется, что это, как минимум, не совсем так. Комментируя 27 октября заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева о возможности предоставления Нагорному Карабаху статуса автономной республики, официальный представитель МИД России Мария Захарова отметила: «Ключевое в этой фразе – «если стороны договорятся». Стороны должны сами договориться», добавив, что никакие силовые действия не могут содействовать мирному урегулированию. «Это относится и к нагорно-карабахской ситуации, это относится вообще в принципе к теории и практике международных отношений и политико-дипломатического урегулирования».

«Процесс карабахского урегулирования – это единый пакет, и любые попытки вычленить из него отдельные элементы, которым та или иная сторона отдает предпочтение, контрпродуктивны», – подчеркивает российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Игорь Попов. Комментируя слухи о возвращении Азербайджану пяти из семи районов за пределами административных границ бывшей НКАО, он заявил: «Мы неоднократно высказывались на тему возвращения территорий вокруг Нагорного Карабаха. Эту проблему надо рассматривать комплексно вместе с другими элементами урегулирования, включая решение статусных вопросов Карабаха, возвращение всех беженцев, сохранение коридора, связывающего Нагорный Карабах с Арменией, проведение миротворческой операции».

Вот и сейчас нет ничего удивительного в том, что неудачи азербайджанской армии как в начале 1990-х годов, так и в апреле 2016-го пытаются восполнить путем «агрессивной дипломатии», которую и впредь будут подкреплять периодической эскалацией напряженности на линии соприкосновения сторон. В Баку, собственно, и не скрывают, что речь идет о «дипломатическом давлении как альтернативе войне». Но такое давление едва ли принесет результаты – особенно по мере укрепления вооруженных сил армянских государств, в том числе за счет поступающей современной техники и модернизации уже имеющейся.

Внутриполитический контекст заявлений азербайджанского лидера по Карабаху, его так называемое «миролюбие» могут быть связаны с несколькими факторами. Прежде всего, отметим, что сутью и смыслом небезупречного, по мнению некоторых наблюдателей, конституционного референдума стало усиление президентской системы власти, за что Баку удостоился критики со стороны Венецианской комиссии и ряда международных структур. Действительно, никогда со времен обретения в 1991 году независимости глава государства не был наделен столь широкими полномочиями. В частности, срок действия полномочий президента был увеличен с пяти до семи лет, граждане также поддержали снятие возрастных ограничений для кандидатов на пост главы государства. Президент страны может распустить парламент и назначить любые досрочные выборы, которые по итогам референдума вовсе не исключаются. Введение постов назначаемых вице-президентов (в качестве возможных претендентов на эту должность называют жену президента Мехрибан Алиеву и председателя парламента Нахичеванской автономии Васифа Талыбова) также может быть связано с гарантиями устойчивости президентской вертикали власти на перспективу.

Экономическая ситуация в стране за последние два года достаточно резко изменилась, причем не в лучшую сторону. Серьезный экономический кризис породил новую неопределенность, и теперь вряд ли можно с уверенностью строить прогнозы хотя бы на 2-3 года. Во всяком случае, гарантий от того, что стихийные протестные митинги, наподобие тех, которые прокатились по стране в начале 2016 года после второй девальвации маната, власти страны не имеют.

С наступлением холодов в стране возникли серьезные проблемы с качеством газоснабжения, а также в связи с его отсутствием, отмечает агентство «Спутник Азербайджан». Впрочем, газовых проблем часть населения не заметила: речь идет не о жителях элитных зданий и многоэтажных вилл, а о рядовых гражданах, не имеющих доступа к газовой трубе вовсе. Таких людей огромное количество: «Азербайджан снабжает газом Грузию и Турцию, оттуда голубое топливо поступает в Европу, но при этом часть не только сельского, но и городского населения лишена возможности пользования этим видом топлива».

Массовые демонстрации в нескольких районах страны в январе 2016 года прекратились после того, как правительство пообещало остановить рост на некоторые продукты питания. Имелись сообщения о том, что в рядах протестующих находились вернувшиеся из России азербайджанские трудовые мигранты. В пользу этого предположения свидетельствуют также данные о резком снижении в текущем году денежных переводов из-за границы. И все это – на фоне фактов демонстративного сверхпотребления со стороны представителей правящих элит, что свойственно, конечно, отнюдь не только Азербайджану. Решение же обострившихся проблем видится на пути углубления сотрудничества с международными финансовыми организациями, которое, как показывает опыт многих постсоветских стран, может иметь весьма неоднозначные последствия.

Оказавшееся весьма болезненным общее снижение уровня жизни вновь привлекло пристальное внимание к деятельности радикальных групп верующих как шиитского, так и суннитского толка, способной создать в стране дополнительное напряжение. Согласно оценкам некоторых экспертов, репрессивная кампания против религиозных структур, включая аресты их изначально далеких от политики представителей, ведется, по крайней мере, с середины 2000-х годов. В ноябре 2015 года акции протеста и столкновения с полицией охватили поселок Нардаран на Апшероне, даже в советские времена считавшемся шиитским «оплотом» республики. Процесс по обвинению председателя движения «Мусульманское единство» шиитского богослова Талеха Багирзаде и еще семнадцати человек в ряде тяжких преступлений тянется до сих пор, сопровождаясь многочисленными скандалами и утечками информации о давлении не только на подсудимых, но и на их адвокатов. Некоторые свидетели сообщают о пытках и других незаконных методах ведения следствия. По сообщениям иранских источников, случаи, мягко говоря, недопонимания с властями в связи с соблюдением гражданами Азербайджана религиозной обрядности в ходе праздника Мухаррам были отмечены, как минимум, в Гяндже, Садараке и некоторых других населенных пунктах.

Между тем, проблема роста религиозно мотивированного радикализма, причем отнюдь не только шиитского, может оказаться весьма серьезной. По словам главы парламентского комитета по общественным объединениям и религиозным структурам Сиявуша Новрузова, за годы независимости 3000 азербайджанцев получили религиозное образование за рубежом; в стране насчитывается 2166 мечетей, из коих 1600 действуют постоянно. По некоторым данным, счет числа приверженцев идеологии различных радикальных группировок в прикаспийской стране может идти на тысячи (если не на десятки тысяч), и число их постоянно растет. Некоторая их часть находится на Ближнем Востоке, воюя в рядах запрещенного в России террористического «Исламского государства» и некоторых других группировок (приводились оценки в 1000-1200 человек), остальные действуют внутри страны. По социальным сетям распространяются откровенные угрозы в адрес шиитов, что, при должной раскрутке, может привести к непредсказуемым последствиям.

Нельзя сказать, что власти страны не замечают опасности. В конце октября Служба государственной безопасности Азербайджана отчиталась об очередной спецоперации по задержанию радикальных экстремистов, намеревавшихся создать в Азербайджане боевое крыло организации «Кавказский джамаат». При этом значительная часть граждан Азербайджана, покинувших ряды вооруженных группировок в Сирии, чтобы не возвращаться домой, оседает в соседней Турции. Опасения смуты на конфессиональной почве, необходимость укрепления внутреннего единства, отвлечение внимания от усугубляющихся социально-экономических проблем могут подвигнуть азербайджанские власти на очередное повышение градуса агрессивной риторики в отношении армянских государств и соответствующие практические действия. В случае досрочных президентских выборов, реорганизации системы исполнительной власти, внутренних разборок, мотивированных борьбой за доступ к уже не столь обильному «пирогу», риски военной эскалации могут возрасти. Однако, как свидетельствуют апрельские события, попытки военного решения карабахского вопроса были и остаются глубоко порочными, чреватыми новыми военными преступлениями, за которые рано или поздно придется отвечать. Более того, они несовместимы с долгосрочными перспективами самого Азербайджана, заинтересованного в установлении мирных, добрососедских отношений со всеми своими соседями, включая Республику Армения и Республику Арцах: именно так будет официально называться Нагорно-Карабахская Республика в случае одобрения ее гражданами проекта конституционных реформ. Непростые реалии военного времени не отменяют совершенствования системы государственного управления в направлении подлинно демократических правовых процедур, не имеющих ничего общего с монархической передачей власти от отца к сыну либо же с негодными политическими технологиями, которые не приводят к позитивным изменениям в жизни рядовых граждан.

Андрей Арешев

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 11 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты