Счастливые кино не снимают
Наверное, я так и не узнал бы о том, что в Ереване каждый год проходит международный кинофестиваль «Женщина» (в этом году – тринадцатый!), если бы Мариам Оганян, бессменный директор кинофестиваля, не предложила мне войти в состав жюри.
Отчего не войти – вошел, не предполагая, что за несколько дней придется просмотреть больше 60 фильмов, созданных женщинами-режиссерами из 10 стран. Хорошо, что большинство работ были короткометражные, иначе мои усталые, слишком много повидавшие глаза этого режима не выдержали бы. Но жаловаться грех – случались на том фестивале приятные встречи и открытия. Я ведь раньше как думал, – думал, женское кино непременно про любовь, слезы и финальную свадьбу. А мне показали серьезные ленты не только и не столько про любовь, хочу сказать, не про любовь мужчины и женщины, а про неоднозначное отношение к миру, к ближнему, к родителям и детям, про трудность и болезненность человеческого контакта, человеческого взаимопонимания. Собственно, об этом и должно рассказывать настоящее искусство. Как говорит одна моя приятельница, известный литератор, счастливые книг не пишут. Я бы прибавил: и кино не снимают. Свадьба случилась в одном разве что фильме, да и то грустная. Вообще, картина женского мира по этим киноновеллам складывалась не слишком радостная, я бы сказал, обреченная, и это, доложу вам, симптоматично.
С профессиональной точки зрения ленты радовали, хотя замечу в то же время, что с узкопрофессиональной точки зрения, то есть с точки зрения драматургии и сценарного дела, можно было бы пожелать им большего. Но такой уж народ режиссеры – думают о красоте кадра, о шевелении занавески, о падающей капле росы, о полете шмеля – о чем угодно, но не о перипетиях сюжета – и норовят к тому же сами писать сценарии, не понимая, что профессии-то разные. И все же хорошо, что армия женщин, побросав сегодня домашнее хозяйство и грудных младенцев, пишет книги и снимает кино, что у них свой взгляд на вещи, который не может не оказаться полезным и поучительным для нашего брата. Об этом я думал, будучи единственным мужчиной в женском жюри, которое после не столь уж долгих обсуждений единогласно выбрало победителей. Это были: Наталья Назарова (Россия, «Светлячок»), Ханна Джалали (Украина, «После»), Александра Аверьянова (Россия, «В стороне»), Ани Акопян (Армения, «Круговорот»), Барбара Кронненберг (Германия, «Баллада Эллы Плюмгофф»), Светлана Сигалаева (Россия, «Работа мечты») и Ката Олла (Венгрия, «Прохожий»). Лично я наградил бы еще парочку особенно понравившихся работ, но, увы, дипломов на всех не хватило. Под конец девочки, члены жюри, обнялись друг с другом, облобызались и разъехались по домам до следующих международных фестивалей, в коих нынче нехватки не ощущается: Карина Вердиян и Рут Олшан – в Германию, Моа Джанстрем – в Швецию, Мелис Беглил – в Турцию, ну, а ваш покорный слуга, которого на прощание особенно трепетно целовали, сел за компьютер и написал для вас сей позитивный отчет.
Руслан Сагабалян
Оставьте свои комментарии