«Мать-Армения» – часть истории нашей страны
К 90-летию скульптора Ара Арутюняна
Вот уже 50 лет величественный монумент «Мать-Армения», символ страны, словно парит над Ереваном, охраняя нашу родину. В этом году «Мать-Армения» – вечно юная и красивая, мудрая и гордая, непреклонная и несокрушимая – отмечает юбилейную дату.
«Как удалось Мастеру отобразить при такой монументальности и грандиозности это изящество линий и грациозность, передать обезоруживающую женскую теплоту…». «Всевышний водил рукой создателя монумента…». «О «Матери-Армении» можно говорить бесконечно. Это шедевр, который останется в веках. Его создание предусмотрено свыше…». Так пишут о монументе «Мать-Армения» в социальных сетях.
Монументом, созданным Ара Арутюняном, до сих пор самым большим памятником в Армении, восторгаются также художественные критики и историки. Градообразующую роль «Матери-Армении» отмечает искусствовед с мировым именем А. Каменский. Выдающийся историк А. Манфред, написавший известный трехтомник истории Франции, в 1968 году посетил Армению. Во введении к книге «Наполеон Бонапарт» (издание на армянском языке вышло в свет в 1975 году) Манфред с нескрываемым восторгом пишет о том впечатлении, которое на него произвел монумент «Мать-Армения», «поражающий силой воздействия и высокохудожественной значимостью».
История создания памятника окутана тайной, как и положено великим творениям. Кто стал прототипом образа Армении? Почему нет ни одной фотографии, не говоря уже о видеокадрах, с церемонии открытия памятника?
Ара Арутюняну не было еще и сорока, но он уже считался опытным и талантливым мастером. Арутюнян возродил в Советской Армении традиции средневековых армянских архитектурно-скульптурных ансамблей и привнес свой уникальный стиль монументально-декоративного рельефа. Его знали как автора целого ряда блестящих произведений: родника, посвященного поэту и ашугу Саят-Нове, обелиска павшим в Великой Отечественной войне воинам 89-й Армянской Таманской дивизии в Крыму, родника в центре добычи мрамора в городе Каррара в Италии. Уже была начата работа над скульптурным ансамблем Армянского академического театра им. Г. Сундукяна и оформлением музея «Эребуни».
Воплощая образ новой Армении, Ара Арутюнян осуществляет главную мечту – видеть страну сильной и независимой, а армянский народ – народом-победителем. «В своих произведениях, – пишет он, – я, прежде всего, стремился укрепить чувство национального самосознания и уверенности в собственных силах, но самое важное – утвердить веру и воинский дух армянского народа. Наступит время, и факел патриотизма разгорится ярким пламенем, вдохновляя и освещая дорогу к победе».
Создание монументальных работ требовало концентрации сил и энергии. Ара Арутюнян дневал и ночевал в мастерской, возвращался домой за полночь, весь обсыпанный гипсовой пылью. Было сделано множество эскизов. В конечном итоге был выбран миролюбивый и жизнеутверждающий образ защитницы, готовой в нужный момент дать отпор врагам. Мастеру удалось добиться сложного двойного зрительного эффекта: с одной стороны, героиня готова обнажить меч, с другой – она вкладывает меч в ножны, утверждая тем самым мир и согласие.
Для установки монумента – символа Армении в парке Победы фигуру Матери-Родины из чеканной меди высотой 22 метра везли по улицам Еревана ночью на бронетранспортере. Высота монумента с пьедесталом – 54 метра. Скульптуру отличают стилизованная форма рук, строгий силуэт одеяния. На лбу блестит покрытый сусальным золотом шарообразный знак. Правая рука согнута строго под прямым углом, по замыслу Арутюняна, это характеризует мощь и силу защитницы, могущество и величие родины.
Перед зрителем монумент Победы предстает единым монолитом. Достичь этого было сложно, так как статуя создавалась в 1967 году для уже существующего пьедестала 1951 года, на котором прежде находился памятник Сталину. И в этом также проявился высокий профессионализм Арутюняна.
Согласно семейному преданию, уже во время демонтажа памятника «отцу всех народов» молодой и амбициозный Ара Арутюнян сказал: «Здесь будет стоять памятник моей работы!» Медный глаз, вырезанный из статуи Сталина во время ее демонтажа, оказался у скульптора и до сих пор хранится в его мастерской.
Известный кинорежиссер Н. Оганесян, автор фильмов «Невеста с Севера», «Механика счастья», «Полет начинается с земли» и многих других, народный артист Армении, лауреат Государственной премии РА, почетный академик Национальной академии армянского киноискусства, профессор, рассказывает:
«Ара Арутюнян очень рано утвердился как большой художник, как мастер. Необычайный талант проявился еще в студенческие годы. Я и мои друзья-кинематографисты были младше него, но уже понимали, что появился настоящий творец, новатор с активной гражданской позицией. Вы представляете, какой надо было обладать смелостью, чтобы воздвигнуть на пьедестале, где еще недавно стояла фигура «всеобщего любимца» Сталина, новый символ! Это был настоящий подвиг. Скульптору-монументалисту гораздо сложнее, его произведения сразу же становятся достоянием всего города, находятся на всеобщем обозрении, монументальные произведения искусства формируют жизненное пространство и среду обитания жителей города. Будучи коренным ереванцем, Ара Арутюнян возводил свой Ереван, воплощая в архитектурно-скульптурных ансамблях, памятниках древнюю историю Армении, ее героев. И сегодня без произведений Арутюняна невозможно представить нашу столицу. Он сам похож на свои творения – так же масштабен, монументален и значителен».
Патриотизм, любовь к родине, к своему народу были для Арутюняна не простыми словами. Он обожал Армению. Ничто не могло разлучить его с родной страной. В страшные холодные и голодные перестроечные годы, когда «рухнуло все», накопления превратились в копейки, он и слышать не хотел об отъезде за рубеж. Он искренне верил, что живет на самой прекрасной и великой земле.
Создавая свой шедевр, Арутюнян вкладывал в него определенный пророческий смысл. «Мать-Армения» стала частью истории нашей страны, она прошла вместе со своим народом многие испытания, сложные годы становления, утверждая главный творческий замысел автора – торжество сознания победителя и гордость за отчизну. Пройдя испытания временем, символ Армении раздвинул национальные границы и шагнул в мировое художественное пространство.
С днем рождения, «Мать-Армения»!
Сусанна Арутюнян, дочь скульптора
Оставьте свои комментарии