Арцахский Стрельцов – Карлен Симонян
Полузащитник в футболе, защитник в жизни
В Степанакерте издательством «Дизак Плюс» на армянском языке выпущена очередная книга публициста Роберта Бабаяна – «Рыцарь и в футболе, и в жизни». Она о замечательном полузащитнике степанакертского «Карабаха», затем ярком футбольном руководителе в Арцахе, воине-освободителе Карлене Андраниковиче Симоняне. Выход книги приурочен к 40-летнему юбилею победы «Карабаха» в первенстве Азербайджанской ССР и возвращению команды в чемпионат Советского Союза.
Иными словами, книга не только об отдельной яркой личности, но и – в целом – об истории карабахского футбола советского периода. Начиная с 1928 года, когда в рамках праздника физической культуры Азербайджанской ССР был проведен первый чемпионат республики, команды Степанакерта неоднократно становились призерами республиканского первенства, выходили в финал Кубка, выступали и в розыгрыше Кубка СССР (в 1950 году), и в чемпионате СССР по классу «Б» (в 1969 и 1970 годах). Чемпионом республики команда «Карабах», несмотря на продолжающиеся всевозможные препоны со стороны азербайджанских футбольных чиновников, все же стала – в 1977 году, получив право вновь играть во второй лиге первенства СССР. В чемпионском составе команды играли: Алиев Азиз (сегодня он проживает в России), Мирзоян Альберт (скончался в 2014 году), Айриян Микаел (офицер запаса), Габриелян Вячеслав (заслуженный тренер НКР, главный тренер ФК «Арцах»), Ованисян Леонид (ветеран войны, инвалид второй группы), Шабанян Семен (инженер-строитель, проживает в России), Симонян Карлен, Асрян Сема (в Аскеране работает водителем), Бабаян Бениамин (доцент Государственного университета Арцаха, скончался 20 июля 2011 года на футбольном поле стадиона имени Шаумяна в матче ветеранов), Галстян Гагик (скончался в 2008 году в Перми), Цатрян Гагик (проживает в России), Айриян Валерий (офицер запаса, начальник отдела спорткомитета Арцаха), Аракелян Паркев (скончался в 2000 году), Ишханян Вагиф (офицер запаса, юрист), Апресян Владимир (офицер запаса).
Успехи «Карабаха» во многом были связаны с плодотворной деятельностью его играющего тренера, педагога Степанакертского медучилища Размика Петросяна (ныне пенсионера). Это имя было хорошо известно в тогдашнем Азербайджане. Ведь ранее он выступал за бакинский «Восток» (команда Закавказского военного округа), в составе которого завоевывал Кубок Азербайджана и звание чемпиона республики, был финалистом Кубка СССР среди команд коллективов физической культуры. Играл он в новороссийском «Цементе» и ереванском «Арарате».
Место в союзном чемпионате карабахцы завоевали в честной спортивной борьбе, но нужно было еще побеждать и в чиновничьей подковерной борьбе с оголтелыми националистами-армянофобами. Дело в том, что футбольное руководство республики вместо «Карабаха» заявило в чемпионат Союза третьего призера республиканского первенства – ленкоранский «Хазар», команду, укомплектованную азербайджанцами. Вопрос этот рассматривался на исполкоме республиканского спорткомитета.
Вспоминает некогда популярный в Баку журналист, автор книги «Владимир Макагонов» (издательство «Физкультура и спорт», Москва, 1991 год) Валерий Асриян: «Известный в Баку спортивный журналист Октай Атаев – ярый националист, ненавидящий армян, будучи в те годы заместителем председателя спорткомитета Азербайджана, на том заседании бросил «историческую» фразу: нам такая команда не нужна, мы не должны готовить резерв для «Арарата».
Пришлось за дело взяться первому секретарю обкома КПСС Нагорного Карабаха Борису Кеворкову. Он уговорил Гейдара Алиева, обещав тому «интернационализировать» состав своей команды, надавить по всемогущим партийным каналам на Спорткомитет СССР и включить в союзный чемпионат сразу две команды от Азербайджана – «Хазар» и «Карабах». Все, как задумал Кеворков, получилось. А старшим тренером «Карабаха» вместо Размика Петросяна был назначен недавний полузащитник «Нефтяника» Александр Трофимов, в команду были приняты Надир Аскеров и два араратовца «золотого разлива 73-го года» – Оганес Заназанян и Сурен Мартиросян.
В чемпионате 1977 года «Карабах» в 24 матчах одержал 20 побед, в 3 сыграл вничью, забил 62 мяча, пропустил лишь девять. Лучшим бомбардиром команды с 23 голами стал Валерий Айриян.
Неоценим вклад в общую победу команды и Карлена Симоняна. Про его работоспособность и стремительные перемещения по полю на протяжении всего матча говорили так: у него сердце слона, а ноги резвого жеребца. Физически крепкий, он никому не уступал в микропоединках, обладал необычайно сильным ударом левой ноги, немало забил сам, еще больше было забито с его выверенных передач. Его активность в игре придавала импульс и энергию всей команде – это отметили в беседах со мной все без исключения футболисты «Карабаха-77». Они выделили и его поразительное тактическое чутье, быстроту мышления в сложных игровых ситуациях.
Наиболее яркую характеристику Карлену дал легендарный арцахский игрок и тренер, заслуженный деятель физкультуры и спорта Армении и Нагорно-Карабахской Республики, полковник в отставке Размик Аршакович Петросян: «Карлен Симонян был мотором, заводилой, душой команды, таким, как в сборной Германии – Гюнтер Нетцер, в сборной Венгрии – Флориан Альберт, в золотом «Арарате» – Аркадий Андриасян».
Неудивительно, что его приглашали в команды более высокого класса, чем «Карабах». И не раз. В тот же «Арарат» в 1973 году, когда команду тренировал Никита Павлович Симонян. Но… в тот год Карлен был призван в ряды Советской армии. А в 1977 году, при Эдуарде Маркарове, его в «Арарат» не отпустили руководители Арцаха, так как «Карабах» лидировал в первенстве АзССР и имел отличный шанс вернуться в чемпионат СССР. Что, собственно, и случилось.
Однако спортивная жизнь не может существовать сама по себе и не схлестнуться порой с иными проявлениями жизни вообще. Так произошло и с Карленом Симоняном, которого товарищи за его волевые качества и смелость называли полушутя-полусерьезно Гале (арм. гайл – «волк»). Есть и другая версия такого прозвища: в Карабахе принято сокращать (как у американцев) имена собственные. Поэтому: Карлен – Гале. Но это к слову. И еще к тому, что порядочный, отзывчивый, прирожденный лидер с развитым чувством справедливости, Гале стоял горой за товарищей и близких, защищал девушек (знакомых и незнакомых) от уличных хулиганов, из-за чего нередко имел проблемы с советским правосудием. В 1978 году, защищая друга, он был ранен ножом в грудь, чудом спасен хирургами и после выписки из больницы… по состряпанному обвинению угодил в места не столь отдаленные. Ему тогда было всего 24 года – расцвет футбольной карьеры. Не успел прийти в себя после отсидки, как вновь судьба устроила сюрприз: вступился за честь дорогого ему человека, а обвинительный уклон правосудия довершил остальное.
Знакомство с криминальным миром, тема зоны с ее правилами поведения – разговор отдельный. Не для данного случая. Однако можно сказать точно: Гале не сломался. И в 1987 году вновь вернулся в футбол. Он ярко заиграл в составе степанакертского «Спартака» и был приглашен в «Карабах». Его судьбу стали сравнивать (не совсем точно) с судьбой Эдуарда Стрельцова, и это ему не могло не льстить, ведь легендарного форварда московского «Торпедо» и сборной СССР он почитал и сегодня при каждом заезде в Москву обязательно с цветами навещает могилу своего кумира на Ваганьковском кладбище. В его широкой душе карабахца, кроме Стрельцова, поместились еще два почитаемых имени – Никита Павлович Симонян (в честь его он назвал своего сына Никитой) и Аркадий Андриасян.
Но с футболом пришлось расстаться. Началось Карабахское движение и… погромы армян в Сумгаите, Кировабаде, Баку и других местах Азербайджана. Полностью посвятил себя борьбе за независимость Арцаха: тут у него не было сомнений. Никаких. Когда же началось неприкрытое вторжение азербайджанских банд на территорию Арцаха, кожаный мяч на автоматы сменили и остальные карабахские футболисты. Сложили голову за независимость Карабахской Республики Владимир Айриян, Григорий Агаджанян, Ашот Адамян, Лорис Григорян, Сурен Акопян, без вести пропал капитан «Арцаха» Варужан Бабаян.
Карлен Симонян был ранен, награжден медалями «За мужество» и «За освобождение Шуши». Не по слухам знаю о его большой заслуге в подготовке и осуществлению штурма города-крепости Шуши.
После перемирия, заключенного в 1994 году, Гале вновь вспомнил о любимом футболе и уговорил руководство Вооруженных сил республики начать возрождение футбола на родной земле и воссоздать легендарную команду «Карабах». Он нашел спонсоров на это благородное дело, крупную финансовую поддержку оказали и его «приятели по неволе» (игра слов со смыслом). Один из них – известный в криминальных кругах вор в законе Рудольф Оганов из Баку с братьями – все выходцы из Гадрутского района Арцаха.
В книге Роберта Бабаяна братьям Огановым уделено несколько страниц. Карлен рассказывает об их патриотической деятельности, о том, как в 1988-1990 годах они при поддержке азербайджанских коллег и идеологических единоверцев переправили из пылающего Баку в Армению и Россию десятки армянских семей, как построили в пригороде Еревана – Бюрегаване дома для беженцев, оказали им финансовую поддержку. Факты есть факты – от них никуда не денешься, нравятся они кому-то или нет. Из песни слов не выкинешь. А то, что было – это и в самом деле похоже на песню. Братья Огановы плотно сотрудничали и с армянской диаспорой Москвы, всячески оказывали содействие борющемуся за свободу Арцаху, выделяли крупные суммы на различные цели.
Но вернемся в относительно мирные дни, когда стадионы вновь облюбовали спортсмены. На товарищеские матчи стали приезжать команды мастеров, в том числе из-за рубежа, первым – тегеранский «Арарат». Налаживалась футбольная жизнь, восстанавливались спортивные арены, на ремонт которых помощь поступала не только из армянской диаспоры. Внесли свою луму (арм. – «лепту») в это дело и всемирно известные английские футбольные клубы «Арсенал» и «Ливерпуль». Лондонский клуб выслал карабахским футболистам семьдесят новеньких футбольных мячей, а ветераны «Ливерпуля» сами пожаловали в Степанакерт, где провели, как сейчас принято говорить, мастер-класс для карабахских мальчуганов, подарили им футбольную форму и мячи. Сыграли они и три товарищеских матча с карабахскими сверстниками. С командами ветеранов Шуши и Мартакерта ливерпульцы сыграли вничью с одинаковым счетом 2:2, а степанакертцам неожиданно уступили – 2:3. Тут мы проявим понимание момента истины и не станем делать скоропалительных выводов. Ибо это неважно.
А важно то, что «Карабах» стал выступать в чемпионате Армении, вынужденно из-за бюрократических проволочек международного уровня зарегистрировав команду в Ереване. Домашние игры команда проводила в соседних городах Республики Армения – Капане и Горисе. Неизменным начальником команды был Карлен Степанян, главным тренером – Вячеслав Габриелян. В 2001 году сборная Степанакерта под их руководством стала победительницей Вторых Панармянских игр, Карлен Симонян удостоился звания «Заслуженный тренер Армении». До этого он был удостоен и звания «Заслуженный тренер НКР».
И еще об одном, как мне кажется, важном. После войны Карлен стал стойким верующим, он прихожанин церкви Святого Иоанна Крестителя (более известна как церковь Канач Жам) в Шуши, не пропускает воскресные и праздничные богослужения, участвует в церковных таинствах.
Александр Григорян
Оставьте свои комментарии