№8 (307) август 2018 г.

Почему в стране не развивается туризм

Просмотров: 3253

В общем-то, развивается. Строятся новые гостиницы и хостелы, да и в условиях антироссийских санкций на Армению обращают теперь больше внимания в России. Прошлым летом поток туристов в Армению увеличился на 25%.

Тем не менее, потенциал Армении в области туризма остается почти не реализованным. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить Армению с соседней Грузией.

Почему же соседняя Грузия буквально наводнена туристами, а Армения, первая в истории христианская страна, выглядит на фоне своей соседки бедной родственницей в сфере туризма?

И если бы проблема заключалась лишь в туризме из-за границы. Многие жители Армении предпочитают курорты Грузии и Турции отдыху на родине. Почему так происходит? Если вы зададите этот вопрос в Армении, то наверняка получите лаконичные и стандартные ответы. Во-первых, это цены. Действительно, отдых в Армении, скажем, на Севане или в Цахкадзоре, обойдется дороже, чем в Батуми или в Анталье. Во-вторых, это отсутствие моря: в Грузии есть Батуми, где можно отдохнуть на теплом и ласковом черноморском курорте. А вот Севан холодный и все-таки не море.

Можно найти немало и других причин. Но, на мой взгляд, проблема с туризмом в Армении гораздо глубже и заключается, прежде всего, в том, что руководство страны так до сих пор и не определилось со стратегией развития, а именно, какое направление в развитии туризма является для нее приоритетным. Ведь помимо различных видов туризма: экологического, гастрономического, медицинского и т.д., существуют еще и два основных направления, условно обозначаемых как дорогой и дешевый.

Примером дешевого туризма является Грузия – здесь все дешево и доступно даже для тех, у кого финансовые возможности ограничены. Другим примером – дорогого туризма – является Израиль. Эта страна славится на весь мир не только своими древностями и морями, но также медициной, ювелирными изделиями, развлечениями и кухней. Отдых и лечение в этой стране далеко не всем по карману. Израиль – страна для богатых туристов.

Однако независимо от того, какой вид туризма, дорогой или дешевый, хочет развивать у себя та или иная страна, каждое из этих двух направлений предъявляет свои требования. Например, богатые туристы, возможно, и не будут спорить из-за цены, но и удовлетворить их требования тоже весьма непросто. В любом случае необходима прежде всего соответствующая инфраструктура.

Но вернемся к проблемам нашей страны в этой сфере. Я думаю, что главная проблема Армении в области развития туризма заключается, прежде всего, в том, что наша страна, похоже, избрала третий путь – промежуточный. Выражается это, прежде всего, в том, что цены на гостиницы и курорты в Армении рассчитаны на богатых туристов, но при этом страна не имеет соответствующей инфраструктуры, которая позволила бы ей соперничать хотя бы с соседней Грузией.

Однако задача данной публикации вовсе не в том, чтобы анализировать причины, из-за которых «у нас плохо». Наша цель заключается как раз в том, чтобы оценить уже имеющийся потенциал, который позволит Армении выйти на должный уровень в сфере туризма буквально здесь и сейчас. А есть ли такой потенциал? Безусловно, есть! И, на мой взгляд, у Армении этот потенциал огромен!

Во-первых, Армения относится к числу тех немногих стран мира, где возможно совместить практически все виды туризма: от экстремального до экологического. Кроме того, Армения – это первое в истории христианское государство, и именно здесь находится древнейший христианский храм – Эчмиадзин. Ошибочно считать этот храмовый комплекс относящимся исключительно к армянской истории и культуре – это реликвия всего христианского мира. И поэтому в туристических проспектах об Армении Эчмиадзин должен быть представлен как древнейший христианский храм, дабы интерес к нему был не только со стороны армян.

Помимо красивейшего ландшафта, архитектурных и исторических памятников Армения еще в советское время славилась своими здравницами и курортами, например, в Джермуке или Цахкадзоре. Но, на мой взгляд, один из главных козырей Армении сегодня – это медицина. У Армении есть сильные врачи и медицинские центры, оборудованные по последнему слову техники. По своей оснащенности новейшим медицинским оборудованием лечебные центры Армении не уступают израильским или германским, а местные врачи не только не уступают, но, возможно, и превосходят своих коллег в вышеуказанных странах (в этом можно убедиться, подсчитав, какое количество врачей из Армении трудятся сегодня в лучших клиниках США и Европы).

Но, что не менее важно, по ценам на медицинские услуги, прежде всего в стоматологии, Армения может конкурировать не только с Израилем, Германией или Швейцарией, но также с Болгарией или Чехией.

В последнее время медицинский туризм в Армении быстро развивается, но до такого уровня, как в Израиле, нам еще далеко. Почему? Думаю, что дело в маркетинге. И я думаю, что слабый маркетинг – это одна из причин, которая тормозит развитие в нашей стране не только туризма.

Сравните Армению с тем же Израилем. Израиль кричит о своей чудесной медицине 24 часа в сутки, и к ним едут, не считаясь с ценой. У нас медицина не хуже, а может, в чем-то и лучше. Но пока такого же ажиотажа, как в связи с израильской, с нашей не наблюдается. Между тем, при эффективном маркетинге и наши медицинские центры могли бы пользоваться не меньшим спросом. И не то чтобы в Армении не было маркетинга и толковых специалистов. Но... Сравните деятельность в интернете евреев и армян. Евреи в один голос 24 часа в сутки славят свой Израиль. А у нас? Есть у нас такой мощный маркетинговый и вообще информационный кулак, как у евреев? И близко нет!

Разумеется, что и туризм, и маркетинг в этой области не могут развиваться без всесторонней поддержки государства. Кстати, такой вот сетевой маркетинг, о котором было сказано выше, обходится очень дешево или вообще даром. Впрочем, не все измеряется деньгами, и это как раз тот случай.

Для того, чтобы достичь успеха, мы должны быть едины и, разумеется, не только в информационном пространстве. Здесь, я думаю, нам есть чему поучиться у евреев. Поэтому давайте руководствоваться принципом: «Хорошо всем – хорошо мне!»

Возвращаясь к вопросу о возможностях Армении в области туризма, отметим, что медициной потенциал нашей страны вовсе не исчерпывается. По возможностям для экстремального туризма Армения вошла в первую тройку стран мира еще в 2011 году, а сегодня спрос на этот вид досуга превышает в нашей стране количество свободных мест для желающих. Разумеется, речь о тех местах, которые уже используются для экстремального туризма. Между тем неиспользуемых мест, скажем, в районе Арагаца, в Армении можно найти почти в неограниченном количестве.

Не менее впечатляют возможности Армении и в области экотуризма: едва ли в мире найдется много стран, которые могут похвастать таким же разнообразием не только флоры и фауны, но также и различных пород камня. И если оба вида туризма, экологический и экстремальный, в последние годы бурно развиваются, то совершенно в тени остались такие важные для туризма сферы, как ювелирное искусство и армянская миниатюра.

На протяжении веков армяне были одними из лучших, если не лучшими ювелирами в мире, а армянская миниатюра как направление в живописи тесно связана с историей христианства.

Но всемирные ювелирные центры сегодня находятся, помимо Антверпена, в Тель-Авиве и Дубае, куда за золотыми украшениями приезжает народ со всего мира. А многие ли знают за пределами Армении о золотом рынке в Ереване, где качество армянского золота несравнимо выше того, что продают в Турции или даже в Дубае, а цена значительно ниже той, по которой золотые изделия продаются в Москве?

То же и с армянской миниатюрой.

Кто в России не знает о японских нэцкэ? Но многие ли знают, что армянская миниатюра начиналась как оформление Библии? Никто в мире с такой любовью не украшал Книгу Книг, как армяне. Каждая буква в армянском оформлении – это произведение искусства. Открывая армянскую Книгу Книг, вы увидите и райских птиц, и райский сад.

Со временем миниатюры на библейские темы стали отдельным направлением в живописи Средневековья. Это уникальное направление в искусстве сохранилось в Армении до наших дней.

Я обрисовал свое видение ситуации на отдельных примерах. В общем же уже сегодня у Армении есть все для успешного развития туризма. Однако, помимо необходимой инфраструктуры, Армении необходимо сделать упор на рекламу и маркетинг, точнее даже на грамотное информирование потенциальных туристов, поскольку Армении есть чем удивить мир. А в области маркетинга необходимы совместные усилия не только бизнеса и правительства, но и всех нас.

Вместо того, чтобы обсуждать вечную дилемму «уезжать или не уезжать», давайте попробуем сообща улучшить нашу жизнь здесь и сейчас, действуя по принципу: «Хорошо всем – хорошо мне».

Владимир Вартанян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 2 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты