№8 (307) август 2018 г.

Седрак Сергей (Агабабян Седрак), живописец и оперный певец, зять выдающегося русского художника-портретиста академика Константина Маковского

Просмотров: 3528

СЕДРАК (Седрах) Сергей Иванович (Агабабов, Агабабян Седрак; 1878 г., Тифлис, ныне Тбилиси – 1974 г., Париж) родился в армянской семье, живописец и оперный певец.

Учился в художественной школе в Москве. Окончил Императорскую Академию Художеств в Санкт-Петербурге. Был женат на художнице Ольге Маковской-Агабабовой, дочери русского художника-портретиста, выдающегося мастера исторической и жанровой живописи академика Константина Егоровича Маковского от третьего брака (с Марией Алексеевной Матавтиной).

В 1889 году Константин Маковский ездил на Всемирную выставку в Париже, на которой он экспонировал несколько своих картин. Там он познакомился с Марией Алексеевной и увлекся ею. Между 20-летней красавицей и пожилым маститым художником завязался тайный роман. Плодом этого увлечения стал родившийся в 1891 году внебрачный сын.

Семья не догадывалась, что у него есть подруга на стороне. Весной 1892 года Константин Егорович вынужден был признаться в рождении внебрачного сына. В 1893 году у художника родился второй незаконнорожденный ребенок – дочь Ольга, ставшая спутницей жизни Сергея Седрака. Юлия Павловна, жена художника, не простила измены. В 1898 году почти 60-летнему Маковскому удалось «купить» себе свободу, пообещав выплачивать оставленной жене немалую пенсию. 26 мая того же года был оформлен официальный развод, и суд узаконил их с Марией Алексеевной детей.

В 1926 году Сергей Иванович Седрак с женой Ольгой и дочерью Мариной эмигрировал во Францию, жил в Париже, где его сестра – пианистка Мария Агабабова (в замужестве Назарян, 1885 – 1962) – была любимицей столичной музыкальной публики. Выступал как оперный певец (тенор) под своей настоящей фамилией Агабабов. Участвовал в концертах на русских литературных собраниях «Ассамблея» (1937).

Был близок к кругу художников Монпарнаса (район на юге Парижа, на левом берегу Сены, хранящий память о великих мастерах, которые творили здесь столетие назад). Писал в основном пейзажи (горные, морские, лесные) в академической манере. Подписывал картины именем Седрак или Седрах. Выставлялся в салоне «Независимых» (1928 – почетный диплом, 1931, 1939). Провел персональные выставки в Лондоне (1926) и Париже (1932); выставлял работы в Лилле и других городах Франции. Участвовал в выставках русских художников в Париже (1931) и Праге (1935). В послевоенные годы получал приглашения галерей в Цюрихе, Нью-Йорке, Риме. В 1975 году в Париже в салоне «Независимых» прошла посмертная выставка.

Сергей Иванович Седрак (Агабабян) похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, под Парижем. Здесь покоится и его сестра Мария Агабабова-Назарян.

ЧЛЕНЫ СЕМЬИ СЕДРАКА СЕРГЕЯ (АГАБАБЯНА СЕДРАКА)

Жена – Ольга Константиновна Маковская-Агабабова (1893 – 1953), художественное образование получила в мастерской своего отца, писала жанровые картины. Известно несколько портретов Ольги, выполненных К.Е. Маковским.

Дочь – художница и певица Марина (Мария) Сергеевна Седрак (урожденная Агабабова, в замужестве Фламон; 1919 – 1999), родилась в Санкт-Петербурге. Внучка академика К.Е. Маковского.

С 1926 года жила с родителями в Париже. Окончила в 1940 году Русскую консерваторию по классу фортепиано. Училась у С.Х. Саркисова. В 1939 – 1946?гг. выступала в консерватории в ученических и показательных концертах. В 1943-м входила в артистическую группу Объединения русской молодежи при Управлении делами русской эмиграции во Франции.

Как художник принадлежала к русской школе живописи. В 1948 году участвовала в салоне «Независимых». В 1956-м в галерее Diptyque провела первую персональную выставку работ (интерьеры, виды бельгийских городов, Рима). Основное направление творчества – мотивы Парижа.

Марина Седрак похоронена вместе с отцом на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Муж художницы, профессор Сорбонны Морис Фламон, по ее завещанию в 2001 году передал некоторые ее картины, а также картины Сергея Седрака и часть архива Константина Маковского в Омск (на историческую родину семьи Маковских) местному краеведу В.И. Селюку – основателю и директору Омского музея городского быта.

Тесть – Константин Егорович Маковский, автор одного из лучших портретов Ивана Константиновича Айвазовского (1887?г.). Современники называли его «блестящий Костя», а император Александр II – «мой живописец». Говорят, что именно из-за обнаженных «Русалок» Маковского Александр II впервые посетил выставку передвижников.

«Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги и жил с царственной роскошью. Успел написать несметное количество картин, – писал сам Маковский. – Я не зарыл своего Богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в которой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».

Маковский трагически погиб в Санкт-Петербурге в возрасте 76 лет. По свидетельству очевидцев, кучер экипажа, в котором ехал Константин Егорович, отвлекся, и в экипаж на полной скорости врезался трамвай. Художника выбросило на мостовую, он получил тяжелую травму головы, от которой скончался 17 сентября 1915 года.

Теща – Мария Алексеевна Маковская-Матавтина пережила супруга всего на четыре года. Смерть застала ее в 1919-м на 50-м году жизни.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 31 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты