Чтобы не было мучительно стыдно
Несколько лет назад армянские парламентарии внесли дополнения в закон «О праздниках и памятных датах Республики Армения», что позволило объединить два общенациональных торжества. Теперь вместе с Днем Конституции, 5 июля, отмечают еще и День национальных символов, которыми считаются герб, гимн и флаг.
За годы нашей независимости в этой триаде, пожалуй, только армянский триколор ни разу не претерпел никаких изменений. В отличие от герба и гимна. В частности, 6 сентября 2008 года на презентации своего логотипа Федерация футбола Армении убрала с государственного герба гору Арарат, вследствие чего чуть позже депутатами НС РА были внесены поправки в закон «О гербе», запрещающие его искажения. Что касается гимна, то предложения о замене главной мелодии страны велись не раз, а недавно были вновь инициированы сотрудниками ереванского Дома-музея Арама Хачатуряна.
Единственным символом, который не подвергался за эти годы никаким изменениям, оставался стяг, прямой преемник флага Первой Республики Армения. Существует мнение, что его эскиз был разработан еще в XIX веке священником Гевондом Алишаном и уже изначально состоял из трех цветов: красного, синего и оранжевого. «Несмотря на несколько интерпретаций цветовой гаммы, основной версией остается следующая: красный цвет символизирует Армянское нагорье, постоянную борьбу армянского народа за существование, христианскую веру, свободу и независимость Армении. Синий цвет – стремление армянского народа жить под мирным небом. А оранжевый – созидательный талант и трудолюбие армянского народа», – отметили в Музее истории Армении, подчеркнув при этом, что Закон «О государственном флаге Республики Армения» впервые в новое время был принят Верховным Советом Республики Армения 24 августа 1990 года. А затем 15 июня 2006 года последовала его новая редакция в связи с конституционными реформами 2005 года.
Впрочем, гостям и туристам у нас очень часто любят рассказывать о не менее впечатляющих атрибутах страны – хачкарах, дудуке, абрикосах, гранатах… Но одновременно все сильнее ощущается почтительное уважение к флагу страны, особенно у молодежи. Флаги берут с собой на парады, митинги, мирные шествия, праздничные мероприятия и даже на протестные акции. В цвета армянского триколора раскрашены воздушные шары, которые поднимаются в небо в праздничные дни. Очень популярны выполненные в трехцветной национальной гамме футболки, бейсболки, панамки. И хотя старшему поколению еще памятны злорадные бормотания советской партноменклатуры о неуважительном отношении американцев к своему флагу, пришитому на джинсах в самом неподходящем месте, стоит заметить, что до аналогичного лейбла на заднем кармане брюк армянские дизайнеры еще не додумались.
Однако при столь оптимистичном настрое не все так гладко, как хотелось бы. А потому такие «исключения» особенно сильно бросаются в глаза. Например, в разгар «бархатной революции» практически все местные издания облетела фотография девушки в бикини. Этакий армянский аналог Марианны. Той самой полуобнаженной героини, что вела народ на баррикады на известной картине французского романтика Эжена Делакруа. Возмущенная увиденным, моя коллега Магдалина Затикян написала тогда об этом репортаж, где были запоминающиеся строки: «Мой разговор – о культуре и образованности, об уважении не только к другим, но и к понятию «Родина» и олицетворяющему ее символу – государственному флагу. В эти дни армянский триколор можно было встретить повсюду: в руках протестующих, на плечах верящих в свою богоизбранность юношей и девушек и даже под их «бархатными» задницами. Да-да, именно так. Сцены, когда капот машины устлан флагом, на котором, взобравшись в ботинках, восседают молодые люди, попивая в лучшем случае пиво, стряхивая пепел с сигарет и даже гася их о государственный флаг, преследовали меня».
В продолжение темы добавлю, что недавно, прогуливаясь по Вернисажу, я увидела пепельницу, выполненную в цветах армянского триколора. Причем, чтобы не было путаницы с колумбийским собратом, по днищу этого изделия крупными латинскими буквами был выведен топоним «ARMENIA». Возмущению моему не было предела. Выявить автора данного безобразия не удалось. Продавец открещивался: мол, мне приносят через посредника. «Товар пока новый, и его не очень берут, поэтому и я его не особо жалую», – оправдывался торговец, представившийся Ашотом. И ни слова о том, что подобные предметы «народного промысла» будут покупать в основном заезжие туристы. Не секрет, многие из них относятся к нам не всегда доброжелательно. А еще у Ашота не было ни раскаяния, ни мысли о том, что эта дешевая поделка прежде всего наносит удар по престижу страны. Как же надо не любить свою Родину, чтобы позволить тушить о государственный флаг окурки – хоть своим соотечественникам, хоть иностранным подданным. Понятно, что говорить о чести и достоинстве, о святости и гордости ни с торгашами, ни тем более с «креативнымы» индивидуалами не имеет смысла. Выяснить, кто контролирует низкопробную кустарщину, также не представлялось возможным по причине того, что такого курирующего органа, как экспертная комиссия по эстетике, художественный совет или на худой конец легкая цензура для «самоделкиных», не существует ни в Министерстве культуры, ни в Союзе художников, ни в Союзе архитекторов. Вот и получается, что на сегодняшний день каждый бесталанный ремесленник может изготовить любой «шедевр» даже во вред стране. Лишь бы капала монетка. Хотя очень подозреваю, что вечером за ужином, оттопырив мизинец, такой доморощенный умелец, опрокидывая стопку водки, искренне сопровождает это действо вполне патриотичным тостом – за здоровье защитников Отечества. И невдомек ему, что он не только оскорбляет, но и ослабляет страну своим сомнительным творчеством.
«Подобные «произведения искусства» печатаются в любом агентстве оперативной печати, а таковых по Еревану можно насчитать не менее четырехсот. Соответственно выяснить, кто конкретно этим занимается, будет очень сложно, практически невозможно, – делится своими мыслями директор одной из таких фирм Михаил Алексанян. – Мне как-то тоже предлагали поучаствовать в подобном проекте. Но, во-первых, у меня нет соответствующего оборудования, а во-вторых, я вряд ли занялся бы этим в силу сомнительности темы». Звучит не очень убедительно, если учесть, что у него, как и у каждого бизнесмена, на первом месте оказался препятствующий бизнесу фактор, а именно отсутствие соответствующей аппаратуры для финансовой наживы, и лишь на втором – патриотические мотивы.
Помнится, еще лет сорок назад фраза известного киногероя в исполнении Георгия Буркова «Я за машину Родину продал» звучала крамольно. Однако нынешними деловыми людьми она, к сожалению, воспринимается как само собой разумеющееся: я за деньги и флаг продам, даже в виде пепельницы. И все же таких бизнесменов ждет разочарование, а уверенность в собственной безнаказанности разбивается об Уголовный кодекс. В частности, статья 331 УК РА «устанавливает ответственность за надругательство над государственными символами и определяет, что надругательство над Гербом, Государственным флагом, Государственным гимном Республики Армения, а также над государственными символами другого государства наказывается штрафами в размере от 100 тысяч до 200 тысяч драмов; или арестом на срок от одного до трех месяцев; или лишением свободы на срок не свыше одного года». Однако, по признанию самих юристов, прецедентов по таким делам еще не было, несмотря на то, что многим из них хорошо известны подобные случаи. Делается это не только из хулиганских побуждений, но и по причине банального недомыслия. А ведь это недомыслие в головах великовозрастных недорослей происходит из-за отсутствия патриотического воспитания дома, в школе, институте.
И еще. Если в феврале-марте нынешнего года в Армении шла подготовка законопроекта «Стратегия военно-патриотического воспитания учащихся», где указывалось, что это будет «постоянный процесс формирования личности, направленный на проявление любви к Родине, формирование морально и физически готового к ее защите гражданина», то сегодня в силу различных причин закрываются даже клубы «Юный еркрапа», действующие в 70 школах страны. В интервью радиостанции «Свобода» министр образования и науки РА Араик Арутюнян сообщил, что процесс выдачи сумм для организации этих лагерей уже прекращен. Также недавно в СМИ появилась информация, что было предложение изъять из списка школьных программ такие предметы, как история Армянской Церкви и военно-патриотическое воспитание. Комментировать их важность в плане развития чувства национальной идентичности у подрастающего поколения, думаю, не стоит. Вполне вероятно, что теперь на смену им ожидается появление разномастных скаутов. Но тогда это будет уже совсем другая страна, с другим мерилом национальных ценностей, другой культурой и другим восприятием патриотического пафоса. Возможно, им уже не будет мучительно стыдно перед иностранцами за плевательницу или пепельницу, выполненную в цветах родного флага…
Наталья Оганова, Ереван
Оставьте свои комментарии