№9 (308) сентябрь 2018 г.

Две реальности: испанское и арцахское измерения

Просмотров: 6958

Название статьи пришло как-то сразу, одновременно с идеей ее написания: реалии Арцаха и Испании, на юге которой мне довелось провести свой отпуск, серьезно разнятся, если не сказать, что контрастируют. Этого, конечно, стоило ожидать ввиду различных объективных факторов, однако некоторые аспекты местной действительности откровенно шокировали, ибо трудно понять их природу, объективную необходимость и значение в перспективном плане.

Вместе с тем в данном материале я не собираюсь давать категорические оценки явлениям, а лишь буду констатировать реалии, попытаюсь передать то, что увидел и услышал, и провести некоторые параллели между двумя реальностями – в Арцахе и городах Испании, в которых успел побывать.

Начнем, пожалуй, с внешнего, обнаруживаемого, как говорится, невооруженным глазом. В Испании, в целом, жизнь бурлит, испанцы, известно, очень экспрессивны, не скрывают своих эмоций. Жители страны – открытые, приветливые, общительные, жизнерадостные, несколько шумные, непосредственные и темпераментные люди. Испанцам не нравится сидеть дома, для многих из них вечер – это не подготовка ко сну, а бурное начало суток. Данный факт подтверждается традицией позднего ужина. В вечерних кафе, растянувшихся змейкой вдоль длинных узковатых улиц, много пожилых людей (чего практически не увидишь в Армении и Арцахе). На их лицах отражается живость и бодрость духа. Никаких следов уныния. Почти все старушки аккуратные, ухоженные, подтянутые и изящно подкрашенные. Официанты и официантки так мило и искренне улыбаются посетителю, будто каждый из них – самый любимый, единственный, которого только и ждали.

Создается впечатление, что испанцы не думают о том, что будет завтра, наслаждаясь каждым мгновением жизни и любя ее во всех проявлениях. Некоторые готовы провести весь день на берегу моря и, сидя на стульчике под зонтиком, любоваться морским прибоем, довольствуясь достаточно щедрым государственным пособием по безработице…

Очевидно, что у большинства испанцев следующая философия: живи отдыхаючи, пользуясь всеми существующими благами и не обременяя себя вселенскими проблемами. Люби себя, заботься о своем организме, не нагружай себя, расслабься – словно написано на лицах людей. Граждане этой страны, кажется, уверены, что жизнь дается человеку только для наслаждений. У испанца в центре внимания, пожалуй, находится он сам и его близкие, и только потом – страна и все остальное. «Индивидуалисмо» преобладает в испанском характере, они не готовы жертвовать даже толикой собственного удовольствия ради общего дела. Часто употребляемое испанцами слово – это «маньяна», означающее «завтра», «как-нибудь завтра», или «послезавтра», или «послепослезавтра»… И неудивительно, что сиеста – самое любимое занятие испанцев. Два часа сна после обеда – святой обряд, и нарушающий его кажется безумцем.

Испанцы не терпят ограничения личной свободы, внешнего давления или попыток принуждения к чему-либо. Ни общественное мнение, ни собственная репутация среди окружающих их по большому счету не волнуют.

Испанцы любят жить красиво. Балконы и фасады своих домой они украшают всевозможными цветами. Ощущение праздника чувствуется везде.

Говорят, что в Испании практически нет запретных тем. Считается, что мужчина и женщина в равной степени обожают заниматься любовью. Идеи пуританства не приветствуются. Страстью испанцев являются также азартные игры.

Энергия так и хлещет у испанца через край, он может петь и танцевать ночами напролет, пить, балабонить и балагурить до утра. Но всегда хватает на то, чтобы найти что-то новенькое и интересное.

Испанцы – мастера устраивать праздники по поводу и без повода. Карнавалы и фестивали являются органической частью культуры страны, и проходят они красочно и зажигательно. Во время Ферии в историческом центре города Малага (Feria de Malaga) – праздничной недели, традиционно проходящей с 13 по 20 августа, люди разных возрастов и сословий шумно веселились, распевали песни, танцевали, гремели, выкрикивая: «О-о-о-ля-я-я, о-о-о-ля-я-я, о-о-о-ля-я-я!» Казалось, что находишься на финальном футбольном матче. На различных импровизированных площадках представлялись музыкальные и танцевальные номера, классическое фламенко и всевозможные его аранжировки.

Молодежь распивала горячительные напитки. Некоторые уже не держались на ногах, но не валялись, а полулежали или сидели на тротуарах, отчаянно пытаясь удержать свое равновесие. Полицейские наблюдали за ними с расстояния нескольких метров, но не подходили к ним…

Да, испанцы находятся в гуще жизни и стараются пользоваться во всей полноте всевозможными ее проявлениями.

В Арцахе реалии другие. Конечно, и здесь люди умеют наслаждаться жизнью, но не так безоглядно упиваются ею. Враг находится почти на пороге дома – в нескольких километрах, а где-то и в метрах затаилась смерть. Порой она видна даже невооруженным глазом. И надо быть готовым ко всему: невидимая ленточка хрупкого перемирия – это далеко еще не пограничные столбы, вкопанные в землю и скрепленные надежным, долговременным договором...

Здесь другая философия жизни, реалии требуют от арцахцев самопожертвования, готовности в случае необходимости отдать жизнь за родину, нацию, семью. Здесь забота о ближнем – не пустые слова, а жизненная необходимость, ибо лишь в условиях единства и взаимовыручки можно противостоять коварному врагу, который значительно превосходит по численности и готов использовать любой удобный случай, чтобы совершить свое черное дело. Другими словами, лишь в сплоченности и коллективизме – формула спасения, выживания и конечного успеха. А потому арцахец, в условиях неурегулированности конфликта и навязанной ему перманентной гибридной войны, должен быть готов к всевозможным провокациям противника…

На знаменитом бульваре Авенида-дель-Мар (Avenida del Mar) испанского города Марбелья с будто застывшими во времени и движении сюрреалистичными бронзовыми скульптурами – подлинными работами великого мастера Сальвадора Дали чувствуешь всю сложность восприятия окружающего мира. Ощущение «сверхреализма» охватывает тебя и тогда, когда знакомишься с некоторыми местными реалиями. В сравнимой по некоторым параметрам со Степанакертом испанской Эстепоне (здесь, кстати, отдыхал в свое время президент Барак Обама, парализовав на неделю присутствием своей особо охраняемой персоны жизнь части престижного курортного города) мне рассказали, что частым и уже ставшим в Испании обыденным явлением стали случаи убийства супругом собственной жены. И объясняют эту печальную статистику не отсутствием законности и правопорядка, а, наоборот, тем, что слабому полу предоставили слишком много прав и закон в приоритетном порядке защищает их, наверное, из ложно трактуемых гендерных соображений. Вот и злоупотребляет жена своими гипертрофированными правами, ущемляя права и достоинство своего благоверного, словно пытаясь превратить его в тряпку. Когда уже становится совсем невыносимо, терроризируемый супруг прибегает к самой крайней мере...

На одной из улиц Малаги мы стали свидетелями такой сцены: три девушки-подростка с неприкрытой агрессией и искаженными от злобы лицами изъяснялись на повышенных тонах с двумя молодыми, исполинского роста парнями. Удивляла робость и безответность парней. Мой товарищ объяснил, что ребята боятся «резких движений», ибо рискуют немедленно оказаться за решеткой.

Крайняя раскрепощенность представителей прекрасного пола предстала нам во всей «красе» на берегу океана: девушки и женщины разных возрастов, в упор не замечая окружающих, в том числе детей, без тени смущения подставляли солнцу свои обнаженные груди… Под зонтиками можно было заметить и загорающие мужские пары. Оказалось, их связывает не чисто мужская дружба, а очень часто это «семейные пары»…

Говорят, будто испанского мужчину учат быть не счастливым, а «настоящим». Между тем феминисткам в Испании удалось взять бразды правления в различных сферах, в том числе в семье, и заставить «настоящих» мужчин мыть посуду, гладить себе брюки и менять детям пеленки. Для тех же испанцев, кто еще стремится быть «мачо», социолог Хосе Винсент Маркес, явно иронизируя, дает следующий рецепт: «Хотите, чтобы вас любили и слушались, заведите собаку. Хотите быть все время правы, заведите себе попугая. Если же вам не хватает аргументов и вы живете на первом этаже, то заведите себе мула…»

Мой соотечественник, давно обосновавшийся в Испании, никак не может привыкнуть к ряду норм поведения в семье, которые предусматривает так называемая ювенальная юстиция, практикуемая в Европе уже третий десяток лет. Он уверен, что механическое ее применение несет в себе угрозу и наносит непоправимый ущерб семье, ее традиционным устоям. Приоритетное отстаивание прав ребенка по сравнению с правами других членов семьи, фактическое противопоставление прав ребенка правам родителей сводит родительский авторитет к минимуму. Детям практически предлагают доносить на родителей. Но еще нелепее и страшнее то, что вместо традиционных и милых душе слов «папа» и «мама» предлагается применять унизительные термины «родитель №1» и «родитель № 2», а ребенку дают возможность самому «определиться», к какому полу он себя причисляет вопреки законам природы… Вот до чего докатилась «передовая» Европа, чутко прислушиваясь к мнению сексуальных меньшинств.

«Люди даже детей не рожают, потому что находятся под постоянным прессингом», – негодует мой собеседник.

Если европейская система воспитывает людей-индивидуалистов, то в Арцахе со школьной скамьи стараются воспитать не индивидуумов, а настоящих личностей, которые в случае необходимости готовы ради семьи, друга, согражданина, общества, родины, наконец, пожертвовать личным здоровьем и даже жизнью. Все мы помним, как отец и сын бок о бок защищали родину в развязанной Азербайджаном в начале девяностых годов войне. А матери, жены, дочери и сестры не менее самоотверженно обеспечивали тыл под регулярными артобстрелами и авиабомбежками. Они сплотились и в ходе широкомасштабной военной агрессии против Арцаха в апреле 2016 года. Разве это было бы возможно в семье, воспитанной в духе индивидуализма, а по сути – эгоизма?

В дни нашего пребывания в Испании произошел ужасный случай – океан унес ребенка. Эта страшная трагедия произошла на глазах у родителей и скорее из-за их беспечности… Тем временем океан глобализации затапливает нашу планету, пытаясь унифицировать жизнь разных стран, подвести образ жизни людей под «передовые» стандарты. В Арцахе, слава Богу, консервативные в хорошем понимании этого слова традиции в целом сохранились, и наша стратегически важная национальная задача – не захлебнуться в опасном океане.

«Юное поколение имеет право знать свою историю, свои корни и основу веры, тем более это актуально в век глобализации. Только при наличии духовных основ можно противостоять вызовам современного мира, – утверждает предводитель Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Паргев Мартиросян. – Патриотическое воспитание носит особо нравственный характер, является богоугодным делом».

Духовный предводитель Арцаха не призывает свою паству к аскетизму, но советует, как христианину уберечься в современном мире, полном соблазнов: «Думая о комфорте и улучшении быта, никогда не забывать о спасении души. Всегда надо думать о самом важном, о главном. Живя земной жизнью, надо помнить и о духовной жизни, жизни вечной. Каждый должен знать, что есть Бог, у каждого человека есть его личная миссия, и каждый в ответе за весь мир. Вся вселенная, природа, дети – все это ежедневно должно напоминать нам о Небесном Отечестве».

Паргев Србазан считает, что, независимо от статуса человека, мирянин он или нет, верующий или нет, все вовлечены в общественную жизнь, все являются гражданами своей страны, все несут ответственность за судьбу народа и страны.

«Армянин для армянина должен быть святыней», – утверждает он.

Конечно, жизнь в маленьком Арцахе тоже сложна, многогранна, противоречива. Война испытывает людей на стойкость, крепость духа и человечность. Освободительная борьба объединила тысячи самоотверженных, преданных родине людей. Война сотворила героев. Однако не все выдерживают испытания лишениями и трудностями, не все рождены летать, не всем суждено стать героями. И в Арцахе можно столкнуться с проявлениями слабости, низости… Но таких людей немного, и темный след, оставленный ими, теряется на общем светлом и оптимистичном фоне…

Находясь в Испании, я, разумеется, не мог не поинтересоваться мнением испанцев относительно стремления Каталонии к независимости. Как утверждали собеседники, тут на первый план выдвигается экономическая подоплека: Каталония относится к самым развитым районам Испании, население региона составляет около 16 % всего населения Испании, но производит 23 % валового национального продукта. По словам респондентов, каталонцев не устраивает то, что большая часть налогов, которые платит население, остается не в самом регионе, а идет в центр. Некоторые считают, что Барселона достигла таких показателей благодаря особому вниманию со стороны центральных испанских властей. Рассказывают, что еще во время правления диктатора Франсиско Франко (в 1939-1975 годах) в Барселону был перемещен ряд банковских и бизнес-центров, созданы все предпосылки для экономического и социального процветания автономии.

Мнения общественности о будущем возможно независимой Каталонии очень неоднозначны. Одной из самых спорных тем является тот же экономический вопрос. С одной стороны, Каталония будет распоряжаться своими национальными ресурсами сама, но с другой – не исключается негативное развитие событий для каталонской экономики в случае отделения от Испании. Есть мнение, что в случае независимости Каталония может потерять 80% маленьких и средних предприятий.

Очевидно, что если для каталонцев превалирует идея экономического благополучия, то для арцахцев независимость от Баку, методически выдавливавшего армян со своей исконной земли, стала единственным, безальтернативным способом для выживания и обеспечения собственной безопасности. Что касается перспектив независимого Арцаха, то почти 30 лет независимости говорят красноречивее всех утверждений и выкладок…

Напоследок надо отметить, что Арцах заинтересован в углублении и расширении связей с европейскими структурами и интеграции в международные процессы, и это, как не раз отмечали власти республики, является одним из приоритетных направлений внешней политики страны. Вместе с тем понятно, что в республике не собираются механически копировать европейские стандарты, а, имплементируя их, стараются сохранить и развивать многовековые национальные ценности. И в этом плане Арцах может стать примером для международного сообщества.

Ашот Бегларян, Степанакерт – Ереван – Москва – Малага – Эстепона

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 33 человека

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты