№9 (308) сентябрь 2018 г.

Персы

Просмотров: 15685

Персия – это древнее название страны в Юго-Западной Азии, которая с марта 1934 года официально называется Ираном. В древности Персия, а возникла она в VI веке до нашей эры, стала центром одной из самых великих в истории империй, которая простиралась от Египта до реки Инд. В ее состав вошли все предшествующие империи – египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов. Находясь веками под контролем Арабского халифата, иранцам удалось сохранить свой язык. В наше время в стране хоть и доминирует исламская культура, но персы продолжают хранить знания о своей древней самобытности. Ныне 99% жителей Ирана – мусульмане. При этом 89% иранцев исповедуют ислам шиитского толка, 10% – сунниты. Ислам шиитского толка, исповедуемый только примерно одной десятой всех мусульман в мире, для персов является основой жизненной философии.

Традиционный персидский дом делится на мужскую и женскую половины, причем такое деление могло осуществляться как по зонам, так и по этажам. Первая половина, называемая «андаруни» (внутренний дом), отводится женщинам. Вторая – «бируни» (внешний дом), главе семейства – «аге» и его сыновьям, а также слугам. Большую часть времени, до позднего вечера, «ага» проводит в «бируни», занимаясь делами и принимая друзей, нередко подавая им обед.

В то же время женщины вместе со служанками принимают своих гостей в «андаруни». Но обязанности по приготовлению пищи для обоих домов возлагаются на мать семейства – «ханум», которая отдает распоряжения поварихе.

Оба дома окружены садами с тщательно ухоженными клумбами и деревьями и обнесены стеной. Во дворе также всегда есть бассейн. Площадка между бассейном и клумбами вымощена плиткой или кирпичом, там летними вечерами расстилаются ковры и расставляются столы и стулья для глав обоих домов и их друзей.

Сельские жилища редко имеют несколько этажей и дворов, поэтому подобное деление в них отсутствует. Села, расположенные в горных регионах страны, отличаются весьма компактными жилищами, которые к тому же очень близко расположены друг к другу.

* * *

Общественный быт персов, повседневная жизнь городских улиц, базаров, площадей представляет собой необычайно оживленную и своеобразную картину, теплый климат, почти всегда безоблачное небо способствуют тому, что в основном общественная жизнь протекает на воздухе, на виду у всех.

Рано утром, когда открываются плотины, возле «арыков» (оросительных каналов) собираются сотни людей – беднейшие обитатели города. Они пьют, моются, женщины стирают белье, дети купаются; сюда же приводят на водопой домашних животных.

В первую часть дня, до полудня, когда еще не жарко, улицы заполняют огромные толпы народа. Все громко разговаривают, сопровождая свою речь свойственной персам жестикуляцией. У многих в руках четки, которые они все время перебирают. Толпа движется не только по тротуару, но и по мостовой, между нагруженными ослами и верблюдами, которых гонят к базару. Широкие двери лавок раскрыты настежь, а товар сплошь да рядом разложен на тротуаре перед лавкой. Под ноги прохожих положены ковры, которые, как считают, становятся лучше после того, как их потопчут. Кое-где, также прямо на тротуаре или перекинув деревянный щит с товарами через канаву, разложил свой скудный товар мелкий торговец вразнос. С тележек, защищенных от солнца большими зонтиками, дети продают «аджиль» (мелкие орехи), фисташки, горох и другой подобный товар, нараспев расхваливая его.

Для перса гость – дар божий, и оттого ему предлагают все самое лучшее: самые лакомые кусочки, самое удобное кресло. Хозяин никогда не сядет во главе стола, скорее он останется голодным сам, стараясь ублажить гостей. Даже недругам в гостях оказывается почет.

* * *

Браки среди персов заключаются в очень раннем возрасте: девочек выдают замуж в 10-13 лет, а мальчиков женят в 14-15 лет. Большинство браков совершается по воле родителей, без согласия самих брачующихся, которые иногда не видят друг друга до свадьбы.

После знакомства родственников жениха с невестой к ее отцу отправляется отец или брат жениха для получения согласия на свадьбу, а также чтобы договориться о размере «махра» и свадебных расходов, а также о приданом, которое получит невеста.

Жених или его семья должны дать невесте «махр» – предусмотренное шариатом обеспечение, которое поступает в пользу молодой, затем уплатить «гиир беха» («плата за молоко») – вознаграждение, следуемое матери невесты за воспитание последней, а также истратить значительную сумму на свадебное пиршество. Сторона невесты заготовляет более или менее значительное приданое – «джехаз» (домашнюю обстановку, посуду, одежду), которое отвозится в дом мужа.

Затем происходит официальная помолвка – «ширини хоран» («поедание сладостей»). К невесте приезжает мать жениха вместе с другими родственниками и надевает девушке на палец кольцо. По этому случаю устраивается угощенье. Гостям предлагаются всевозможные печенья, конфеты, смесь орехов («аджиль»), фрукты, чай и освежающие напитки.

Нередко между «ширини хоран» и свадьбой проходит значительный промежуток времени. После помолвки к каждому празднику жених обязан посылать невесте подарки, невеста же в свою очередь отдаривает.

Следующая свадебная церемония – «акд» (обручение), происходит также в доме невесты. Жених к началу церемонии присылает установленные подарки. Для совершения обряда приглашают двух мулл – со стороны жениха и со стороны невесты. Вся церемония сопровождается многочисленными магическими обрядами. Муллы троекратно спрашивают согласие невесты на обручение и затем читают установленную формулу – «хотба», а вслед за ней «сигэйе акд» – формулу заключения брака. После этого молодого ведут к девушке и показывают ее ему; молодой при этом должен сделать невесте подарок. После обручения и до самой свадьбы девушка остается в доме родителей. В течение этого периода молодые встречаются на короткое время.

День бракосочетания – самый важный в жизни мусульманки в Иране. Уважаемые люди из числа знакомых семьи приглашаются для подписания брачного договора, являющегося соглашением о составе и размере выкупа за невесту («махра»). Ко времени совершения брачной церемонии, почти всегда приходящемуся на вторую половину дня, невесту усаживают перед большим зеркалом в серебряной или золотой оправе. По обеим сторонам зеркала стоят золотые, серебряные или хрустальные подсвечники с зажженными свечами из цветного воска. Зеркало и подсвечники – подарки от жениха, символизирующие собой счастье и чистоту отношений, ожидающих невесту в их совместной жизни. На колене невеста держит раскрытый Коран, а вокруг нее – море прекрасных цветов, источающих благоухание. С головы до пят невеста укутана в вышитое золотой нитью тонкое покрывало, у ног ее постелен молитвенный коврик в виде квадратной кашемировой шали, тоже расшитой золотой нитью и настоящим жемчугом. По его углам расставлены золоченые подносы, на которых красиво разложены крупно нарезанный овечий сыр, зелень и ароматные травы, а также специально испеченные круглые лепешки с поэтическими благопожеланиями, выложенными цветными зернышками кунжута. После церемонии сыр с зеленью и лепешками раздают гостям как символ процветания.

В воздухе распространяются ароматы благовоний, невеста сидит на своем месте, а два муллы, представляющих жениха и невесту, читают молитвы. Затем тот, кто представляет невесту, спрашивает ее согласия на брак: «Юная, благородная, честная и готовая к браку госпожа, согласна ли ты выйти замуж за этого благородного человека?»

Три раза он повторяет свой вопрос, но невеста откликается лишь на третий раз. Именно в момент, когда она произносит «да», жених официально становится ее мужем, а она его женой.

После произнесенного согласия жених целует невесту в лоб и преподносит ей золотое кольцо, а также другое ювелирное украшение в качестве свадебного подарка. Затем невесту целуют ее родители и родители жениха, а затем осыпают «нокле» (печенье), смешанным с жемчугом, золотыми и серебряными монетами. Жемчужины и монеты гости уносят с собой на память.

Как правило, церемония бракосочетания происходит в доме невесты, где гостям подают чай и освежающие напитки, фрукты, «аджиль», «нокле» и другие печения и сласти, приготовленные накануне. После чего наступает волнующий промежуток между свадебной церемонией и брачной ночью, во время которого всеми семьями, вне зависимости от достатка, неукоснительно соблюдается ряд традиций.

Одна из них – передача невесте родителями приданого – «джахизье». Обычно его размер напрямую зависит от размера «махра» – чем он больше, тем больше дадут за невестой «джахизье», состоящего из предметов, необходимых для ведения дома, включая мебель, ковры, шторы, подсвечники и люстры, зеркала, кухонную утварь и т.д. В прежние дни жениху преподносили большой серебряный кувшин и таз для умывания, для подметания комнат невесте дарили метлы с инкрустированными золотом и жемчугом ручками.

Перед брачной ночью родственники усаживают молодых верхом на коней и сопровождают по отдельности в баню. Во главе каждой радостной процессии идут музыканты, дорогу освещают факелы из благовонных масел. После омовения счастливый караван направляется к дому.

Вечером дня свадьбы мать невесты снова принимает родственниц и подруг обоих домов у себя, угощая шербетами, «нокле», «аджилем» и фруктами. После трапезы все гости сопровождают невесту в ее новый дом, где молодые проведут брачную ночь. Невеста едет либо верхом, либо на разукрашенной повозке, называемой «передвижным троном», запряженной четверкой лошадей или мулов. Внутри повозка устлана шелковыми подушками и тканями. Во главе процессии идут музыканты, а слуги несут факелы, источающие пряный аромат мускуса, и позванивают хрустальными подвесками подсвечников, освещая путь. Невеста проходит в новый дом по дорожке, усыпанной цветами, что символизирует начало новой прекрасной жизни.

На протяжении трех-семи дней гости-женщины остаются во внутреннем доме с невестой, где их кормят по утрам овечьим сыром, печеньем и чаем с фруктами, а на обед и ужин подают множество изысканных дорогих блюд.

Гости-мужчины и родственники остаются во внешнем доме с женихом и его отцом только на свадебный вечер. После ужина и последнего обноса напитками около полуночи все расходятся по домам.

* * *

При наступлении родов в дом приглашается повитуха («мамаче»), а также приходят подруги, знакомые и соседки роженицы. Родных и знакомых угощают ужином и обедом – женщин в «андаруни», мужчин в «бируни».

В первые дни жизни ребенка соблюдаются многочисленные обряды, имеющие своей целью отогнать от новорожденного злых духов, способных причинить вред ему и его матери. Для этой цели в течение семи дней в комнате не гасят свет, соседки или родственницы не оставляют мать и ребенка одних, вокруг постели роженицы очерчивают саблей круг, произнося необходимые заклинания. На седьмой день роженица идет в баню; считается, что в этот момент удаляются также и духи. Вечером того же дня давали общий пир для всех. За два часа до его начала облаченного в самую красивую одежду младенца выносили к почтенным гостьям, и эти матроны, сидя на диванах, по очереди баюкали его, напевая: «Дитя покачаем, с рук на руки передавая, да сохранит его Господь!».

После чего приглашенный для этого случая мулла читал молитву и нарекал младенца именем. До и после ужина подавалось множество сластей, печений, фруктов и орехов – миндаля, фисташек и пр. Во многих семьях гостей развлекали музыкой и пением всю ночь напролет. Наутро всю оставшуюся еду раздавали слугам, помогавшим готовить праздник.

Ребенка кормят грудью в течение двух лет. Первое время он большей частью лежит в колыбели, крепко спеленатый по ногам и рукам. Если мать или кормилица выходят, они берут ребенка с собой.

Когда ребенка отлучают от груди, его несут в мечеть, затем устраивают праздничное угощение. На третий или четвертый год совершается обрезание, которое также заканчивается угощением. В городах среди высших и средних слоев общества, там, где сохраняется деление на «бируни» (внешние комнаты) и «андаруни» (внутренние женские покои), дети в раннем возрасте постоянно находятся в «андаруни», и только лет с семи мальчики переходят в «бируни» и их воспитанием занимаются мужчины.

* * *

Друзья собираются в доме усопшего, чтобы утешить родственников. По таким случаям готовят особые десерты и халву. Бедных тоже угощают халвой и фруктами.

Вечером седьмого дня скорбящие родственники в сопровождении родственников мужского и женского пола и друзей навещают кладбище. На могиле расстилают ковры, на которые ставят хрустальные подсвечники, фарфоровые вазы с цветами и большие блюда сластей, фруктов и халвы. Всем подают также кофе – напиток, который пьют во время траура.

Проведя около часа на коврах за тихим чтением молитв, скорбящие удаляются в комнату, где мулла также читает молитвы и рассказывает поучительные истории из жизни Пророка в утешение. Затем все возвращаются домой, а свечи, цветы и пищу раздают бедным. Тот же ритуал повторяется на сороковой день после смерти, а затем спустя год.

Особый вид халвы с сахаром или финиками всегда раздается во время этих церемоний бедным. В древности такую халву помещали в большой таз, который несли за гробом покойного.

* * *

Наиболее крупный народный праздник персов – Новруз (Навруз), древний праздник Нового года, который обычно приходится на 1 «фарвардина», что совпадает с весенним равноденствием 21 марта. Новруз празднуют в течение 13 дней.

К Новрузу начинают готовиться заблаговременно. За пятнадцать дней до Новруза проращивают немного пшеницы, ячменя или чечевицы, сначала в воде, а затем на тарелках. Взошедшая зелень служит украшением новогоднего стола. Те, кто может, приобретают к Новрузу новую одежду. Отсюда иранская поговорка: «После праздника старая одежда пригодна лишь для того, чтобы висеть на краю минарета». В богатых домах всю глиняную посуду заменяют новой. В связи с этим о бедняке говорят: «Он в своем доме имеет двухлетнюю посуду». Одновременно во всех домах производят уборку.

В дни, предшествующие Новрузу, на базарах и на улицах появляются акробаты, фокусники, актеры и музыканты. На улицах раскладывают огонь; появляется «атеги афруз» («ряженый», зажигальщик огня), который, аккомпанируя себе двумя дощечками, поет песню о «приходящем раз в год зажигальщике огня». Особо отмечается последняя среда старого года, так называемая «чехаргиамбейе ахер», с которой связаны многочисленные обряды. В этот день раскладывают на улицах костры, прыгают через них, гадают.

В вечер накануне Новруза принято готовить плов с овощами, поэтому этот вечер носит название «алафе» («трава»).

В Иране Новруз официально празднуется в течение пяти дней; празднуется также тринадцатый день Новруза. Все эти шесть дней – нерабочие. К Новрузу знакомые и родные обмениваются поздравлениями.

В каждой семье на Новруз стараются приготовить праздничный стол, носящий в этом случае специальное название «хафт сип», что означает «семь с». На столе должны обязательно находиться семь предметов, названия которых начинаются на букву «с»; это обычно яблоки, чеснок, уксус, проращенное на тарелке зерно, сок зеленых колосьев, плоды лоха, «сипанд» (рута, душистая трава). На стол кладут также Коран, большой хлеб «сайгак» (отрубной хлеб, посыпанный кунжутом), ставят сосуд с водой, на поверхности которой плавает зеленый лист, флакон с розовой водой, бокал с плавающей в нем живой рыбкой, а также различные кушанья и тарелку с крашеными яйцами. В момент наступления Новруза все обитатели дома должны быть дома у стола и держать в руке монету; существует поверье, что находящийся в этот момент вне дома рискует бродить на чужбине весь год. В торжественный момент все целуются, младшие обычно целуют руку старшим.

Особым деликатесом, которые подавали к новогоднему столу, была очень сладкая темно-коричневая халва насыщенного вкуса «самани», приготовленная из пшеничной муки на воде с добавлением грецкого и миндального ореха. Курица, овощи и рыба используются для приготовления «Новруз полов» – блюда из риса, которое подают вечером или днем первого дня Новруза.

Забавной частью празднования Нового года является обычай, предписывающий матерям съесть столько вареных и раскрашенных яиц, сколько у них детей. Даже те, кто обычно не ест яиц, стараются ему следовать.

Тринадцатый день Новруза, носящий название «сезде бедар» (тринадцать у дверей), посвящается загородным прогулкам и пикникам. Возвращаются обратно поздно вечером. Во время этих прогулок девушки, желающие выйти замуж, вяжут из зелени венки и поют: «Тринадцать у дверей, Новый год! Дом мужа, младенец на руках».

* * *

Армяне издавна проживали на территории современного Ирана. Главными центрами расселения армян в Иране до подписания Туркманчайского договора являлись: Эриванское ханство, некоторые районы Адирбеджанской провинции, а также Тегеран, Исфаган и другие города страны. В 1603 году Шах-Аббас насильно переселил свыше 250 тысяч армян из Восточной (Закавказской) Армении в глубь Персии, в результате чего армяне стали меньшинством на своих исторических землях.

Армянские купцы, контролируя ввозы и вывозы иранских товаров, наладили связи с Европой, часто выполняя при этом дипломатические поручения от лица шаха. Возникающие в иранском государстве торговые компании состояли в основном из армянских купцов.

Армяне, проживавшие в городах, в основном занимались ремесленными делами и торговлей. Ювелиры, камнетесы, мастера по обработке металлов, а также другие ремесленники из армян славились на весь Иран. В конце XVIII века в городе Решт имелся армянский квартал, который целиком и полностью был заселен армянами, там же находилась и армянская церковь. В середине XIX века в Тебризе насчитывалось 400 армянских семей. В городе имелся принадлежащий армянам караван-сарай.

Постепенно армяне из сельской местности переселялись в столицу, в результате этого численность армян в Тегеране приблизилась к 100.000 человек.

В 1850 году в Новой Джульфе (пригород Исфагана) проживала 371 армянская семья. К высшей прослойке относилось 36 семейств священников и 35-40 семей крупных домовладельцев и купцов, осуществлявших свою деятельность с другими странами. Семей, относящихся к среднему классу, насчитывалось: мелких торговцев – 40, ювелиров – 10, торговцев зерном – 8, мясников – 6, ковроделов – 6, бакалейщиков – 5, кузнецов – 4, а также 130 семей ткачей.

Публикацию подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 76 человек

Оставьте свои комментарии

  1. И от персов армянам досталось. притесняли,уничтожали,ассимилировали,кому не лень. Отчего?. Сами виноваты. Нет единства,каждый хочет быть царем. И сегодня та же история. Статья хорошая, познавательная.
  2. Армяне остаются самым влиятельным религиозным меньшинством в Иране. Они назначены пятью местами в иранском Парламенте (большинство в Религиозной ветви меньшинства). Сегодня в Иране есть приблизительно 120 000 - 150 000 армян, половина которого живут в Тегеранской области. Если традиционная армянская диаспора во всем мире использует Западный армянский язык, то армяне Ирана, вследствие их близости к Армянской Республике, фактически говорят на Восточном армянском диалекте, который является очень близко к используемому в Армении, Грузии и России.
  3. Персы - древний народ со своей большой культурой. Но, посмотрите как сегодня весь западный мир во главе с США хочет изолировать эту страну и народ. Почему?
  4. Армянская диаспора Ирана считается самой крупной общиной в мире и самым большим по численности религиозным меньшинством в Иране. Диаспоре уже более 500 лет. И если снова вспомнить иранский парламент, то депутаты-армяне в нем тоже есть. Их двое, и они четко следят за жизнью и соблюдением прав всех иранских армян. Всего общин три: в Тегеране, в Иранском Азербайджане и в квартале Нор-Джуги в Исфахане. История переселения армян в Иран давняя. Случилось это еще аж в 17 веке. В 1603 году Шах-Аббас начал войну с Османской империей и завоевал Тебриз. В то же время султан Мухамед отправил подкрепление туркам, чтобы они боролись против персов. На это Шах-Аббас сильно разозлился, испугался, что не сможет удержать завоеванные земли и приказал армянам Восточной Армении оставить свои дома и перебираться вглубь Персии. Весной 1605 года 250 тысяч армян покинули свои родные места. Но турки наступали. Когда армяне подошли к реке Аракс (а мостов через нее не было), то им пришлось переходить ее вброд, а другими словами, просто переплывать. Увы, плавать умели немногие. Большинство беженцев (в основном женщины, дети и старики) утонули или были унесены течением бурной реки.
  5. Многие думают, что женщина в Иране стонет от угнетения — как раз угнетенными в Иране скоро можно будет признать мужчин. Тут муж обязан работать по закону, а женщина — может работать только по ее желанию. Он не может заставить её работать и не может запретить ей работать. Если он хочет, чтобы она помыла посуду или покормила ребенка, она всякий раз может требовать за это деньги. Потому что муж ей должен, а она ему — нет. Если муж не обеспечивает семью, он подлежит суду. Жена может запретить мужу выезжать за границу — просто подать на него жалобу, и на границе его остановят. Суд в Иране скорый, а не многолетний, как у нас.
  6. OCEN STRANNAYA STATISTIKA,,,, 250 000 ARMAN ETO SEYCAS DOLJNO BILO BIT OKOLO 3 000000 V IRANE,,,,SAMAYA BURNAYA REKA V MIRE ETO ARAKS,,,,,VREMEN SAXA ABBASA,,,TAM OCEN LEGKO UTONUT OY VI ZNAETE ETO
  7. У нас с персами отличие в основном в религии, именно из-за неё были войны между нашими древними братскими народами. Но даже это сегодня не мешает нам сближаться, и с каждым годом укреплять культурные и экономические связи. Не за горами и военный союз. У меня здесь три приятеля из Ирана, все персы. Общий язык находим без проблем, кстати они себя мусульманами не считают. Огнепоклонники они! Это их истенная религия.
  8. Мне интересно как армяне относятся к Ирану и персам? Моё личное мнение и оно обоснованно историей этих народов, весьма положительное. Я считаю персов нашими кровными братьями, а их страну нашим союзником.
  9. К Ирану и персам армяне относятся хорошо. Но,считать их братьями,думаю ошибочно. Будут ли \"братья иранцы\" защищать Арцах в случае нападения азербайджанцев? Думаю,нет. Максимум помогут с продовольствием и военной техникой,а воевать с нами рядом не будут.
  10. Я замужем за иранцем уже 5 лет. Скажу, что мой супрег не очень религиозный (ест свинину, пьет алкоголь). Для начала он сделал мне предложение, на свадьбу. С Ирана прилетели его родители, которые хорошо ко мне отнеслись, подарили кучу подарков в знак симпатии ко мне. Мы отгуляли свадьбу в Украине, расписались в Украинском посольстве (чтоб наверняка)... и живем на Украине, т.к. мой супруг понимает, что я не смогу жить в Иране. Не могу пожаловаться, но уверяю, что в быту будет тяжело. У нас единственная проблема, мы не можем найти компромис в еде!! Основной гарнир для иранцев это РИС, я же не ем рис вообще . Я готовлю ему отдельно, себе отдельно. Большинство иранцем не любят салаты и жидкую пищу... 5 раз в неделю гарнир для него рис. Все иранцы много кушают, поэтому нужно понимать, что придется готовить много и часто, в остальном же, не вижу никаких проблем. А за статью об иранцах большое спасибо. Я открыла для себя много полезного.
  11. Вообще доброжелательность — одна из визитных карточек иранцев. Общение с людьми у перса проникнуто уважением к собеседнику. При обращении друг к другу иранцы используют слова «ага» (господин), «сахеб» (господин), «барадар» (брат), добавляя при этом «азиз» (дорогой), «мохтарам» (уважаемый). Равные по положению люди при встрече обнимаются и жмут друг другу руки. При встрече со старшими персы низко кланяются. Выражая уважение, благодарность и внимание, иранцы часто прикладывают правую руку к сердцу. Общительность, предупредительность и вежливость — наиболее часто проявляемые коммуникативные качества персов. К высшим моральным принципам иранцев относятся почитание умерших предков, уважение к старшим и старикам. Старшие, по общепринятому мнению, — это олицетворение рода, семьи.
  12. Иранские женщины в среднем выходят замуж в 22 — 23 года. Мужчины решаются обзавестись семьёй только годам к 30. По шариату мусульманину разрешено иметь несколько жён (до четырёх), но он обязан обеспечить всем жёнам равные условия — поровну делить между ними внимание и деньги, предоставлять отдельное жилье. Поскольку женитьба — дело затратное, браки иногда заключают по обоюдной договорённости семей, не имеющих возможности заплатить так называемый махр. Это значит, например, что парень женится на девушке при условии, что её брат возьмёт в жены сестру жениха. Отношения между мужчиной и женщиной в обществе строго регламентированы. В Иране не принято ходить под руку, каким-либо образом выражать свои чувства. Обычное явление, когда муж идёт впереди налегке или с ребёнком, а жена несёт тяжелые сумки. Зато если ребёнок заплакал, успокаивать его будет отец, мать старается не вмешиваться. Разводов, как правило, не бывает: ни брачный контракт, ни его отсутствие не спасают разведённую женщину от разлуки с детьми — они остаются с отцом.
  13. Еще 20 лет назад родители могли выбрать и посоветовать сыну-дочери невесту-жениха. Но уже тогда никто особо не настаивал на этом выборе, он был чисто рекомендательным. А сейчас уже и это в прошлом. Молодые люди выбирают сами - ведь учатся они часто вместе, либо просто рядом живут и часто видятся. Свадьбы отмечают в ресторанах. В мечети никаких церемоний не бывает, и мулла сразу приходит в ресторан и проводит свою церемонию там. Все гости отмечают свадьбу одновременно, такого, что мужчины в один день, а женщины в другой, нет, но сидят они в разных залах ресторана. Невеста и жених тусят с женщинами, правда, жених время от времени ходит и к мужчинам. Однако в последнее время все чаще стали проводиться смешанные свадьбы, где празднуют все гости вместе.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты