№9 (308) сентябрь 2018 г.

Верхний Ларс вынудит Армению создать собственного национального авиаперевозчика

Просмотров: 6215

Сезонный скачок цен на авиабилеты в летний период, по утверждению специалистов данной отрасли, считается вполне нормальным явлением в международной авиационной практике. Помнится, что в прошлом году тогдашний начальник ГУГА РА Сергей Аветисян заявил, что рост цен на билеты в летний период обусловлен рядом объективных причин, одна из которых заключается в «пиковой загрузке туристической компоненты», что в переводе на доступный язык означает увеличение пассажирского потока через воздушные ворота страны. Не стало исключением и нынешнее лето с его наплывом туристов и возвращением наших соотечественников на побывку домой.

Сегодня из-за высокой стоимости авиабилетов потенциальные авиапассажиры предпочитают наземный транспорт, проходящий через КПП «Верхний Ларс». Расположенный на трассе Степанцминда – Ларс, это единственный сухопутный коридор, соединяющий Армению с внешним миром. В нынешнем году «пиковая загрузка туристической компоненты» настолько превысила все мыслимые и немыслимые пределы, что за летние месяцы на российско-грузинской границе скопились сотни легковых автомобилей и грузовых фур, многие из которых везли скоропортящийся товар. Затор растянулся на 9-10 километров, и по словам вырвавшихся из этого ада водителей, проезд короткого участка пути занял у них несколько дней. Как следует из скупого пресс-релиза, на встрече министра транспорта, связи и информационных технологий Армении Ашота Акопяна с российскими коллегами «была обсуждена ситуация на КПП «Верхний Ларс» и основные причины крупных пробок. Российские коллеги представили некоторые статистические данные и отметили, что, в отличие от 2017 года, число проходящих через КПП пассажирских автомобилей и туристов выросло на 50 процентов. Согласно прогнозам, в ближайшее время этот рост может продолжиться». В целом же проблема не была решена, воз, а вернее, множество возов и поныне стоят там. Единственный полезный совет в этой ситуации на своей странице в ФБ дал лишь зам. министра транспорта Армен Памбукчян. «Прошу вас избегать варианта приезда в Армению по этой дороге, так как придется долго простоять в очереди, – честно предупредил он потенциальных пассажиров, решивших приехать в Армению через Верхний Ларс. – Здесь действительно огромные пробки. Информацию о ситуации на этом участке дороги я буду постоянно обновлять».

Казалось бы, за много лет к такой ситуации можно привыкнуть, поскольку это не первое по счету столпотворение людей и машин на данном КПП. Вдобавок ко всему его периодически закрывают по причине природных катаклизмов: большая заснеженность или гололед, сход снежных лавин или селя, обвал или осыпь горных пород. И каждый раз наземный транспорт застывает в ожидании очистки дороги. Пользуясь случаем и отсутствием конкурентов со стороны армянской авиации, иностранные авиакомпании моментально взвинчивают цены, поскольку в блокадную страну в этот период только самолетом можно долететь. Понятно, что для иностранцев – это лишь прибыльный бизнес в чужой стране. Однако такой способ передвижения не всем по карману. Во всяком случае, нашим гастарбайтерам, которые хотят сэкономить хотя бы немного денег для своей семьи за счет дешевых автобусных билетов. В частности, этим летом, пользуясь тем, что сухопутная дорога опять практически закрыта, авиаперевозчики вновь подняли цены на билеты на 100 и более процентов. Так, вместо 100 долларов билет Ереван – Краснодар теперь стоит в три раза дороже. В то время, как из Тбилиси билет на это направление можно приобрести примерно на 120 процентов дешевле.

Еще в прошлом году казалось, что вопрос прорыва железнодорожной блокады вот-вот будет решен. После переговоров премьер-министров Грузии и Армении вновь появилась надежда об альтернативных маршрутах через Абхазию и Южную Осетию. С другой стороны, шли разговоры о реализации проекта по строительству железной дороги с выходом на Иран. Экс-глава ЮКЖД Виктор Ребец отмечал тогда: «Проект постепенно начинает приобретать очертания реализуемого. Уже имеется договор на разработку технико-экономического обоснования для строительства данного участка дороги. В общей сложности это 540 км пути, из которых 480 пролегают по территории Армении и 60 км по Ирану. Предварительное согласие о строительстве иранского участка железной дороги также имеется». Но на этом работы соисполнителей и встречи заинтересованных сторон были приостановлены, поскольку не было самого главного: политической воли и источников финансирования.

Таким образом, из-за отсутствия полноценной наземной «дороги жизни» речь снова заходит об авиации, которая на сегодняшний день остается наиболее надежным видом транспорта как для туристов, так и для наших соотечественников. При этом не стоит забывать логистическую ценность воздушных проектов с учетом интересов и участия Армении в ЕАЭС и ЕС. Бывший глава гражданской авиации Армении Дмитрий Атбашьян уверен, что нам сегодня остро необходим национальный перевозчик, основной пакет акций которого в обязательном порядке должен принадлежать государству. Только тогда авиационная отрасль сможет наконец расправить крылья. Для блокадной страны с целой серией вызовов, связанных с природными катаклизмами, техногенными катастрофами и возможными военными действиями – только собственная авиация станет гарантированной связью с внешним миром как для пассажирских, так и грузовых перевозок.

Между тем в начале августа под руководством министра транспорта Ашота Акопяна и при участии начальника Главного управления гражданской авиации Татевик Ревазян, советника премьер-министра Србуи Казарян, профильных специалистов и других заинтересованных сторон состоялась дискуссия по вопросам гражданской авиации, где ключевой темой стал вопрос создания национального перевозчика. Наконец-то на первый план был выдвинут концепт о том, что наличие собственного национального перевозчика не только необходимо, но и является предварительным условием для развития данной отрасли. Присутствующие впервые детально обсудили вопросы соглашения о концессии на эксплуатацию международного аэропорта Звартноц, отметив, что высокие тарифы и неравные условия конкуренции – это лишь часть вредных последствий данного документа. Подобный подход к проблемам отечественной авиации, пожалуй, можно назвать единичным случаем в авиационной практике последнего десятилетия. Остается надеяться, что он не заблудится где-нибудь в дебрях бюрократического аппарата.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

  1. К сожалению в Армении на государственном уровне проводится политика, чтобы у Армении не было своей авиации.А все это финансирует МВФ. Так что, сколько не кричите халва, во рту от этого слаще не будет...
  2. Политика открытого неба и ликвидация собственной авиации, Армения проводит со времени правления Сержа Саргсяна, а сейчас продолжается. Считаю это антигосударственным подходом, учитывая тот факт, что Армения практически не имеет сухопутного сообщения с внешним миром.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты