Арам Хачатурян отмечал свое 70-летие в Монако
Небольшое Княжество Монако на побережье Средиземного моря известно своими дорогими казино, шикарными яхтами, международным турниром «Формула-1», в котором принимают участие лучшие гонщики мира. На Лазурном Берегу открыто множество роскошных отелей, магазинов, ночных клубов и ресторанов. Внимание любознательных путешественников привлекает старинный дворец, который находится высоко над морем на живописном полуострове Ле Роше, что в переводе означает «скала». Это дом старейшей в мире монархии Гримальди, которую традиционно охраняют 124 гвардейца.
А еще гостей этого крошечного государства манит знаменитый оперный театр, распахнувший свои двери перед ценителями прекрасного в конце ХIХ века. Как и предполагал тогда князь Карл III, выгодное географическое расположение, индустрия развлечений, недавно проложенная железная дорога и высокое искусство значительно повысят туристическую привлекательность города. Спустя 150 лет его пророчество почти полностью сбылось. Сегодня в этой туристической Мекке можно встретить местных магнатов и заезжих нуворишей, искателей приключений и обычных авантюристов, деловых людей и откровенных мажоров, а также поклонников Эвтерпы и Терпсихоры. Когда два года назад здесь впервые прошли Дни Армении, то их приурочили к 115-летию всемирно известного композитора Арама Хачатуряна. «Он был первым армянином, выступившим на сцене оперного театра Монте-Карло в 1974 году, – отмечали организаторы. – Поэтому мы сочли правильным организовать концерт, посвященный именно ему, и именно в Зале Гарнье, где когда-то выступал сам Маэстро». Одновременно в фойе Opera de Monte-Carlo прошла выставка архивных фотографий Арама Хачатуряна, в том числе рассказывающих о его теплых отношениях с княжеским домом.
По воспоминаниям монегасков, эта давняя история берет начало в 1973 году. «Мистер танец с саблями» после Франции, где он отмечал свое 70-летие, решил посетить Монако. Находящийся в это время в Лондоне глава правящей династии Ренье III, узнав о приезде великого композитора, прервал свой визит и срочно вернулся домой для встречи с почетным гостем. Будучи большим поклонником классической музыки, он не раз организовывал различные фестивали, а потому не только пригласил Арама Ильича на очередной конкурс, но и попросил его написать новое произведение к открытию музыкального сезона. Последний концерт Хачатуряна состоялся в Монте-Карло в 1974 году. С тех пор его произведения включены в постоянный репертуар оперного театра. Спустя тридцать лет в Монако вышла в обращение почтовая марка в честь столетия со дня рождения Арама Хачатуряна. Как считают местные жители, это было сделано княжеской семьей для популяризации армянского искусства среди многочисленных туристов, которые приезжают сюда со всего мира.
Кстати, история армян на этой земле весьма любопытна. Когда в 1915 году после кровавых событий в Османской империи в порты Франции были доставлены первые армянские беженцы, князь Монако Альбер I распорядился предоставить убежище для семидесяти армянских семей. На протяжении нескольких лет они находились под покровительством Его Светлейшего Высочества. Кроме жилья, вынужденные переселенцы обеспечивались продуктами питания и бесплатной медицинской помощью. В благодарность за княжескую опеку армянские мастерицы подарили монаршей особе ковер ручной работы, выполненный в национальных традициях своей исторической родины. Говорят, он до сих пор хранится в одной из комнат княжеского дворца. Что касается армянских фамилий, то, согласно переписи населения, в тамошней общине сегодня числится около двухсот армян. Правда, большинство из них давно перебрались во Францию, но гражданство Монако не сменили. Возможно, по признаку своего коренного происхождения им льстит мысль о сопричастности к богатству цитадели мирового снобизма: ведь страна с населением всего в 38 тысяч человек на 35 процентов состоит из миллионеров. Впрочем, есть и другое мнение. Великолепный, сверкающий и вечно праздный Монако слишком гламурен для тех, кто всерьез решил заняться наукой или политикой. Поэтому в Монако занятых бизнесом коренных монегасков армянского происхождения осталось всего шесть человек. Надежды на увеличение численности армянской общины в ближайшее время не предвидится, поскольку получить паспорт Княжества, не имея на то особых заслуг перед этой юрисдикцией, практически невозможно. В крайнем случае, предоставляется вид на жительство за инвестиции в недвижимость Монако минимум на полмиллиона евро.
По словам министра экономики Монако Жиля Тоннелли, побывавшего в прошлом году в Ереване, взаимный интерес способствует успешному развитию торгово-экономических отношений между двумя странами. И тут уже заметен прогресс, тем более если учесть, что дипломатические отношения были установлены относительно недавно, лишь в 2008 году. «На прилавках элитных магазинов Монако очень часто можно увидеть продукцию Made in Armenia. Например, на бульваре де Мулен большим спросом пользуются модные куртки и плащи от ванадзорской швейной фабрики», – говорит он. Это не единственные армянские бренды в Монако. Так, в местном яхт-клубе всегда можно попробовать настоящий армянский коньяк. А в продовольственных магазинах продается золотистая курага из армянских абрикосов. Кстати, местные представители сферы обслуживания давно выучили армянские слова: «шеф джан», «барев», «апрес» и при виде гостя из далекой страны обязательно их используют, за что получают неплохие чаевые. Между тем для наших туристов неожиданной точкой соприкосновения в культурной жизни двух народов оказалась скульптура «Курящая женщина», которую в 1987 году Ботеро установил в саду Фонтвииле. Спустя четверть века авторская копия знойной колумбийки появилась и в ереванском музее искусств «Гафесчян». Несмотря на всемирное признание, мнение туристов об эстетике внушительных форм сильно разнится. «Раз идут такие споры, значит, это точно шедевр и в Монако, и в Ереване, – аргументируют свою позицию поклонники Ботеро, одновременно отмечая, что было бы неплохо самим убедиться в этом. – Нужно всего лишь съездить в гости друг к другу».
Еще в нынешнем январе в Управлении по международному туризму Монако откровенно радовались тому, что по итогам 2019 года турпоток из Армении увеличился на 20 процентов, а потому к середине 2020 года ожидался приезд значительно большего числа отдыхающих. Но прогнозы не оправдались из-за пандемии коронавируса и последовавшего затем планетарного карантина. И хотя многие страны уже начали открывать свои границы и небо, Армения все еще находится в эпидемиологической изоляции. Но, как говорят оптимисты, надежда умирает последней, а значит, у туристов еще есть шанс попасть в Монако. Возможно, даже в этом году.
Оставьте свои комментарии