Арцах сдали. Какое будущее ждет Армению?
Арцах как независимое государство был создан согласно законодательству СССР. В Конституции СССР предусматривалось, что при выходе какой-либо республики из состава СССР входящие в нее субъекты-автономии имеют право самостоятельно выбрать себе судьбу за пределами покинувшей СССР республики. В составе Азербайджанской ССР были 2 автономии – Нахичеванская и Нагорно-Карабахская. Нахичеван согласился остаться в составе Азербайджана, а Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) – нет.
Более того, независимость НКАО была не решением какого-либо партийного или властного органа, она была провозглашена по итогам референдума, как, например, в Крыму. На Южном Кавказе три республики получили международное признание, но каждая из них получила его по-своему. Азербайджан объявил себя правопреемником Азербайджанской демократической республики, существовавшей с 1918 по 1920 год. Армения не считала себя правопреемницей Первой Республики Армения, в Декларации о независимости заявлено о продолжении демократических традиций Первой Республики, но не о правопреемстве. Депутаты 12-го созыва Верховного Совета АрмССР, который стал первым созывом Верховного Совета Республики Армения, были избраны как в Республике Армения, так и в Арцахе. В том числе и в Шаумяновском районе, который впоследствии отошел Азербайджану. Т.е. декларация о создании нового государства была провозглашена депутатами как Армении, так и Арцаха, после чего пошел процесс ее признания, вхождение в ООН и т.д. И в процессе признания никаких претензий Армении заявлено не было, т.е. и сама республика, и состав ее парламента были признаны легитимными. Т.е. как минимум не оспаривалось создание совместного с Арцахом парламента.
Развал Союза породил конфликты на обширной территории, включая Восточную Европу. Даже югославский конфликт в той или иной степени связан с развалом СССР как центра силы. Все эти конфликты – в Грузии, в Молдавии, далее везде – имели свои особенности. И чтобы найти им мирное решение, создавались различные группы. Минская группа ОБСЕ, получившая международный мандат посредничества от ОБСЕ, вела переговорный процесс по карабахскому (арцахскому) конфликту, основанный на трех принципах: территориальной целостности, праве народов на самоопределение и неприменении силы и угрозы ее применения. Причем было достигнуто соглашение об одновременном применении всех трех принципов, т.е. один принцип не имеет приоритета перед другими. Принцип территориальной целостности касался как Азербайджана, так и Арцаха, территориальная целостность бывшего сюзерена никак не исключала территориальной целостности Арцаха. В частности, после образования ООН в 1945-м появились десятки новых стран, получивших ее признание и ставших ее членами. И если признавать принцип территориальной целостности, касающийся только сюзеренов, то как же образовались новые государства со своей территориальной целостностью? Единственным способом – признанием его права на самоопределение.
Переговорный процесс в рамках Минской группы ОБСЕ был отмечен как достижениями, так и неудачами. Ближе всего к разрешению конфликта Минская группа подошла в 2011 году в Казани, когда был выработан совместный документ для подписания. Но Азербайджан перед подписанием передумал, добавив в документ свыше десятка новых пунктов, торпедировав, таким образом, сам процесс. А в 2016-м
просто напал на Арцах, тем самым нарушив пункт о неприменении силы. Наткнувшись на жесткое сопротивление, Алиев понял, что захвата Арцаха ему не достичь. Кроме того, тогдашний президент Саргсян пригласил послов стран ОБСЕ и предупредил, что если военные действия продолжатся, то Армения признает независимость Арцаха и заключит договор о взаимной помощи. Война продлилась 4 дня, и после нее переговорная деятельность продолжилась. Были достигнуты договоренности по предотвращению пограничных инцидентов, по фиксации и расследованию состоявшихся, о полномочиях спецпредставителя ОБСЕ и т.д. Т.е. были достигнуты договоренности по закреплению мира и продолжению переговорного процесса. Однако Алиев параллельно шел по другому сценарию. И в 2018-м в Армении произошла «цветная революция», к власти пришли ставленники внешних сил, на которые Азербайджан и Турция имели прямое воздействие.
В 44-дневной войне Алиев снова нарушил главный принцип переговорного процесса – неприменение силы. По Заявлению от 9 ноября он не только захватил территории, но и, оказав давление лично на Пашиняна, взял под контроль территории, которые военной силой захватить не сумел. Причем эти территории, отданные лично Пашиняном Алиеву уже сверх договоренностей, достигнутых в Заявлении от 9 ноября, имеют большее оборонное и ресурсное значение, чем захваченные силой. В юридической трактовке это означает государственную измену, но поскольку власть в стране захвачена «цветными революционерами», вынести вердикт как по этому пункту, так и по другим пока некому. Оппозиция слаба, впрочем, не без помощи внешних сил – в оппозиционном поле обретаются и пашиняновские клоны, вносящие раскол, а власть «цветных революционеров» всячески поддерживается из-за пределов страны. В этом сила внешнего воздействия – оно работает со всеми силами, создавая еще и свои. Россия же предпочитает работать только с властью, независимо от того, кем и как она захвачена, время от времени удивляясь ее антинациональному поведению. И украинский пример, как кажется, еще не привел Россию к определенным выводам.
В итоге Алиеву удалось не только оккупировать Арцах, но и депортировать его население, несмотря как на присутствие российских миротворцев, так и на полное отсутствие юридических оснований. Международно признанные нормы не изменились, формат Минской группы не изменен, решение о прекращении ее деятельности и полномочий не принято, история конфликта не изменилась, изменилась только реальность – Арцах захвачен в нарушение всех существующих норм в результате согласованных действий двух диктаторов – Алиева и Пашиняна, одного – закоренелого, другого – дебютанта в этом жанре.
Все встречи Алиева и Пашиняна в Европе состоялись в присутствии председателя Европейского совета Шарля Мишеля, в то время как мандата на решение карабахской проблемы ЕС не имеет, этот мандат находится в ОБСЕ, в рамках которого создана Минская группа. Прямой подчиненности ОБСЕ ЕС нет, и участие в разрешении конфликта ЕС является вторжением в сферу компетенций ОБСЕ, в которую входят, кроме европейских, североамериканские и азиатские страны. Ни Армения, ни Азербайджан членами ЕС не являются. Армения в 2017 -м подписала Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве Армения – ЕС, Азербайджан движется по этому пути, но договор еще не ратифицирован. И если ЕС присвоил себе право на урегулирование проблем стран, не входящих в ЕС, то какова ценность принятых ими заявлений?
Кроме того, в договор о расширенном партнерстве Армении с ЕС входит и параграф о проблеме Арцаха, в котором обозначены 3 основных международных принципа и то, что единственный формат их решения – это Минская группа. И получается, что председатель ЕС игнорирует то, что подписано Европейским союзом. А Пашинян в свою очередь игнорирует то, что ратифицировано Национальным Собранием, принимая решения по Арцаху вне Минской группы, и вступает в преступный сговор с Алиевым, признавая Арцах азербайджанским.
Пашинян был «избран» премьером 8 мая 2018-го и уже 9 мая объявил, что не может вести переговоры от имени Арцаха, чем нарушил формат переговорного процесса, в котором Армения является стороной переговоров по Арцаху. И тут снова возникает вопрос: если он не имеет права вести переговоры по Арцаху, то имеет ли он право отдавать Алиеву территории, которые находятся в юрисдикции Арцаха? И вообще, Заявление от 9 ноября 2020-го не ратифицировано ни в Армении, ни в Азербайджане, ни тем более в Арцахе, ни в России. Это просто заявление о прекращении огня. Какова его дальнейшая судьба – сказать трудно, тут все зависит от России и от той меры влияния, которую имеют на Россию Турция и ее сателлит – Азербайджан.
Пражское заявление в октябре 2022-го удивительно тем, что подписано представителями стран и структур, не имеющих никакого отношения ни к конфликту, ни к Алма-Атинской декларации, на которую делается упор в заявлениях. Эта декларация является всего лишь соглашением о создании СНГ, не имеющим отношения к государственным границам. Она принята 21 декабря 1991-го, когда уже была принята Декларация о независимости как Армении, так и Арцаха. Т.е. уже были оформлены и Армения, и Арцах как независимые государства. Более того, Армения приняла Алма-Атинскую декларацию с возражениями, Азербайджан вообще не ратифицировал эту декларацию, не считая ее юридически обязывающим документом. И то, что Пашинян с жаром обращается к этой декларации, говорит о том, что он, как всякий революционер, пытается все, что попадается ему под руку, начать с чистого листа. Ему нужно было отдать Арцах Азербайджану, и более удобной, на его взгляд, бумаги он не нашел.
Азербайджан считает себя правопреемником АДР, в то время как ни Арцах, ни Нахичеван в состав АДР не входили. И Лига наций не приняла Азербайджан в свой состав именно из-за неуточненности границ. Кроме того, нынешний Азербайджан считает АзССР незаконным образованием, и, исходя из этого, все его притязания на Азербайджан в границах АзССР, незаконны, в том числе и притязания на Арцах. И Алиев предпринял агрессию на сформировавшееся, но еще не признанное государство, которое по международным нормам является субъектом права, осуществив там депортацию под угрозой геноцида, что никак не обусловлено международным правом – геноцид и депортация пока еще не вошли в международный свод законов допустимого. Международные правила не изменены, они всего лишь нарушены, и если нарушены, то те, кто их нарушил, должны понести наказание. Это касается как Алиева, так и Пашиняна. А правила должны быть восстановлены.
Теперь надо думать о правовой оценке произошедшего. Фон, надо сказать, тяжелый. ЕС полагает важным согласие Алиева и Пашиняна, но они могут договориться о чем угодно, игнорируя нормы и принципы. И позиция России тоже не совсем понятна. Пашинян, на которого любит ссылаться российская власть, объясняя свои действия его хотелками, не более чем чиновник с ограниченным сроком пребывания у власти, захвативший власть революционным путем. Да, контрреволюция, не имея той поддержки, которую имел Пашинян, пока не получается. Ну и что? Пусть он творит все что заблагорассудится? То же, кстати, относится, и к Алиеву. В то время как государство Армения не ратифицировало хотелки Пашиняна, что в общем-то удивительно, поскольку он «перетрахнул» (в терминах Лукашенко) и Конституционный суд, и парламент, протащив в оба органа своих. Видимо, пока боится поднимать волну.
Азербайджан уже захватил 200 кв. км территории международно признанной Армении, и продолжает выкатывать претензии, которые не встречают особого отпора со стороны реввласти. Пашинян, например, заявил, что наша страна не имеет кадастрового свидетельства. Не указав местонахождение этого самого кадастра, который выдает странам свидетельства. Проблема же в том, что он это говорит серьезно. Видимо, для себя он решил, что если его недвижимость имеет кадастровое свидетельство, то точно так же и государства должны иметь свои.
Теперь о признании Арцаха Арменией. Во всех официальных документах она так и называется – Республика Арцах. Но акта формального признания нет, потому что шел переговорный процесс под эгидой Минской группы. Признать Арцах означало положить конец переговорному процессу, а Армения придерживалась международных норм. Раз есть Минская группа, то именно в ее формате должно было быть найдено решение. При этом оккупированные или освобожденные области – кому как нравится – рассматривались как залог формулы «мир в обмен на территории». Все три сопредседателя Минской группы – от России, США и Франции – являются членами Совета Безопасности ООН и на любое самодеятельное решение Армении могут наложить вето. Признание независимости Арцаха считалось авантюрой, потому что игнорировало переговорный процесс, тем более что Минская группа не только могла, но и подходила к разрешению конфликта. И во время четырехдневной войны было заявлено именно это – раз война, значит, переговорный процесс тем самым денонсируется. И точно так же этот процесс мог быть торпедирован во время 44-дневной войны, но власть в Армении уже была захвачена «цветными революционерами», исполнявшими заказ. Более того, Пашинян в общем-то признался, что Арцах должен быть сдан с кровью – жертвы придают убедительности поражению, – игнорируя мирные переговоры на гораздо лучших условиях. Ему нужно было проиграть войну, что он и сделал.
Понятно, что при нынешней власти, фактически управляемой Алиевым в тени Турции и Британии, ничего по поводу азеро-турецкого беспредела не может быть сделано. Более того, задача этого тандема состоит в оккупации Армении, о чем Алиев неоднократно заявлял и заявляет. Свои агрессивные намерения он связывает с победой в войне и сложившимся международным положением, что вполне в турецкой традиции – решать свои задачи, когда внимание держав отвлечено. Геноцид случился в Первую мировую, во Вторую Турция накопила войска по границе с СССР, но вторжение сорвалось по причине победы СССР в Сталинградской битве. Турция сочла за благо воздержаться и даже присоединилась к антигитлеровской коалиции, правда уже в феврале 45-го.
Алиев создал у себя Союз восточных азербайджанцев, имея в виду тех, кто когда-то жил в Армении, полагая, что Армения должна быть захвачена. Подсчитаны размеры контрибуции и т.д. О том, что армянское население подверглось депортации и погромам в Азербайджане – ни слова. Т.е. он хочет распропагандировать своих, обещая им всевозможные блага, именно с целью захвата Армении. Арцах его, надо полагать, уже не интересует, население его покинуло, и будут там жить или нет – ему уже неинтересно. В Степанакерте, например, идет полицейское патрулирование, чтобы не было грабежей, с тем чтобы, если появятся желающие, им могли предоставить условия. Правда, азербайджанцы пока не торопятся заселять Арцах. Играет ли в этом какую-то роль присутствие российских миротворцев? Вряд ли. Они научились пренебрегать фактором российского присутствия. Кроме того, и миротворцы, надо полагать, напуганы тем, что азербайджанцам позволено их безнаказанно убивать.
Президент Арцаха Шахраманян, по его собственному признанию, поставил свою подпись под документом о роспуске госструктур под угрозой геноцида мирного населения, фактически под пистолетом, приставленным к виску. И парламент Арцаха должен дать оценку этому заявлению, являющемуся военным преступлением не только Алиева, но и Пашиняна. Конечная цель – вернуть ситуацию к довоенной, ибо нынешняя произошла с нарушением всех норм и правил. Должны быть выработаны правила безопасности для возвращения населения, а это статус, армия, полиция, защита прав населения, функционирование структур власти и т.д. Чтобы эти вопросы зазвучали, необходима национальная власть. Прецеденты потери мест обитания и их последующего возвращения в мире есть, так что при ином правительстве эти вопросы могут обрести плоть и кровь. Задача непростая, но двигаться следует именно в этом направлении.
А теперь – почему население все же покинуло Арцах? Сопротивление было оказано, но ресурсы были истощены длительной блокадой и дальнейшее сопротивление было обречено. Российские же миротворцы не могли помочь и из-за малочисленности, и из-за того, что были вооружены только стрелковым оружием, а по ним применялось всё – артиллерия, танки, беспилотники. Такая же ситуация в Южной Осетии привела к признанию ее независимости, но здесь план России был иной. Почему? Трудно сказать. Ссылки на Пашиняна – это несерьезно. Понятно, что, отбив нападение Алиева с помощью подоспевших войск, Россия могла бы в очень короткие сроки развернуть в Арцахе военную базу, что снизило бы риск открытия на Южном Кавказе второго фронта.
Алиев смял сопротивление русских и завоевал Арцах, т.е. победил не только арцахцев, но и российских миротворцев. Понятно, что Россия отвлечена Украиной, но миротворческая миссия провалена, и тут возникает вопрос – почему?
Понятно, что поиски западного покровительства, к которому постоянно прибегает Пашинян, неприемлемы для российской стороны, но философски взирать на угрозу геноцида арцахцев только потому, что «цветной революционер» Пашинян или даже хоть 10 Пашинянов выполняют программу, с которой их привели к власти?.. Более того, что такое «цветная революция», Россия знает и по своему опыту – именно ею вызвана спецоперация на Украине. Россия сумела противодействовать развитию сценария «цветной революции», Армения – нет. Маленькая страна с колоссальным информационным и манипулятивным воздействием недружественных стран не сумела противостоять захвату власти, и удивление России по поводу персоны Пашиняна, действующего в антиармянском ключе, непонятно – с 2018-го было ясно, что в ином ключе он действовать просто не может.
Теперь о возможном будущем. Азербайджан и Турция провозгласили тезис «Одна нация – два государства», так что действия Азербайджана можно смело приписать Турции. Сегодня Алиев изображает теплейшие отношения с Россией и потому, несмотря на свое варварство, вполне может стать лидером Южного Кавказа. Причем с нарастанием влияния «старшего брата» – Турции – он вполне может утратить суверенитет. Армении не станет. Аппетиты Турции дико возрастут, и следующая война может состояться уже на территории России с Турцией.
И в этих условиях прогнозировать будущее для нас, ценность которого несопоставима с победой на Украине, крайне сложно. Одно ясно – страны, особенно в сегодняшнем мире, уповать должны не только на военную силу, но и на мораль. Военные победы важны, но имеют тактический характер, и тут многое зависит от изменения соотношения сил. А вот моральные победы имеют стратегическое значение. Союзник, проявивший моральные качества, может претендовать и на восторг, и на преданность. И еще. Время для малых стран и больших воспринимается по-разному, для малых стран время – это здесь и сейчас, большие полагают, что после потерь сумеют реконструировать пространство так, как это удобно им. Может, так оно и будет, но будет ли тогда Армения?
Трудный вопрос…
Эдгар Казарян
Оставьте свои комментарии