№12 (368) декабрь 2023 г.

Иноагентам России в Армении дан зеленый свет, но народ встречает их прохладно

Просмотров: 1014

Константин Затулин: У нас в России тоже хватает мерзавцев, которые, предавая интересы самой России, рукоплещут «восстановлению территориальной целостности Азербайджана»

Ереван надеется на цивилизованных французов, а придут турки

Арцах сдали. Какое будущее ждет Армению?

Благотворительный фонд Грачьи Погосяна открыл музей «Сохраняя Память»

Памяти героя СВО матроса-снайпера Давида Оганяна

Семеро необыкновенных соотечественников на обложках TIME

Айк Бабуханян: В Армении есть политические лидеры, готовые отстаивать армяно-российские отношения и дружбу

Армяне – кавалеры высших боевых наград России – императорского военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия и Георгиевского оружия в годы Первой мировой войны (1914–1918)

Беженцы или граждане Армении?

Как это было: О спитакском землетрясении и не только

Широко разрекламированный и уже не раз проходивший в Ереване ноябрьский фестиваль «Эхо «Артдокфеста»* в этом году был отменен в армянской столице, но отнюдь не по причине его невостребованности. Во всяком случае, предоставляемые местными властями смотровые площадки не оставались без внимания бежавших из России и Украины дезертиров, гордо именующих себя релокантами. Да и сам президент фестиваля Виталий Манский, признанный в РФ иноагентом, не раз отмечал в своих интервью аншлаги именно в Ереване.

Впрочем, заполняемость небольших залов еще не означает всеобщих восторгов, а лишь констатирует созвучие интересов отдельных групп в отношении происходящих в России и на Украине военных событиях. Тем более артдокфестовские почитатели игнорируют признанных мировых звезд, гастроли которых давно стали для ереванцев не только привычным, но и с нетерпением ожидаемым явлением. Игнорирование релокантов понятно, поскольку артисты первой величины не вскидывают на сцене жовто-блакитный флаг и не кричат на потребу предателям здравицы «Слава Украине!» или «Героям слава!», отлично понимая, что в чужой стране они представляют мир искусства, а не мир политики. В крайнем случае, они дипломатично обходят эту тему стороной, еще раз подчеркивая неоспоримую важность своей творческой миссии на профессиональном уровне. В отличие от местного внешнеполитического ведомства и других компетентных органов, которые сквозь пальцы смотрят на шабаши заезжих клоунов, объединившихся независимо от эмигрантского окраса в воинствующую против России стаю. Хотя некий нюанс в отношении к гастролирующим артистам у провластного истеблишмента все-таки есть. Последним предоставляются не престижные залы, а практически заброшенные небольшие помещения, где скученность скамеек при умелом ракурсе создает видимость массовой поддержки. Но именно этот факт позволяет либеральным медиа представить такую «многочисленность» исключительной лояльностью. При этом на подобных просмотрах невозможно встретить тех, для кого не комильфо походы к беснующимся в политической ненависти иноагентам.

Между тем в богатой осенней афише в эти же ноябрьские дни в Ереване параллельно стартовали два крупных международных музыкальных фестиваля классической музыки, где в исполнении блистательных музыкантов современности были представлены сочинения Николая Римского-Корсакова, Александра Спендиарова, Камиля Сен-Санса, Александра Бородина, Петра Чайковского. Как написала местная пресса, «мастерство было доведено до высшей степени совершенства, до такой легкости, когда захватывающие дух пассажи кажутся естественными, как дыхание. Переполненный до отказа зал Ереванской филармонии слушал музыкантов действительно затаив дыхание, разразившись по окончании бурными благодарными аплодисментами».

Кстати, диапазон гастрольных жанров настолько широк, что у эстетов есть возможность выбора, включая классику, джаз, попсу, сатиру, балет, театр. Так, в рамках программы Ереванского международного театрального фестиваля в конце осени прошли Дни одного из ведущих театров России – легендарной Александринки, представившей спектакли «Женитьба» В. Фокина и «Тварь» Н. Кобелева. Примечательно, что перед входом в Театр им. Г Сундукяна классический вопрос «Нет ли лишнего билетика?» звучал не один раз. И в этом явно сквозит не только запрос на высокое искусство, но и презрение к самодеятельности релокантов, которые в трудное для своей страны время стараются как можно больше навредить ей, причем с территории другого государства. В целом речь не об альтернативности мнений и даже не о политической цензуре, хотя и она важна в нынешних условиях. Прежде всего речь о моральных принципах, которые присущи одним и отсутствуют у других. Возможно, именно поэтому разрекламированные из каждого утюга театрализованные чёсы поиздержавшихся актеров-иноагентов Дмитрия Назарова и Лии Ахеджаковой были встречены в Ереване довольно прохладно и прошли незаметно для поклонников Мельпомены.

Не особенно ждали здесь и запрещенный в России фестиваль «Эхо «Артдокфеста»*, который по всем приметам спонсируется из того же кошелька, что и часть политической релокации. Так, от руководства фестиваля требуется лишь программа и приезд авторов, а остальная организация мероприятий в Ереване осуществляется активистами антивоенного комитета из «Ковчега»* Ходорковского*. Не случайно в эфире программы на канале «Ходорковский LIVE»* опальный режиссер рассказал о том, как будет развиваться фестиваль документальных фильмов в нынешних условиях, а еще о том, что хотел бы снять документальный фильм о революционере Навальном*. Бросив взгляд на последний абзац, уже можно понять, что все они в принципе из одной тусовки. Вместе с тем, по словам объявленного с сентября прошлого года в федеральный розыск МВД РФ Виталия Манского*, он стал теперь больше ощущать поддержку со стороны единомышленников. «И если раньше мы приезжали и понимали, что девяносто процентов зрителей – это локальная аудитория и всего десять – русские, так или иначе оказавшиеся в этой стране, то теперь процент русских увеличился в разы. Очень много зрителей новой волны эмиграции, – разоткровенничался он в одном из интервью. – Война полностью изменила весь фундамент экономических, юридических и человеческих отношений в обществе, а старые лекала, с которыми мы подходили к жизни, теперь не работают. Появился новый ракурс предвоенного кино, в котором можно почувствовать набухание, прорастание войны в обществе, в людях. И хотя наши фильмы не «про это» – буквально, но и «про это» – тоже, а все вместе «про это» – точно». Именно «про это» было решено показать на выездной сессии в Ереване ленту «Нинины дети» о войне в Арцахе «с определенным подтекстом».

Однако в нынешнем году в силу лицемерия данного персонажа лекала в Армении не сработали. Вместо фильма об Арцахе в соцсетях стала распространяться информация о поездке Манского* 8 ноября в Баку по приглашению азербайджанских властей на парад победы, приуроченный к окончанию второй Карабахской войны. Ереванский государственный институт театра и кино, на площадке которого планировалось провести фестиваль, сообщил о срочной отмене, отметив, что поводом для этого стал скандальный пост Манского* в социальной сети Facebook-Meta*: «Вот я уже второй раз попал на День Победы в Азербайджан. Первый настолько впечатлил, что теперь приехал снять празднества и вокруг них для нового фильма». Но вскоре режиссер оперативно удалил свой пост и попытался неловко оправдаться тем, что снимает в Баку антивоенный фильм. «Действительно, слово «впечатлен» могло быть прочитано как одобрение. Но оно значит, что на меня увиденное в Баку произвело сильное эмоциональное впечатление. И увиденное убеждает, что война не окончена, несмотря ни на какие Дни Победы. А для Армении, которая находится в таком соседстве, будущее не перестает быть трагичным. Я уже 100 раз принес извинения за то, что принес целую гамму отрицательных эмоций фотографией и недостаточно точным описанием моих эмоций. Но при этом не готов принимать обвинений в том, что не делал, и в том, что не говорил, – написал он под фотографией на фоне азербайджанского флага в Баку. – Планирую приехать в Ереван и глаза в глаза продолжить этот тяжелый разговор о мире, который обречен на войну». Но приехать теперь вряд ли получится, учитывая неразборчивость режиссера в выборе тематической фактуры. Его огорчение можно понять. Подобный провал чреват гневом кураторов, а заодно и сокращением ассигнований, если не штрафными санкциями за неустойку.

Как всегда, отреагировала и сетевая общественность, предложившая ему проводить свои фестивали в Баку. Можно прокомментировать не один десяток эпитетов, которыми наградили Манского* виртуальные пользователи, причем, «засланный казачок», «мальчиш-плохиш», клиент «Дождя»*, а также иронично взятое в кавычки крылатое выражение «инженер человеческих душ» – наиболее выдержанные из них. Фальшь и двуличие не приветствуются нигде. Но настораживает другое. Во-первых, неужели надо было наступить на больную мозоль, чтобы общество наконец поняло весь фарс двуличия Манского* и его фестиваля, который под видом невинного голубя мира постепенно взращивает в Армении зерна ненависти. Данную ситуацию не комментируют государственные мужи. А ведь только в этой статье можно насчитать множественное количество лиц-иноагентов и запрещенных в РФ организаций, которые нашли пристанище в Ереване и вольготно себя чувствуют здесь. Конечно, Армения – гостеприимная страна, но по здравом размышлении подобная ситуация не должна развиваться во вред ей самой. Хотя по нездравом – пятая колонна из числа бежавшей от СВО агрессивной релокации, видимо, вполне устраивает и «бархатное» правительство, и Службу национальной безопасности РА, видящих угрозу стране лишь в патриотах извне, на которых, подобно Азербайджану, составляются черные списки. Что касается внутренних вызовов, то здесь откровенно дан зеленый свет ультраинтернационалу для завершения проекта по вытеснению России из Армении. А такие понятия, как стратегическое сотрудничество, гражданская ответственность, аутентичные ценности и главное – национальная идея, за прошедшие пять лет растеряли свои нарративы. На радость «бархатному» правительству, стремящемуся всеми силами переформатировать нынешнюю политику на евро-американские рельсы. История не любит сослагательного наклонения, но если мы и дальше будем молчаливыми свидетелями этих преступлений, то невольно станем их соучастниками.

*Обозначенные звездочками имена и фамилии, а также отдельные структуры являются в России иноагентами или экстремистскими и запрещенными в России организациями.

Александр Маркосян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты