№3 (371) март 2024 г.

Кто следующий под катком «Гражданского договора»?

Просмотров: 1078

Слухи о том, что не все спокойно в королевстве «Гражданского договора», появились примерно год назад и периодически подтверждались отрывочными сливами в прессу. И хотя до бунта на корабле еще не дошло, тем не менее армянский политический истеблишмент сильно штормит. А падение рейтинга действующего премьера до 13 процентов скоро станет прямо пропорциональным зреющему недовольству среди его соратников по партии.

И если раньше передвижения шахматных фигур на внутриполитической доске были сродни математическому правилу о том, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется, то в течение последних месяцев поменялись не только фигуры, но и сама шахматная доска. Этого и следовало ожидать, поскольку любой ход пересевших с уличных задворков в министерские кресла непрофессиональных игроков ведет к цугцвангу. Причем это не только ухудшение внешнеполитических позиций, но и провал в социальной, экономической, культурной и прочих сферах внутри страны. Хотя в последнее время вместо интеллектуальных шахмат пользователи соцсетей частенько сравнивают команду правящих «рюкзаков» с колодой карт, где свои люди тасуются вне зависимости от их опыта и компетенций. Во всяком случае, в армянском кабмине действующих министров с профильным образованием можно посчитать по пальцам. Остальные даже близко не соприкасались с доверенной им сферой.

Например, тюрколог Мхитар Айрапетян заведует высокотехнологической промышленностью, историк Сурен Папикян – стратегически важной для страны структурой – армией, социолог Жанна Андреасян – культурой, спортом, образованием, наукой, историк Нарек Мкртчян – социальными вопросами, экс-омбудсмен, назвавшая вакцину «Спутник V» «Спутником пять», – здравоохранением. А экс-омбудсмен, востоковед и юрист Кристине Григорян пересела в кресло главы Службы внешней разведки Армении, что, видимо, предполагает Vivat толерантному гендерному разнообразию, а не профессионализму. За прошедшие шесть лет постоянной стабильностью отличался лишь пост министра юстиции, портфель которого даже при частой смене персон переходил только от юриста к юристу. Это и понятно: чтобы подводить к стандартам дилетантские прожекты, нужен грамотный профессионал.

И если руководство по подготовке политических элит эти персонажи проскочили транзитом, то учебник политических интриг уж точно стал для них настольной книгой. Под предлогом борьбы с коррупцией идет укрепление собственных рубежей правящей власти за счет тех, кого уже заподозрили в политической неблагонадежности. При этом алгоритм подозрительности не только культивируется, но и трансформируется в конкретные арестантские списки единоверцев. Это больше похоже на страх их лидера перед зреющим недовольством не только в «любимом народе», но и в правящей команде, члены которой уже выходят из-под контроля.

«Недавние события показали, что Никол Пашинян больше не обладает единоличной властью в ГД, его сторонники начали восставать против лидера и не подчиняться. Это стало очевидным после поражения председателя комиссии по предотвращению коррупции Айкуи Арутюнян в парламенте. Хотя несколько дней назад ее принял лично Пашинян и заверил, что она будет переизбрана. Кандидат была уверена, что все должно пройти гладко. После поражения она разочарованно заявила, что если бы знала, что против нее проголосуют, то не выдвинула бы свою кандидатуру», – сообщила в конце декабря прошлого года инсайдерская газета «Грапарак». Как дальше пишет издание, «рюкзаки» постепенно выходят из-под контроля Никола Пашиняна и потому он задумался путем изменения Конституции сменить парламентскую республику на президентскую, что позволит ему присвоить себе статус президента, а заодно безгранично продлить срок правления.

Новый виток с показательной поркой розгами неугодных подчиненных начал раскручиваться в начале этого года. Знаковая и уже совсем не подковерная схватка бывшего главы Минюста, а ныне председателя Высшего судебного совета Карена Андреасяна с Союзом судей Армении недавно публично вылилась на главный подцензурный теле-

экран страны, где Андреасян пригрозил ответственностью судьям, которые решили прекратить ряд резонансных дел, в том числе против экс-президентов Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Хотя абсолютно понятно, что судьба таких дел решается лично премьер-министром Николом Пашиняном. Политологи неожиданную атаку западника Андреасяна на судей, исполнявших волю Пашиняна, объясняют попыткой вывести суды из сферы влияния последнего в пользу лидеров откровенно прозападного крыла армянской власти, каковым сегодня является секретарь Совета безопасности Армен Григорян.

Далее под каток попала семья спикера армянского парламента Алена Симоняна. В феврале ему пришлось заплатить 23,3 млн драмов по долгам телеканала Freenews, которым управляет его жена Мариам Маркарян. А чуть позже примерно столько же он выплатил за смягчение меры пресечения в отношении невестки Ани Геворкян, арестованной после обысков в Министерстве экономики и крупной IТ-компании Synergy по резонансному делу о мошенничестве и злоупотреблении служебными полномочиями. Как сообщили в Следственном комитете, в рамках тендера «Создание банка общественных инвестиционных программ» 8 человек вступили в сговор с руководителем одной из компаний, создав искусственные препятствия для участия конкурентов. В результате победила компания, которая представила заявку в три раза дороже (на 392 млн драмов, или почти 100 тысяч долларов). И хотя Ани Геворкян уже год не работает в компании, но именно она оформляла документацию на тендер, из-за которого и возникла шумиха.

Спустя несколько дней пресс-служба Генпрокуратуры РА сообщила: «Фигуранты дела дали показания относительно имеющих существенное значение для уголовного производства обстоятельств, с их участием были проведены очные ставки. С учетом этого на данном этапе производства значительно снизились риск неправомерного поведения со стороны обвиняемых и вероятность незаконного вмешательства в процесс доказывания. Посему прокурор поручил осуществляющему производство органу применить в их отношении комбинированную альтернативную меру пресечения: залог, подписку о невыезде и поручительство». Общественность расценила это как «желтую карточку» отбившемуся от рук или где-то в кулуарах провинившемуся соратнику по партии.

Продолжением коррупционного скандала стала отставка, а потом и двухмесячный домашний арест министра экономики Ваана Керобяна, пожалуй, самого безобидного и не самого коррумпированного высокопоставленного чиновника, прозванного за глаза Гансом Кристианом Андерсеном за любовь придумывать экономические сказки. По словам адвоката экс-министра, его подзащитный пока не признает своей вины. Однако чем закончатся тайны армянского двора, предугадать пока сложно, так же как вычислить, кто следующий попадет под репрессии. Хотя основатель партии «Гражданский договор» вице-мэр Еревана Армен Памбухчян посоветовал журналистам судить о спокойствии в партии, учитывая его собственное спокойствие. По его словам, слухи о том, что внутри партии ведется кампания против спикера парламента Алена Симоняна, не соответствуют действительности, поскольку фракция «Гражданский договор» в парламенте действует в атмосфере солидарности. Ему вторит депутат-однопартиец Акоп Асланян, отмечая, что при предыдущих властях, начиная с Левона Тер-Петросяна, ни одно высокопоставленное должностное лицо не судили и не увольняли. «Сегодня у нас находятся под судом три министра, девять заместителей министров, более 30 начальников управлений, судей и т.д. То есть мы системным образом устраняем коррупцию», – заявил он. В данной ситуации откровенно напрашиваются другие параллели, а именно с 1937 годом, когда чем больше, тем лучше. Не случайно же с нынешнего января финансовое содержание силовых структур, включая рядовой состав, вновь существенно увеличено.

Александр Маркосян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты