Мира Тэрада: Профессия журналиста становится все более опасной в наше время
– Добрый день, Мира. Расскажите, пожалуйста, о себе.
– Здравствуйте. Обычно я не люблю говорить о себе, да и не умею. Буду краткой. Я международный правозащитник, публицист, медиатехнолог. Возглавляю Фонд борьбы с репрессиями, являюсь учредителем Единого координационного центра поддержки соотечественников за рубежом (ЕКЦС), а также сопредседателем Ассоциации журналистов БРИКС.
– Как Вы пришли к идее создания Фонда борьбы с репрессиями? Это как-то связано с вашим печальным опытом взаимодействия с органами власти США?
– Фонд борьбы с репрессиями – это фактически первая независимая гуманитарная правозащитная организация в России, которая работает абсолютно автономно от государства и иностранных субъектов. Это российский ответ Amnesty International, Гражданской комиссии по правам человека, Международной Хельсинкской группе и другим. Дело в том, что все перечисленные структуры являются ангажированными американскими прокси, которые искусно разоблачают нарушения прав человека только там, где это выгодно их заказчикам – западным и прежде всего американским элитам. Фонд же занимается преимущественно правонарушениями, которые происходят в странах западного мира и которые перечисленные структуры застенчиво обходят стороной. Такова наша миссия.
– Аббревиатура фонда довольно провокационна. Это намеренно? Чтобы наводить страх на всех, кто решится прибегнуть к репрессиям? :)
– Название фонда было выбрано намеренно для демонстрации нашей решимости неукоснительно разоблачать преступления государства и произвол государственных органов в странах Запада и реально защищать права людей. Тот факт, что акроним перекликается с известной американской силовой структурой, скорее забавное совпадение.
– Благодаря работе журналистов люди по всему миру имеют возможность увидеть своими глазами в том числе и все те нарушения прав человека, против которых якобы борется ООН и подобные организации. Однако это не всем выгодно, и в последнее время на журналистов устроена настоящая охота – их репрессируют и даже убивают. Недавно Вы потребовали отстранить от занимаемой должности юридического директора Фонда Клуни Анну Нейстат. Последовала ли на Ваше требование какая-то реакция?
– Вы правы, действительно, профессия журналиста становится все более опасной в наше время. Мы неоднократно поднимали эту проблему на круглых столах и других мероприятиях как в России, так и за рубежом. Мы также обращались в Комитет защиты журналистов (КЗЖ, англ. Committee to Protect Journalists, CPJ) – международную неправительственную организацию со штаб-квартирой в Нью-Йорке, однако они заняли позицию бездействия по данной проблематике. Ввиду этого мы с коллегами создали Ассоциацию журналистов БРИКС, членами которой являются не только журналисты стран БРИКС, но также стран ЕС, Северной Америки, Австралии и пр.
Отвечая на Ваш вопрос, важно отметить, что одним из направлений деятельности Фонда Клуни является защита прав журналистов. И вместе с тем официального ответа от Джорджа Клуни или представителей фонда не последовало. Однако мы увидели колоссальную поддержку международного сообщества журналистов, общественных деятелей, лидеров общественного мнения, представителей американской киноиндустрии – Голливуда и других деятелей, которые поддержали это обращение в социальных сетях. Подобное единение и взаимоподдержка профессионального сообщества определенно лучше любого официального ответа.
– Пожалуй, одними из самых шокирующих нарушений прав человека, которые освещает ваш фонд – нарушения прав детей, живущих в зоне боевых действий. Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
– Увы, эта проблема повсеместна, где идут боевые действия, природные катаклизмы, пандемии и любые другие чрезвычайные ситуации. Преступники занимаются торговлей детьми для их последующей эксплуатации. На сайте Фонда борьбы с репрессиями опубликованы все наши расследования, посвященные торговле детьми.
Во время одного из таких расследований по теме правозащитники Фонда борьбы с репрессиями получили доказательства, подтверждающие причастность некоммерческой организации жены президента Украины Зеленского к похищению и вывозу несовершеннолетних детей в западные страны. Удалось установить не только украинские и европейские организации, причастные к изъятию детей, но и межгосударственные маршруты, через которые осуществляется вывоз несовершеннолетних. Фонд борьбы с репрессиями выяснил имена высокопоставленных западных чиновников и общественных деятелей, связанных с педофильскими кругами, которые участвуют в организации преступного трафика детей.
– Как вообще, по Вашему мнению, в XXI веке, в век информационных технологий возможны такие преступления еще и против детей? И почему на них идут?
– Как правило, такие преступления происходят в предварительном сговоре с лицами, имеющими доступ к детям, а также представителями власти. Причина? Ужасно цинична, банальна и низка – деньги.
– Как Вы считаете, ООН утратила свой авторитет? Имеет ли она хоть какой-то вес или, по сути, является уже номинальной организацией? Есть ли какие-то международные организации, которые могли бы повлиять на ситуацию?
– Пока в ООН есть такие страны, как Россия, Китай, Бразилия, Индия, многие страны Африки и другие государства, которые являются сторонниками традиционных ценностей и многополярного мира, в ней будет здравый смысл и верховенство права.
– Ранее Вы рассказывали о вывезенных и незаконно изъятых детях из ДНР, ЛНР, Ближнего Востока. Могли бы Вы более детально описать самые часто применяемые схемы? Как это происходит?
– Как и ответила ранее, это зачастую сговор. Например, в Артемовске под предлогом выдачи новогодних подарков детям представители преступной группы делали фотографии детей, фиксировали их места проживания, а также места укрытия во время обстрелов. А вернувшись через пару недель, они целенаправленно направились за теми детьми, в которых были заинтересованы. Также могут другими обманными путями убеждать родителей, что вывозят их детей в более безопасное место. Иногда вывозят вместе с родителями, но по пути высаживают из транспорта под угрозой расправы. Либо просто забирают детей под дулом автомата, о чем нам рассказывала маленькая жительница Артемовска, за которой «белые ангелы» охотились почти 10 месяцев (преступные группировки «Феникс» и «Белый ангел», занимающиеся незаконным похищением детей и их последующим вывозом на Запад). После этого детей вывозят через Польшу, как правило, в одну из следующих стран – Испания, Великобритания, Чехия и Словакия. Именно эти 5 стран, включая Польшу, не регистрируют детей-мигрантов из Украины при пересечении границы, что сильно усложняет их поиск.
– Вы говорили, что о судьбах некоторых из вывезенных детей нет никакой информации. На сегодняшний день что-то стало известно об этих детях?
– Была история о 85 детях, вывезенных из Парасковиевской школы Артемовского района ДНР. Тогда благодаря нашим коллегам из Испании и Великобритании удалось установить, что 8 из них пропали без вести. Благодаря огласке социальные службы Испании сделали публичное заявление по этому делу, сообщив, что якобы эти дети достигли совершеннолетия. Все бы хорошо, но есть пара нюансов: первый – детки эти с особенностями, то есть недееспособны. И второй – у нас были копии документов об опеке, выданных Украиной, где были указаны имена детей и даты их рождения. Ни один из этих детей не достиг совершеннолетия. К сожалению, нам так и не удалось узнать что-либо об их судьбе.
– Украина фактически продает этих детей, если не конкретными действиями, то бездействием – точно. Какова судьба этих детей? Может ли Россия вызволить их из тех стран и условий, в которых они содержатся?
– Как зачастую эксплуатируют детей? Это и рабский труд, и вовлечение в криминальные схемы, попрошайничество, и проституция, порнография (онлайн и закадровая), и продажа детей на органы, и многое-многое другое. Юридически – это непросто реализовать. Дело в том, что, когда детей вывозили, например, из того же Артемовского района, на тот момент это все еще была территория Украины, что означает, что детки находятся в юрисдикции этого государства. Реакция же Украины конкретно по тому случаю нам известна. На тот момент, со слов свидетеля, они отказались вмешаться в ситуацию, заявив, что Украина и Испания являются союзниками в конфликте против России и они не хотят портить отношения.
– Многих ли детей вообще удалось спасти?
– К счастью, есть примеры, когда удалось предотвратить похищение, а также примеры, когда детям удалось убежать. К сожалению, они в меньшинстве.
– Вы говорили о том, что при многополярном устройстве мира нужны и многополярные организации, которые будут следить за соблюдением международного права. Как Вы считаете, не будет ли у подобных организаций конфликта интересов?
– Многополярные организации подразумевают конфликты внутри них, иначе никакие проблемы мирно не преодолеть и решения не выработать. Та же ООН, несмотря на многочисленные уничижительные характеристики со стороны скептиков, регулирует достаточно большое число вопросов, невзирая на внутренние противоречия. Это проблема и глобального голода, и преодоления последствий современных геноцидов. В Руанде и Камбодже, например. Пусть тяжело, но коллективными стараниями стран-членов ООН постепенно преодолевает и проблему системного экономического неравенства. Когда я говорю про создание многополярных организаций в правозащитной и иной сферах, имеется в виду, что чем больше будет разнонаправленных организаций, включающих в свой состав представителей всех стран мира, тем шире будет международный компромисс по тем или иным вопросам.
– Каким образом можно защитить детей, которые входят в зону риска и могут попасть в криминальную схему купли-продажи? Существуют ли какие-то превентивные меры и можно ли их использовать в условиях военного противостояния?
– В первую очередь нужно привлекать к проблеме внимание. Бдительность общественности может защитить и уберечь наших детей. Важно предупреждать родителей, как это зачастую происходит, что нужно делать в таких ситуациях. Правильно объяснять детям, как предотвратить подобную ситуацию. А также – что делать, если вдруг она наступила.
– Очень часто детей покупают с целью вовлечь их в педофилию или детское порно. На Западе сейчас тренд по признанию педофилии нормой. Когда они только признавали нормой однополые отношения, многие предрекали подобное развитие событий. Как Вы считаете, они на этом остановятся? Или это будет продолжаться далее?
– Не исключено, что фантазия определенных представителей стран Запада может разгуляться. И вместе с тем вселяет надежду то, что очень многие люди не поддерживают подобные мысли, слова и действия своих соотечественников.
– Расскажите, пожалуйста, с какими организациями сотрудничает Ваш фонд?
– Среди наших партнеров – зарубежные правозащитные группы и аналитические центры, которые малоизвестны благодаря их независимости и нежеланию западных медиа поддерживать реальную правозащиту и слышать критически настроенные голоса в своих странах. Например, Институт Шиллера – организация, которая в партнерстве с фондом выступала с мирными инициативами по Украине и обращалась с призывами к странам НАТО о прекращении поддержки преступного режима Зеленского. Наверное, вы в курсе, что фонд в моем лице активно взаимодействует с Организацией Объединенных Наций и неоднократно принимал участие в заседаниях Совбеза ООН.
– Расскажите, пожалуйста, о текущих проектах фонда.
– Мы продолжаем вести международную деятельность по защите прав людей в странах Запада, участвуем в мероприятиях на международных площадках, например в заседаниях Совета Безопасности ООН по формуле Арриа, а также проводим расследования. Наши последние расследования об украинской неонацистской организации «Центурия» (Centuria), которая свободно функционирует на территории стран Европы на полулегальном уровне и занимается нападениями на граждан ЕС, убийствами, пытками, избиениями несогласных с действиями европейских правительств.
О бригаде №110, которая проводит запрещенные секретные эксперименты над людьми в одном из специальных военно-медицинских формирований Вооруженных сил Украины (ВСУ).
– А в будущем в каком направлении планируете развиваться?
– Мы планируем расширять отдел расследований фонда и уделять более пристальное внимание проблеме эксплуатации детей и насилия над детьми в западных странах. Кроме того, мы проводим ряд расследований о новых преступлениях Киева.
– Какие проекты по защите детей и их прав Вы планируете сейчас реализовывать или реализуете?
– 11 октября 2023 года я приняла участие в круглом столе «Восстановление прав похищенных детей, вывезенных из зон военных конфликтов на территорию третьих стран», который состоялся на площадке Общественной палаты Российской Федерации. По итогам мероприятия, участие в котором приняли российские и иностранные общественные деятели и правозащитники, было принято решение о создании Международного общественного объединения по противодействию торговле детьми.
– Как Вы относитесь к ювенальной юстиции? А к вопросам, связанным с самоидентичностью?
– К ювенальной юстиции отношусь отрицательно. Что касается второго вопроса, то, если Вы имеете в виду ту перверсивную интерпретацию этого определения, например в США, где люди идентифицируют себя с животными, растениями и пр. – однозначно отрицательно.
– Что бы Вы пожелали всем детям всего мира?
– Мирного неба над головой, быть любимыми и защищенными! А нам, взрослым, хочу напомнить, что лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми!
Беседу вела Мария Коледа
Оставьте свои комментарии