Профессор Арам Абрамян – «армянский Третьяков» в Третьяковке
В Государственной Третьяковской галерее в Москве 11 августа 2024 года завершила свою работу выставка «Москва – Ереван – Москва. Музей русского искусства. Коллекция А.Я. Абрамяна», приуроченная к 125-летию со дня рождения знаменитого хирурга-уролога и к 40-летию со дня основания Музея русского искусства в Ереване. В рамках международного выставочного проекта впервые были широко показаны произведения, ранее принадлежавшие профессору Араму Яковлевичу Абрамяну, а ныне находящиеся в фондах Музея русского искусства в Ереване и в частном собрании его семьи в Москве. В 1970–1980-х годах коллекция Абрамяна представляла собой одно из крупнейших в Москве собраний русской живописи конца XIX – начала XX века: от передвижников до художников-авангардистов из общества «Бубновый валет». Состав выставки: 39 произведений живописи и 21 – графики.
Выставка, которая проходила в Инженерном корпусе Третьяковки с 5 июня по 11 августа, позволила составить представление об этом уникальном собрании, а также о личности коллекционера. Мартирос Сарьян очень дружил с Арамом Абрамяном и прозвал его «армянским Третьяковым». Великий художник, когда лечился у него, нарисовал его портрет. Правда, эта работа – у племянника Абрамяна. У Арама Яковлевича лечился также великий поэт Егише Чаренц, а классик армянской поэзии Аветик Исаакян часто бывал у него в гостях.
Кроме непосредственной врачебной деятельности, у Абрамяна была еще одна страсть – искусство. Он с энтузиазмом влюбленного юноши искал, отбирал, тщательно проверял, консультировался с искусствоведами, отдавал на реставрацию и собирал произведения изобразительного искусства.
Его коллекция формировалась в Москве с начала 1960-х годов, хотя есть мнение, что первое приобретение относится ко времени советско-финской войны (1939–1940), когда Абрамян заведовал урологическим отделением одного из госпиталей Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).
В конце 1970-х профессор принял решение подарить свою коллекцию исторической родине – Армении: картины, графические работы, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства.
Постановлением Совета министров Армянской ССР №14 от 16 января 1979-го решено было освободить помещение Дома моделей на улице Таманяна в Ереване и предоставить его профессору Абрамяну для создания музея. В 1980-м он осуществил давний замысел и подарил большую часть своей коллекции картин (свыше 350 работ) народу Армении. 19 ноября 1984-го в Ереване был открыт Музей русского искусства (коллекция профессора А.Я. Абрамяна) – первый в СССР музей частной коллекции, переданной в дар государству.
«Я хочу, чтобы как можно больше людей все это видело, ко всей этой красоте приобщалось. Я знаю, как в Армении любят, как понимают и ценят великую русскую культуру. Знаю и именно поэтому завещал свое собрание Еревану», – сказал профессор.
Увлекаясь в последние годы художниками «сурового стиля», он особенно тяготел к ставшим уже хрестоматийными именам В.Е. Попкова, Н.И. Андронова, П.Ф. Никонова, но включил в свое собрание работы Н.И. Нестеровой и Т.Г. Назаренко. Страсть брала свое, он покупал и реже менял работы вплоть до своей кончины, не обращая внимания на выпущенные каталоги его уже музейного собрания, тем самым несколько запутав сведения о нахождении работ его коллекции. Его жена Мария Леонтьевна стойко разделяла интересы и чудачество мужа. Небольшая, но ценная часть коллекции Абрамяна не перешла в музей, а осталась в собственности у его племянника, тоже уролога, но уже не охваченного этой всепоглощающей страстью.
Последние 10 лет жизни вышедший на пенсию медик, ученый и коллекционер Абрамян продолжал пополнять ереванское собрание, передав в распоряжение музея еще восемь десятков полотен.
Фойе Музея русского искусства украшает портрет мецената кисти народного художника СССР Дмитрия Налбандяна. Народный художник СССР Николай Никогосян создал серию портретов коллекционера и его жены, а также скульптурное изображение Арама Абрамяна.
Выставку в Третьяковке открывал раздел графических произведений из ереванского Музея русского искусства, где можно было увидеть работы Н.И. Рериха «Обломов», «Знак» и «Архаический пейзаж», которые Абрамян относил к числу своих особо удачных приобретений. Также в зале были представлены акварели и графические листы других художников круга «Мир искусства»: киммерийские пейзажи М.А. Волошина и К.Ф. Богаевского, «Варсель. Бассейн» А.Н. Бенуа, работы З.Е. Серебряковой, С.Ю. Судейкина, К.С. Петрова-Водкина, Н.С. Гончаровой.
Во втором зале были представлены работы из собрания семьи А.Я. Абрамяна – превосходные произведения А.Я. Головина, Б.М. Кустодиева, К.Ф. Юона, Н.А. Тархова, созданные в начале XX века, пейзажи Р.Р. Фалька и П.В. Вильямса 1940–1950-х годов. Особенного внимания в этой части экспозиции заслуживает крупноформатная акварель неизвестного широкому зрителю художника В.А. Гальвича, подражателя М.А. Врубелю. Необходимо отметить и красочные, построенные на сопоставлении сочных цветовых пятен картины А.Э. Мигаджиана и О.К. Татевосяна, русских художников армянского происхождения. Отдельный блок выставки, своеобразный эпилог рассказа о собирательской деятельности Абрамяна составляли работы шестидесятников – «Ночь в Солигаличе» и «Зимний вечер» кисти Н.И. Андронова, «Две фигурки» В.Е. Попкова из коллекции ереванского Музея русского искусства.
Представленное в залах Третьяковской галереи собрание демонстрирует особое пристрастие коллекционера к искусству Серебряного века.
Кураторы выставки: Татьяна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе, и Екатерина Евсеева, кандидат искусствоведения, сотрудник ГТГ.
Кстати, переговоры о проведении выставки длились год.
На основе экспозиции издан красочный альбом «Москва – Ереван – Москва» на русском языке тиражом 1000 экземпляров. По словам директора Музея русского искусства в Ереване Марины Мкртчян, выставка стала реальностью благодаря кропотливой работе обоих музеев, финансовой поддержке МОНКС РА (Министерства образования, науки, культуры и спорта Республики Армения) и спонсоров в лице фонда развития культуры «Керон», фонда «Наследие и прогресс», а также соучредителя «Чистой линии» Тиграна Матиняна, взявшего на себя затраты на издательские нужды.
Учредитель фонда «Керон» Марета Геворкян:
«Мое видение состоит в том, чтобы посредством деятельности фонда «Керон» (что означает факел и свет) создать в Армении среду, которая привлекала бы трудолюбивых и предприимчивых людей. Содействуя реальным успешным кейсам, мы стремимся построить устойчивое будущее для Армении. Наша миссия – позволить усилиям профессионалов привнесли процветающие результаты для общества и нашей страны».
Партнеры проекта фонда «Наследие и прогресс»: Министерство образования, науки, культуры и спорта Республики Армения; Музей русского искусства (коллекция А. Я. Абрамяна), Ереван.
Президент фонда академик РАН, профессор, лауреат Премии им. Н.А. Лопаткина «За вклад в развитие российской урологии» Армаис Камалов:
«Деятельность фонда «Наследие и прогресс», созданного в 2020 году, направлена на развитие и поддержку русско-армянских гуманитарных инициатив. Научный потенциал наших двух стран мог бы приумножить обоюдные возможности. Также и в сфере образования, культуры, которая нас прочно связывает с Россией».
История компании «Чистая линия» началась в 2001 году с простого желания двух друзей – Гагика Эвояна и Тиграна Матиняна – познакомить россиян с традиционным армянским напитком – таном. Идея оказалась успешной! Тан быстро завоевал популярность у покупателей, и «Чистая линия» начала расширять ассортимент, добавляя новые виды кисломолочной продукции. Сегодня «Чистая линия» – это крупнейший производитель мороженого и один из лидеров рынка молочной продукции в России.
Арам Яковлевич (Акопович) Абрамян родился 31 декабря 1898 года в Тифлисе (ныне Тбилиси). Отец владел магазином скобяных товаров и строительных инструментов, мать была домохозяйкой, она рано умерла. Арам мечтал стать врачом, но по окончании 3-й мужской гимназии в Тифлисе в 1917-м решил переехать в Армению с одной целью – записаться в добровольцы и отправиться на фронт для защиты Родины. Враг вторгся в Араратскую долину и угрожал Еревану. В составе конно-горной батареи 19-летний юноша участвовал в боях с турками под Карсом, Сарыкамышем, Александрополем, Караклисой, в знаменитой Сардарапатской решающей битве 22 мая 1918 года. 26 мая враг был полностью разгромлен.
Заложенные родителями высшие моральные принципы любви к людям и Отчизне предопределили его поступление на медицинский факультет Московского университета, который Арам окончил в 1924 году. После учебы молодой врач работал в хирургической клинике Второго Московского университета.
Из публикации «Вспоминая «Мудрого Арама» Валерия Дутова, доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой урологии ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского (газета «Ноев Ковчег», №12/311, декабрь 2018 г.):
«Учителем Арама Абрамяна стал блестящий хирург, ученый и педагог Николай Федорович Лежнев, соратник одного из основоположников российской урологии Сергея Петровича Федорова, знаменитого русского хирурга первой трети XX века.
В 1929 году Арам Абрамян пришел на работу в Московский областной клинический институт – МОКИ (ныне МОНИКИ – Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского) и по совместительству работал ассистентом в клинике урологии Московского медицинского института Министерства здравоохранения РСФСР».
В марте 1931 года в МОКИ–МедВУЗе открыли урологическое отделение на 25 коек. Активное участие в организации работы отделения принял и Арам Абрамян. В сжатые сроки на базе медицинского учреждения была организована урологическая клиника Центрального института усовершенствования врачей, которая в 1935-м была расширена до 40 коек.
В годы Великой Отечественной войны Абрамян работал ведущим урологом эвакуационных госпиталей в Армении. А спустя четыре года после войны он становится главным урологом Лечебно-санитарного управления Кремля (в дальнейшем 4-го Главного управления Минздрава СССР).
Из биографии выдающегося врача: «Более 25 лет профессор Абрамян являлся главным консультантом кремлевских небожителей. Высокий профессионализм, виртуозное владение тонкими приемами дипломатии, врожденное чувство такта снискали ему непререкаемый авторитет среди высшего партийного и государственного руководства Советского Союза и глав зарубежных государств».
С 1949 по 1975 год Арам Абрамян возглавлял урологическую клинику МОКИ–МОНИКИ. Здесь впервые в Советском Союзе стали применять методы рентгенокинематографии и ра-
диоизотопной диагностики, а также был внедрен аппарат для дробления камней мочевого пузыря «Урат-1». Абрамян автор более 130 научных работ и 3 монографий, посвященных проблемам почечнокаменной болезни, опухолей почек, травматических повреждений мочеиспускательного канала, различным вопросам детской урологии.
В 1950 году Арам Яковлевич защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора медицинских наук (профессор с 1951 г.).
Указом президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1969 года Араму Яковлевичу Абрамяну, первому из двух удостоенных этой высшей награды страны отечественных урологов, было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1984 году Арам Абрамян стал научным консультантом Минздрава СССР. Блестящий клиницист, хирург, ученый, педагог, заслуженный деятель науки Армении (1958), лауреат Государственной премии СССР (1976), Арам Абрамян заложил основы уникальной школы отечественной урологии. Он состоял членом президиума Международной ассоциации урологов, Высшего аттестационного комитета при Совете Министров СССР.
Профессор Евгений Чазов в автобиографической книге «Здоровье и власть» называет Абрамяна «хирургом от Бога в самом всеобъемлющем смысле этого слова». «Современники называли его «Мудрый Арам» – интуиция и логика, оперативная техника и искусство врачевания слились в нем воедино», – пишет Чазов.
Всемирно известного врача-уролога, доктора медицинских наук, профессора, кавалера двух орденов Ленина (1952, 1969), орденов Октябрьской Революции (1978) и Трудового Красного Знамени (1966) Арама Яковлевича Абрамяна не стало 13 января 1990 года в Москве. Его прах упокоился на родине, в ереванском Пантеоне.
Благодарные потомки – ученики, пациенты и их дети – помнят и чтят великого сына Армении.
Марина и Гамлет Мирзоян
Оставьте свои комментарии