N 05 (116) Май 2007 года.

А потом была Победа…

Просмотров: 6266

18-ЛЕТНИЙ ПАРЕНЕК ИЗ ТБИЛИССКОГО СОЛОЛАКА БЫЛ ПРИЗВАН В СОВЕТСКУЮ АРМИЮ В ПЕРВЫЕ ДНИ ВОЙНЫ

Наступил новый май, а вместе с ним и очередная годовщина Великой Победы. Этот всенародный праздник будут отмечать и те, кому мы обязаны гордостью за ту Великую страну, вынесшую на себе основную тяжесть пяти военных лет. Редеют их ряды, все меньше остается боевых друзей за праздничным столом, неумолимо растет список тех, за помин которых выпивается сто грамм фронтовых.

Как правило, большинство книг, статей и очерков о войне посвящается нашим замечательным командирам, маршалам, адмиралам и генералам, описанию их стратегических побед. К сожалению, в их тени остаются те, кто прошел по разбитым дорогам войны от ее начала и до последнего победного залпа. Между тем, именно из судеб рядовых великой армии-победителя складывалась наша общая судьба. Одним из них и является гвардии старшина первого военного призыва Леонид ( Лева) Михайлович Татевосов.

18-ЛЕТНИЙ ПАРЕНЕК ИЗ ТБИЛИССКОГО СОЛОЛАКА БЫЛ ПРИЗВАН В СОВЕТСКУЮ АРМИЮ В ПЕРВЫЕ ДНИ ВОЙНЫ

Наступил новый май, а вместе с ним и очередная годовщина Великой Победы. Этот всенародный праздник будут отмечать и те, кому мы обязаны гордостью за ту Великую страну, вынесшую на себе основную тяжесть пяти военных лет. Редеют их ряды, все меньше остается боевых друзей за праздничным столом, неумолимо растет список тех, за помин которых выпивается сто грамм фронтовых.

Как правило, большинство книг, статей и очерков о войне посвящается нашим замечательным командирам, маршалам, адмиралам и генералам, описанию их стратегических побед. К сожалению, в их тени остаются те, кто прошел по разбитым дорогам войны от ее начала и до последнего победного залпа. Между тем, именно из судеб рядовых великой армии-победителя складывалась наша общая судьба. Одним из них и является гвардии старшина первого военного призыва Леонид ( Лева) Михайлович Татевосов. 6 июля 1941 г. он, 18-летний сероглазый паренек из старинного тбилисского Сололака, был призван в действующую армию вместе с такими же юными ровесниками Колей Хампиатовым, Рубчиком Галионджаном, Ваней Копцевым, Жорой Дошояном, Генрихом Мальяном и Гришей Каграманяном. С войны вернулись все, за исключением пропавшего без вести Коли. Курс молодого бойца проходили на сборном пункте в пригородном Вазиани, там же ребята приняли присягу. В течение двух месяцев юноши осваивали навыки диверсионной работы в тылу врага, радиопередатчики, прыгали с парашютом.

26 сентября было получено первое боевое задание: Татевосову поручили возглавить группу разведчиков для проведения глубокой разведки на территории Ирана. К тому времени дипломатические отношения с Ираном были разорваны и сохранялась угроза участия этой страны в агрессии против СССР в составе гитлеровской коалиции. Поздней ночью группа из трех человек была сброшена с борта СБ (скоростной бомбардировщик) в район Тавриза, где в течение недели осуществляла слежение за основными дорогами с целью установления передвижения войсковых соединений потенциального противника. Через неделю группа, успешно выполнив задание, соединилась с советскими войсками, вошедшими на территорию сопредельной страны.

31 декабря 1941 года в составе большого десанта, усиленного морской пехотой, рядовой Татевосов принял участие в войсковой операции на территории Крыма, в результате которой Феодосия и Керчь были очищены от гитлеровских гарнизонов. К тому времени отдельный батальон разведотдела Закавказского фронта, в котором на должности заместителя политрука проходил службу Лева Татевосов, был передислоцирован в Краснодар. 12 мая 1942 года группа в составе 50 десантников была в срочном порядке переброшена в Темрюк, а оттуда морским транспортом в Керчь для охраны штаба Крымского фронта. 21 мая в результате поддержанного с воздуха и артиллерией мощного немецкого контрнаступления Крым был оставлен нашими войсками. Десантники, понеся тяжелые потери, с боем отступили в Темрюк. В Краснодаре после переформирования воинское соединение приняло участие в тяжелых боях, где под Батайском рядовой Татевосов был тяжело ранен и отправлен в Краснодар, в военный госпиталь. Осколочное ранение в ногу давало все основания для списания в запас, однако молодой боец категорически настоял на возвращении в действующую армию. Ввиду того, что увечье не позволяло вернуться в десантное соединение, гвардии старшина Татевосов был направлен в район боевых действий на должность командира противотанковой батареи 84-го пехотного полка.

Вскоре полк принял участие в освобождении Крыма. По решению командования фронта на базе полка была сформирована диверсионная группа из бывших десантников, связистов и подрывников и заброшена в тыл врага в горные районы Крыма для участия в диверсионной деятельности в составе партизанских соединений. Гвардии старшина Татевосов был прикреплен к партизанскому отряду «Чапаев», в составе которого осуществил целый ряд диверсионных актов по уничтожению коммуникаций и живой силы противника.

Приказом командира партизанских соединений Крыма Позднякова и комиссара соединения Скрибника Леониду Татевосову была объявлена благодарность за «личное мужество и изобретательность в подготовке диверсионных актов против фашистских оккупантов». Среди своих многих боевых наград эта - одна из наиболее дорогих для Леонида Михайловича. В составе партизанского соединения он бил врага до полного освобождение Крыма. Возвратившись в 1944 году в родной 84-ый полк, гвардии старшина Татевосов в составе 2-го Украинского, 3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского фронтов прошел с боями со своей батареей сорокапяток Украину, Белоруссию, Латвию и Восточную Пруссию. Самыми тяжелыми были бои за Кенигсберг, окруженный мощной системой фортов. Каждый из них приходилось буквально вспарывать огнем тяжелой артиллерии.

Рассказывая о тех боях, Леонид Михайлович отдает должное упорству, с которым фашисты отстаивали каждую пядь оплота прусской военщины. Вспоминает об эпизоде, когда окруженные в одном из фортов более 200 фашистских офицеров покончили с собой во избежание позора плена. 9 мая гвардии старшина Татевосов встретил в разрушенном Кенигсберге, где и закончил войну. За проявленное в боях мужество Леонид Михайлович был награжден боевыми орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней, многими медалями, среди которых «За отвагу» и «За взятие Кенигсберга». Из большой и дружной семьи Татевосовых на фронт ушли – брат Сема, офицер военной контрразведки «Смерш», лично задержавший несколько гитлеровских шпионов; два двоюродных брата Саша и Серо, зять – осетин Михаил Дзуцев, воевавший в авиационном полку под командованием Василия Сталина и лично сбивший 20 фашистских асов; муж другой сестры – грузин Шалва Гаприндашвили, командовавший мостостроительным батальоном. Все они прошли войну с первого дня до последнего и вернулись домой без потерь. Леонид Михайлович с презрением говорит о тех, кто пытается сегодня принизить роль советских людей в той войне, он и сегодня твердо уверен в том, что именно советскому народу мир обязан избавлением от коричневой чумы.

Вернувшись с войны, Леонид Михайлович прожил славную трудовую жизнь, поднимал легкую промышленность в Грузии, ушел на пенсию с должности заместителя генерального директора производственного объединения. Вырастил и воспитал пятерых детей.

Он и сегодня пользуется колоссальным авторитетом в среде своих многочисленных коллег и друзей, а в кругу родственников он – самый главный и самый любимый человек. Ясный ум, искрящийся юмор, готовность всегда прийти на помощь – за эти качества уважают и любят Леонида Михайловича и гордятся дружбой с ним.

В большой и дружной семье Татевосовых давняя традиция – собираться 9 мая в доме Леонида Михайловича – дяди Левы за праздничным столом и желать ему крепкого здоровья и хорошего настроения.

Гай Аматуни

Редакция газеты «Ноев Ковчег» поздравляет всех ветеранов Великой Отечественной войны с праздником Победы! Здоровья вам и долгих лет жизни!

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 28 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Леву знает,уважает и любит весь настоящий Тбилиси,таких людей уже нет и больше не будет.Долгих лет жизни тебе,Лева-джан.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты