№ 06 (153) Июнь 2010 года.

Поэт, оратор, воин

Просмотров: 4768

К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГАРЕГИНА НЖДЕ (1.01.1886 – 21.12.1955)

19 июля 1913 года газета «Киевская мысль» публикует очерк своего военного корреспондента Льва Троцкого об армянской добровольческой роте, принимавшей участие в первой Балканской войне против Турции за освобождение Македонии и Фракии.

Из горьких раздумий Нжде:

«Минули годы… Положение народа нашего сегодня куда тяжелее, безнадежнее. Сегодня народу нашему запрещено даже «Дзахорд орер» ашуга Дживани петь. А ведь дни пошли и впрямь безрадостные. Сегодня Абовян сказал бы: «Землю имеем отторженную, жизнь – омертвевшую»… Горе тому, кто под стать мусульманину не будет по семь раз на дню фанатично творить намаз перед ликом Сталина! Горе тем, кто не научился гнуть шею и опускаться по-верблюжьи на колени перед Берией, кавказским наместником красного царя! Горе Армении, коли осмелится она возмечтать о своих землях – Карабахе, Ахалкалаки и Нахичеване! Этому исчадию ада большевику, что грузину, что татарину (азербайджанцу. – Г.М.), по душе лишь слабая, обессилевшая, бесхозная Армения без будущего».

1937 г., София

1920 год, вторая половина декабря. Отбившись от частей XI Красной Армии, Зангезур остался один на один с грозными вызовами времени.

Зима выдалась на редкость снежной, завалив все дороги и горные тропы. К тому же часто свирепствовал буран. Мать-природа словно давала Гарегину Нжде передышку, которая пришлась как нельзя кстати.

С востока Зангезур был обложен мусульманскими селами равнинной части края, за которыми стоял осовеченный Карабах, а за ним – советский Азербайджан, с запада дышали угрозами Нахичеван, захваченный Красной Армией, и кемалистская «революционная» Турция. Ставшая советской, с севера нависала искромсанная Армения: Александропольский уезд все еще был в руках турок, а большую часть Лори, так называемую «нейтральную зону», занимали войска меньшевистской Грузии. На юге, по емкому выражению Нжде, была «переменчивых настроений Персия».

Пребывая в раздумьях, Гарегин Нжде, при содействии Зангезурского временного Крестьянского союза, рассылает телефонограммы во все районы, требуя созвать на местах сходки, в которых должны принять участие выборные от всех сельских общин.

25 декабря в Татевский монастырь съехались 102 делегата из 69 сельских общин, 15 представителей от районов и сам Нжде. И эти 118 человек провозгласили в крае временное самоуправление, объявив о создании Автономной Республики Сюник с центром в Горисе – «пока не возникнут политические предпосылки для воссоединения с матерью-Родиной – Арменией».

27 декабря всезангезурский съезд избрал председателем правительства Гедеона Тер-Минасяна, а спарапетом – главнокомандующим вооруженными силами – Гарегина Нжде, фактически правящего краем, границы которого оставались в пределах прежнего Зангезурского уезда. Съезд также определил форму правления в Автономной Республике – конституционную. Он же постановил: делегаты съезда и составляют высший законодательный орган власти – парламент.

Из дневниковых записей Нжде:

«Этот исторический съезд неукоснительно подтверждает тот факт, что советские войска вошли в Зангезур вопреки воле его народа: политика советского командования оказалась куда более разорительной и варварской, нежели набеги Ленк-Темура; орды турок в Армению привели Россия и Азербайджан, принудив ее признать под стенами Александрополя советские порядки».

Тотчас по завершении съезда во всех церквах, школах, воинских частях, на фронтах, чуть ли не под каждым городским и сельским кровом зазвучали «Семь наказов» Гарегина Нжде сюникцам:

«1. Без Сюника и Арцаха, географических составных позвоночного хребта Армении, трудно представить себе само бытие и целостность Родины;

2. На склонах гор, в горах твое спасение. В этих храмах своих, при святом кресте, воздвигни по утесу – поклоняться и чтить, дабы не ослабло спасительное поклонение твое к родным горам;

3. Спарта! Страна твоя может восстать новой Спартой на печальном Востоке. Иди к этому, ты можешь, и ты станешь;

4. Никогда не складывай оружия! Пусть прежде соседи твои перекуют мечи свои и стрелы на орала;

5. Чтоб не осталось на земле твоей ни одного обездоленного. Слезы несчастных и малодушие слабых подмывают основы любого отечества;

6. Один народ, как одна семья. Среди прочих народов, возможно, ты один не имеешь права на разобщенность;

7. Будь сильным, стань еще сильней, всегда будь сильным! Народы, в конечном счете, обладают не тем, что им выпадает, что выпрашивают они, а лишь тем, чего они достойны и чего они могут добиться своими силами».

Как бы предчувствуя ход грозовых событий, по наущению товарищей из Еревана, народный комиссар по военным и морским делам РСФСР, председатель Реввоенсовета Республики Лев Троцкий 4 января 1921 года требует, чтобы Дро (Драстамат Канаян), командующий вооруженными силами Советской Армении, незамедлительно прибыл в Москву за новым назначением. Военный министр Армении Авис Нуриджанян и его окружение опасались мятежных настроений среди бывших офицеров дашнакской армии, которых Дро принял на службу. Не исключено, что не доверяли они и самому командующему. Троцкий указал Дро и маршрут движения в Москву – через Баку.

На основании секретного циркуляра того же Троцкого, с полного одобрения Ревкома Армении, 17 января начались повальные аресты офицеров запаса, служивших в армии Первой Республики. 500 из 1400 арестованных офицеров были отправлены в Азербайджан и уже оттуда в концентрационный лагерь под Рязанью, где почти всех ликвидируют. Руководил той операцией армянин Георгий Атарбеков, прибывший из Баку и поставленный уполномоченным ВЧК по Армянской ССР (имя этого свирепого палача все еще носит одна из улиц Москвы).

В те же дни Ленин и Троцкий дают указание Революционному военному совету Кавказского фронта – Зангезур занять к началу весны любой ценой. В своем письме в Москву председатель Кавказского бюро ЦК РКП(б), член РВС фронта Серго Орджоникидзе пишет: «Начинать военные действия против Зангезура из пределов Азербайджана не представляется возможным: все горные проходы из Армении и Азербайджана туда завалены глубокими снегами».

И тут большевикам пришлось пустить в ход дипломатию.

22 января командир бригады XI Красной Армии Семенов направляет письмо правительству Сюника: «Руководствуясь нашими идеями, я предлагаю вам прекратить всякого рода военные действия, наладить с нами связь и найти взаимопонимание».

С ответом Нжде медлить не стал: «Предлагаю конкретные меры: выпустить из тюрем членов революционных социалистических партий, очистить от кемалистов захваченные ими территории, отказаться от проведения в Зангезуре тайной работы по разложению народных масс. Переговоры возможны только при соблюдении выдвинутых нами условий».

Даже получив ультимативный ответ, большевики не оставляют усилий: в Зангезур едет депутация от командования XI Красной Армии и Реввоенсовета Армении с предложением лично Нжде и крестьянству края признать Советскую Армению и прекратить сопротивление.

Из дневниковых записей Нжде:

«2 февраля в два часа пополудни я должен был принять главу делегации Григора Варданяна. Но не смог. Меня ждали на митинге с речью перед отрядами, прибывшими из Татева и других селений. Глядя в горящие верой в справедливость глаза полуголодных моих, почти разутых и раздетых солдат, я начал: «Эти рядящиеся в тогу коммунизма большевики, успевшие поставить на грань крайней нищеты народ Зангезура, вынужденно признавая вашу силу, подсылают к нам делегатов с сомнительными предложениями. Не по той ли причине, что прокемалистские контрреволюционные банды, захватив большую часть Армении, лелеют надежду прихватить и остальную?! Спрашивается, а кто их привел в Армению, этих кемалистов?..»

Вечером того же дня Варданян вручает Нжде письмо от Дро, датированное 21 января.

Из дневниковых записей Нжде:

«Дро, как под диктовку, повторяет требования командования Красной Армии: прекратить повстанческие бои в Карабахе, объявить Сюник советским. И – с чего бы это?! – принять на себя командование 11-й Красной Армией, если того я пожелаю. Далее из письма следует, что в скором времени в Москве пройдет конференция с участием России, Турции и Армении по определению границ. Послание свое Дро заключает словами: «Пока Зангезур не признает Советскую Армению, дело это с места не сдвинется». Дро осмелел настолько, что за воссоединение с Советской Арменией великодушно предлагает мне и моему ближайшему окружению… амнистию, Бог весть за какие прегрешения. На «щедрое» предложение Дро я ответил: «Первым делом придется выпустить из тюрем всю армянскую интеллигенцию; Сюник и Карабах присоединить к Армении; убрать турок хотя бы из Шарура и Александрополя. По выполнении всех трех моих требований обещаю уйти за границу и открыть двери края Сюняц перед советскими властями».

А буквально за три дня до этого председатель Ревкома Армении Саркис Касьян телеграммой шлет приказ военному комиссару Даралагяза, исторического Вайоц Дзора, и уездному ревкому: «Пока нами не занят Зангезур и Даралагяз остается тылом, проводите у себя более чем мягкую политику. Арестовывайте только тех, кто открыто ведет пропаганду против нас. Не смейте хватать первых встречных и реквизировать их имущество».

Из дневниковых записей Нжде:

«Вот каков язык касьяновской психологии. Какова власть, таков и приказ. Он запрещает «аресты» и «конфискацию» не вообще и навсегда, а лишь потому, что подобные действия он не находит полезными и целесообразными в данный момент».

Меж тем 4 февраля в Ереване состоялась тайная встреча находившегося под домашним арестом последнего премьер-министра (с 28 ноября по 2 декабря 1920 г.) Первой Республики Врацяна с Атарбековым.

Из дневниковых записей Нжде:

«Врацян внушил ему, что «вопрос с Зангезуром надобно решить мирным путем и с этой целью следует направить туда депутацию. При этом он выражает готовность войти в ее состав. На что Атарбеков предлагает Врацяну: «Лучше бы все представить так, будто вы тайком сбежали от армянских большевиков, а уже там скажете, что гарантом любых соглашений между Ревкомом Армении и Зангезуром выступаю я, Атарбеков, как полномочный представитель Всероссийских Советов».

Вот как мыслила и действовала ЧеКа! Надо поспешить, надо упредить действия этого дьявольского ума Атарбекова, иначе он, арестовав офицеров, может поголовно истребить и нашу интеллигенцию. Чтобы пробить спасительную дорогу этим несчастным из Еревана в Сюник, я двинул свои войска на Вайоц Дзор».

В ночь с 13 на 14 февраля отряды Нжде ворвались в пределы Даралагяза. Войдя в уездный центр Кешишкенд (ныне – Ехегнадзор), они внезапно атаковали размещенное там подразделение 24-й дивизии Красной Армии.

Из дневниковых записей Нжде:

«15 февраля мне вручили письмо, адресованное «гражданам Нжде и Тер-Минасяну», от командира 11-й Красной Армии Геккера: «Для уточнения условий и вынесения положений по присоединению Зангезура к Армении, прошу кого-нибудь из вас прибыть в Шуши, где я вас буду встречать». Между строк Геккер упоминает и о сотрудничестве Ленина с Кемалем: «На самом деле в Зангезуре имело место постыдное событие, за которое хвалить себя мы не посмеем. Речь о турецком полке, который мы пропустили к Кемалю через Зангезур… Кто бы мог подумать, что это даст повод к печальным последствиям или недоразумениям, что местное население и этот полк поднимут друг на друга оружие, да к тому же прикрываясь Красной Армией?!» Смехотворно утверждение Геккера о том, что инцидент, связанный с турецким полком, Баку посчитал сведением счетов».

Ответа на письмо свое Геккер так и не получил.

В Горисе от имени главного штаба спарапета Сюника было оглашено: «16 февраля войска Зангезура и местные повстанцы без потерь заняли весь Вайоц Дзор. Большевики сопротивления оказать не успели. В плен попали 405 красноармейцев и более 20 деятелей из армян-большевиков».

Прорыв частей Нжде в Даралагяз под началом горисца Япона (Ованеса Пароняна) послужил своеобразным сигналом к восстанию и в других местах – Баш Гярни, Аштараке, Эчмиадзине, Апаране, Ахте… К утру 18 февраля повстанцы заняли Ереван. Красноармейцы, захватив 8 вагонов с зерном и несколько вагонов с боеприпасами и снарядами для орудий, оставили столицу. В тот же день был сформирован «Комитет спасения Родины» во главе с Врацяном (к слову, название «Комитету» дал Нжде). Врацян возлагал большие надежды на помощь из Грузии.

Увы, 25 февраля власть меньшевиков пала: советской стала и Грузия.

27 февраля ликующий Кешишкенд привечал Гарегина Нжде, своего спасителя. Съезд крестьян уезда, состоявшийся там 2 марта, принял решение о присоединении Даралагяза к Автономному Сюнику.

И развивались события столь стремительно, что 5 марта даралагязский отряд Нжде вступил в город Нор Баязет (ныне – Гавар), очистив его от большевиков. 400 красноармейцев сдались без боя.

Уже к 8 марта в Сюник влилась и большая часть Нагорного Карабаха: летучая сотня карабахца Тевана Степаняна при поддержке горисского отряда Тер-Петросяна отбила ее у красноармейцев.

Тем временем дела «Комитета» шли из рук вон плохо. К тому же, придя в себя, в середине марта части Красной Армии стали теснить повстанцев. Дошло до того, что Врацян 18 марта обратился за помощью… к правительству Турции. Однако кемалисты всего два дня назад, то есть 16 марта, подписавшие в Москве договор с РСФСР, не захотели портить отношения с ней. Восставшие остались в полной изоляции.

На подписание Московского договора, по настоянию представителей Великого Национального собрания Турции, от Армении никого не пригласили. К этому черному делу руку приложили и Ленин с Троцким. По договору к Турции отходили южная часть бывшей Батумской области, бывшие Карсская область и Сурмалинский уезд Эриванской губернии с горой Арарат, с 1878 года входившие в Российскую империю. А еще под протекторат Азербайджанской ССР передавался бывший Нахичеванский уезд Эриванской губернии. При этом в статье о принадлежности Нахичевана была особая оговорка: «без права передачи третьей стороне», под которой, видимо, подразумевалась Персия.

2 апреля красные вошли в Ереван. В горы Автономного Сюника хлынули восемь тысяч беженцев и четыре тысячи активных участников восстания.

26 апреля Нжде обращается к шаху Ирана Ахмад-хану с просьбой принять на «земле гостеприимной Персии пятьсот человек интеллигентов: профессоров, инженеров, техников, учителей, врачей и юристов, оставшихся по милости большевиков без продуктов питания».

Татевская обитель становится пристанищем интеллигентов-скитальцев, бредущих к берегам Аракса. За отсутствием мостовой переправы их сажали на келаки, хлипкие плотики из козьих бурдюков, стянутых веревками. Одно неверное движение, и они могли перевернуться… И мучения эти длились целых два месяца, пока все 6598 человек не ступили на персидский берег.

26 же апреля парламент Автономного Сюника в Татеве созывает 2-й чрезвычайный съезд, и тот объявляет Сюникскую Республику независимым государством, в которое, кроме Зангезура, входят Вайоц Дзор, Нагорный Карабах и Гохтан, под названием Лернаайастан – Республика Нагорная Армения. 95 делегатов от 64 сел и составили парламент новой республики.

Нжде становится премьер-министром, министром иностранных дел и вооруженных сил Лернаайастана. Съезд объявляет Нжде, полковника Первой Республики, зораваром, то есть полководцем, и награждает его железным орденом «Орел Хуступа», учрежденным в честь неприступной горы в Капане.

Первым руку помощи Лернаайастану протягивает архиепископ Нерсес Мелик-Тангян (уроженец сисианского села Брнакот), глава епархии Армянской Церкви в Атрпатакане и Васпуракане. Из Персии в молодую республику идут продовольствие и оружие. Ко всему этому архиепископ передает еще две тысячи золотых иранских туманов.

Из дневниковых записей Нжде:

«Не успело назначенное мною правительство вернуться из Татева в Горис, как мне уже сообщили, что прибывшая из Еревана делегация желает вступить в переговоры с моим правительством.

Все эти дни советские газеты только и писали о том, что представители Ревкома Армении имеют полномочия ознакомить нас с двумя известными посланиями Ленина. В одном из них объявлялась амнистия всем противникам Советской власти, в другом содержалось предложение Зангезуру слиться с Советской Арменией».

Переговоры начались 12 мая в сисианском селе Каладжуг. Большевики настаивали, чтобы Нжде безоговорочно сдал Зангезур и оставил пределы края. Нжде внес встречное требование – признать независимость Республики Нагорная Армения.

Общего языка стороны не нашли.

28 мая Зангезур отмечал третью годовщину создания Первой Республики. Принял участие в торжествах и прибывший из Персии Врацян.

Из дневниковых записей Нжде:

«На рассвете с песнями и музыкой в столицу края Сюняц стали стекаться с гор народные дружины и многотысячная масса народу. К полудню в Горисе, над братской могилой павших от рук большевиков, вскинулся лес сабель, штыков и трехцветных знамен Сюника на древках… Зазвучали страстные речи. Были слезы печали и радости.

В тот день и простой солдат, и командир, и женщина, и мужчина, обуреваемы были тягостными мыслями о том, что «было бы ладно, если бы склады боеприпасов наши не пустовали. Мы, сражавшиеся за свободу и одолевшие врага, остались на сегодня даже без хлеба»… Сюник был горд, что выстоял и победил, но и печалился, что не может воспользоваться плодами своих побед».

1 июня в Горисе состоялось совместное заседание «Комитета спасения Родины» и Республики Нагорная Армения, на котором последнюю переименовали в Республику Армения. В премьер-министры выдвинули Врацяна, в военные министры – Нжде. Врацян убыл в Персию для сбора средств в помощь новой республике, да так оттуда и не вернулся.

Из дневниковых записей Нжде:

«Москва вряд ли переварит еще одну Армению. Приспичит, и большевики без колебания вновь призовут на помощь кемалистов».

Вторя этим настроениям, официальная советская пресса во всеуслышание заявляет о том, что Зангезур остается за Советской Арменией.

Из дневниковых записей Нжде:

«А вот и красноречивый документ, содержащий сделанные нам уступки со стороны Мясникяна (Александр Мясникян в начале мая был утвержден в должности предревкома, а с 21 мая – предсовнаркома Армянской ССР):

«13 июня 1921 г. Сим правительство Армянской Советской Социалистической Республики обращается к властям Зангезура – положить конец сопротивлению и признать единственно законную власть правительства Советской Армении». Декларация сулит нам «объединение и слияние всех земель нашей отчизны». Как видим, нам дают куда больше, нежели мы ожидали. Выходит, не зря пущено было в ход армянское оружие. «Ты вправе сам управлять на своей земле», – сказали карабахцу, лишив его в то же время права на присоединение с Арменией».

Мясникян делает еще одну попытку воздействовать на Нжде, теперь уже через архиепископа Мелик-Тангяна. Что до Нжде, то он ждет от Советской власти прежде всего правовых гарантий воссоединения Зангезура с Арменией. Давая понять, что от своего он не отступит, Нжде 15–17 июня подминает под себя Вайоц Дзор, куда к тому времени уже успели войти части армии Советской Армении. При этом Нжде предвидит, что без хлеба и оружия долго ему не продержаться.

Утратив контроль над Даралагязом, Мясникян и Геккер, теперь уже командующий Отдельной Кавказской армией, 20 июня поручают штабу армии разработать оперативный план окончательного захвата Зангезура. И Ереванская группировка Отдельной Кавказской армии тремя колоннами двинулась на Лернаайастан, последний бастион свободы на Кавказе, противостоящий империи Советов: от Веди к Кешишкенду, от Нахичевана к Ангехакоту и от Ордубада на Мегри. 26 июня не устоял перед ее натиском Вайоц Дзор. 30-го красные вошли в Сисиан. 2 июля пал центр края – Горис, 4-го – Татев, а затем и Капан.

Решалась в те дни и судьба Карабаха…

Убедившись воочию, что в Зангезур вошли и армянские части, что во всей этой лавине нет ни войск Азербайджана, ни кемалистов, Нжде, окончательно уверовав в то, что Мясникян и впрямь сдержал слово и Зангезур войдет в состав Армянской ССР, принимает, наконец, едва ли не самое трудное решение – покинуть родимый край.

Из дневниковых записей Нжде:

«Лично мне делать здесь больше нечего. Мне остается лишь сказать своему народу, что я непременно вернусь, если Азербайджан посмеет протянуть хищную лапу свою к Сюнику и урвать хоть что-то…

12 июля, утро. Передо мной река Аракс. Через час-другой буду на том берегу, на земле Персии. Не могу знать, доведется ли вернуться в родные края?! Прощай, мой героический народ!..

Покидая Армению, я взял с собой шкуру тигра, убитого моими воинами на армянском берегу Аракса – мое единственное вознаграждение. Кинжал Завал-паши – мой единственный военный трофей. Пусть положат в могилу мне на грудь не знавший поражений флаг Сюника и старый армянский словарь – единственное мое утешение в изгнании».

На плотик-келак Нжде и хмбапет Хнко запрыгнули последними… Видавший виды дневник выпал из кармана плаща Великого Армянина, и быстрые воды Аракса понесли его, чтобы спустя много лет прибить к берегу нашей памяти.

Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 100 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Дневниковые записи Нжде,опубликованные в статье,должен знать каждый армянский школьник,вне зависимости где он живет,В Армении, России,или США.
  2. Если глубоко копнуть, можно из философского наследия НЖДЕ выкроить и новую конституцию республики, по совести и от порядочности. В этом я вижу глубинный смысл публикаций. Это и гражданская позиция общеармянской газеты, цементирующей добрым словом народ наш, увы, рассеянный.
  3. Нжде - наша совесть и наш патриот, без сомнения. Но не надо, господа, из него делать икону.
  4. Икону делать не нужно,но здесь мы даем оценку личности Нжде,его месту в нашей истории.Автор хорошо представил нам героическую личность Нжде,за что ему огромная благодарность.
  5. Молодец, брат, высказался почти гениально! Беру свои слова обратно. Извините за сравнение с Новодворской. Я тоже Ерванд.
  6. Ерванд I высказал глубокую мысль. Нжде не икона, а Армянская национальная идеология, да и Конституция, как говорит мой духовный брат, в адрес котрого до н.э. я допустил неуместную шутку. Это же прекрасно, что наша нация приходит к Нжде!
  7. Прекрасная статья!Я еще раз убедилась,что Гарегин Нжде-один из великих сыновей нашего народа.Спасибо газете"Ноев Ковчег" за содержательные и патриотические публикации.
  8. Речь о служении Отечеству. Если народ безмолвствует, его можно обезглавить.
  9. Замечательная статья, огромное спасибо, Гамлет Ашотович! рукописи с большой буквы не горят и не тонут
  10. Нжде очистил Зангезур от твоих соплемянников.Мы так поступим с Нахичеваном.А Карабах был и вечно останется армянским краем.
  11. Извиняюсь, что много пишу. Скоро и надолго буду на Родине, среди моих единомышленников, загружусь практическими делами, и некогда будет общаться на форумах. А пока поделюсь мыслями. Простите, если повторюсь. Весь наш народ должен знать Подвиг и Ученье Нжде. Для служащих госаппарата и силовых структур Нжде должен быть Учителем, Наставником и Духовным Отцом. Во всех учебных заведениях должны изучаться жизнь и творчество Нжде, писаться об этом сочинения, рефераты, курсовые, статьи, книги, дипломные и диссертационные работы. Нужны телепередачи и фильмы, новый фильм «Зангезур». Параллельно пропаганде Нжде следует пропагандировать творчество авторов, соответствующее меркам и принципам Нжде. Особо важное место в концепции Нжде занимает историческая наука – самая ущемлённая и болезненная область арменоведения. Иноземные ястребы-историки вешали армянам лапшу, и многие армяне мотали эту лапшу на ус. 70 лет нам врали и продолжают врать. Получилось, что мы себя не знаем даже тогда, когда думаем, что знаем. В Армении героические попытки восстановить Подлинную Историю Армении и Всемирного Армянства совершили Сурен Айвазян и Парис Геруни – истинные наследники Нжде. Вечная им память! К счастью, армянских арменоведов, следующих путём Нжде, ныне много: Александр Варпетян, Арег Дьюшунц, Лия Аветисян, Грачия Погосян, Артак Мовсисян… Книга «Арийский крест» Арега Дьюшунца из Сюника, можно сказать, является великим вкладом в Ученье Нжде. От украинских арийцев получены высокие отзывы об этом феноменальном произведении Дьюшунца. Существовала Интернет-версия книги. Хакеры сломали сайт. Дух-то арийский не сломать!
  12. Ариец, дорогой, что ты извиняешься! Ты искренний и патриотичный армянин, приятно тебя видеть на сайте и читать. Успехов, дорогой земляк!
  13. Гарегин Нжде - самый главный герой нашей нации,символ непобежденного духа нашего народа,самый великий АРМЯНИН!
  14. Спасибо, брат, пора уходить. Я лишь мечтаю, чтобы каждый армянин на своём участке жизни был маленьким Нжде. Кратко я это понимаю так: нам, армянам, надо стремиться к трём вершинам духа. Первое: стать Человеком. Второе: стать Армянином. Третье: стать Мастером своего дела. Таких «трёхглавых» орлов у нас по миру и по истории миллионы. При наличии мощнейшего духовного и интеллектуального потенциала с допотопных времён и поныне, при фантастическом героизме и трудолюбии мы в ХХ веке оказались на крошечном обломке нашей Великой страны. Нам «благодарное» человечество в лице европейцев вместо страны выделило резервацию. РА означает «Резервация Армян». Все эти англы, бавары, бритты, галлы и кельты – наши ребята. Вышли из Армянской скорлупы и… не пустили Россию в Царьград. Последствия этой слепой вражды к России – Геноцид армян, Брест-Литовский и Карский договора, приговорившие умирающую Армению к… смерти. И кто это сделал? Турки? Они лишь игрушки в руках великих держав. Армению казнили потомки армян – англы, родом из Армянской провинции Англ-тун, баварцы – выходцы из Армянской Киликии, бритты (бруты) из Армянской Трои, галлы из Армянской Галатии, кельты из Армянского Гелтна… Наши диаспоры в Европейских стран не открывают глаза европейцам: откуда они родом???!!! Своими же руками европейцы уничтожили собственную Колыбель, свои араратские корни… Армяне не очень-то углубляются в глубины истории и сами толком себя не знают. Пора познать, знать себя и показать миру нашу генеалогию и биографию. Тогда, быть может, в преступной тьме, называемой политикой, появится луч света…. Тогда, быть может, европейцы поймут, что Арарат - их Колыбель… что на этой священной Армянской горе сливаются наши с ними корни и это к чему-то, наверное, обязывает, раз мы называемся людьми. В 19 веке и в начале 20 века смысл и значение Арарата осознавали русские. Ныне это лучше всех понимают баски. Но они сами находятся в неволе. Весь Груз горы Арарат ложится на плечи армян. Тяжёлый, священный Груз. Но это - наш Груз, наш Крест и наш Ковчег. Удачи всем во всём хорошем! Спасибо.
  15. Друг Ариец,я согласен с вами на 100%.Да, каждый из нас должен быть маленьким Нжде.Тогда мы все поймем,что "Груз горы Арарат - это наш Груз,наш Крест и наш Ковчег".Спасибо Ариец,лучше не скажешь!
  16. Огромная благодарность за публикации о Великом Нжде!"Ноев Ковчег" самая содержательная,интересная и патриотичная армянская газета.
  17. Министру образования Ашотяну не мешало бы ввести в школьный курс факультатив по патриотизму. Начать можно с Нжде, за ним и всех истых радетелей могущества гения армянского можно присовокупить сюда. Публикации в "НК" - сигнал к действию. Да, каждый на своём месте как Нжде.... Скажите, кто просил Мирзояна браться за всё это?! А ведь взялся.
  18. Факультатив по патриотизму? Ну рассмешил, дорогой... А Гамлету Мирзояну стоило бы выпустить эти очерки о Нжде отдельной книгой. Успех у армянских читателей гарантирован. Спасибо!
  19. Макс прав.Книга Гамлета Мирзояна о Нжде имела бы большой успех,и не только у армянских читателей.Просьба к редакции газеты - передать уважаемому автору мнение форумчан.
  20. Авторам,модератору и форумчанам газеты "Ноев Ковчег" необходимо научиться у господина Мирзояна политкорректности - в своих публикациях он никогда не называет азербайджанцев азерами. А главному редактору следовало бы пресечь подобные оскорбления в адрес своих многовековых соседей.Наши два народа всегда жили мирно,уважали друг друга.И это время обязательно наступит.И чтобы и армянам и азербайджанцам не стало стыдно за временную,искусственно раздутую политиками вражду.
  21. Извини, сосед, ты прав, нельзя оскорблять друг друга. Просто ваши сами называют себя азеры, азери, ну и мы тоже так пишем. Если не нравится, обижены, то, конечно, лично я буду писать только так - азербайджанцы. Счастья и мира вашей интернациональной семье!
  22. Так прах Нжде покоится в Вайоц Дзоре? Я не знал этого. А почему не в ереванском Пантеоне? Его непременно нужно перезахоронить!!!!!! Все великие армяне должны покоится в Пантеоне. Думаю, г-н Мирзоян мог бы начать вместе с НК эту кампанию. Перезахоронили же Андраника.
  23. Ну перевезли прах великого Андраника. Там, на кладбище Пер- Лашез его весь мир видел и про нас, армян, помнил, а кто в Ереване за все эти годы поклонился ему в Пантеоне или цветы принёс?!
  24. Большое спасибо автору за публикацию, очень дорогого для меня материала, о НЖДЭ.Этот Герой - настоящий.А где похоронен,в Вайоц Дзоре или пантеоне,не важно.Мир его праху!.
  25. Я много читал о Гарегине Нжде,но публикация о Герое армянского народа в "НК" меня поразила своей новизнью и интересной подачей материала.Газета и ее постоянный автор Гамлет Мирзоян подают исторические события намного грамотнее и доходчивее,чем армянские академики-историки.Господин Анисонян,так держать!!!
  26. Академики-историки из Еревана не больше, чем протиратели штанов: защитят на мелкотемье диссертацию и сделают из неё дойную корову. Потому и нет у аспирантов и студентов истфака никакого стимула к серьёзным архивным изысканиям, да и аналитического ума у нас, армян, кот наплакал. Выходит, один Мирзоян за всех этих высокочтимых лоботрясов и отдувается... На общественных началах!
  27. Отличная статья о Нжде.Нам в советское время запрещалось знать правду о национальных героях.Разнарядку на "добро" отдали только Андранику,поэтому народ не знал о Нжде.Спасибо Гамлету Мирзояну и Редакции за просвещение и за труд.
  28. "НК" из номера в номер публикует интереснейшие и познавательные материалы на исторические темы.Позицию Главреда поддерживаю и выражаю искренную благодарность лично ему и всему редакционному коллективу."НК" - самая читаемая армянская газета.
  29. Это точно, про Андраника власти разрешили говорить, а вот имя Нжде в советские годы все оставалось под запретом.
  30. Среди публицистов первой трети ХХ века видное место занимает Лев Троцкий. В самом деле, вклад Троцкого в историю русской революции бесспорен. Бесчисленные подтасовки сталинских подручных, начиная с Каменева и Зиновьева, постепенно вывели имя Троцкого из истории, будто его и не было, а на первое место водворили Сталина, поставив имя последнего рядом с именем Ленина, тогда как на самом деле именно Троцкий был вторым после вождя человеком в стране в годы революции и гражданской войны. Я не являюсь поклонником Троцкого, но считаю, что своим очерком «АНДРАНИК И ЕГО ОТРЯД» он заслужил право на память и в армянских школах надо перестать делать из Троцкого пугало, а надо знакомить детей с этим очерком. Нельзя не отметить, что публицист Л. Троцкий гораздо правдивее азербайджанских болтунов, считающих себя публицистами...
  31. При участии Троцкого,как посла от советов,в деле раздела территорий побежденных стран,именно по его предписанию Западная Армения отошла Турции!Более того,Турция в ультимативном порядке требовала условия по Армении и Азербайджану от СССР!Вдумайтесь только - побежденная страна,которая находится на грани раздела ее территорий выдвигает требования и не кому нибудь,а Советскому Союзу,который за неделю мог Турцию проглотить и выплюнуть!И дипмиссия под предводительством Троцкого соглашается на все уступки,связанные с Арменией!Уму не постижимо!
  32. Если б наши партии не грызлись между собой, никакой враг с нами не совладал бы!
  33. Да, Harib, развеселили вы почтенную публику. Именно этот крикун и демагог Троцкий, которого вы предлагаете изучать в армянских школах, разбазарил армянские земли! Да-да, именно он! И жаль, что в Мексике ледорубом по его башке стукнул не армянин. Было бы за что! Ну и с Россией этот фанатик сотворил - все знают что. Троцкий - это исчадие ада...
  34. Я не думаю,что в армянских школах нужно изучать Троцкого,более того,считаю его врагом.Интересно,что об этом думает уважаемый Гамлет Мирзоян и будет ли когда-нибудь об этом материал в "НК?"
  35. Молодец Макс, сказал о Троцком кратко, ёмко и точно! Троцкий навредил Армении не меньше Талеата, Энвера и Джемаля. Сталина можно уважать хотя бы за уничтожение этого чудовища – злейшего врага армян, русских и всего прогрессивного. Согласен с тобой: жаль, что эту гадюку раздавил не армянин.
  36. Да, если бы в Мексике его прикончил армянин, то был бы Немезис-2. Троцкий был психически больным человеком, который во имя самореализации, самовыражения, во имя бредовой мировой революции жертвовал всем подряд. Нашими землями в том числе. Сейчас его пытается заменить в какой-то мере Лимонов. Получается пародия. Это СУПЕРЭГОИСТИЧНЫЕ люди. Как и Ленин со Сталиным, как и Мао, как и Пол Пот, как и прочие "вожди".
  37. Уважаемый главный редактор! Я уже не представляю нашу любимую газету без рубрики "Новейшая история".Все мои друзья с удовольствием читают материалы этой страницы. Толко жаль,что "НК" ежемесячная газета,хотя бы выходила дважды в месяц. Было бы здорово!Желаю коллективу и авторам газеты новых творческих удач!
  38. На мой вопрос "Знаете Вы настоящую фамилию Гарегина Нжде?",губернатор Сникского марза,республикаеец Сурик Хачатрян(Лиска) ответил,что Республиканская партия и нждеевская идеология разные вещи и,пойдя еще дальше,добавил,чьо"одно другому противоречит и Геноцид - другое"."Нжде воспитывался и жил всю свою сознательную жизнь как дашнакцакан,а этновера является другой идеологией,идущей из средневековья. Сегодня Республиканская партия больше является носителем идущей из средневековья идеологии этноверы". - совершил исторический экскурс С.Хачатрян.
  39. Самое умное для этого идиота-губернатора Сурика Хачатряна - повеситься.
  40. Троцкий горел идеей о всемирной революции и поэтому уничтожал… Россию и Армению??? Опять лапша. Почтенные! Лапшу вешают на уши не для того, чтобы намотать их на ус! Сионисты создавали своё государство. Для этого они шли на всё! Их лозунг «Свобода, Равенство, Братство!» - величайшая лапша. Под этим лозунгом творили свои злодеяния Талеат, Джемаль, Энвер и т.п. мразь в так называемой Османской империи, а Троцкий, Свердлов, Зиновьев и т.п. мразь - в Российской империи. Первые уничтожали опору России в Передней Азии – армян, вторые в России уничтожали её наиболее преданную ударную силу – казачество. Первые обезглавили западных армян – константинопольскую интеллигенцию, вторые обезглавили Россию - русскую и российскую интеллигенцию и элиту. Гои, как стада баранов, шли за этим благозвучным лозунгом «строить новый мир», где «кто был ничем, станет всем». Честные, чистые примитивы вечно попадаются на удочки изощрённых маньяков. Внешне правильный лозунг ставит евреев на верхние полки общества, т.к. они в отличие от других народов, действуют по формуле мушкетёров: «один - за всех, все - за одного!». А мы, армяне, как были доверчивыми простакам, индивидуалистами и «всечеловеками», так ими и остались. И до каких пор наш великий и гениальный народ должен играть роль всемирного лоха и всемирного донора? Ученье Нжде выводит армян из этого дьявольского лабиринта. Надо изучать Нжде и руководствоваться его идеями. Ни один политик и идеолог не понял Армянский народ так глубоко и полноценно, как Гарегин Нжде.
  41. Возможно ли издать труды Нжде на русском языке?Думаю,с этой задачей справитесь только ВЫ!СПАСИБО.
  42. Уважаемый! Никто вас не называет азерами для оскорбления. Просто так кратко. Кстати, многие ваши тоже себя азерами называют. А в чём разница? И «азер», и «азербайджанец» являются искажениями правильной формы «атрпатаканец», хотя вы к Атрпатакану не имеете никакого отношения. Это персидская провинция. Название армянское: «атрпат» - «огненная стена». А «кан» общеизвестное армянское окончание. Вспомним Ленинакан, Кировакан, Бюракан, Ошакан и т.д. Название Атрпатакана появилось в такие древние времена, когда тюрок не было не только в Армении, но и вообще в списке народов. Ваши предки обитали на южных пастбищах Алтая. Название это относится к эпохе, когда армяне были солнцепоклонниками, а персы – огнепоклонниками. Или вам милее другой огонь? Тот, который возникал, когда в Сумгаите и Баку армян обливали бензином и сжигали? Есть искажение и в этнониме «армянин». Правильно говорить «армен». Однако Вы правы: надо говорить так, как принято в русском языке, раз общаемся по-русски. Но для объективности вам следует обращаться и к своим соплеменникам, которые хамят армянам на всевозможных форумах, даже на этих.
  43. Ехпайр, зачем Самед должен отдуваться за тех азеров, кто нам хамит! Он же нормальный и культурный человек. Мир дому его! А губернатор Сюника развеселил, ай да Сурик! У него даже мозгов не хватает стать не Суриком (плебейские Ромик, Петик, Сержик, Усик, Хачик и прочая рабизня), а ордым СУРЕНОМ. Вот и очерняет Нжде. Думаете, у него какая-то идеолгия есть? Его идеология - нахапать как можно больше за годы своего губернаторства, чтобы до конца жизни хватило ему, Сурику, его детям, его внукам, семьям его детей, его братьям и сестрам, семьям братьев и сестер. Короче говоря, его вонючим КЛАНАМ. А про Нжде - это он так, поболтать вышел. Типа грамотный...
  44. Пишите по теме статьи,пожалуйста.А если "армянскому ресурсу" есть что сказать главному редактору газеты,милости просим.Тем более,что вы проживаете в Москве и нам известны.
  45. Я всё сказал. Спасибо за предложение. Я к вам обязательно зайду, если примете. У нас мнения разные, но дело общее. Удачи!
  46. Да, с волнением и душевным трепетом тебя ожидают в редакции,умник-выскочка. Удачи!
  47. А зачем хамить? Редакция и Армянский ресурс и без вас разберутся. Такие, как вы, ничего дельного и умного не советуют. Только подхалимничают и восторгаются газетой. Нашему НК нужны умные и неравнодушные читатели, а не льстецы. Хотя лесть тоже приятна, но в меру.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты