№ 10 (157) Октября 2010 года.

Католикосы Армении

Просмотров: 3996

Армянская Церковь на протяжении веков составляла неразрывное целое со своим народом и сыграла значительную роль в национальной истории. Католикосы Армянской Церкви всегда рассматривались как гаранты стабильного существования и возрождения Армянской Церкви. Предлагаем хронологию правления армянских Католикосов. Следует отметить, что в истории Армянской Церкви с 302 г. и по сей день насчитывается 134 Католикоса.

61 Григор II (Пахлавуни)

Католикос армян в 1066–1105 гг. После смерти отца Ваграма Пахлавуни был назначен наместником армянского царя в Месопотамии и в Тароне. Однако спустя некоторое время занялся духовными делами, став священнослужителем. Долгое время жил в Аманосе (Киликия). В 1066 г. был избран Католикосом. В 1067 г. проводил встречи с армянской общиной Египта, где к тому времени насчитывалось более 30 тысяч верующих Армянской Апостольской Церкви. Активно поддерживал крестоносцев во время взятия Иерусалима в 1099 г. Переводил книги с ассирийского, греческого и латинского. Поддерживая крестоносцев, Католикос одновременно противился латинизации региона.

62 Барсег I

Католикос армян в 1105–1113 гг. Происходит из знаменитой семьи Пахлавуни.

В 1073 г. был избран епископом Ани. В 1081 г. стал Католикосом Армении. Он пытался ослабить роль 8 действующих епископатов, полагая, что церковь должна быть едина. В 1090 г. по просьбе действующего Католикоса сельджукские правители ослабили свое влияние в Армении и признали власть Анийского Католикосата.

Его усилиями был упразднен ряд духовных институтов, политика которых негативно влияла на целостность Армянской Церкви.

63 Григор III (Пахлавуни)

Был Католикосом в 1113–1166 гг. Отцом Григора был князь Апират из рода Пахлавуни. Детство провел в окружении Католикоса Григора II. Церковное обучение проходил в Кармир Ванке. В 1113 г.

20-летний Григор был избран Католикосом. Его резиденцией стал Шуг, а спустя некоторое время и крепость Цов. В 1149 г. армянский патриарший престол находился уже в крепости Ромкла. В 1166 г. из-за плохого здоровья Григор III обязанности Католикоса возложил на младшего брата Нерсеса Шнорали. Спустя 3 месяца духовный лидер армян скончался и был похоронен в Ромкле. Остались церковные песни, написанные Католикосом Григором III.

64 Св. Нерсес IV (Шнорали)

Был Католикосом армян в 1166–1173 гг. Родился в семье владетельного князя замка Цовк Апирата Пахлавуни. Правнук знаменитого церковного писателя Григория Магистроса Пахлавуни, младший брат Григора III Пахлавуни, армянского Католикоса. Один из образованнейших людей своего времени. Получил основательное образование в школе при монастыре Кармир, у епископа Степаноса Манука. Нерсес Шнорали известен как поэт, музыкальный теоретик, композитор, философ, богослов и летописец. Ему принадлежит много произведений, как духовных, так и исторических, написанных в стихотворной форме; из последних особенно известны «Элегия на взятие Едессы Эмадеддином Зенги» в 1144 г. и «История Армении», доведенная до 1121 г., а из духовных – поэма «Иисус Единородный Сын Отца» (1152), заключающая в себе краткое изложение всей Библии и сокращенное изложение четырех Евангелий. Имеются два произведения Нерсеса: соборное послание к народу армянскому, написанное при восшествии на патриарший престол (1166), и «Изложение веры Церкви Армянской», составленное Нерсесом по требованию византийского императора Мануила.

Вся деятельность Нерсеса была направлена на соединение Церквей Армянской и Греческой, причем он руководствовался в особенности желанием отстоять самостоятельность Армении от покушений мусульман. В 1170 г. произошел диспут между Нерсесом и уполномоченным императора Мануила, богословом Феорианом; второй диспут состоялся в 1172 г. «Изложение веры» написано было до первого диспута и представляет род программы, на основании которой могло бы состояться соглашение. Император Мануил и Патриарх Константинопольский Лука (1156-1169), обсудив «Изложение веры», нашли, что оно может послужить основой к началу объединения Армянской и Византийской Церквей.

Уже став Католикосом, Нерсес отправил императору еще одно послание, уточнив, что объединение должно происходить не по примеру хозяина и слуги, а как равного с равным. На это послание св. Нерсеса император и Патриарх Михаил III (1169–1177) ответили в 1172 году, предлагая армянам для объединения принять ряд условий: исповедовать, что в Христе одно лицо, две природы, согласиться с тем, чтобы избрание Католикоса Армении утверждалось императором, и т. д.

Разочарованный Нерсес, будучи большим защитником идеи объединения Церквей, ответил Феориану, посланнику императора и Патриарха, что сам он не вправе решать столь серьезные вопросы и что он ответит на них после созыва Собора Армянской Церкви. Обещанный Собор созвал Католикос Григор IV (1173–1193) в 1179 г. уже после смерти Нерсеса Шнорали.

65 Григор IV

Католикос армян в 1173–1193 гг. Сын старшего брата Католикоса Нерсеса Шнорали Васила. Содействовал политической программе великого армянского князя Левона II, поддерживал армянских ученых того времени, в частности, Мхитара Гераци, Самвела Анеци, Мхитара Гоша и других. Продолжал переговоры с Византийской Церковью, начатые еще Нерсесом Шнорали. В Соборе, созванном еще бывшим Католикосом, участвовали епископы Армении, Киликии с прилегающими землями, Алуанка, а также представители Сирийской Яковитской Церкви. Собор, с одной стороны, осудил крайности монофизитства, с другой – отверг учение о двух естествах, двух воздействиях, утвердив толкование Армянской Церкви о единой природе Бога. Но еще до того, как в Константинополе узнали о решении Собора, умер император Мануил (1180), а его последователи каких-либо признаков заинтересованности в объединении с Армянской Церковью не проявили. С одной стороны, Григор IV не принимал халкидонство, а с другой стороны, боролся против исламизации армянского населения в ряде регионов Армении.

66 Григор V

Католикос Армении в 1193–1194 гг. Внук Васила Пахлавуни. Был избран Католикосом при поддержке великого армянского князя Левона II. Стараясь получить централизованную власть, Левон II пытался уменьшить роль Католикоса и на патриарший престол назначал лояльных ему духовных деятелей. Однако новоназначенный молодой Католикос противостоял политике Левона II и сохранял независимость Церкви. Левон II при поддержке епископа Сиса привел к заточению молодого Католикоса в тюрьму в киликийском Копитаре. Этот шаг вызвал недовольство среди высшего армянского духовенства. Тело Католикоса обнаружили в крепости Копитара. Официально было объявлено, что Католикос умер своей смертью.

67 Григор VI (Апират)

Католикос армян в 1194–1203 гг. Был Католикосом Ламброна, Тарсона, Антиохии и Кесарии. Стал Католикосом при поддержке армянского князя Левона II. Ряд церковных деятелей воспротивились этому назначению, требуя провести новые выборы. Были также требования о том, чтобы лишить должностей ряд политических и церковных деятелей, таких как советник армянского царя и архиепископ Тарсона Нерсес Ламбронаци, которого армянское духовенство считало союзником крестоносцев и тайным наставником Католической Церкви в Армении. Вскоре Левон II уволил с должности Нерсеса Ламбронаци. Однако несмотря на то, что армянский князь принял ряд условий духовенства, последние продолжали противиться избранию Григора Апирата Католикосом и провели новую церемонию избрания Католикоса. Им стал Барсег II Анеци. Тем не менее, Левон II поддерживал своего союзника – назначенного им же Григора VI Апирата, который в 1198 г. помог Левону занять царский трон.

68 Ованес VI

Католикос армян в 1203–1221 гг. Происходит из семьи Хетумянов. Был священником церквей Аргаках и Дразарк (Киликия). Католикосом стал при поддержке царя Левона II. При нем были отреставрированы многие крепости в Киликии. В 1218 г. резиденцией Католикосов стал Дразарк. Ованес VI был сторонником сохранения армянских традиций в литургии и особенно в обрядах крещения. Всячески избегал латинизации Армянской Церкви. Воспитывал наследницу царского трона Изабеллу Рубинян. Скончался летом 1221 г. в Дразарке, где и был похоронен.

69 Константин I

Католикос армян в 1221–1267 гг. Был священником Мличской церкви. Затем епископом Барцраванка.Был избран Католикосом при поддержке Константина Хетумяна. Открывал духовные школы, образовательные и научные центры. При нем развивалось искусство. Противостоял халкидонизации и латинизации армянского населения. Боролся против сбора денег для Церкви, считая, что это противоречит христианской морали. Благодаря ему была отреставрирована церковь Святого Тадевоса в Артазе, которая впоследствии стала одним из важнейших духовных центров региона.

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 18 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Отличная рубрика.Знать всех Католикосов делает честь любому армянину.
  2. Вероятно, Гунн, мое почтение!/ Сеньор инкогнито, если вы опубликуете хотя бы один из «подлинных» документов Смбата Зарехаванци, то произведете переворот в арменистике! Что, не хотите прославиться? Понятно. Но будьте осмотрительны в ваших смешных, смехотворных «исследовательских» попытках пошатнуть фундамент христианского вероучения – смотрите, как бы Вам не пораниться под обломками штукатурки с величественного здания, которое не разрушат все силы тьмы. За многие века христианская церковь пережила разных еретиков – переживет и современных. Один только Святой Григорий Нарекаци перевесит своей Силой весь сонм ваших еретиков и все ваши потуги пудрить нам мозги. Вы что же, хотите легализовать проклятого Смбата Зарехаванци и прочих ересиархов? Не подходите к нашей Святой армянской церкви, вы вероятно «фармазон» - и не прикидывайтесь овцой! А что касается интеллигентов – то таких в природе не существует, есть только грешники на земле. И лучше заниматься сексом в Сорбонне, чем пытаться редактировать Святое Писание! Вы усекли то, что я вам сказала? Ваше смирение мне не нравиться! Le loup - non le brebis. Смиряться нужно наподобие гонителей еретического движения тондракитов. Для укрепления нашей армянской веры не нужны ни монографий Адонцев и иных Марров – Главой нашей Церкви является Бог-Слово, который и охраняет наш, грешных, а порой и наказует. А Эфиопская Церковь настолько близка Армянской – что вам лучше и не ездить в Эфиопию. Там поблизости пираты. Не пытайтесь навредить нашей вере – вы даже не представляете с какой Силой столкнетесь! Ваша «человеческая правда» никому не нужна, (точно так же как и все ученые монографии мира), если она не служит Богу-Слову. А то, что я бахвалюсь своими знаниями – это вам померещилось, я так просто общаюсь в этом сером и скучном мире людей. У армян есть такие мудрые вардапеты, которые в тысячу раз умнее меня. Усекли? Смирите свою гордость! Это вам советует грешное существо. Он, видите ли, развлекал ответами Амбарцумяна и, знает каких грешников предпочитают вши! И не пишите мне больше любовных писем на такие серьезные темы! Общайтесь с вашим несексуальным Гунном!
  3. Ставлю "пять" за публикацию.
  4. Ну девушка разошлась...
  5. stavlu 5
  6. Постоянная рубрика про Католикосов Армении в "Ноевом Ковчеге"дает нам возможность лучше понять историю Армянского народа.Спасибо!
  7. Искал историю армянской церкви на русском языке и кроме Орманяна ничего нет.Спасибо за исторически ценные материалы.
  8. Нам разум дан,чтоб путь земной пройти и счастье в жизни лишь от цели не уйти , надежда светит нам,как вечная звезда,любовь инстинкт и с верою сестра,познанье, память, совесть,боль,страдание,беда в пути том наша горькая еда ....чуть не забыл,мы врём и ложен наш ответ,собравшись в путь,нам человекам равных в этом нет.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты