№ 7 (166) Апрель (1-15) 2011 года.

«Привет армянскому народу»

Просмотров: 3030

16 октября 1913 г. в бахчисарайской газете «Тердждиман» (Переводчик) (№ 228) была опубликована небольшая статья «Привет армянскому народу»:

«Приветствуем тебя скромный трудовой народ! Прими наше искреннее поздравление с 1500-летием твоей письменности и 400-летием твоей печати! Ты празднуешь не память кровавых побед, не память насилий над другими, ты радуешься своим культурным, просветительским начинаниям. Привет тебе за 15 вековую письменность, за 4-х вековую печатную книгу! Ты ими жил и сохранился, ими ты же будешь счастлив.

Христианин Азии небольшой народ, ты послужил не мало для культуры тех народов, с которыми ты живешь рядом и вперемешку. Твоя деятельность, твое искусство, твоя музыка и песня запечатлены в культуре азербайджанских и османских турок. Ты не заметно для себя и для них совершил много добра. Культурное движение закавказских татар есть запоздалое подражание тебе. В обновленном движении Персии твои сыны сыграли великую культурную роль. Османская печать, книжное дело, педагогия, театр и музыка очень многим обязаны тебе.

Пришлось тебе пережить очень не мало горьких годин. Но, помни, тебя никогда не обижал «народ». Будущее твое будет счастливое, но помни, что счастье свое определить ты должен сам.

Привет тебе армянский народ!

А вы добрые турки, курды, горцы и татары цените и любите своих сограждан, живущих с вами более тысячи лет. В этом ваша польза и ваше достоинство. Исмаил».

Автором этой публикации был редактор и основатель этой газеты видный общественный деятель, талантливый педагог и публицист Исмаил бей Гаспринский. Великий гуманист, он как будто предчувствовал возможную трагедию армянского народа и как мог, пытался ее предотвратить.

160-летний юбилей Исмаила Гаспринского отметила татарская общественность в марте 2011 года. Исмаил Гаспринский родился в Крыму в дворянской семье. Его отец был офицером, имение предков находилось недалеко от Ялты. Детские годы Исмаила прошли в Бахчисарае, там он получил начальное образование. В 1861-63 гг. изучал курс в Симферопольской мужской гимназии, затем был переведен отцом сначала в кадетский корпус в Воронеже, потом в Московскую военную гимназию. В Москве Исмаил жил в семье М.Н. Каткова, известного славянофила и редактора «Московских новостей» и «Русского вестника», у которого познакомился с И.С. Тургеневым. В 1870 г., не завершив учебы, он вернулся в Крым, где успешно выдержал экзамены и получил звание учителя. Преподавал он не долго, уже через год, в 1871 г., Гаспринский оправился в Париж. Там работал переводчиком с восточных языков, слушал лекции в Сорбонне, путешествовал. Любознательный и целеустремленный молодой человек через пять лет вернулся на родину и опять занялся преподавательской деятельностью. За это время он объездил много стран, изучал систему народного образования, знакомился с историей и бытом других народов. Необычайно деятельный учитель из провинции фактически заложил основу реформирования системы народного образования тюркских народов. Новый звуковой метод обучения Гапринского, в итоге дал целое направление. У него нашлись сторонники и последователи во всех национальных окраинах империи. Издавались учебники, в программу включались светские предметы, без санкции властей в конфессиональных школах началось преподавание русского языка. Реформы, проведенные Гаспринским в народном образовании, привели к появлению в России светской татарской интеллигенции.

В 1878 г. началась его общественная деятельность, Исмаил Гаспринский стал гласным Бахчисарайской городской думы, избирался на должность зам. городского головы, а в марте 1879 г. - Бахчисарайским городским головой. Исмаил бей не ограничивался только этой деятельность. В начале 1880-х гг. он начал подавать прошения и, в конце концов, получил разрешение на издание газеты. 10 апреля 1883 г. в свет вышел первый номер русско-татарской газеты газеты «Переводчик», приуроченной к столетию вхождения Крыма в состав Российской империи. Более двадцати лет эта газета оставалась единственной тюркской газетой в России.

Издательская деятельность Гаспринского, его работа просветителя татарской нации привела к активизации политического движения мусульман в России и созданию партии «Иттифак аль-муслимин». Отца нового метода молодые последователи уже при жизни назвали «Отцом нации». Исмаил бей был одним из организаторов и идейных вдохновителей Всероссийских съездов партии в 1905-1906 гг., проходивших в Нижнем Новгороде и Петербурге. Нужно отметить, что наряду с вопросами реорганизации духовных управлений, системы образования и многих других татарской интеллигенцией тогда поднимались проблемы мирного сосуществования закавказских народов. В опубликованных материалах III Всероссийского съезда, проходившего в августе 1906 г., читаем: «По вопросу непрекращающихся в Закавказье несчастных столкновений между армянами и мусульманами съезд вынес следующую резолюцию: <...> Еще на втором мусульманском съезде в январе сего года было выражено горячее пожелание о прекращении этих столкновений, одинаково пагубных для обоих народностей.

Съезд выражал надежду, что «Наместник Его Величества на Кавказе граф Воронцов-Дашков, во внимание к справедливым жалобам мусульман удалит генерала Голощапова и всех должностных лиц, сеющих и поддерживающих своими пристрастными действиями рознь между двумя народами, веками живущими в мире.

Съезд считал «долгом обратиться к духовным и светским представителям обоих народов, в особенности армян, располагающим большим числом интеллигенции и большим количеством средств, взять в свои руки дело взаимного примирения закавказских мусульман с армянами и во имя человеколюбия, во имя общности интересов всех народов России в освободительном движении, прекратить взаимную распрю и общими силами содействовать установлению в России разумной жизни на началах гражданской и политической свободы...».

Гаспринский скончался в Бахчисарае 11 сентября 1914 г., в начале Первой Мировой войны. Газета «Миллят» (Нация) (№ 15), издававшаяся в Петербурге членами мусульманской фракции Государственной думы, поместила портрет в траурной рамке. В некрологе говорилось: «...Гаспринский сошел в могилу спокойный и уверенный, успев увидеть всходы посеянных им на ниве татарской действительности добрых семян. При первом выступлении встречен он был со стороны своих со снисходительной улыбкой, чуть ли не насмешкой. Ему приходилось разъезжать по России, ища читателя татарина для основанного им «Терджимана», а сошел в могилу, оплаканный десятками тысяч читателей, высоко ценивших значение печатного органа на родном языке. Десятки татарских органов вышли в трауре по случаю смерти основателя татарской печати, десятки благотворительных и просветительных обществ молитвой почтили память своего вдохновителя и почетного члена и сотни мектебов в день похорон его молились за упокой души общего отца-учителя

Альмира Тагирджанова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 16 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Где отыскать сегодняшних Гаспринских?
  2. Есть такие Гаспринские и сейчас. Зинуров-Уфаеци,написавший историю Армении не менее уважаемый гражданин в наши дни.Прочел его Историю Армении в стихах и не могу понять,кто или как он получил такую мощную космическую энергию.Браво!
  3. Привет и дружескому татарскому народу! Казань просто расцветает...
  4. Но ведь И. Гаспринский один из идеологов пантюркизма! Он сотрудничал с такими людоедами как Зия Гёкальп и др., которые организовали Геноцид армян.
  5. именно пантюркисты выработали и осуществили дьявольский план уничтожения армянского народа в Османской империи.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты