№ 2 (208) Февраль (1-15) 2013 года.

О сборщиках фруктов и добре вне власти

Просмотров: 1565

Не скажу, что в прошлом следовал навязчивым советам стариков, скорее наоборот. Но нынешняя сосредоточенность на сиюминутных вкусах молодежи ввергает в растерянность даже меня. Ладно вкусы – и у нас были свои, и мы их отстаивали, – меня беспокоит не само их наличие, а всеобщий диктат сомнительных ценностей. Когда, например, ничем, кроме выдающихся форм, не примечательная девица всерьез рассказывает многомиллионной аудитории о своих, умереть не встать, творческих планах. Когда бесконечный «звездный» караван поющих, танцующих, пускающих остроты и покатывающихся со смеху мальчиков и девочек, заполонивших эфир, обретает тотальную власть в пространстве культуры. Рискую прослыть ворчуном, но, так и быть, скажу: мы были скромнее, хотя ничуть не глупее и уж точно не невежественнее. Нормальные перегибы, успокаивает меня мой друг-физик, простой эффект маятника.

Мне тоже казалось, что эффект маятника, то бишь из одной крайности в другую. Думал, такой перекос характерен исключительно для постсоветской территории. Но прочитал фразу в книге известного французского писателя Мишеля Уэльбека и понял (о чем и раньше смутно догадывался), что тенденция повсеместна. А фраза такая: «Старикам нельзя бунтовать, бунт, как и сексуальное наслаждение, – привилегия молодежи. Любое дело, не удостоенное внимания молодежи, заранее проиграно. Со стариками вообще обращаются, как с мусором, им оставляют лишь право влачить жалкое, условное, все более ограниченное существование...» Писатель (точнее, его литературное альтер эго) говорит о западной цивилизации, имея в виду не только телевидение – в конце концов, чуть лучше или чуть хуже, телевидение везде рассчитано на усредненную аудиторию – речь о приоритетах, о пошатнувшейся шкале ценностей. Разумеется, проблему отцов и детей, равно как и издержки возрастного самоутверждения, никто не отменял; бунт, пусть и не всегда оправданный, естественен, порой позитивен, но он бывает также жесток и агрессивен. Отсылаю вас к роману Уильяма Голдинга «Повелитель мух», чтобы картина стала яснее. Или к рассуждениям на эту тему Милана Кундеры в романе «Книга смеха и забвения». Или же к фильму Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна». Об этом много чего написано и показано. Но я сейчас о другом. О связи времен и поколений, прошу прощения за избитое словосочетание. Есть также другое понятие – «школа», из того же ряда. Так вот, и то, и другое, на мой взгляд, крайне важно для любого общества, в любую эпоху, при любых свободах. Иначе человеческому сообществу грозит всеобщее бунтарское слабоумие.

Представьте себе гору, на которую предстоит взобраться. Надо выяснить, какова ее высота. Молодой человек скажет, что нет ничего проще: проведем две параллельные линии от подножия и вершины, затем соединим их линией поперечной и получим расстояние, которое предстоит преодолеть. И будет прав. Однако умудренный опытом учитель, который уже покорял другие высоты, внесет поправку: на самом деле расстояние от подножия до вершины в несколько раз больше: следует учесть все перепады, выступы, бугры и извилины на склоне, и только распрямив это множество кривых линий, мы получим реальную протяженность предстоящего пути. Второй способ измерения назовем «школой». Стало быть, школа – это когда не все так просто, как кажется. Школа важнее формального образования, и пройти ее надо независимо от любых, пусть и выдающихся природных способностей. Без нее даже гении не обходятся: отталкиваясь от нее и отрицая ее, они создают свою. Недавно у меня случился серьезный спор – да что спор, настоящая потасовка – с приятелем-филологом, человеком образованным, очень начитанным и в силу этого уверенным во всеобъятности своего ума. Речь шла, в сущности, о пустяке – об одном из фильмов Ларса фон Триера, где камера оператора «с руки» следит за героями, неровно, скачками передвигаясь в пространстве. Подумаешь, сказал мой приятель, нашел, чем удивить, и я могу, взвалив камеру на плечо, описывать круги на съемочной площадке. Я ему: у тебя будет просто скачущее изображение, у него же камера превращается в действующее лицо, ее движение соответствует драматургии фильма, улавливаешь разницу? Не улавливает. Я с ним разругался, и зря. Чтобы уловить разницу, недостаточно быть просто зрителем, надо пройти школу. Правда, Тарантино признавался, что не учился в киношколах, а смотрел кино, но ведь смотреть можно по-разному.

Я вас утомил, понимаю. Но раз вы дочитали до этого места, еще два слова, и дальше пойдет легче. До недавнего времени я имел удовольствие часто общаться со студенческой молодежью. Каждый раз отмечал их непоколебимую уверенность в собственной позиции и рассеянное отношение ко всему тому, что не имеет прямого отношения к будущей карьере. При этом каждый раз выделял несколько пар внимательных глаз и ушей и понимал, что обращаюсь именно к ним, а значит, не мечу бисер впустую. Правда, КПД в целом невысок, но тут уж ничего не поделаешь. В конце концов, надо отдать им должное, они практичны, целеустремленны, лучше чувствуют время и лучше ему соответствуют. Непреходящие ценности, которые становились для нас ориентиром и мировоззрением, для них сегодня просто информация, файл в архиве. Увы, у нас не было тех перспектив и возможностей, какие есть у них, и в этом смысле я им немного завидую. Зато у нас были достойные учителя, наставники, мастера, и мы умели слушать, а это, поверьте, большое преимущество. Но маленькое уточнение: не о том речь, что мы были хорошие, а они плохие – ничего подобного. Это не неприязнь, а всего лишь озабоченность. Говоря «мы», я имею в виду не всех (и в мое время были всякие и разные), а себя и свое окружение. Меня беспокоят не конкретные люди, а тенденция застывшего в крайнем положении маятника. А внимательные глаза и уши, на которые стоит надеяться и уповать, всегда найдутся.

Пару лет назад в Москве мы беседовали на эту тему с кинорежиссером Нерсесом Оганесяном, который старше меня по годам, но не по оптимизму и жизнелюбию. Он и рассказал мне о молодом, одаренном режиссере Эдуарде Амбарцумяне, а спустя некоторое время познакомил меня с ним, за что я ему благодарен. В свои 29 лет Эдуард – кандидат искусствоведения, автор книги и двадцати (!) документальных лент. Премьера последней из них, «История армянского КВН» продолжительностью в час сорок минут, состоялась в Москве в кинотеатре «Ролан», чуть позже – в Ереване, в Доме Москвы и в культурном центре «Нарекаци», а в новогодние дни – на телеканале «Армения». Я, между прочим, поинтересовался, купил ли канал этот интересный, динамичный фильм или крутил его бесплатно. Оказалось, бесплатно, хотя показ прерывался рекламой. Стоит ли после этого задавать сакраментальный вопрос: почему, мол, ты, Эдик, работаешь в Москве, а не в Ереване? Честно признаться, я не очень понимаю суть возведенного в программу воззвания «Ари тун» (в смысле вернись домой), обращенного к соотечественникам диаспоры. Оно конечно, раз есть министерство, должна быть и программа. Ценю порыв, но не вижу к тому реальных оснований.

Итак, Эдуард родился в Ереване аккурат в тот год, когда я учился в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссеров. На курсы принимали людей с высшим образованием. Такой между нами временной разрыв. Учился Эдик в армянской школе имени Крупской, одной из лучших в городе, при этом, отмечу не без удовольствия, прекрасно владеет русским. Поступил на факультет культуры Ереванского государственного педагогического университета, был учеником известного кинооператора Сергея Исраеляна, о котором впоследствии снял документальный фильм. Работал в трех телекомпаниях, а в 2004-м уехал в Москву. Вначале стажировался на «Мосфильме», затем поступил в киноаспирантуру и жил в общежитии ВГИКа на улице Бориса Галушкина, где за двадцать лет до того жил и я. В тот же год он познакомился с будущей женой, очаровательной Лизой Ткаченко. Я в то время познакомился... боже мой, с кем только я не знакомился, жизнь была бурная, суетная, с резкими и болезненными перепадами, точь-в-точь, как московская погода. Это я для тех, кому кажется, будто все уехавшие попадают в чан с шоколадом. Словом, жили мы с ним в одном городе-муравейнике и пути наши не пересекались, если не считать множества общих знакомых, потому что город большой, но прослойка, как известно, тонка. В аспирантуре Эдуард занимался киноведением, и научным руководителем его был Армен Медведев. Потом в качестве дипломной работы создал на базе ВГИКа получасовой фильм-портрет о Сергее Герасимове, который я совершенно случайно смотрел и помню. После чего, уже на базе московской телекомпании «ТВ АРМ РУ», снял ряд фильмов-портретов – об Армене Джигарханяне, Арно Бабаджаняне, Нерсесе Оганесяне, Арнольде Агабабове, Левоне Малхасяне, Фрунзе Довлатяне (последняя лента сейчас в монтажном периоде), то есть – если без трескучих фраз – режиссер выразил свое отношение к мастерам, зримо продемонстрировав связь времен и поколений, и в этом мне видится его отличительное и редкое творческое качество, потому что молодые режиссеры обычно торопятся выразить себя, а не постигать чужое. Еще одна редкая, интеллигентная, а возможно, и не по годам мудрая черта – умеет слушать, даже когда не согласен с собеседником. Эта сторона его характера мне особенно симпатична: люблю говорить и ценю благодарного слушателя, вы наверняка это заметили. Короче, стандартного интервью мы избежали. Хотя были, разумеется, вопросы, были и ответы. Я спросил, есть ли у него в роду деятели искусства, – оказалось, он внук некогда очень известного театрального актера, народного артиста Армении Эдуарда Акоповича Амбарцумяна, которого в пятидесятые называли «королем оперетты». Правда, дедушку он в живых не застал, но гордится им с детских лет по сию пору.

– Стилистика твоих лент видится мне где-то между телевидением и документальным кинематографом. Так ли это?

– Я долгое время работал на телевидении, это оттуда. Но так и задумано. Я делаю фильмы, которые можно показывать и по ТВ, и на большом экране. С большим экраном всегда проблема: арендовал зал, показал раз или два – и все. Телевизионная аудитория намного шире.

– «История армянского КВН» выпадает из цикла твоих портретных фильмов. Признаться, я КВН не очень люблю, мне ближе литературный юмор, а клубные приколы быстро устаревают, перестают быть смешными. Но твой фильм смотрел с удовольствием и два раза. Почему все-таки КВН?

– Этот проект я задумал еще семь лет назад. Сам увлекался КВН, в институте состоял в команде «Наше поколение». В Ереване КВН был очень популярен, особенно после оглушительных побед команд Ереванского политехнического, Ереванского медицинского и «Новых армян». Так что эта игра стала своего рода катализатором нашего становления и восприятия жизни сквозь призму юмора. Сказано же в фильме: КВН – не игра, а образ жизни.

– О да, что это и образ, и высокий уровень жизни, кавээнщики доказали сполна... Мне у них понравилась другая фраза: «Зло – это добро, пришедшее к власти». Это не просто хохма, какие можно отпускать в зависимости от настроения сколько угодно, это философия. Хотя, строго говоря, добро по определению не стремится к власти. Лев Толстой в «Войне и мире» сетовал, что раз люди плохие умеют объединяться, то почему бы людям хорошим не сделать то же самое. Но зло организованнее и сплоченнее. Добро самодостаточно и бесцельно, как лист на ветру, как само искусство.

– Разве?

– Зуб даю. А впрочем, в наше смутное время ни в чем нельзя быть уверенным. Ты, например, можешь с уверенностью сказать, что вернешься в Ереван?

– Могу, но не знаю, как скоро. Кстати, сразу после аспирантуры вернулся, пытался устроиться на работу. Отфутболивали отовсюду. На одном телеканале усмехнулись: «Почему ты отметил в резюме, что окончил аспирантуру ВГИКа? Хочешь образованность свою показать?» Благодаря старому знакомому устроился в «Шогакат» (нормальные, современные люди, хоть и церковный канал), а через год вернулся в Москву. Пришел к выводу, что легче наезжать в Ереван, чем жить здесь постоянно. Там другие возможности, масштаб другой.

– Более всего интересующий меня вопрос: будешь снимать игровое кино?

– Хочу. Есть наметки. Особенно привлекает комедийный жанр. Но большое кино – это производство, бизнес. Делать армянское кино в городе с одним-единственным кинотеатром или прокатывать ленту где-то еще для соотечественников – это как соседям по лестничной площадке показывать домашний спектакль. Не знаю, может, лучше снимать наполовину здесь, наполовину там. С героем армянином, но не об армянах вообще...

– Делают же итальянцы фильмы о соотечественниках в Америке, и неплохо получается.

– Верно. Правда, итальянцы давно и прочно завоевали позиции в американском кино. В любом случае делаю пока то, что хочу и могу делать. Причем часто на средства, которые сам же заработал. А там посмотрим.

Руслан Сагабалян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 15 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Руслан Сагабалян - из тех журналистов, которого непременно захочешь прочитать, если даже герой его очерка не бог весть кто... В данном случае герой его молод, симпатичен (по фото), малознаком широкой публике Айастана и поэтому довольно интересен... Все бы ничего, но... покоробила его фраза "Делать армянское кино в городе с одним-единственным кинотеатром...". Во-первых потому, что вроде сказанная без особого умысла и вскользь, она попахивает верхоглядством и несколько пренебрежительна к тому городу, где он родился и должен был бы знать, что в Ереване в советские годы было не менее десятка приличных кинотеатров, среди которых любимые "Москва", "Наири" и супер-кинотеатр "Россия", в которые народ валом валил на хорошие фильмы и почти всегда с переплатой шустрым кассиршам и контролершам... То, что в армянской столице ныне всего два кинотеатра, это, конечно, смешно, если не сказать позорно для миллионного города... Но, с другой стороны, это в то же время "знамение" новой эпохи! Ну скажите на милость, какой дурак станет утруждать себя "походом в кинотеатр",где скапливается масса не всегда приятного тебе окружения (вспомните советские кинотеатры!), тогда, когда сейчас в каждом доме в личной фильмотеке, без преувеличения, прекрасная коллекция "самых-самых" фильмов на DVD... По-моему, личная "кинотека" на любой вкус в наше время сродни личной библиотеке советских времен, когда в образованных семьях не было нужды пользоваться массовыми библиотеками и они все более отодвигались на задний план - "своя домашняя" однозначно свидетельствовала об уровне интеллекта и интересах ее владельца и,собиравшаяся десятилетиями, являлась гордостью почти каждой семьи! Разумеется, "большой экран" имеет ряд несомненных преимуществ и, допустим, фестивальные фильмы нужно смотреть обязательно в кинотеатрах, но для массового зрителя кинотеатр - пройденный этап и его эксплуатация просто нерентабельна! Так что истинному творцу и патриоту своей страны без разницы должно быть, сколько кинотеатров в его родном городе - может быть сотня кинотеатров, в которых его фильм продержится один день или один сеанс... Главное - качество, художественная ценность созданного и заложенная в нем идея... Мне и моему кругу глубоко безразлично, что снимают (или продюссируют) люди с армянскими фамилиями на российских студиях и телеканалах, если созданное ими ничего общего не имеет с армянской тематикой, не пропагандирует духовно-нравственные и материальные ценности Армении и армянского народа (нужны ли нам всякие там московские "Партнершипы" со стыдливо быстро исчезающей, секундной панорамой Арарата, если в "творениях" нет пропаганды нашей страны и нашего народа?). Да, согласен, в Армении трудно развернуться: армяне слишком энергичный, умный, предприимчивый народ, чтобы всем талантам уместиться на пространстве в 30 тысяч кв.км., а вернее в одном Ереване... Приходится "располагаться" и на "прилегающих" пространствах, но при этом необходимо не забывать главного - творить надо только на БЛАГО СВОЕГО НАРОДА, а не другого...
  2. Видел я некоторые фильмы Эдуарда.И фильм о КВН смотрел. Все очень понравилось. Роберт с Вами не могу согласится. Как режиссер иначе сможет заработать, чтобы снять другой фильм. Ведь в статье написано, что человек снимает "часто на средства, которые сам же заработал". В Москве мы часто идем в кинотеатр с семьей,несмотря на то, что можем купить DVD или посмотреть те же фильмы по интернету. Спрос все равно есть. Это тоже самое, что закрыть музеи или театры. Хорошо было бы, если в Армении задумались об этом. А то, что весьма симпатичный армянин снимает такие фильмы в России,достойно похвалы.Респект ему за это.
  3. А я не могу с вами согласиться и поддерживаю Роберта Багдасаряна. Творец, который пишет, рисует, снимает кино и т.д., мне не интересен, если он, армянин, не поддерживает в своем творчестве Армению и армян. Конечно, он должен жить, зарабатывать, кормить семью. Но ХОТЯ БЫ РАЗ отметиться на "армянском поле" он обязан. Атому Эгояну достаточно было снять только "Арарат", к примеру. Но его "Хлоя" и "Экзотика" известны на Западе больше. Но Эгоян снял "Арарат", за что ему от меня, его дважды земляка, армяно-канадского, низкий поклон.
  4. Ребята!Я согласен со всеми предшественниками,так как вы говорите об одном и том же.У вас нет разногласий.
  5. В продолжение темы о национальных приоритетах. Непонятно, если не сказать абсурдно, когда армянский президент присуждает кинорежиссеру и директору "Мосфильма" Карену Шахназарову национальную награду - Орден Почёта... В статусе этой награды зафиксировано, что "им награждаются иностранные граждане за исключительные заслуги перед Республикой Армения в деле защиты её государственных и национальных интересов...". Я очень уважаю прославленного и, безусловно, талантливого режиссера, горжусь тем, что он занимает столь высокое положение в российском киносообществе и в российской культуре в целом, до сих пор смотрю на DVD с удовольствием некоторые его фильмы, но что он сделал до сих пор для Армении и армянского народа и пропаганды нашей культуры в России, чтобы удостаивать его национального ордена!? Смешно и грустно! Может орден дан ему авансом? (вроде он заикнулся в Ереване на присуждении, что намерен снять фильм о Нагорном Карабахе). Но это большое НО..., учитывая, что живя в России, невозможно снять об'ективный фильм об этом крае изначально - слишком много преград политического характера и противодействующих сил, да и азеры не будут дремать и провалят все такие поползновения армянина в Москве... А орден есть Орден! И он уже есть! А за что, пардон?!
  6. Предшественнику: По-моему, все предельно ясно: провинциальный карабахец Серж Саргсян угождает карабахцу из "метрополии" Карену Шахназарову в преддверии уморительного спектакля под названием "президентские выборы" плюс просто земляческая симпатия к "своим"...
  7. Пока в политическом поле Армении кандидаты в президенты начали свою агиткампанию и пытаются доказать обществу, что именно они являются теми людьми, которые изменят страну и сделают ее лучше, что будут бороться против режима и уничтожат его, и пока бывшие, так сказать, «объединившиеся» иногда боязливо выглядывают в сторону общественности с укромных позиций своего бессилия, в области армяно-российской дружбы состоялся очередной акт, на сей раз в исполнении российского кинорежиссера Карена Шахназарова. Он заявил, что Армения не сможет быть без России и обязательно должна стоять рядом с Россией. Когда об этом говорят разнородные русские, являющиеся солдатами дипломатических агитпроповских притязаний своей родины, все кажется понятным и приемлемым. Но когда в это дело втягиваются уже армяне, - это уже из непонятных категорий. До какой степени падения национального достоинства должен дойти человек, чтобы в Армении, на своей родине, на родине своих дедов, заявить, что без России его родина потеряна. Неважно, без кого потеряна. Сожаления достойна сама эта мысль: потеряны без этого, потеряны без того-то. Если какой-то армянин в России считает себя потерянным без России, то это проблема данного армянина, и пусть он со своими проблемами не приезжает в Армению и не пытается навязать Армении дипломатические агитпроповские притязания России. Будь то Карен Шахназаров или другой российский армянин, если они приезжают в Армению, чтобы внушить гражданину независимого государства чувство безысходности, то лучше пусть остаются в своей России и зарабатывают свой хлеб, оказывая разные услуги и оставив в покое национальное достоинство гражданина Армении. За свое существование Армения не обязана и не будет обязана ни одной стране, будь то Россия или другая держава. Своим существованием Армения обязана только и только жизням своих сыновей, их воле, мысли, честности, борьбе, если даже эти сыновья сегодня отдалены от руля Армении, и за руль взялись люди, которые не только молчат перед посягательствами на достоинство государства, но и награждают этих «десантников». Армения благодарна всем государствам, помогающим ей, но это никому не позволяет выступать в роли спасителя Армении, без которого у Армении нет жизни. И никто с этих позиций и не выступает, кроме России, которая очевидным образом сделала этот подход составляющей своей государственной политики, политики в отношении к Армении. То есть, если то же самое разными лицами повторяется последовательно, значит, это не случайность, а организованная политика. А это уже посыл обществу Армении, что если всему этому общество не даст организованного ответа, то впоследствии подходы к Армении могут иметь еще более дерзкие проявления, т.к. молчание Армении, по-видимому, притупило чувство реальности у России, и там считают, что могут говорить что хотят, как хотят и через кого хотят. P.S. Президент Армении Серж Саргсян принял 21 января известного российского кинорежиссера и генерального директора киноконцерна «Мосфильм» Карена Шахназарова. За весомый вклад в укрепление армяно-российских культурных связей, многолетнюю и плодотворную деятельность в сфере киноискусства, глава армянского государства наградил кинорежиссера Карена Георгиевича Шахназарова «Орденом почета».
  8. Президент Армении С.Саркисян вручил "Орден почета" московскому режиссеру, снимающие низкопробные фильмы-каламбуры, при этом, не сказали, за какие такие заслуги, может, за заслуги его предков, сдавших Шушу Панах-хану. Российские деятели искусства один за одним, при удобном случае, наговаривают такие глупости на «армянскую тему», что приходит подозрение, что вслед за армянскими политиками эта тема становится для них ристалищем для выражения лояльности той стране, в которой они делают свой бизнес. Когда-нибудь придется назвать и их: Армен Джигарханян, Роман Балаян и теперь вот Карен Шахназаров. Вообще-то, выражение лояльности в столь этнических формах торчат, как «ослиные уши» отвращения к России. Это, может быть, даже не по З.Фрейду, а по Г.Гюрджиеву. В целом, вся эта московская «братва» с армянскими или псевдо-армянскими фамилиями за последние 25 лет продемонстрировала себя как спекулирующие своими корнями, в нужном место и в нужное время, и это не самое худшее. Причем, изрыгают такие гадости, какие азербайджанцам не придет в голову. Вот и этот «парень из джаза» заявляет, что «У Армении нет шансов существования без России, две эти страны должны находиться в составе одного государства или союза». Посоветовал бы этому недоумку с сомнительным карабахским происхождением закрыть свой рот, иначе есть о чем вспомнить, чем занимался его папа на начальном этапе карабахского движения и о чем он говорил о судьбе Карабаха, например, докторам исторических наук Эдуарду Баграмову (консультанту ЦК КПСС по национальным проблемам) и Рачье Авакову (сотруднику ИМЭМО) в марте – апреле 1988 года.
  9. Уважаемый Роберт Багдасарян не совсем прав. Сразу видно, что он не связан с миром кино. Во-первых, никакого верхоглядства у Эдуарда Амбарцумяна нет, для армянина он более чем скромный человек Я был на его встрече со зрителями. Во-вторых, он же рассказал в статье, как пытался вернуться в Ереван, и его гнали отовсюду.В третьих, один кинотеатр на всю страну - это действительно смехотворно, потому что кино - это прежде всего большие деньги, которые надо хотя бы окупить. В четвертых, почти все его док. фильмы посвящены армянской тематике, причем денег ему оказывается не платят даже когда крутят их по армянскому ТВ. Есть ли смысл говорить здесь о патриотизме? Это же не бумага с ручкой, которые всегда под рукой? И наконец в пятых, мы ведь гордимся хорошими режиссерами-армянами, которые делают не армянское кино - Анри Верной, Ежи Кавалерович, Роман Балаян и т.д. Тот же Параджанов начинал не с армянской тематики.Вначале надо наработать имя, так делают многие. Да тот же Шарль Азнавур. Много бы он стоил, если бы начинал во Франции с армянских песен? Такова суровая действительность, и ничего тут не поделаешь.
  10. Правда ваша - спорить не стану (тем более, что, как говорят, "кто спорит, тот говна не стоит"), все перечисленные вами режиссеры, кроме Верноя (он на закате жизни снял немножко сентиментальный, но очень полюбившийся айастанским армянам фильм "Майрик"), и "ухом не вели" о своем армянстве в собственном творчестве и тем более в жизни! Все, что я написал, это "боль сердца" и по сути ТЕОРИЯ: в жизни почти так не бывает, конечно, - никто, увы, не отказывается от куска хлеба с маслом, если его можно обрести довольно легкими путями... Я "размечтался" о более высоких категориях национального мышления, которого не было и нет у нас, армян, в силу ряда историко-генетических особенностей. Мы отлично служим другим, и хреново - самим себе, своей родине уже минимум тысячу лет...
  11. Փաստորեն այսօր Սերժիկը Հայաստանի շքանշանով պարգեւատրեց մեր երկրի Անկախությյան դեմ բացահայտ ոտնձգություն կատարող Շահնազարով կոչված մի դավաճան հայվանի, որի հայրը ժամանային Բրեժնեւի խորհրդականն էր եւ ոչինչ չարեց Ղարաբաղի համար, երբ այդ հարցը բարձրացվեց 70-ականներին: Որ ասում եմ սրանք դավաճաններ են՝ շատերը չեն ուզում հավատալ:
  12. P.S. Немножко вы не правы, когда пишете: "Сразу видно, что он не связан с миром кино". Замечу, что я с детства в мире искусства (люблю, понимаю его и даже иногда пишу статьи об искусстве) и, в частности, именно в кино - моя мать в 1950-е годы работала на киностудии "Арменфильм" монтажером и я вырос среди безалаберных и бесшабашных киношников, огромных кинопавильонов и всегда был одним из первых зрителей всех арменфильмовских или "закрытых" просмотров в уютном кинозале студии... Так что, был наслышан "из первых уст" о кошмарах и нервотрепке кинопроизводства, вечных интригах и всякого рода беспределе в этой сфере с советских лет. Правда, потом, взрослым, не имел никаких связей с этой сферой и особо не жалею... Тем более, что с распадом СССР армянская киноиндустрия приказала "долго жить" и все толковые киносилы разбежались кто куда... "Перебрали" вы также с фразой "один кинотеатр на всю страну"... Я такого не говорил! В Армении в целом немало кинотеатров во всех крупных населенных пунктах, куда народ не ходит в основном по вышеуказанной причине (когда есть дома DVD с самыми свежими фильмами, даже еще не вышедшими в прокат в Армении, то ясно, что просто лень, и финансовый фактор не проблема!). Но в целом конечно, одно позорище иметь в таком крупном городе, как Ереван, всего два действующих кинотеатра... Замечу, что великолепный и по комфорту, и по ультрасовременному архитектурному решению двухзальный кинотеатр "Айрарат" (бывшая "Россия") превращен в ярмарку еще 20 лет назад! Се ля ви... И все равно, я не променяю свой единственно армянский город на тысячу европейских и американских мегаполисов - менталитет на ереванско-ванской закваске!
  13. Уважаемый Роберт, когда Вы в последний раз были заграницей? Судя по Вашим комментариям, очень давно. Во всем мире в кинотеатрах полно народа. Кстати, Руслан Сагабалян в статье пишет о молодом российском режиссере-армянине, фильмы которого посвящены армянской тематике. Ну, это просто к слову. Решил напомнить.
  14. Да-с, сударь, в "настоящей" загранице в последний раз был 30 лет назад (Россию и остальное СНГ я не считаю, естественно, заграницей и бывал там совсем недавно), но тогда, когда плебс в СССР бегал по киношкам не столько смотреть фильм, сколько целоваться в последних рядах полутемного зала, я ходил на многие гастрольные концерты выдающихся музыкантов и оперных певцов, которые непременно заезжали в Ереван как в один из культурнейших городов Союза... Как говорил Ленин, "кино - самое массовое из искусств" и, следовательно, всегда было рассчитано на ШИРОКИЕ МАССЫ... А массовость я никогда не уважал ни в каком виде - вот таким уродился... Ну если вы живете в европах и америках и ходите в кино (что вам больше делать нечего в лондонах и парижах?), то это ваше дело... А сейчас я просто в силу возраста не хожу ни в кино, ни на концерты, когда даже к нам приезжают знаменитости... Обленился!!!И вы будете таким лет через 30... Хотя как знать, может вы других кровей, из более неугомонных и активных особей армянского народа? Смотрите кино в кинотеатре, а я лучше "побалуюсь" подлинными и нетленными шедеврами прошлого кинематографа на своих DVD-кассетах...
  15. Никакой Шахназаров не армянин! Про родину предков он вообще не вспоминает. Армянским режиссерам не помогает. Армянской тематики в его фильмах нет. И армянин назовет сына либо армянским именем, либо "нейтральным", но никак не Иван и Василий. Да и вообще по натуре Шахназаров человек несколько скучный и занудливый. Отсюда и его проблемы, простите, в семейной жизни. Один развод, второй развод... Но режиссер он прекрасный. С удовольствием смотрю почти все его фильмы. Не понравился разве что его последний - "Белый тигр". И эту нелепицу он привез в Ереван, за нее получил "Золотого орла". А в Ереване он сделал просто оскорбительное для всех нас заявление, сказав, что Армения без России не может существовать. Стыд и срам! Так перед Путиным правильный и законопослушный сын помощника генсека прогнулся! Просто капитально! Он может смыть свой позор одним - СНЯТЬ ФИЛЬМ на армянскую тематику. Атом Эгоян и Анри Верней, к примеру, прославились совсем другими фильмами. Но нам, армянам, они дороги и милы, что сняли фильмы о нашей истории - "Арарат" и "Майриг". И каждый из знаменитых армян спюрка должны ХОТЬ РАЗ отметиться "на национальном поле". Иначе - ноль им цена. Как тому же скульптору Франгуляну, которым так восторгается Ноев ковчег и которого я презираю за его подчеркнутый конформизм и космополитизм. Нельзя так! Надо прославиться в истории СВОЕГО НАРОДА, а деньги... Всех денег не заработаешь.
  16. Респект Максу!
  17. Заголовок интервью какой-то непонятный... Или я что-то недопонял?
  18. Кинотеатр Наири уже не кинотеатр. Есть только "Москва". В самой Москве (в городе) в 90-х количество кинотеатров резко сократилось, затем вновь увеличилось, и все они сегодня функционируют. Не говоря уже о бескрайних просторах России. Я не сравниваю, слона с Моськой, понятно, что нам за ними не угнаться. Парадоксально, что кино в Армении все же снимается, другой вопрос - какое кино и сколько зрителей его смотрят. Самая широкая аудитория на сегодня - телевизионная, и здесь Эдуард Амбарцумян прав. Но доходы они приносят только самим телевизионщикам. А продавать кино на ДВД бессмысленно, потому что тут же появляются дешевые пиратские копии. Режиссеру надо жить и находить деньги на новое кино. Раньше деньги давало государство, сейчас государство в состоянии оплатить лишь 10-20 процентов от общего бюджета фильма, остальное должен изыскивать режиссер. То есть идти на поклон к олигархам. Тут все решают личные связи, но не у всех они есть. ВОт Шахназаров может снимать то, что хочет. А молодой режиссер, герой этого очерка, по всему видно, хочет быть полезным своему народу.
  19. Как грустно осознавать, что ЕДИНСТВЕННЫЙ, как выяснилось,кинотеатр в столице независимого суверенного (вроде бы!) государства называется чужеродным именем совершенно другой, хотя и дружественной страны - "МОСКВА"... В Армении не нашлось ни одного ПЛОРОВ ТХА (для не понимающих по-армянски - МУЖИКА С ЯЙЦАМИ), который бы возмутился бы этой ситуацией и сказал бы руководству, в частности минкульту Армении: "Ослы, у вас совсем нет самолюбия и национального достоинства?! Да, в годы СССР это было понятно и приемлемо - было полно кинотеатров в республике также с родными для армян названиями - "Ереван", "Севан", "Раздан", "Арагац", "Айреник", "Комитас" и др., которые не могли впрочем сравниться с самыми комфортными отличными кинотеатрами города - "Москва" и "Россия". Но теперь надо же быть какими идиотами, чтобы держать название "Москва" на фасаде "последнего из могикан"... Видно, нам, армянам, надо еще научиться у грузин держать высоко имидж и авторитет своего народа. Неужто и впрадву прав был Пушкин, когда сказал: "Ты трус, ты раб, ты армянин!"... Горе нам, раболепствующим...
  20. Господа, спасибо за комментарии, но я здесь по другому поводу. Считаю нужным объясить откуда такое заглавие. В конце текста была приведена фраза знаменитого Орсона Уэллса о том, что кинематогрфист похож на сборщика фруктов: едет туда, где созрел урожай.Фраза по недоразумению, от меня не зависящему,пропала.Хотя к моим текстам обычно отношение деликатное.
  21. Вот-вот - ПРОКОЛ "НК"... А я дважды вдоль и поперек прочитал (до рези в глазах) статью - в надежде найту зацепку к заглавию, и только не обнаружив ничего и близко, кинул реплику. Как видите, кроме меня, никто не заметил ляпа...
  22. Нет, дружище, заметили не только вы... Просто у всех разговор сместился немножко в другую сторону и в "пылу полемики" о Шахназарове и "национальных приоритетах" многие не обратили на этот факт особого внимания! Я лично, прочитав и удивившись, посчитал нетактичным "публично" намекать уважаемому моему земляку на явное несоответствие названия содержанию материала. Знаю по собственному опыту: иногда и мои статьи газеты печатали, "заныкав" в процессе редактирования из текста фразу или строку, вынесенную в заголовок, чем ставили меня в неловкое положение, а читателя оставляли в недоумении! Иногда бывает и по техническим причинам, например, когда текст не укладывается в верстке и строки вылетают, обычно в конце статьи или под фотографиями... Что-то подобное, видимо, произошло и с интервью Сагабаляна... А молодому режиссеру - успехов!
  23. Название "кинотеатр Москва" надо сохранить хотя бы по той причине, что "Москву основал патриарх Моск, прибывший с Араратской горы". Это исторический факт. Об этом сообщает древнерусская историческая хроника. Долгорукий поселение Москва развил, превратил в город. А вот имя негритоса-армянофоба Пушкина надо убрать из Армении. Есть более достойние и уважающие армян русские писатели - Есенин, Блок и др.
  24. Родоначальником рода Пушкиных был пруссак Рача, который во время сражения с Невским перешел на сторону русских, т.е. с немецкой точки зрения он был предателем. Другого предка, негритенка Ганибалла, Петру Великому подарили эфиопские армяне (через русское посольство в Константинополе). Пушкин, бесусловно, знал об этом. В этом можно усмотреть причину его нелюбви к армянам. А так он гениальный поэт. Ниже Туманяна, тем паче ниже Нарекаци. Почему ниже Туманяна. Хотя бы потому что перевод Туманяна "Зимнего вечера" не хуже оригинала. К тому же, Туманян даже в годы геноцида ничего оскорбительного не писал о турках. А смесь предатела с дунглистом хамил всем - своему благодетелю Воронцову, евреям, грекам, нам... Такой нам не нужен!
  25. В Армении, кроме памяти знаменитых армян, надо увековечить память знаменитых друзей армянского народа - Леонардо да Винчи, Ивана Грозного, Петра Великого, Джорджа Байрона, Виктора Гюго, Сергея Глинки, Анатоля Франса, Видро Вильсона, Сергея Есенина, Александра Блока, Антона Чехова, Максима Горького, Франца Верфеля, Осипа Мандельштама, Николая Марра, Эдуардаса Межелайтиса и т.д. А также память великих родственников армян - Гете, Рембрандта, Суворова, Лермонтова т.д.
  26. А в Ростове нет улиц имени великих новонахичеванских армян - писателей Патканяна и Шагинян, разведчика Вартаняна... Бывший армянский город Нахичевань-ха-Дону и поныне называется... Пролетерским районом Ростова-н/Д, ГДЕ В ЦЕНТРЕ НА ПОСТМЕНТЕ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ восседает некий карл маркс. Это издевательство над армянами и казаками.
  27. И я считаю, что название кинотеатра "Москва" надо сохранить. Если то и дело менять названия улиц, объектов и т.д. в зависимости от политики - это несерьезно. И на Пушкина зря бочку катите. История знает немало случаев, когда большой писатель далеко не иделен как человек. И что же теперь, выискивать тараканов в биографии каждого? Лучше Туманян Пушкина или нет - вопрос по существу дилетантский. Это не спорт. Пастернак прекрасно перевел Шекспира - значит ли это, что он лучше Шекспира? Воевать надо не с классиками и не с памтниками, а с реальными людьми и обстоятельствами, которые мешают нам нормально жить.
  28. Зачем же Пушкина записывать в недруги армян? Он ,наоборот, скорее друг.Достаточно почитать его "Путешествие в Эрзрум". Да и в Москве (городе).Вспомните, даже памятник его стоит спиной к России (кинотеатру), но лицом к Армении ( магазину).))))
  29. Согласен. Что за анера искать несуществующих врагов? Не уподобляйтесь азерам. Пушкин и о России нелестно отзывался. И у Чехова есть слово "армяшки". Что же теперь и с Чеховым воевать? Это абсурд.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты