№ 3 (209) Февраль (16–28) 2013 года.

Российско-армянское военно-политическое сотрудничество как фактор баланса сил в регионе

Просмотров: 4029

Начало 2013 года было отмечено весьма важными заявлениями и событиями в российско-армянских отношениях, которые способны оказать существенное влияние на расстановку сил на Южном Кавказе (а возможно – и на сопредельной территории «Большого Ближнего Востока») на ближайшие годы. Интенсивный характер двустороннего диалога на различных уровнях, вне всякого сомнения, будет продолжен и в наступившем году.

15 января в ходе совещания в Министерстве обороны президент Республики Армения охарактеризовал армяно-российские отношения стержнем безопасности страны, причем сделал это в связи с вероятностью военной авантюры со стороны соседнего государства. Разумеется, отношения с НАТО также не были обойдены вниманием, однако в общем контексте выступления упоминание о них носило все-таки вторичный характер (притом что Армения, как и любое другое государство мира, ведет комплементарную внешнюю политику, не забывая при этом о долгосрочных приоритетах). А спустя несколько дней министр обороны Армении Сейран Оганян на встрече с журналистами заявил, что расположенная на армянской территории 102-я военная база РФ будет нести равную с вооруженными силами Армении ответственность за безопасность страны. По его словам, данное положение нашло особое место в подписанном в августе 2012 года соглашении между министерствами обороны двух стран. Министр особо отметил важную роль российского военного объекта в контексте «притязаний со стороны стран – соседей Армении».

Военно-техническое сотрудничество между двумя странами является предметом серьезного внимания как со стороны Москвы, так и Еревана, и, как представляется, вовсе неспроста глава военного ведомства Армении называет его условия «привилегированными». На финальной стадии рассмотрения находится соответствующее российско-армянское соглашение, которое носит не межправительственный, а межгосударственный характер. Соответствующее поручение было утверждено президентом России, и не приходится сомневаться в том, что оно будет выполнено в оптимальные сроки. Согласно документу, на территории Армении будут создаваться совместные оборонные предприятия, специализирующиеся на производстве ряда видов боеприпасов, бронетанковой техники, ремонте широкого спектра техники, а также центры по подготовке пограничников и специалистов по чрезвычайным ситуациям. Согласно появившимся в российской прессе сообщениям, договор может быть подписан уже в начале февраля.

Интересно и другое заявление главы оборонного ведомства Армении, высказавшегося за рассредоточение российского оружия по всей территории республики. «Есть проблема относительно того, чтобы запас вооружений (базы) был распределен по всей территории Армении, а не только в Гюмри», – подчеркнул министр. Рискнем предположить, что речь здесь может идти о создании на территории Армении ряда «баз подскока» (в том числе и в районах, непосредственно примыкающих к границам с Азербайджаном), о чем речь шла в том числе и на страницах газеты «Ноев Ковчег». Интересно в этой связи заметить, что некоторые ереванские СМИ, вполне далекие, так сказать, от «пророссийских симпатий», высказали предположение о том, что в документах, планируемых к подписанию Москвой и Ереваном, может, среди прочего, идти речь и о Нагорном Карабахе, являющемся неотъемлемым компонентом национальной безопасности Армении, а следовательно – в известной мере – и России.

Конечно, сообщения ряда источников о гипотетическом размещении российского миротворческого контингента в Карабахе (в том числе с прицелом на возобновление работы степанакертского аэропорта) – пока скорее из сферы фантастики или же информационных «операций прикрытия». С другой стороны, высказывается предположение, что речь в настоящее время идет о предоставлении Армении нового комплекса противоракетной обороны С-400. Не исключено, что этот комплекс уже находится на территории республики, и теперь остается придать данному факту необходимое юридическое и организационно-техническое оформление. Важной составляющей безопасности Армении остается также укрепление сотрудничества в рамках ОДКБ, которое, несмотря на скептические замечания ряда наблюдателей, остается важной составляющей внешней политики республики на российском направлении. «Данное соглашение позволит Армении перевооружить армию более качественным и современным вооружением, на территории республики станет возможным строительство ремонтных заводов, которые будут проводить ремонт военной техники», – полагает известный военный эксперт Игорь Коротченко, по мнению которого на фоне активно вооружающегося Азербайджана взаимодействие Армении и России в ВТС позволит сохранить региональный баланс.

Неудивительно, что все это вызывает нервную реакцию со стороны официального Баку, что нашло подтверждение, в частности, в тональности вопроса, прозвучавшего 23 января в ходе пресс-конференции министра иностранных дел России Сергея Лаврова и касавшегося отсутствия в Москве резких заявлений, осуждающих то, что в Баку именуют «агрессией Армении в отношении Азербайджана». Ответ прозвучал весьма убедительно: «Россия как участница «тройки» сопредседателей Минской группы ОБСЕ стремится найти решение. Если кто-то хочет привлечь к себе внимание в публичном пространстве, тогда, наверное, нужно вести речь об осуждениях, требованиях, публичном бичевании. Если же мы хотим на практике решить вопрос, то необходимо действовать другими методами». Напомнив историю последних лет переговоров, включая де-факто срыв казанской встречи 2011 года, на которую возлагалось много надежд, Сергей Лавров отметил, что, несмотря на продолжающиеся контакты глав внешнеполитических ведомств сторон, ждать скорой встречи на высшем уровне (а следовательно – и прорывов) в ближайшее время не стоит. И с ним сложно не согласиться, учитывая начало непростого предвыборного периода в Азербайджане, который может быть отмечен вспышками внутриполитической напряженности. О том, что события могут развиваться по весьма радикальному варианту, свидетельствуют не только жесткие репрессивные меры властей против оппозиции, но и недавние беспорядки в райцентре Исмаиллы, имевшие явную социально-экономическую подоплеку и во многом напоминающие инциденты прошлого года в лезгинонаселенной Губе. Все это может иметь весьма негативные последствия для ситуации вокруг Нагорного Карабаха, так как у властей может возрасти соблазн канализировать копящееся внутреннее недовольство в направлении борьбы с «внешним врагом».

В Ереване все это прекрасно понимают, и думается, вовсе не случайно, что в первые недели нового года лидеры республики выступили с рядом заявлений, которые, возможно, носили для кого-то жесткий, но на самом деле – вполне оправданный характер. «Армения и Арцах не хотят войны, однако все должны быть уверены: мы дадим достойный ответ на любой брошенный вызов. Население Арцаха отныне никогда не встанет перед угрозой физического уничтожения. Республика Армения является гарантом этого. Судьбу Арцаха будет решать народ Арцаха… Прятавшиеся от лишений предыдущей войны под родительской юбкой молодые люди сегодня предпочитают не вспоминать эти страницы истории», – заявил в ходе вышеупомянутого совещания в Минобороны Серж Саргсян. Министр иностранных дел Эдвард Налбандян полагает, что деструктивная политика Азербайджана, периодические нарушения данной страной режима прекращения огня, провокационные действия на линии соприкосновения с Арцахом и на границе с Арменией не только существенно навредили переговорному процессу по вопросу Нагорного Карабаха, но и поставили под угрозу региональную безопасность и стабильность. Представляется, что это и подобные заявления отнюдь не предвыборная риторика властей, тем более что решать актуальные задачи в сфере безопасности в ситуации форсированной гонки вооружений армянской дипломатии и вооруженным силам придется и после 18 февраля 2013 года.

Совершенно очевидно, что Запад (США и Европейский союз), усиленно создающие в последние годы инфраструктуру влияния в Армении, окажутся совершенно бессильными, в случае ее возникновения, предотвратить эскалацию военных действий против Нагорно-Карабахской Республики. Ангажированные публицисты могут сколь угодно много упражняться в красноречии относительно «двуличия» России и якобы бескорыстных намерений Запада, однако они прекрасно понимают, что никакого «зонтика безопасности» ни Вашингтон, ни Брюссель предложить Еревану в настоящее время не в состоянии. При всех вопросах к возможной линии поведения Москвы на случай карабахского обострения максимум, на что способен Запад – так это на попытки интеграции армянской военной организации в формируемую им в регионе «среду безопасности» при главенствующей роли Турции и Азербайджана. В условиях неурегулированности карабахского конфликта и тупикового характера армяно-турецкого «процесса» это происходит в форме различных конференций и интеграции отдельных подразделений армянских вооруженных сил в «миротворческие операции» за пределами региона (в настоящее время – в Косово и Афганистане). Речь вовсе не о том, что Европа якобы недостаточно «борется за Армению» с Россией, как предполагают наивные наследники не менее наивных армянских адептов «западного гуманизма» и «цивилизаторской миссии» прошлого и позапрошлого веков. И не в том, что «европейский вектор» армянских властей последних лет оказался, мол, недостаточно эффективным либо же преследовал чисто пропагандистские, внутриполитические цели. Очевидно, что «прозападный курс», решая, возможно, некоторые тактические задачи, не давал (и не может дать) четкого ответа относительно позитивных перспектив армянской государственности в нестабильном Кавказском регионе. Хотя бы потому, что Армения и ее интересы никогда не были приоритетом «коллективного Запада», не являются таковыми сегодня и не станут таковым приоритетом в обозримом будущем.

Объективно национальные интересы России и Армении на Кавказе совпадают и будут совпадать по мере реализации эффективной стратегии Москвы на Южном Кавказе и Ближнем Востоке, основанной, опять-таки, не только на комплементаризме (который не должен перетекать во «всеядность»), но и на четком выборе приоритетов. Амбициозные (и подчас спорные) экономические проекты с Анкарой предсказуемо не трансформировались в общность политических подходов, диалог с Баку явно переживает, мягко говоря, не лучшие времена. В случае же реализации коммуникационного проекта «Север – Юг» и улучшения отношения между Москвой и Тбилиси Армения может стать важной частью международного торгового пути, соединяющего Европу и Россию через Кавказ с Ираном и Ближним Востоком. Это положительно скажется и на безопасности республики (включая ситуацию вокруг Нагорного Карабаха), обеспечит новые возможности армянской экономике. Военное же сотрудничество между Россией и Арменией станет в этом случае важным фактором экономического развития республики.

Разумеется, все это возможно в случае отказа некоторых сил на Западе от деструктивных планов в отношении Ирана, а следовательно, и Кавказского региона. А в пользу того, что такие силы и такие планы существуют, указывают многие обстоятельства. И в частности, опубликованный некоторое время назад доклад некоего Европейского центра стратегической разведки и безопасности, по данным которого Иран и Армения разработали ни много ни мало тайный план, направленный на подрыв усилий международного сообщества для обеспечения стабильности в регионе и достижения мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Абсурдность и ангажированность этого «аналитического вывода» четко высвечивает грани стратегии Брюсселя в отношении Армении, которые задорные «евроинтеграторы» предпочитали бы в упор не видеть. Не приходится сомневаться и в том, что после президентских выборов руководство республики ожидает немало неприятных «сюрпризов», а обещанная помощь на полтора миллиарда евро так и останется той «морковкой», которой постоянно будут вертеть перед носом незадачливого «клиента»…

Конечно, на Западе весьма раздражены как поступательным развитием армяно-российских отношений в военно-политической сфере, так и сохраняющимся высоким уровнем армяно-иранских контактов, которые, несмотря на усилия, особенно активизировавшиеся в последние годы, капитально подорвать так и не удалось. И будут демонстрировать это раздражение не только записями в социальных сетях, но и иными действиями. Армении же, на наш взгляд, следует руководствоваться в первую очередь собственными национальными интересами, как это и подобает любому уважающему себя государству.

Андрей Арешев

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 21 человек