№11 (286) ноябрь 2016 г.

Китай и Центральная Азия: прежде всего энергетика и транспорт

Просмотров: 3446

В последнее десятилетие Китай осуществляет ряд значимых проектов в странах Центральной Азии, в первую очередь в сферах энергетики и транспорта. Рассмотрим это на примерах Казахстана и Туркменистана.

Астана является ключевым партнером Пекина в рассматриваемом регионе. В частности, Китай стал вторым по важности покупателем казахстанской нефти после ЕС. В связи с этим Республика Казахстан служит некоторой альтернативой в отношении поставок этого сырья.

Но китайские интересы в Казахстане намного шире чисто «нефтяной» тематики. Так, 12 июня 2010 г. в ходе государственного визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Астану стороны подписали межправительственные соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и контракт на куплю-продажу концентрата природного урана между компаниями «Казатомпром» и CGNPC. Разовый контракт предусматривал поставку в Китай 650 тонн урана.

В сентябре 2013 г. во время визита в Казахстан уже председателя КНР Си Цзиньпина была подписана Совместная декларация о дальнейшем углублении всестороннего стратегического партнерства. В частности, в ней отмечается, что «страны намерены на основе принципов взаимной выгоды и обоюдного выигрыша расширять и углублять энергетическое сотрудничество, обеспечивать долгосрочную безопасную и стабильную эксплуатацию общих проектов, таких как разведка нефтегазовых промыслов, добыча и транспортировка нефти и газа». А также было определено, что Пекин и Астана ускорят процесс расширения первой очереди китайско-казахстанского газопровода (линия С) и построят вторую очередь газопровода Бейнеу – Базой – Чимкент, осуществят модернизацию и реконструкцию комплекса по производству ароматических углеводородов в Атырау, а также создадут битумный завод в Актау. Будет поощряться сотрудничество между предприятиями двух стран в таких проектах, как разведка и освоение нефтегазовых промыслов, переработка нефти и экспорт энергоресурсов в Китай.

14 декабря 2014 г., выступая на закрытии Второй сессии китайско-казахстанского совета предпринимателей, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян отметил, что Китай занимает лидирующие позиции в мире по производству стали, цемента, стекла, оборудования для электроэнергетики и др. Кроме того, китайская продукция отличается оптимальным соотношением цены и качества и высокой конкурентоспособностью. Помимо этого, КНР поддерживает инвестиции собственных предприятий в экономику Казахстана, содействует реализации масштабного инфраструктурного строительства и реализации экономической программы Казахстана «Нур жол».

15 декабря 2014 г. во время рабочего завтрака премьер Госсовета КНР Ли Кэцян и премьер Казахстана (ныне председатель Комитета национальной безопасности) Карим Масимов в целом согласовали рамочное соглашение о сотрудничестве на сумму 18 млрд долл. Это соглашение касается строительства производственной и транспортной инфраструктуры, включая скоростные автомагистрали и жилые массивы.

После визита Ли Кэцяна в Казахстан произошел очередной прорыв в двустороннем экономическом сотрудничестве. Так, уже 26 декабря 2014 г. в Пекине состоялись переговоры министра по инвестициям и развитию Казахстана Асета Исекешева и руководителя Государственного комитета по делам развития и реформ КНР Сюй Шаоши. По итогам переговоров были определены наиболее перспективные для реализации проекты в горной металлургии, химии и нефтехимии, производстве строительных материалов, машиностроении, а также в области легкой промышленности, туризма, транспортной инфраструктуры и электроэнергетики.

В конце марта 2015 г. ответный визит в Китай совершил премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов. Как следствие, были подписаны 33 контракта на общую сумму 23,6 млрд долл. Они касаются производства стали, цветных металлов, листового стекла, нефтеперерабатывающей промышленности, гидроэнергетики и автомобилестроения. При этом Ли Кэцян призвал к расширению сотрудничества в таких областях, как железнодорожное строительство, атомная энергетика и сельское хозяйство.

Со своей стороны, Карим Масимов высоко оценил потенциал «хорошего старта» в сотрудничестве, сказав, что это доказывает, что новый режим взаимодействия имеет широкие перспективы и будет примером для всего региона. Он также отметил, что Казахстан готов к дальнейшему углублению всестороннего стратегического партнерства с Китаем и укреплению обмена и сотрудничества во всех областях.

Ныне Республика Казахстан активно участвует в реализации китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути». Это предполагает строительство в республике свыше 60 промышленных предприятий и модернизацию ее транспортной инфраструктуры. Причем уже сейчас по казахстанской территории проходит в год 500 эшелонов с китайскими контейнерами.

Следует заметить, что Китай стал основным покупателем туркменского природного газа, вытеснив с этой позиции российское ПАО «Газпром». Так, еще в декабре 2009 г. была введена в строй первая ветка магистрального газопровода Туркменистан – Китай, а в конце 2011 г. – его вторая ветка. В результате пропускная способность этого газопровода выросла до 40 млрд куб. м газа в год. Более того, с апреля 2012 г. некоторую часть природного газа по газопроводу Туркменистан – Китай начал экспортировать и Узбекистан. И идет постоянное «расширение» этой газовой магистрали.

27 июля 2012 г. в Пекине состоялось второе заседание Комитета по сотрудничеству между Китаем и Туркменистаном, на котором сопредседательствовали вице-премьер Госсовета КНР, председатель комитета с китайской стороны?Ван Цишань?и заместитель премьер-министра Туркменистана, председатель комитета с туркменской стороны?Баймурад Ходжамухаммедов. Ван Цишань назвал Туркменистан важным и надежным поставщиком природного газа, а Китай – долгосрочным и стабильным рынком экспорта природного газа для Туркменистана. Он выразил готовность Пекина развивать с Ашхабадом сотрудничество в области энергетики. А также было высказано намерение ввести в эксплуатацию линию C китайско-туркменского газопровода, совместно продвигать проект разработки газового месторождения на правом берегу реки Амударья и месторождение Южного Иолотаня, активно реализовывать соглашение о дополнительной поставке из Туркменистана в Китай природного газа объемом 25 млрд куб. м в год.

В апреле 2015 г. в г. Ланьчжоу (административный центр китайской провинции Ганьсу) состоялся форум «Туркмено-китайский диалог: транспортное сотрудничество во имя устойчивого развития». В этом форуме приняли участие высокопоставленные сотрудники правительства провинции, ответственные работники посольства Туркменистана в Китае, туркменские и китайские эксперты в сфере транспорта. Они обсудили перспективы консолидации усилий в транзитно-транспортном секторе, совершенствования управления национальными границами, обеспечения безопасности, а также правовые аспекты. Отдельно были рассмотрены предложения по диверсификации транспортных связей Туркменистана и Китая.

В ходе форума обсуждалось развитие экономических отношений между странами с целью реализации китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути». При этом учитывался китайский опыт строительства высокоскоростных железных дорог. И как подчеркивали выступавшие, ланьчжоуский диалог позволит осуществить инициативу президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова по созданию архитектуры нового геоэкономического пространства, объединяющего Центральную Азию, Каспийский, Черноморский и Балтийский регионы, Средний и Ближний Восток, Южную и Юго-Восточную Азию.

Участники форума рассмотрели пути укрепления двустороннего сотрудничества в транспортной сфере с учетом реализуемых Туркменистаном масштабных проектов, включая международный транзитно-транспортный узел на пересечении важнейших торговых путей «Север – Юг» и «Восток – Запад». Он будет включать тысячи км железных дорог и автобанов, современные морские и воздушные гавани. Причем транзит через туркменскую территорию интересен и китайским партнерам для транспортировки их товаров в Европу.

Местом проведения указанного форума стал Ланьчжоу – ключевой транспортный узел в регионе. Он находится в центре северо-запада Китая. Здесь начинается путь в Центральную Азию из Китая. Когда-то ранее именно тут пролегал 1600-километровый торговый коридор для караванов Великого Шелкового пути.

Таким образом, Китай активно разрабатывает и кредитует различные проекты в странах Центральной Азии, особенно в сфере энергетики и транспорта. А это, в свою очередь, очень сильно привязывает указанные страны к КНР, что необходимо учитывать в рамках сопряжения деятельности Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути».

Леонид Гусев, старший научный сотрудник Аналитического центра ИМИ МГИМО МИД России, кандидат исторических наук

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 6 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты