№3 (302) март 2018 г.

Евреи

Просмотров: 11117

В селении Варташен (Вардашен, с армянского – селение роз) Нухинского уезда Елисаветпольской губернии в XVIII – XIX вв. мирно и дружно проживали представители четырех народностей: армяне-григориане, удины (православные и григориане), кавказские татары-шииты (современные азербайджанцы) и евреи. Смотритель варташенского училища Михаил Бежанов в 1893 году записал в свой блокнот: «В селении Варташен лет 200 назад поселились евреи. Сначала их было около 60 дымов, а теперь, по числу душ, они превосходят остальных жителей. Говорят по-персидски; живут в особой части селения, чрезвычайно скучено (304 дыма на половине квадратной версты). Занимаются они исключительно торговлей и табаководством».

Евреи переселились в Варташен в конце XVII века из персидской провинции Гилянь и поселились на нижнем краю селения. В XVIII веке еврейское население Варташена увеличилось за счет беженцев из соседних деревень Залем и Куткашен. В 1873 году в Варташене жило 1.628 евреев, а в 1885-м уже 2.282.

* * *

Варташенские евреи сеют табак на землях христиан и мусульман на таких условиях: хозяин пашет и удобряет землю, еврей делает грядки, сажает саженцы, ухаживает до сбора, сушит и делает пучки с корешками. Хозяин дает еврею все это время пшеницу, рис, деньги на мясо и масло, и напитки; урожай делится между хозяином и евреем пополам. Одни из евреев торгуют на базарах, другие являются разносчиками. Последние особенно удобны для женщин, которые не могут сами ходить на базар и выбирать товары по своему вкусу: разносчик обыкновенно свои товары выменивает на пшеницу, коконы тутового шелкопряда и т. п., на фунт (равен 425 граммам) коконов дает один-два куска мыла.

Еврейки разносят по домам нюхательный табак, ходят для исполнения мелких домашних работ и уходят домой с полными узлами всего, чем может одарить ее щедрая варташенка. Раз еврей или еврейка вышли во двор, они не вернутся с пустыми руками: хоть хворосту возьмут из сада. Благодаря этому, евреи, не имея ни клочка земли, богаче остальных местных жителей. Ростовщиков немало и между варташенскими евреями: они дают деньги за большие проценты, получают в два-три раза больше того, что дают, да сверх того сколько у должника своего переберут кур, пшеницы, фруктов!..

Но как они заботятся о своих единоверцах… Каждую субботу, особенно по большим праздникам, они собирают много денег для своих бедных; раз в месяц для них же собирают у богатых пшеницу. Нищенства среди евреев нет.

* * *

Отец семейства – полный владыка; даже женатые сыновья, без разрешения его, ничего не могут предпринять или чем распорядиться. Летом все мужчины расходятся – кто по торговым делам, кто на обработку табака; остаются женщины. При скученности населения (иногда в одном дворе живет по несколько семейств), поводов к столкновению между женщинами много. Ссоры, брань и драки начинаются из-за пустяков: сначала кричат друг на друга, потом бранятся, постепенно подходят одна к другой. К спорящим присоединяются другие: кричат, ударяют в ладоши, по бедрам, а потом схватываются за косы, царапают лицо, руки… Много народу собирается смотреть на эти драки, как на зрелище.

Иметь больше одной жены не запрещается законом. Почти в 30 домах есть по две жены, но большего числа жен нет ни у кого.

Богатые евреи ведут торговлю с кавказскими татарами других селений, ездят к ним и часто неделями живут у них. В случае приезда в Варташен знакомых татар, евреи охотно принимают их у себя и угощают. Женщины с гостями не здороваются. Во время угощения хозяин не садится. Для гостя приносят хлеб и сыр на медных и деревянных блюдах; затем прислуга или члены семьи подают рукомойник, полотенце; моют руки и читают молитву. Пока хлеб не разрежут на куски по числу присутствующих, все молчат; читают молитву и приступают к еде. Пищу берут пальцами. Женщины едят отдельно (и в обычное время, даже муж с женой вместе не едят). Приготовляют для гостей много блюд, из которых «толма» (голубцы) – самое любимое, а также плов, суп из молока, приправленный луком, и др. Вино и водку пьют только своего приготовления.

* * *

Одежду евреек составляют: короткая, до пояса, рубаха, широкие шальвары, верхнее платье (шелковое или ситцевое) до колен с серебряными пуговками на рукавах, широкий серебряный пояс; голова повязывается шелковым платком. Обувь – «коши» (на деревянной подошве и высоком каблуке). Многие ходят босиком. Пальцы украшаются серебряными и золотыми кольцами. Девушки носят на груди бусы, красят руки хною.

Мужская одежда состоит из нательной рубахи с длинными рукавами, застегивавшимися на пуговицы, и широких штанов, заправленных в «гульпа» (шерстяные носки). На рубаху надевают архалух, ворот которого застегивают на пуговицы и подпоясывают простой шалевой тканью.

* * *

Дома строятся из сырого кирпича и камня. Стены из кирпича не штукатурятся, кроме передней, которая обмазывается глиной и белится белой глиной. Постройки же из камня белятся известью, а деревянные – красятся масляной краской. Крыши делаются из черепицы. Окна без стекол, но имеются решетки со ставнями. Пол земляной, покрывают коврами. С фасада имеются балконы. Комнаты и балконы раз в неделю, в четверг, белятся. Балкон служит кухней. Дом состоит из одной, иногда двух, но большей частью из трех комнат. Посуда ставится на стенах под потолком, как и у кавказских татар. Постель хранится в большой нише одной стены. Продукты хранятся в одной из жилых комнат, мука – в глиняных ящиках. Другая стена имеет 4 ниши: в них держат кувшины с молоком, с кислым молоком, у второй стены сундук с приданым невесты. В нишах третьей стены – в комнате купцов хранится ситцевый товар, а у табаководов – махорка. Ниши все имеют занавеси. У четвертой стены находится камин.

Зимой евреи греются под «курсы» – в средней комнате табуретка, под которой в вырытую яму кладут горящие угли; покрывают ковром. Семья садится вокруг, ноги кладут под табурет, переднюю часть тела накрывают ковром и греются. На ночь постели располагают тоже возле табуретки, под которую протягивают ноги. Нередки несчастные случаи (угар, обжог ног и т. п.). Под домом помещение для лошади и коров.

* * *

Обручение бывает в возрасте от одного года до двадцати лет. Если девушка маленькая, то на предложение родителей жениха отвечает отец девушки, если девушка взрослая, то спрашивают ее согласия, не принуждают, и она сама берет обручальное кольцо. Девушки-еврейки не закрываются и не скрываются, а потому и юноши сами могут выбирать себе невест.

Предложение и обручение происходит следующим образом. Родители, желая женить своего сына, отправляют к родителям намеченной ими девушки сваху. Она является в дом девушки и говорит женщинам о предложении. Те назначают день, когда сваха должна прийти за ответом (решение примут мужчины). Если предложение принято, то отец жениха с несколькими родственниками приходят к невесте для переговоров насчет обручальных подарков. На обручение собирается в доме невесты много гостей, родственники жениха и невесты. Из дома жениха несут невесте «табаг» (6 кур и 6 бараньих шей), вручают кольцо, деньги и серебряные вещи. Раввин совершает обряд обручения, читает молитву и спрашивает родителей, по любви ли и согласию происходит обручение. Затем все присутствующие поздравляют молодых. Повеселившись, гости расходятся; после этого угощают жениха и его товарищей. Часть из обручальных денег, которые платит отец жениха невесте, дарят жениху. После этого родители невесты тоже отправляют к жениху «табаг». Когда родители жениха возвращают посуду от «табага», то в нее кладут пять рублей, родители же невесты возвращают посуду с тремя рублями. При этом невеста посылает всем членам семейства шелковые платки, кошельки и ермолки (мужская легкая шапочка), а жених невесте – четверть фунта хны, которая раздается всем подругам для раскрашивания рук.

После обручения невеста скрывается от жениха, его товарищей и родственников. Жених секретно посылает невесте через ее подругу шелковый платок со сладостями, невеста же посылает жениху «чагор» – жареную пшеницу с кишмишем, орехом и горохом.

По соглашению обеих сторон начинается приготовление к свадьбе. Свадьбы гуляют зимой, а заготовку готовят осенью. За шесть месяцев до свадьбы родители приступают к приготовлению приданого. Свадьба непременно начинается в воскресенье и оканчивается в следующую пятницу. В пятницу, накануне свадьбы, родители жениха режут баранов, посылают невесте два батмана (ок. 16 литров) вина и один пуд мяса. В субботу родственницы жениха приносят невесте венчальное платье, а также мясо, вино, фрукты… Родители невесты, в ожидании родственниц жениха, приготовляют пищу и затем хорошо угощают их. Одевшись в венчальное платье, невеста идет к своим подругам (их бывает 10-15), и они направляются ко всем родственникам с бубном и пением. Эти подруги в течение недели неотлучно находятся у невесты. Жених тоже собирает своих товарищей-дружков, которые остаются у него до вечера субботы.

В воскресенье обе стороны приглашают днем свою родню и знакомых на обед, вечером – на ужин. На эти пирушки созывают зурну, сазандаров и певца. Во время ужина совершается облачение жениха в венчальный костюм. Прежде всего, жених купается, а зурна играет во дворе. После купания одевают его в новое чистое белье, и в этом виде он выходит к музыкантам. Тут, в присутствии самых близких из родни, жениху дают постепенно части костюма и кричат «шабаш» (этим просят от родственников денег в пользу музыкантов). Когда жених кончает одеваться, то ближайшие родственники и родственницы танцуют перед женихом под зурну. Затем жених в сопровождении зурны идет к гостям в большую комнату, где ужинают, сидя несколькими рядами по длине комнаты. Жених подходит к раввину, целует его руку, затем и почетных лиц. Раввин говорит приличное случаю слово, все поют песни, выражающие радость жениха. Почетные лица говорят наставление жениху – как будущему мужу. После этого назначают сборщика: он берет медное блюдо, на краях которого зажигаются восковые свечи, и обходит гостей, собирая деньги в пользу жениха. После ужина гости расходятся, дружки с женихом садятся и хной красят руки.

Все дни этой недели проходят в гуляньях. В четверг свадьба празднуется у невесты. Женщин приглашают с утра. Сестра невесты или же близкая родственница, в сопровождении вдовушки, ходят по дворам, созывают всех на свадьбу. Входя в комнату, вдовушка благословляет домохозяев и приглашает их на свадьбу. Приглашенные дают вдовушке деньги, яйца, крупу и прочее. До ужина невеста должна отправить пищу жениху, который у себя дома веселится с дружками. После ужина женщины заставляют невесту танцевать под бубен, и все родственницы невесты дают «шабаш».

В пятницу вечером невесту привозят в дом жениха: этим и кончается свадьба. В этот же день жених приглашает цирюльника, который бреет головы его родственников, а потом и голову самого жениха: перед ним играет зурна, гости танцуют, пьют вино и веселятся. После праздничного гулянья отправляют вина и разные фрукты раввину, чтобы тот написал брачную бумагу. Долго просят раввина, чтобы он эту бумагу написал секретно, чтобы враги не могли заколдовать ее. Жених с дружками и родственниками, кто пешком, кто верхом, идут на реку, устраивают купальню, где и купается жених. Эта процессия сопровождается зурною и шумом молодежи. Какой бы мороз ни был, жених непременно купается, два дружка бросаются в воду, а за ними следует и жених. Дружки целуют полы одежды жениха, мажут лоб пеплом, а ученики раввина читают «плач Иерусалима».

После купанья приходят в синагогу. Раввин ведет жениха к шкафу, где хранится «Пятикнижие», так называемый Моисеев Закон – пять первых книг еврейской и христианской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Тут происходит прощение грехов: раввин говорит жениху, что грехи его, которые он совершил до женитьбы, не записываются у Бога, а потому прощаются, а те грехи, которые он совершит после этого, запишутся и прощены не будут… По окончании церемонии родственники преподносят жениху шелковую материю и целуют его, музыканты получают «шабаш», а дружки собирают чай, сахар, вино и сладости. После всего этого приходят в дом жениха. Тут все женщины и мужчины танцуют поодиночке. Дают знать родителям невесты, чтобы они приготовились к венчанию. Приходит раввин со старшиной и 10 мужчинами венчать молодых и составить список приданого невесты. Раввину и всем присутствующим дают закуску и напитки. После еды начинается составление списка. При этом со стороны жениха участвует его поверенный. Все вещи выносят в комнату и, по осмотру, каждый предмет записывается. В числе приданого дают следующие предметы: постель, самовар, дорогие занавески, хорошую ширму, ковер, палас, медную посуду (котел, блюдо, таз, кувшин и проч.), «тиан» (медный таз для стирки белья), «мажмеин» (большое медное блюдо). А также – сундук, серебряный пояс и разные украшения, непременно буйволицу и корову. Все названные предметы вносят в венчальную бумагу, так как жених при разводе все эти вещи возвращает. Поверенный жениха должен заплатить 1 руб. раввину и 1 руб. старшине, а родители невесты дают 20 коп. в пользу Иерусалима и 20 коп. служителю синагоги. Дают знать жениху, что пора приехать.

Жених с дружками, родственниками, в сопровождении зурны, идут к невесте. При входе их во двор, мать невесты бросает по двору крупу. Гости приходят с восковыми свечами. Жених целует руку раввина и других лиц; в знак скромности закрывает рот носовым платком и сидит на указанном ему месте. Через некоторое время жениха зовут в комнату и ставят рядом с невестой. Если невеста имеет родителей, то жених должен пасть к их ногам и поцеловать их стопы. Приносят медное блюдо и собирают деньги для жениха и невесты. Выводят всех во двор. Входит раввин, приглашает 10 человек родственников жениха и невесты, без коих нельзя совершить требы и богослужения. Жениха и невесту ставят вместе около стены; раввин и 10 приглашенных становятся кружком под балдахином «хало» и совершают венчание. Раввин подносит стакан вина жениху и стакан вина невесте, потом сам берет стакан вина, благословляет, пьет половину, а другую дает 10 мужчинам. После этого жених передает невесте кольцо или деньги (это второе обручение), причем разбивают стакан вдребезги; куски сейчас же собирают, чтобы враги не заколдовали. Под конец раввин дает молодоженам вино, затем читает венчальную бумагу, где изложены все обязанности мужа, отдает эту бумагу жениху, а жених невесте. Она должна хранить ее при себе. Этим и кончается венчание.

Если невеста окажется целомудренною, то родители ее варят «хашил» (каша из крупы) с медом и приглашают свою дочь. Кроме свадьбы, на других торжествах и угощениях евреи не поют, не играют и не танцуют, так как присутствуют раввины, а при них евреи ведут себя скромно.

* * *

Во время родов женщину сажают на доску, приходят соседки, родственницы. При трудных родах играют в рожок, стреляют из ружья и т. п. Если рождается мальчик, отец открывает кувшин вина, знакомые поздравляют отца и пируют. На третий день кладут младенца в колыбель. В комнату, где новорожденный и мать его, входить никому нельзя. Также нельзя вбивать гвоздь, как и писать письма целый месяц. На седьмой день купают, а на восьмой приглашают родных и знакомых – совершается обрезание. Женщины приносят по бутылке водки и фрукты. Выбирается кум; кто больше заплатит, тот и кум.

* * *

За больным ухаживают женщины; посещают все знакомые и родственники. Раввины тоже часто ходят и читают молитвы. При смерти кого-нибудь родственницы его режут свои рукава по локти, мажут лицо черной краской, стены покрывают также черной краской, отрезают косы, истязают себя, царапают лицо, руки, бьют под грудь и т.п. Плакальщицы садятся вокруг покойника: одна, запевало, начинает восхвалять покойника, а другие вторят ей, вспоминают о своих покойниках.

Тело покойника кладут на голой земле, а постель выносят на реку. Хоронят в день смерти. Во двор выносят тело обмыть, где устраивается палатка над выкопанной ямой. Поверх ямы кладут доску, на доску кладут труп и ставят семь кувшинов с нагретой водой. Мужчину обмывают служители синагоги, которые и греют воду, а женщину – обыкновенная женщина. Семь кувшинов воды ставят для того, чтобы каждую часть тела мыть из отдельного кувшина. Обмыв покойника, вытирают его чистой простыней, кладут на ковер, окутывают в саван, одевают покойника в костюм из чистого полотна, затем кладут на носилки… Могильщики опускают покойника в могилу, сверху кладут доску и засыпают землей, потом раввин читает молитву. После идут в синагогу, где служители приготовляют воду и дают умыться. Затем все приходят во двор покойника, едят.

Принято, что пищу приносят родственники и знакомые. Хозяева в этот день едят яйца всмятку и вместо соли употребляют золу. В продолжение семи дней женщины по утрам приходят с пищей, плачут, едят, а мужчины особо читают молитву и тоже едят. Все эти семь дней раввин и все грамотные приходят ежедневно в дом покойника по два раза и читают молитву, за это хозяин им платит. К пище женщины семьи усопшего не касаются; выходить на улицу не могут, во двор должны ходить босыми (с кладбища после похорон и хозяин идет домой босым). На тридцатый день справляют поминки. Зовут до 50 лиц, дают им пищу, раввин читает молитву. До 30-го дня никто не может переменять белье, мыть тела. Если умерший имел родителей, то последние целый год не должны одеваться в новый костюм. В годовщину постятся, а потом справляют поминки.

* * *

В своей «Истории Армении» Мовсес Хоренаци (ок. 410 – ок. 490 гг.) пишет об армянском царе по имени Храчеа, так названный «из-за особенно светлого лика и огненных очей». «Говорят, – продолжает Хоренаци, – что в его время жил Навуходоносор, царь Вавилона, уведший в плен иудеев. И он, говорят, выпросил у Навуходоносора одного из пленных иудейских вождей, по имени Шамбат, привел его и поселил в нашей стране, с большими почестями. Летописец утверждает, что именно от него происходит род Багратуни, и это правда… Но узнай, что твое имя Смбат, которым Багратуни часто нарекают своих сыновей, это, по-настоящему, на их прежнем, то есть иудейском, языке – Шамбат».

В Устной Торе (Мидраш Эйха раба, гл. 1) рассказывается, что тот же вавилонский царь Навуходоносор II после разрушения Первого Храма в конце VI века до Рождества Христова пригнал часть евреев в Армению.

В IV веке до Р. Х. в Армавире, столице Армении, имелось крупное еврейское поселение. Во время нахождения на престоле Армении царя Ерванда IV (212 – 200 гг. до Р.Х.) евреи из Армавира были переселены в новую столицу – город Ервандашат. С приходом к власти Арташеса I (189 – 160 гг. до Р.Х.) столица Армении переносится в построенный им город Арташат, в который также переселяются евреи из прежней столицы.

Евреи в Армении развивали торговлю и ремесла. Еврейский историк и военачальник Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100 гг. по Р.Х.), находящийся на приеме у римской императрицы, на вопрос, что он знает об Армении, ответил: «Евреям в Армении живется хорошо».

В 1840 году евреи Эриванской губернии были представлены двумя общинами – ашкеназской (европейской) и персидской. У первой общины был молельный дом, у второй – синагога «Шейх Мордехай», действовавшая с 1860 года, где наряду с ивритом был в ходу персидский язык.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года выявила, что в Закавказье проживает около 45 тысяч евреев.

Число евреев в Армении во второй половине XX века составило более 10 тысяч человек. В 1992 – 1993 гг. Армению покинуло около 6 тысяч евреев. Ныне в стране их насчитывается до одной тысячи человек.

Публикацию подготовили Марина и Гамлет Мирзоян

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 75 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Есть на Кавказе грузинские евреи, есть горские, но нет такой национальной группы евреев, как армянские евреи. Не по языку, не по ментальности. Никакие энциклопедии не выводят такой группы. Проживающие евреи в Армении не взяли языка, не метнтальности на уровне культуры, такие как язык, одежда, быт, еду, культуру на уровне песен, танцев. Несомненно армяне древний народ, и конечно евреи не могли там не быть, но не сформировались как этническая группа.
  2. Я так понимаю, что в статье речь идет не об армянских евреях, а о евреях проживавших и проживающих в Армении со всеми своими обрядами и законами. И это не значит , что евреи сформировались как особая этническая группа в Армении, но авторы показали народ,который долгое время жил и живет с армянами бок о бок.
  3. Я рааскажу вам одну маленькую историю, почему евреи не живут в Армении. Жил давным давно праведный еврей по имени Абрам. Он много путешествовал со своим осликом, там покупал, в другом месте продавал, этим и жил. Шёл он как то по кавказу и забрёл в земли армянские, понравились они ему, он уже было начал думать - а не останавиться ли мне сдесь, построить дом и жить спокойно, продавать, давать в долг, остепениться, завести семью, детей. Но надо бы сначала познакомиться с людьми, посмотреть на них. Так забрёл он в какую то деревню, увидел во дворе маленького мальчика, который играл в какую то игру. Абрам подошёл к забору, подозвал мальчика и сказал ему: "Я и мой ослик долго ходили под солнцем, устали, хотим пить и есть, не будешь ли ты так добр дать мне воды и что небудь утолить голод". "Хорошо дядя, - ответил мальчик, - сейчас я вынесу тебе". Мальчик ушёл и вернулся через несколько минут неся пол арбуза, и обратился к еврею с такими словами: "Вот тебе арбуз, он утолит твою жажду и твой голод, корки дай своему ослу, а семечки не выкидывай, ты их акуратно собери, высуши, а в следущем году посадишь и у тебя будет много арбузов, ты сможешь их продать и заработаешь много денег". Выслушал еврей его, поблагодарил и ушёл из этой деревни и из этой страны.
  4. Пожалуй, нет сегодня в мире двух других народов, которые имели бы такие разные религиозные и культурные традиции, и одновременно такие похожие национальные судьбы. Более того, два этих народа имеют до неправдоподобия схожие национальные трагедии. Да, да, я имею в виду еврейский и армянский народы. Это уже давно заметили профессиональные историки, писатели, поэты и все интересующиеся историей и культурой этих двух народов. На первую половину прошлого столетия пришлись две жуткие трагедии в истории армянского и еврейского народов - Геноцид армян 1915 г. и Холокост, Геноцид европейского еврейства, в период Второй мировой войны. Слово геноцид - гибрид двух слов: греческого genos (род, племя) и латинского caedo (убивать). Темы, связанные с признанием или непризнанием Геноцида армян и Холокоста евреев до сих пор занимают важное место в современной мировой политике. Сегодня на эти темы написаны горы материалов. К сожалению, как мне кажется, мало кто их читает. Особенно молодёжь. В еврейской истории случались времена, когда евреи очень сильно боялись разделить судьбу армян. Что, в конце концов, и произошло. Впрочем, наоборот, тоже случалось. Армяне, к примеру, в СССР делали все, дабы избежать участи евреев. На первый взгляд странной и непонятной сегодня выглядит ситуацию, при которой лидеры Израиля, не скажу, отрицают, но официально до сих пор не признали геноцид армян. И это притом, что именно еврей Арон Аронсон, лидер сионистского движения в былой Османской империи, в 1915 году был одним из первых, кто поведал миру о трагических событиях, которые позднее назвали геноцидом армян. Исторически армянская диаспора всегда очень напоминала еврейскую. Оба народа, утратив свою государственность, превратились главным образом в жителей городов. Они занимались схожими профессиями. Изредка, правда, получали привилегии от правителей. Однако намного чаще становились жертвами ложных обвинений и наветов. Часто подвергались преследованиям и гонениям. Армяне, так же как и евреи, в диаспоре порой находились перед угрозой полной ассимиляции и даже уничтожения.
  5. У меня уже в глазах рябит, честное слово! ... Особенно, кгда евреи начинают параллели проводить... Не удивлюсь, что эта порочная страсть евреев к проведению параллелей чуть не сыграла с нами злую шутку и нас чуть было в семиты не записали ... Я не знаю, Лев, чем вам льстит обладание некоей общностью с нами, однако, если это вас греет, то грейтесь у костра в одиночестве, ладно? Без нас ...
  6. Очень сложно определить насколько армяне и евреи идентичны,но союз этих двух народов мог бы сильно повлиять на мировую историю. К сожалению, евреи только на словах толерантны к армянам, причина до конца не изучена.
  7. Разговоры на тему евреев и армян были всегда. Кто-то находил в них много общего, а кто-то совсем наоборот. Всегда говорилось о превосходстве одного над другим. Обе стороны, однако, всегда оставались при одном убеждении, что евреи не любят армян. Так почему же, если это на самом деле так? Однажды мне предоставился случай встретиться с одним евреем, и я не упустил свой шанс и спросил его, правда ли, что евреи нас не любят и если так, то почему? И он рассказал мне историю про древний народ амалекитян (амалеков), которых евреи считают армянами. После изгнания из Египта израильтяне встречают на своем пути народ амалек, с которыми начинают кровопролитный бой. После огромных потерь евреи спасаются и движутся на юг. С тех пор из поколения в поколение евреи передают этот рассказ, дабы не забыть его во веки веков, тем самым считая армян (амалекитов) своими заклятыми врагами.
  8. "Для евреев Иисус вероотступник?" Ответ - "Да". "Для армян Иисус Бог?" Ответ - "Да". "Иудеи считают гоев(христиан) равными себе?" Ответ - "Нет". "Христиане считают иудеев равными себе?" Ответ - "Нет. А отоношения между народами диктует политика данного государства. В нашем случае, политика Израиля в отношении Армении абсолютно аморальна, и они этого и не скрывают. Конечно есть и в Израиле люди, которые думают иначе, но их мнения никто и не спрашивает...
  9. Вопрос армяно - еврейских отношений интересовал и сегодня волнует эти два древнейших народа. Очень жаль. что в силу политических причин эти отношения не близкие, хотя народы двух стран, да и огромные диаспоры во многих странах, тяготеют друг к другу. Хотелось бы отметить добротный материал уважаемых авторов Мирзоянов в авторитетном издании.
  10. Все депутаты кнессета, парламнта Израиля, из-года в год выступавшие за признание геоцида армян, использовали один и тот же аргумент: государство евреев не может игнорировать геноцид другого народа. Геноцид армян, при всех существенных отличиях, похож на геноцид, осуществленный нацистами в отношении европейских евреев в годы Второй мировой войны. Основным контраргументом в этом споре всегда были хорошие отношения Израиля с Турцией. Нельзя рисковать отношениями с важной мусульманской державой, говорили противники признания.Фактически шанс на признание геноцида армян официальным Иерусалимом стремится к нулю. Теперь появился новый аргумент: отношения с Азербайджаном, шиитским мусульманским государством, находящимся в состоянии войны с Арменией по поводу Нагорного Карабаха. Азербайджан, имеющий протяженную границу с Ираном, является одним из важных поставщиков нефти в Израиль. Имеются также и другие общие интересы у Иерусалима и Баку.
  11. История распорядилась так, что евреи и армяне оказались по разные стороны баррикад. На протяжении двух с половиной десятков лет Израиль и еврейское лобби в мире настроены крайне враждебно по отношению к армянам. Нам пришлось пережить потоки оскорблений и клеветы в свой адрес, учитывая богатый еврейский опыт борьбы с неугодными, а также наглую приватизацию евреями положения единственного народа в истории человечества, пережившего геноцид. Всем остальным народам, в том числе и армянам, по мнению евреев, в этом праве должно быть отказано. На мой сугубо личный взгляд, одной из главных причин армянофобии у евреев является банальная зависть евреев к нам, армянам. Ведь мы являемся таким же древним, если не древнее, народом, как и евреи. А может быть, в какой-то мере, даже древнее евреев. Заинтересованность Израиля в хороших отношениях с Турцией и Азербайджаном предопределила подход евреев к конфликту вокруг Арцаха – они всецело поддержали азербайджанцев.
  12. Как гласит история, Мехмед Талаат-паша, один из главных вдохновителей и организаторов геноцида армян - еврей из секты Дёнме. Но что это за секта? И как она повлияла на дальнейшую судьбу Мехмеда? Дёнме - это каббалистическая секта, основанная в далёком 1683 году. Как известно, эта секта стала поддерживать младотурецкое движение, поэтому Талаат-паша стал ее членом. Известно, что все время своего существования секта вела закрытый образ жизни, и поэтому вокруг нее плелись различные слухи и домыслы. Однако в 20 веке она внедрилась в светскую элиту и стала более открытой. Сейчас же в Турции она все еще существует, правда, количество ее членов не так уж и велико: всего 2 500 человек.
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты