№4 (303) апрель 2018 г.

Этот неизвестный известный грачевский

Просмотров: 4854

С сегодняшним гостем рубрики «Кино+театр» знакомы все жители республик бывшего Союза от мала до велика – естественно, при условии, что дома у них был телевизор. Здесь уместно заявить, слегка перефразируя библейское: кто из вас не видел киножурнал «Ералаш», пусть первый бросит в меня камень.

Итак, Борис Грачевский – кинорежиссер, сценарист, художественный руководитель популярнейшего детского киножурнала «Ералаш», он же заслуженный деятель искусств РФ, он же член жюри детского КВН, он же автор сборника с самокритичным названием «Идиотизмы» (реальным идиотам просьба не беспокоиться).

– Борис Юрьевич, проект «Ералаш» является, пожалуй, самым успешным кинопроектом на советском и постсоветском пространстве. Более четырех десятилетий уверенно держаться на пике популярности не удавалось пока никому. В чем секрет такого феноменального успеха?

– Существует моя безграничная любовь к зрителям, к делу, которому служу, и я знаю, что эту любовь надо постоянно подтверждать. Прежде всего, качеством. Каждый раз, когда я выбираю новый сюжет, понимаю, что заново сдаю экзамен перед моими будущими зрителями. И очень рад, что мы со зрителями не разошлись во вкусах – когда мне показалось хорошо, а ему это неинтересно. Иногда мы снимаем вполне серьезные вещи, где заранее предвидим, что это не будет смешно, но это важно и нужно. Вся наша команда прекрасно знает, с каким нетерпением зрители ждут новый выпуск «Ералаша». Да, сейчас нет прямого хода на них, как раньше: показал по телевидению – и вся страна увидела. Но сейчас есть другой рычаг – интернет. А это колоссальная аудитория. В январе, я могу гордо сказать, у нас было 28 миллионов просмотров. Нас смотрят если не по ТВ, то в интернете. Короче, грех жаловаться на недостаток внимания зрителей. Сегодня канал СТС, не останавливаясь, фигачит наши «Ералаши». Я не очень уверен, что это правильно, но им виднее.

– На сюжетах «Ералаша» выросло уже несколько поколений, а ведь все они, говоря языком политиков – это ваш потенциальный электорат. Полагаю, как минимум, вы могли бы спокойно баллотироваться в депутаты Госдумы и наверняка разные партии пытались вас «завербовать». Не было соблазна заплыть в большую политику?

– Я знаю только одно, что большая часть взрослых людей благодарит меня за радость, доставленную в детстве. Тем более в то время, когда в нашей стране было серо, грустно и печально. «Ералаш» тогда был не просто глотком свежего воздуха, а как глоток яркого, сочного, вкусного и очень веселого воздуха. И когда сейчас люди при виде меня улыбаются и даже хихикают, поначалу я думаю, что у меня что-то расстегнуто в неприличном месте, а потом выясняется, что они просто радуются светлым воспоминаниям своего детства. Они искренне благодарят меня за это, что для меня очень ценно.

– Это я знаю по себе. В детстве пойти в кинотеатр на «Ералаш» всегда было праздником для нас.

– Ну вот видишь.

– Уже несколько лет Вас можно встретить в Армении, куда Вы приезжаете на ежегодный фестиваль детского и юношеского кино «Ролан». Как меняется Ваше отношение к Армении, если меняется, и чего, на Ваш взгляд, не хватает нам для полного счастья?

– Хочу сказать, что Армения – одна из уникальных для меня стран. Была республикой, теперь страна. Признаться, раньше я в Ереване ни разу не был. Так случилось, что я узнал Армению, когда СССР распался и мы отделились. Ну не получилось. Теперь наверстываю упущенное. Должен сказать, что в вашей стране живет удивительный народ. Во-первых, он практически мононациональный и от этого происходит удивительная вещь – он очень цельный. Народ един. Конечно, внутри могут происходить разные конфликты и политическая борьба, но я этого не вижу и, честно говоря, не хочу видеть. Не то что прячусь от реальной жизни, просто я не политик. То тепло, которое исходит в Ереване от каждого человека, который меня знает, помнит, хотя мы давно уже не вместе, не объяснить и не показать. Да, сегодняшние дети в Армении уже с трудом говорят по-русски. Я прекрасно понимаю, в чем причины. Мне все труднее с ними общаться, что очень печально. Каждый мой приезд в Армению можно сравнить с погружением в роскошную теплую ванну или со встречей с самыми близкими друзьями. Это касается в первую очередь моей любимой Нунэ Манукян, президента кинофестиваля «Ролан». Для меня она как мать Армения. Это удивительный, добрейший человек, потрясающей любви к людям. Поэтому каждый приезд в Армению для меня большое счастье. Я с удовольствием показываю здесь не только новые сюжеты «Ералаша», но и свои полнометражные фильмы. Здесь я показал кинокартину «Крыша» и видел, как зрители плакали после просмотра. В Ереване состоялась и премьера моего второго фильма – «Между нот». Благодарность и эмоции зрителей, разговоры о самом фильме – это для меня как автора большое счастье. Хочу сказать, что если сниму новую картину, то первое, что я сделаю – привезу ее к вам. Армянский зритель чувствует все нюансы, видит второй, третий и четвертый план в наших историях, подмечает все детали. Каждый мой приезд – праздник души. Уже не говорю, какая у армян вкусная кухня. Я постоянный клиент в вашем ресторане, сейчас вспомню название…

– …это уже будет рекламой.

– Ну, тогда не будем называть.

– Скажите, пожалуйста, а есть ли у Вас близкие друзья из числа представителей московской армянской диаспоры?

– О моих отношения с московскими армянами лучше всего говорит тот факт, что генерального директора «Ералаша» зовут Аркадий Григорян. В первый мой приезд после показа «Ералаша» в кинотеатре «Москва» весь зал буквально взорвался аплодисментами, когда в титрах появилась его фамилия. Я ему так и сказал: «Ты имел оглушительный успех!» Всем известно, что армянин нигде не может быть один, как правило, его окружают минимум человек 10-15. Так что через меня армяне проходят в большом количестве. Вообще, по секрету скажу, весь кинобизнес в мире – еврейский. В Москве он армянский. Здесь есть много армян, состоявшихся как успешные продюсеры и режиссеры. Я об этом говорю с большим уважением к таланту армянского народа.

– Каждая нация имеет свои мифологизированные представления о себе. Не только американцы считают себя уникальной нацией, этим комплексом страдают многие народы. Зачастую эти мифы абсолютно не соответствуют реальности, что не мешает их существованию. Мы, армяне, всегда либо недооцениваем себя, либо переоцениваем. Чем, на Ваш взгляд, армяне отличаются от остальных?

– Это удивительная, очень глубокая и творческая нация. Огромное количество талантливых звездных имен золотыми точками отмечены по всему миру. И это не вызывает удивления. Достаточно вспомнить Шарля Азнавура, Уильяма Сарояна и многих других. Яркая нация, разбросанная по разным странам, и везде она постоянно прибавляет по золотому кирпичику к этому грандиозному памятнику всем армянам. Мы иногда подтруниваем над привычкой армян гордиться своими земляками: и этот известный человек армянин, и тот армянин, но я искренне радуюсь, что среди вас есть такие таланты.

– Не удивляйтесь, если скоро пойдут слухи, что где-то и в Вашей родословной нашлись армянские корни.

– (Смеется.) Это у вас могут найтись еврейские корни. Сразу предупреждаю.

– Раз уж Вы почти «наш человек в Голливуде», почему бы не выступить инициатором создания совместного российско-армянского фильма. Армения – прекрасное место для съемок.

– Я бы с большим удовольствием, если найдется такой проект, который равнозначно будет интересен и российскому зрителю, и армянскому. Могу быть в подобном проекте и как продюсер, и как режиссер. Но пока такого сценария не видел. Вот у нас шел сериал «Последний из Могикян» с Грантом Тохатяном в главной роли. Очень милый и симпатичный проект. Здесь была самоирония, где люди с доброй улыбкой подтрунивают над собой, а не злобно хихикают. Но это сериал, а не фильм. Хотелось бы, чтобы в подобной большой картине все лучшее в наших народах как-то переплелось и тронуло зрителей за душу.

– Поговорим о Борисе Грачевском как режиссере. Вы сняли уже два полнометражных фильма, и оба в жанре драмы, хотя зрители, безусловно, ожидали увидеть комедии. Не было боязни разочаровать выросших поклонников «Ералаша» и, не приобретя новых, потерять старых? Или, возможно, в художественном кино Вы реализовали свои истинные творческие пристрастия?

– В этом есть доля истины. Да, я кажусь вечным весельчаком и шутником, но на самом деле я совершенно другой человек. Для себя пишу очень грустные стихи, сочиняю достаточно грустные, а иногда и очень жесткие рассказы. Параллельно для своей маленькой дочки сочиняю красивые сказки, в разном жанре, в разном ключе. Неохота читать ей книжки на ночь, мне легче сочинить сказку. Я ведь бываю кардинально разным человеком. У меня даже есть такой вечер «Неизвестный Грачевский», где я не шучу. Нет, конечно, совсем перестать шутить сложно, но я говорю о серьезных вещах, которые меня беспокоят. Например, когда я снимал фильм «Крыша» – об отсутствии внимания и любви к детям. Фильм затрагивает эту проблему, и я сделаю все, чтобы наши дети никогда не подходили к краю крыши. Нет ничего страшнее, когда маленький человек добровольно обрывает свою жизнь. Уверен, что этот фильм надо регулярно показывать по телевизору хоть раз в месяц, чтобы постоянно напоминать взрослым, как хрупки и ранимы детские души. Мне денег не надо, лишь бы спасти их. Вторая моя картина – «Между нот» тоже затрагивает очень серьезную тему. Общество не хочет признавать разновозрастные взаимоотношения. Я не говорю о конфликтах типа Джигарханян – Виталина Цимбалюк. По поводу этого скандала все каналы показали уже двадцать передач, которые я не хочу ни видеть, ни слышать. Речь не об этом. Есть ведь великолепные истории красивой любви – например, Владимира Этуша и его жены Лены. Блистательная потрясающая история Эммануила Виторгана и его жены Иры. Это же чудо, что он на 78-м году жизни, а она на 57-м родили очаровательную малышку. Мой отец, который прожил 25 лет с женой младше меня на год. Уже двадцать лет, как нет отца, а она каждую неделю посещает его могилу. Это о чем-то говорит? Жизнь складывается по-разному, и судьбы бывают разные. Поэтому обществу лучше не совать нос в личную жизнь людей. Живите так, как вам удобно. Ничего радостнее любви не существует.

– Раз уж мы коснулись взаимоотношений между мужчиной и женщиной, расскажите, пожалуйста, о своей семье.

– Мы с женой очень любим друг друга. Каждая радость и боль делится пополам. Радость увеличивается, а неприятности уменьшаются вдвое. Это очень важно для нас. Мы нужны друг другу как воздух, и наша взаимная любовь держится вот уже пять лет. Нам вместе здорово и интересно, и мы прекрасно чувствуем даже на большом расстоянии, кто из нас о чем думает.

– Пожелаем, чтобы так было всегда.

– Будем надеяться.

– Напоследок вопрос традиционный. Есть ли, кроме «Ералаша», разумеется, конкретные планы по созданию нового полнометражного фильма и если да, то о чем будет картина?

– Планы есть. Буквально на днях я понял, о чем будет мое следующее кино. Теперь моя задача – донести это до моих соавторов, чтобы мы совместно довели до конца работу над сценарием. Могу порадовать взрослых поклонников «Ералаша»: наконец это будет комедия. Раньше я планировал экранизировать драму, блистательную новеллу Стефана Цвейга «Жгучая тайна», но вовремя понял, что буду потом сам с собой это кино смотреть, так как сейчас оно никому не нужно. Сознаюсь, я не умею делать фестивальное кино, зато могу снимать человеческие истории. К примеру, референс моего фильма «Между нот» – это «Осенний марафон» Данелии, где и смешно и грустно одновременно. И в моем фильме есть места, где зрители смеются, и есть, где плачут, особенно женщины. Четко могу указать на три эпизода. Это любовная сцена героев, и зрительницы плачут оттого, что красиво снято. Второй эпизод – сцена на крыше, где она объясняется в любви. И третий – сцена в финале, где героиня пьяная прогоняет его. Я показывал фильм в Сирии, и даже там женщины плакали в тех же местах. Кстати, я узнал, что в Сирии до войны было много армянских поселений, церквей и общин. Жаль, что все это превратили в развалины. Но вам не привыкать возрождаться.

– Спасибо большое за интересный разговор. Будем с нетерпением ждать комедию от Бориса Грачевского.

Беседу вел Армен Ватьян, Ереван

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовал 1 человек

Оставьте свои комментарии

Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты