№4 (303) апрель 2018 г.

Епископ Артак: Мы всегда дружили с Русской Церковью

Просмотров: 9007

Интервью с настоятелем патриарших монастырей Армении

В этом году отмечается 1400-летие освящения храма Св. Рипсиме, названного так в честь римской христианки. «Сегодня хорошо знают, что мы – первая в мире страна, принявшая христианство на уровне государственной религии, – говорит общий настоятель патриарших монастырей епископ Артак (Тигранян). – Но историю одного из главных храмов – Св. Рипсиме знают не все, хотя именно здесь начинается история армянского христианства. Поэтому столь важен экскурс в прошлое. Думаю это должно быть интересно нашим соотечественникам как в Армении, так и за ее пределами. А также тем, кто приезжает в нашу страну с туристическими целями».

– Храм Св. Рипсиме расположен при въезде в Эчмиадзин. Это не случайный выбор места?

– Прежде всего надо начать с предыстории. Ведь армянский народ принял христианство еще до того, как оно стало одним из символов армянской государственности. Это случилось, когда в Армению из Рима прибыли гонимые христианки, тайно поклоняющиеся Христу. Среди сорока монахинь особо выделялись Рипсимия, Гаяния, Мариания. Они убежали от императора-язычника в надежде найти спасение в Армении. Но в тогдашней столице Вагаршапате правил тоже язычник – царь Трдат III. Извещенный письмом Диоклетиана, он приказал разыскать беглянку. Однако, пораженный ее красотой, не стал отправлять обратно в Рим, а решил сам жениться на ней. Но Рипсиме отказала ему, тем самым нанеся тяжкое оскорбление царской особе. Уговоры и угрозы не помогли, и она была объявлена государственной преступницей за распространение христианства. А после жестоких пыток подвергнута вместе с монахинями мученической смерти: забиванию камнями. Все они были захоронены на территории нынешнего храма.

В 1997 году Католикосом всех армян Гарегином Первым была построена усыпальница, где были собраны мощи святых монахинь. Раз в год здесь служат литургию. А в этом году празднование в честь святых мучениц и Рипсиме будет проходить 28 мая. Это будет большой крестный ход от Св. Эчмиадзина до храма Св. Рипсиме. В этот день очень важно, чтобы присутствовали те, кто носит это имя. Что касается самого храма, то в IV веке на месте казни Рипсиме была построена часовня. В начале VII века (точнее в 618 году) Католикос Комитас на месте часовни воздвиг храм Рипсиме, который стоит до сих пор. Мощи Св. Рипсиме упокоены в усыпальнице с надгробием под алтарем храма. Там же находятся камни, которыми были убиты монахини. На них до сих пор сохранились следы их крови. Позже из усыпальницы был извлечен небольшой кусочек мощей Св. Рипсиме, который сегодня находится в серебряной длани и хранится в сокровищнице Св. Эчмиадзина.

В свое время прихрамовая территория была преобразована в монастырь, и, таким образом, храм Св. Рипсиме находится на территории монастыря. Это был живой организм. Здесь когда-то жили и творили около 150-200 монахов, создавая шедевры в музыке, иконописи, рукописи. Впрочем, в этой связи стоит напомнить свидетельства историка Агатангелоса о видении Григория Просветителя, когда небо разверзается и оттуда на землю снисходит Единородный Сын Божий. Ударив золотым молотом о землю, он указал место, где должен стоять святой алтарь. Возведенный на этом месте собор назвали Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «сошел Единородный», то есть Иисус Христос. Одновременно с этим видением Григорий Просветитель видит еще три ярких луча, которые световым мостиком как бы связывают Первопрестол с тем местом, где были захоронены убиенные монахини – Рипсимия, Гаяния, Нуния, Мариания, – или Шогакат, от армянского слова «шог» – «луч».

– Сегодня в экономике Армении достаточно приоритетным направлением считается туризм, в том числе религиозный. Это тем более важно, что зачастую за границей, в частности в России, многие не знают, что Армения – христианская страна…

– Я не уверен, что все россияне так думают. Однако в России есть много и священнослужителей в сане, и мирян, которые считают, что мы не православная церковь. ААЦ часто путают с монофизитской церковью и именно поэтому не считают нас православными. Весь мир знает, что Армения первой приняла христианство на уровне государства, но мало кто помнит, что мы приняли христианство еще до Григория Просветителя. Примерно с 43 по 68 год н.э. А это означает, что мы приняли христианство от первых апостолов Варфоломея и Фаддея. Наша церковь так и называется – Армянская Апостольская Православная Церковь. Но так как слова «апостольская» и «православная» синонимичны, то оставили в аббревиатуре ААЦ понятие «апостольская».

– Какие храмы Вы бы порекомендовали посмотреть гостям, приезжающим к нам на отдых?

– Про Армению говорят, что это Страна камней. Но не простых камней, поскольку какой камень ни подними – это или хачкар, или усыпальница святых… Впрочем, начать путешествие я бы посоветовал с монастыря Хор Вирап, расположенного у подножия Арарата. В дословном переводе – это «глубокая яма, ров». Когда-то в здешнем подземелье был заточен Григорий Просветитель, давший веру нашему народу. И если в Старом Завете Моисей водил по пустыне свой народ к Обетованной земле 40 лет, то Григорий Просветитель своими ежедневными молитвами в течение 14 лет посеял на нашей земле семена христианства, предоставленные ему апостолами.

– То есть быть армянином – значит быть христианином?

– Здесь можно по-разному ответить. Но если правильно рассуждать, то восхождение к первым дням нашего христианства может дать ответ на этот вопрос. Мы – избранный Богом народ. Ведь со времен Всемирного потопа мир вновь образуется именно здесь, на нашей земле. Ной сошел со своего ковчега, с Арарата и затем распространил по всему миру доброе, светлое, хорошее. Сегодня, когда армяне выезжают из Армении, я могу лишь прокомментировать, что дело не только в социальном факторе, на который обычно любят ссылаться. До сих пор армянин генетически продолжает дело Ноя, первого своего отца после потопа: мы продолжаем сеять доброе по всему миру.

– В наших церквях очень часто можно увидеть людей другого вероисповедания. Это толерантность в вере?

– К сожалению или без сожаления, но мы действительно довольно толерантны. И иностранцам разрешено посещать наши храмы. Возможно, в Средневековье или более ранние времена подобное и было под запретом. Но сегодня мир стал другим. Иноверец заходит к нам не помолиться, а из интереса, из желания соприкоснуться с чужой религиозной культурой. Зачастую такие поездки уже заложены в пакет туристических услуг, и сюда заходят целыми группами. Но если кто-то обращается с просьбой к священнослужителю, то стараемся рассказать или показать то, что его интересует.

– В советское время представители партэлиты демонстративно были атеистами. А сегодня они так же демонстративно показывают свою набожность. Нет ли здесь лицемерия?

– Я не буду так прямолинеен. Да, возможно, в таком поведении есть частица лицемерия. Но об этом может судить только Бог.

– Србазан Артак, на Ваш взгляд, количество верующих увеличилось сегодня в наших церквях?

– А вы приходите в воскресенье, просто помолиться или на литургию. И сами увидите, сколько людей, в том числе и молодежи, к нам приходит.

– А Ваш путь к вере? Вы знали изначально о своем предначертании?

– Я рос в обычной семье. Мои родители были простые, но верующие люди. В школе я был и пионером, и комсомольцем… У каждого в этом мире свое призвание. Кто-то становится хорошим отцом семейства, кто-то хорошим специалистом в той или иной отрасли. А я до сих пор ищу и не могу найти тот самый момент, когда Бог повернул меня к себе.

– В этом году Пасха приходится на 1 апреля. Обычно мы заранее красим пасхальные яйца как главный атрибут праздника. Что самое важное в этот день?

– Я не буду говорить ни о плове, ни о крашеных яйцах. В первую очередь каждый верующий человек должен прийти в храм независимо от того, где он сейчас находится. И помолиться за мир, за любовь, что очень важно в условиях нынешних вызовов и угроз. А если в людях нет любви, которую проповедует воскресший Христос, то к чему тогда говорить о пасхальном столе…

– Недавно в Ереване была открыта новая русская церковь, где прозвучали довольно символичные слова: «Две церкви – армянская и русская – по-сестрински стоят на одной прямой линии. При этом обе смотрят на Библейский Арарат»…

– Мы всегда дружили с Русской Церковью. А там, где присутствуют добрые, братские отношения, обычно рождается что-то хорошее. Поэтому, на мой взгляд, открытие русских церквей в Армении очень важно для русских людей, проживающих не только в Ереване, но и в районных общинах. Ведь в России мы тоже строим армянские церкви для того, чтобы армянин не отрывался от своей веры.

– Сегодня многие проекты по реконструкции, ремонту или строительству храмов зачастую осуществляются за счет благотворителей. Конечно, хотелось бы, чтобы их было побольше, потому что многие церкви, представляя собой архитектурную и историческую ценность, очень нуждаются в такой поддержке. В этой связи хочется упомянуть петербургского бизнесмена Грачья Погосяна, который, как истинный христианин, всегда старается уделить свое внимание армянским церквям.

– Действительно, это особый человек, а его благотворительная деятельность достойна наивысшей похвалы. Грачья Погосян является орденоносцем высшего сана Первопрестольного Святого Эчмиадзина, который получил из рук ныне действующего Святейшего Католикоса всех армян Гарегина Второго. Свои проекты Грачья Погосян осуществляет во многих храмах, в том числе и находящихся в моем подчинении. Например, благодаря ему в Хор Вирапе была проведена реставрация колокольни. А это достаточно объемная работа. В рамках 1400-летия освящения храма Св. Рипсиме он также предложил свою бескорыстную помощь в ряде проектов и мероприятий, о чем сейчас ведем переговоры.

– Что бы Вы пожелали нашим читателям и соотечественникам в Армении и за ее пределами?

– Думаю, каждый, кто будет читать этот материал, обязательно найдет ответ на то, что ему нужно и важно…

Беседу вела Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    
Всего проголосовало 57 человек

Оставьте свои комментарии

  1. Интервью с умным человеком всегда вызывает интерес. Как то незаметно проходит год 1400 летия Храма Рипсимэ, может быть одного из самых красивых армянских церквей мира. А участие в проекте празднования бизнесмена и благотворителя Грачья Погосяна особенно приятно, внимательно слежу за его благородной деятельностью.
  2. Русскоязычные ( да и не только) армяне крещёные в ААЦ и живущие в не Армении, часто не имеют возможность приобщаться к таинствам причастия и другим таинствам церковной жизни христианина. Почему мы православные армяне ( как Вы говорите Отец Артак) не можем принять эти таинства в РПЦ. Неужели разногласия между ученными мужами двух сестер нельзя решить для нас простых мирян!
Комментарии можно оставлять только в статьях последнего номера газеты