№9 (308) сентябрь 2018 г.

«Армения – Россия: реалии, проблемы и возможности»

Просмотров: 726

В конце июля в Ереване прошла конференция на тему «Армения – Россия: реалии, проблемы и возможности», организованная научно-аналитическим центром The Armenian Interest. В ней приняли участие армянские и российские политологи, молодежные организации, журналисты известных изданий. В течение дня было проведено три рабочие панели, предусматривающие обсуждение таких вопросов, как «Политический диалог: проблемы и возможности», «Проблемы безопасности и военно-технического сотрудничества», «Дефицит общественной дипломатии и информационного обмена в армяно-российских отношениях».

До начала форума президент РА Армен Саркисян принял представителей российской делегации, среди которых были ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, к.и.н. Станислав Иванов, с.н.с. Центра исследований проблем Центральной Азии и Афганистана Московского государственного института международных отношений Леонид Гусев, доцент кафедры региональной и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета, эксперт Российского совета по международным вопросам и Фонда Горчакова Сергей Маркедонов, а также руководитель центра The Armenian Interest, колумнист журналов Forbes, The National Interes и «Россия в глобальной политике» Арег Галстян. Приветствуя гостей, президент выразил уверенность, что конференция окажет позитивное влияние на развитие армяно-российских межгосударственных отношений. В свою очередь собеседники высказали общее мнение, что не нужно ограничиваться достигнутым: сохраняя лучшие традиции армяно-российской дружбы, необходимо стремиться максимально задействовать существующий в различных отраслях большой потенциал, намечать новые пути и возможности расширения взаимодействия. Эта же мысль прозвучала и в послании президента участникам форума: «Совместные усилия, нацеленные на дальнейшее укрепление межгосударственного сотрудничества, свидетельствуют о поддержке широких кругов общественности наших стран, а атмосфера доверия и взаимопонимания предоставляет возможность воплощать в жизнь новые перспективные программы. Армяно-российское союзническое сотрудничество является одним из приоритетных направлений внешней политики Армении и должно интенсивно развиваться во благо интересов армянского и российского народов».

В течение одного дня в запланированном режиме было проведено три рабочие панели по важнейшим темам, касающимся российско-армянских отношений в сфере безопасности и военного сотрудничества, проблем и возможностей политического диалога, а также дефицита общественной дипломатии и информационного обмена. При этом разброс мнений по рассматриваемым вопросам у участников конференции был настолько велик, что дискуссии не прекращались даже в кулуарах форума, где не раз отмечалась необходимость «нащупать те основы, на которых можно построить будущее наших межгосударственных отношений». По мнению директора Института Кавказа, политолога Александра Искандаряна, повестка армяно-российских двусторонних отношений до сих пор остается на уровне тостов, и в силу целого ряда причин любое правительство Армении будет вести себя относительно одинаково по отношению к РФ. В свою очередь Сергей Маркедонов отметил, что «фактор России возникает не потому, что есть какая-то большая любовь, или какая-то историческая предопределенность, или какие-то советские имперские традиции, а из-за интересов. Поэтому тезис, который я обозначаю как союзничество – это не про любовь. Союзничество – это про интересы. Если интересы совпадают – будет союзничество. Если интересы не совпадают – страны расходятся в разные стороны и по-разному трактуют те или иные события, – отметил российский политолог, одновременно указав на расхождение интересов, например, у Турции и США или у Израиля и США. – Но при этом они продолжают оставаться партнерами и союзниками».

В продолжение темы по проблеме региональной безопасности на Южном Кавказе Станислав Иванов в своем докладе подчеркнул, что в настоящее время к числу основных факторов, оказывающих свое негативное влияние на региональную безопасность и общую ситуацию на Южном Кавказе, можно отнести следующие: напряженность внутриполитической обстановки в странах региона, сложности становления государственности, развития обществ и экономик бывших советских союзных и автономных республик; сохраняющаяся конфронтация в отношениях Грузии с Абхазией и Южной Осетией, между Азербайджаном и Арменией; конкуренция и борьба за влияние в регионе между странами Запада во главе с США и Россией, а также между региональными державами: Ираном и Турцией. «Безусловно, дальнейшая милитаризация Южного Кавказа чревата новыми военными конфликтами и ложится тяжелым бременем на бюджеты молодых государств. Несмотря на поступления значительных валютных средств в госбюджет Азербайджана от продажи своих и транзита углеводородов центральноазиатских стран в Европу, гонка вооружений негативно сказывается и на социально-экономическом положении этой страны. Россия старается сохранять паритет в военно-техническом сотрудничестве с Азербайджаном и Арменией и готова ограничить поставки вооружений обеим странам в случае достижения соответствующих договоренностей на этот счет с Турцией, Израилем и другими странами – поставщиками оружия. Было бы оправданным заморозить новые военные поставки в регион до политического урегулирования сохраняющихся конфликтов, – считает российский политик, при этом подчеркнув, что из всех государств региона Армения, как и Иран, проводит наиболее сбалансированную внешнюю политику, направленную на снижение конфронтации в регионе. – Ереван поддерживает и развивает всесторонние взаимовыгодные отношения с Россией, Ираном, Грузией, Францией, сотрудничает с другими странами на двусторонней и многосторонней основе в рамках международных и региональных организаций – ООН, ЕС, ОБСЕ, НАТО, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ОЧЭС, ПАЧЭС, ШОС и др. А также претендует на роль связующего моста в торговле между странами ЕС и ЕАЭС».

Подводя итоги рабочего дня, глава Центра The Armenian Interest, политолог Арег Галстян отметил, что Россия, безусловно, наш друг, наш партнер, точно так же, как и Европа, и США, но ровно настолько, насколько они воспринимают нас аналогичным образом. То есть здесь все достаточно прагматично. Поэтому сегодня весьма важно создание целостной стратегии внешней политики, что позволит стране урегулировать не только проблемы в отношениях с Россией, но и выстроить достаточно сильную и эффективную внешнюю политику. «Ереван должен сформировать свои собственные национальные интересы, выработать определенную повестку переговоров и уже именно с ней начать диалог со всеми политическими центрами. Где можно дружить, Ереван должен дружить, где нужно ссориться – нужно ссориться», – считает он, одновременно отметив, что с точки зрения прагматики Ереван и Москва более заинтересованы в позитивном развитии армяно-российских отношений, нежели в отрицательном.

Наталья Оганова

Поставьте оценку статье:
5  4  3  2  1    

Оставьте свои комментарии

Ваш комментарий

* Обязательные поля